01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

О декоративных функциях комиссий по землепользованию и застройке

Вы здесь: Главная / Среда / Городская среда / О декоративных функциях комиссий по землепользованию и застройке

О декоративных функциях комиссий по землепользованию и застройке

Автор: Александр Карпов — Дата создания: 24.11.2009 — Последние изменение: 24.11.2009 Центр экспертиз ЭКОМ
23 ноября 2009 в Смольнинском суде Петербурга на процессе «граждане (Амосов М.И., Вишневский Б.Л., Резник М.Л.) против Постановления Правительства 1079» судья Татьяна Матусяк назначила две экспертизы для проверки корректности разрешений, выданных КЗЗ на строительство "Охта-Центра" и превышение высотного регламента. Это решение комментирует директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.
Первоисточник публикации комментария

 

Смольнинский суд Петербурга демонстрирует, что Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга не нужна. Назначив проведение двух экспертиз по спорным вопросам, связанным с предоставлением "Охта центру" разрешения на «отклонение», судья Татьяна Матусяк, по сути, запускает процесс содержательного исследования обоснований заявки застройщика, которого не было ни на публичных слушаниях 1 сентября, ни на заседании городской КЗЗ, ни, тем более, на заседании Правительства СПб. Зачем тогда нужны все эти декорации?

 

23 ноября, при рассмотрении дела «граждане против Постановления Правительства 1079», судья назначила две экспертизы: одна должна установить, является ли земельный участок, для которого выдавалось разрешение на «отклонение», неблагоприятным для застройки, а вторая – нарушит ли строительство небоскрёба охраняемые законом исторические панорамы Петербурга.

Это решение комментирует директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов:
 

 

- Мы наблюдаем начало процесса, который должен закономерно завершиться либо ликвидацией комиссий по землепользованию и застройке, либо преобразованием их в совершенно иные структуры, кардинально отличающиеся от той «декорации», которая создана сегодня.

- КЗЗ не могут разрешить ни одной сложной ситуации, когда имеется конфликт между застройщиком и общественностью или окружающими землепользователями. Решения КЗЗ не авторитетны, потому что они принимаются закрыто, без опоры на профессиональную экспертизу и без взвешивания аргументов «за» и «против». Публичные слушания, как основа для решений КЗЗ, абсолютно неработоспособны, потому что слушают одни люди («районная комиссия»), а решения принимают другие («городская комиссия»). Но даже если устранить этот недостаток, формат слушаний не позволяет детально рассмотреть аргументы сторон. Поэтому и застройщики, и противники любого проекта пытаются решить вопрос «массой» –  количеством людей, присутствующих в зале, а то и просто – числом неизвестно где и по какому поводу собранных подписей.

- КЗЗ состоит из 15 человек, но никакой процедуры обсуждения принимаемых рекомендаций не установлено, а от неформальных соглашений можно отказаться в любой момент. Журналисты и общественность на заседания КЗЗ не допускаются. Работоспособного (электронного с функцией поиска) архива решений нет, «прецедентное право» не действует, поэтому два решения комиссии по сходным вопросам могут диаметрально различаться – и этого никто даже не заметит.

- В противовес этому, судебный процесс обладает всеми качествами, необходимыми для принятия обоснованного решения: соревновательность сторон, изучение доказательств, процессуальные права и обязанности участников дела, достаточное время для рассмотрения вопросов, возможность сторонам действовать через представителя и пр. Естественно, что при таких преимуществах всё больше людей начинает обращаться в суд для оспаривания решений, подготовленных КЗЗ, даже при сложности этой юридической процедуры и традиционном недоверии к объективности судов.

- Таким образом, принятие градостроительных решений перемещается из кабинетов исполнительной власти в залы судебных заседаний, и это, наверное, правильная тенденция. Градостроительные решения не должны быть произволом исполнительной власти, замаскированным в виде хитроумных картосхем и томов трудночитаемых текстов. Градостроительные решения должны быть обоснованными и справедливыми, способствовать предупреждению правонарушений в соответствующей сфере и защите «прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Т.е., это в не меньшей степени правосудие, чем любой гражданский процесс.

- Если органы градостроительства и архитектуры хотят в будущем играть значимую роль в планировании городского развития, а не только роль ответчика в судах, необходимо разработать и утвердить законом Санкт-Петербурга «градостроительный процессуальный кодекс», который будет охватывать все стадии и аспекты подготовки решения – от информирования заинтересованных лиц до вынесения «приговора» рассматриваемому документу. Это, вне сомнения, пойдёт на пользу и горожанам, и тому самому «развитию», миф о котором оплачен десятками «градостроительных ошибок».

 

comments powered by Disqus