Дом генерала Зыкова: тревожный «штиль»
Как и его последний дореволюционный хозяин, он стоит, несмотря на все невзгоды.
Каждый, кто был внутри этого здания, говорил, что ему очень больно. В этой боли сплетены ужас, непонимание ситуации и негодование, порой доходящее до ярости. «Бедный дом, что с тобой сделали? И кто?» - это всё, что говорят люди, находящиеся в покинутых комнатах.
В этих комнатах хочется закрыть глаза. Для того, чтобы представить, как здесь было раньше. Дом, изначально принадлежавший разным купцам, прожил свои лучшие годы при генерале Сергее Павловиче Зыкове – известном воине-герое, переводчике, подвижнике.
Дом уникален тем, что он не доходный, а господский – генеральская семья здесь жила. К тому же, хозяин тут и работал. В этих стенах находились редакции изданий «Русская старина», «Вестник Российского Общества Красного Креста», «Досуг и Дело» – генерал был также известным в своё время редактором, владельцем, как сейчас говорят, крепкого медиаходинга. В доме бывали именитые поэты, писатели и критики того времени.
Маленький городской особнячок был оформлен с особым шиком. Это уже высокая эклектика, интерьеры фактически дворцового уровня, здесь было на что любоваться. Сияющая лепнина, ослепительные печи и камины, зеркала на стенах, барельефы и овальное окно в парадной. Однако, зажмуриваться здесь опасно. Балюстрада лестницы давно утрачена. В роскошной генеральской бальной зале нет пола. В вычурный эркер уже не войти. Детская раздавлена упавшим ажурным потолком. Нет, не штукатуркой. Именно потолком. Лепные амуры, цветы, птицы, грифоны и триумфальные кубки (какой лепнины тут только не было) лежат под ногами. Большинство не упало само, а сбито недоброй рукой. Но даже в таком состоянии этот дом зовут не иначе как Коломенский Версаль.
Когда началась история этого дома, не знает никто. Год постройки неизвестен, архитектор неизвестен. Архивный поиск результатов не дал. Можно лишь сказать, что особнячок этот старше многих домов нашего города – построен он в начале XIX века и помнит ещё Пушкина. Но не в таком, как при Зыкове, виде. Перестраивал его зодчий Дмитрий Знобишин, и было это уже в 1877-м. Это всё, что известно.
Тот же зодчий (ещё для предыдущего владельца – купца Дмитрия Шагина), построил и флигели. А в 1910-м, когда генеральская семья расширилась, архитектор Фомичёв возвёл по соседству ещё один дом, получивший современный адрес под номером 145. Высокий, просторный, по тем временам модный, но по сравнению со «старым домом» простенький. Домовладение имело общие флигели и два двора, между которыми была проездная арка и дверь: домочадцы частенько ходили друг к другу в гости. Так бы всё и шло, но в 1905 году внезапно, во время прохода полка кавалерии, рухнул находящийся рядом с домом Египетский мост. Это был недобрый знак…
Произошедшие революции не принесли дому Зыковых добра. Хозяин канул – среди красных функционеров не объявился. Здание, естественно, национализировали, сделав генеральские апартаменты скопищем коммуналок. Роскошные лепные потолки разрезали перегородки – каждому досталось по кусочку бальной залы. Газовые светильники сменила нелепая топорная воздушная проводка и дико соседствующие с амурами «лампочки Ильича». Перенаселение сделало своё дело, и к концу существования СССР дом должен был пойти на капремонт. Квартиры расселили. Но СССР рухнул, как когда-то мост. Программа капремонта была свёрнута. Дом замер…
Однако же пустым он никогда не стоял. То его обживали художники и рейверы, то здесь снимали клипы и кино. Людей искусства сменили мародёры и бомжи, разжигающие костры в бальной зале. Пожарные расчёты мчались на Фонтанку довольно часто. И всё к Зыковым: дом, как водится, не был законсервирован. Однако знобишинская лепнина всё стояла – была сделана так крепко, что не падала.
В далёком 2008 году тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко оказала дому Зыковых поистине медвежью услугу – нашла ему хозяина, инвестора. Здание ему она фактически подарила – выдала просто так, без тендера, целевым назначением. Хозяин оказался нерадивым. Он вздумал втиснуть в бывший господский дом гостиницу (что абсолютно нереально, ведь это, повторяю, не «доходник»), а когда понял, что планам осуществиться не суждено, не стал скрывать своих намерений избавиться от «обременения участка», коим стало историческое здание с флигелями.
В начале 2012 года дом начали сносить. Снос был абсолютно «диким»: в обход закона, без разрешений и документов. Мы, градозащитники, держали на Фонтанке 62-дневную круглосуточную оборону. Это была самая долгая наша акция. Мы кидались под экскаваторы, проникали на стройку и в здание (в надежде, что дом, в котором люди, не будут ломать). Ценой прямого действия и шума в СМИ сам дом мы отстояли. Но флигели вандалы всё-таки снесли. Сам дом теперь стоит с наспех залатанным проломом в фасаде – экскаватор много раз ходил во двор и обратно прямо через здание.
Районная и городская власти единогласно признали снос незаконным, а ущерб, нанесённый объекту, значительным. Но, несмотря на это, инвестдоговор был продлён. Действия чиновников не поддаются логике.
Зимой 2015-го мы в ходе долгой информационной войны нанесли инвестору дома Зыковых сокрушительный удар – сделали здание памятником (экспертизу провёл ВООПИиК – Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры). Статус пробили с боями: эксперты напоролись на яростное сопротивление… городского комитета по охране памятников, который требовал сократить предмет охраны (перечень ценностей объекта), угрожая не включать дом в реестр. Это был самый настоящий информационный рэкет. В итоге, с ощутимыми потерями, но статус объекта культурного наследия у дома есть, и его уже категорически нельзя ломать.
Уяснив, что действовать нахрапом не получится (за домом и ныне ведётся постоянное наблюдение), инвестор сменил тактику и начал крушить здание изнутри. Разрушители надеялись, что стены рухнут. Но они устояли. Попытку крушения перекрытий мы оперативно пресекли прямо во время пикета (мы требовали консервации и всё-таки добились её). Раз за разом проникая на объект, мы отмечали новые утраты интерьеров (явно рукотворные), а также фасадного декора. «Инвестор посодействовал уничтожению интерьеров» – писал в своём запросе в Смольный депутат ЗакС Алексей Ковалёв.
В моём распоряжении имеется чиновничий ответ, свидетельствующий о том, что в здании имело место быть «самовольное обрушение» (подчёркиваю, не самопроизвольное). Опять пошла шумиха на ТВ и в газетах. Инвестор поначалу создавал видимость действий во время проверок (которые мы постоянно инициировали), а потом и вовсе пропал. Как сообщает свежая пресса, в кабинетах власти он не был с прошлого июля, то есть, уже почти год.
Рекорд ли это, не ведаю, но то, что инвестор почти восемь лет «маринует» здание, доводя до естественного обрушения – явно рекорд. В нашем «арсенале» – пухлые папки писем в защиту здания, депутатских запросов, фото с акций прямого действия и пикетов, документов проигранного городом арбитражного иска, а также предписаний инвестору. Но, невзирая на это, на днях в прессе прошла информация, что Смольный намерен вновь продлить инвестдоговор (в прошлый раз продление состоялось с четвёртого раза).
Мне очень хочется знать, что это – слепота власти или тотальная коррупция? Возможно, инвестор приближен к каким-то кругам Смольного. Иных версий у меня нет. И быть не может. Ибо, по идее, всё должно быть наоборот: горе-хозяина, имеющего такое «портфолио двоечника», давно пора гнать с рынка и вносить в «чёрный список». Здание, разумеется, изымать.
Изымать, безоговорочно. Ибо инвестор уже не раз показывал, что на Фонтанку он пришёл не с добром, и ничего хорошего там не будет. А дом ждёт. Ведь, несмотря на все невзгоды, он ещё ремонтопригоден, и вполне мог бы разместить в своих стенах любое социальное или культурное учреждение: детскую танцевальную, музыкальную или художественную школу, выставочный зал, библиотеку, центр реабилитации инвалидов (которого так не хватает в районе).
Дом ждёт. Почти восемь лет градозащита не спит спокойно. Ни за один дом мы не переживали столь долго.
На Фонтанке «штиль». Но это тревожный «штиль». Экскаваторы могут нагрянуть, когда угодно. То, что этому инвестору закон не указ, мы уже поняли.
Дарья Васильева