Двухчасовой градозащитный митинг
Развивались стяги Яблока, Ингрии, ЛГБТ, Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие, РПР-Парнас, Солидарности, Живого города, Зелёной волны, РСД и каких-то коммунистов. Очень многих участников несогласованного народного схода «Северная Пальмира против вандалов» на митинге не было, но массовость помогли создать защитники Исаакиевского собора и парков Малиновка и Удельного, жильцы территории «Конюшенная» и сотрудники Главной астрономической обсерватории РАН. Пришли также редкие теперь гости в Петербурге – приглашённый в Колумбийский университет Дмитрий Дубровский с женой и младшим ребёнком. Предыдущий общегородской митинг в защиту Петербурга проходил три года назад на Пионерской площади.
В первые минуты митинга «петроградское небо мутилось дождём», но под конец разъяснилось. На заднике сцены висела видавшая виды растяжка «Сохраним живое сердце Петербурга». Митинг вели Николай Рыбаков («Яблоко») и Максим Резник (ЗакС, председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке).
Рефреном митинга стали призыв к неравнодушию, «права культуры» и два взаимоисключающих тезиса: «градозащитное движение становится правозащитным: градозащитники сегодня защищают право и требуют соблюдения законов» (Александр Марголис) и градозащита – не просто активизм, каждая горячая точка города ставит вопрос о власти (Иван Овсянников).
Первым дали слово Александру Марголису, которого ведущие назвали «живой легендой градозащитного движения». «За последние десять лет в России утрачено более 2500 памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства. Памятников, которые якобы охраняет государство. Немалая часть уничтоженного – петербургские памятники» – сказал Председатель Совета СПб. отделения ВООПИиК. Он напомнил, что в декабре исполнится 25 лет с того момента, как на 14-й сессии ЮНЕСКО исторический центр Петербурга и окрестности «по настоятельной просьбе нашего правительства» был включён в список всемирного культурного наследия. «25 лет мы в этом списке. И наше государство взяло на себя обязательство перед мировым сообществом сохранять эти сокровища, которые являются гордостью и достоянием всего человеческого рода». В пункте 2 статьи 24-й Федерального закона о сохранении культурного наследия (ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принят в 2002 году) говорится о первоочередном порядке признания «особо ценным» «объекта культурного наследия, включённого в список всемирного наследия. Но закон эти объекты вовсе не защищает». Александр Марголис рассказал, что после 26 августа в петербургское отделение ВООПИиК стали поступать предложения «собрать деньги на восстановление барельефа, уничтоженного вандалами на Лахтинской, 24». В упомянутом федеральном законе есть статья 63-я, в которой указано: «стоимость восстановительных работ возмещают лица, причинившие вред объекту культурного наследия» и нести административную и уголовную ответственность. «Это должен сделать суд и не успокоиться до тех пор, пока соответствующие статьи закона не будут выполнены. И мы должны и будем добиваться этого» – сказал Марголис. Александр Марголис вспомнил, что в сентябре 1995 года была обнародована составленная Д.С.Лихачёвым «Декларация прав культуры». В соответствии с нею, «культура составляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств». «Утрата любого элемента культурного наследия является невосполнимой утратой и ведёт к духовному обеднению всей человеческой цивилизации» – писал Лихачёв. Если природа способна к восстановлению, то памятники культуры исчезают навсегда, и никакой новодел их утраты не восполняет.
В заключение Марголис напомнил, что в декабре нас ждёт полувековой юбилей первой малочисленной демонстрации в Москве с лозунгом «Уважайте конституцию! Соблюдайте свои законы!» («митинг гласности», 5 декабря 1965). «Это событие имеет самое непосредственное отношение к тому, чем озабочены мы. Мы добиваемся уважительного отношения к законам (пусть несовершенным, но они есть), которые защищают культурное наследие. Мы защищаем право и закон от тех, кто его нарушает и оскорбляет». «Не бойтесь врагов, в худшем случае они могут вас убить. Не бойтесь друзей, в худшем случае они могут вас предать. Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия в мире совершаются все предательства и убийства. Здесь собрались неравнодушные петербуржцы. За неравнодушие!» – закончил своё выступление Александр Марголис.
Телеграмму в адрес оргкомитета прислала депутат Государственной думы РФ Оксана Дмитриева. «Мы не допустили строительства башни Охта-Центра. И по-прежнему вместе мы будем противостоять тем, кто уродует или разрешает уродовать Петербург, вандалам, псевдо-инвесторам, представителям власти, если они будут согласовывать проекты, грозящие невосполнимым ущербом единому архитектурному облику города. Защитим Петербург вместе! Это наш город!».
Александр Кобринский, депутат ЗакСа от Петроградской стороны (партия «Яблоко») сказал, что дело градозащиты стало другим: раньше вандалы и застройщики старались прикрыться законом, «теперь они открыто разрушают наш город, пытаясь нам доказать, что он будет таким, каким они хотят его видеть, а не таким, каким его передали нам предки». «Это называется террор – атака на жизнь и здоровье нашего города, боль которого мы ощущаем как свою». Кобринский попросил прощения за то, что ему и его коллегам по фракции «не удалось сделать так, чтобы вандалы и мерзавцы не смогли подойти к нашим памятникам архитектуры и культуры». Депутат выступил с инициативой внесения изменений в Уголовный кодекс РФ: он считает необходимым ужесточить ответственность по статье 243 УК РФ и перевести её в категорию преступлений средней тяжести (в резолюции митинга эта инициатива нашла отражение). «Дело Мефистофеля» у Кобринского на личном контроле, он вновь пообещал, что будет добиваться размещения фотографии разбитого стража дома Лишневского до его восстановления. Митинг потребовал «восстановить утраченный по вине вандалов барельеф на доме Лишневского на Лахтинской улице, 24. Ввести практику защиты и своевременной бережной реставрации городской скульптуры, в том числе – фасадной» (из резолюции).
Когда в середине 1980-х Алексей Ковалёв создавал со своими друзьями группу «Спасение», он надеялся, что вскоре сможет заняться своими делами и наукой. Но до сих пор этого не получилось. Археолог и депутат петербургского ЗакСа (фракция СР) объясняет: «К нам сотни людей приходили поговорить и послушать, но как только нужно было нарисовать плакат, распространить листовки, из сотни оставался один человек. Так и сегодня: народу мало, активистов не много, в суд подать никто не хочет. Принять участие в муниципальных выборах в Солнечном, где нужно добиваться признания его территории достопримечательным местом, никто не хочет. Потому что, дескать, нечего мараться, нечего заниматься какой-то политикой, нечего выходить на улицу – всё равно ничего не получится. Наша идея [в «Спасении»] заключалась в том, чтобы показать, что получится, будет и есть позитивный итог этой работы». Депутат призвал «сегодня подумать каждому о своей роли в градозащитном движении, в защите культуры». «Если на порядок будет больше людей, чем сегодня собралось, то ни один виноватый не уйдёт от ответственности, они будут это понимать». Ковалёв напомнил, что недавно «рядом с Мефистофелем», на улице Мира на Петроградской стороне сносили дом, - «кто вышел, куда в защиту этого исторического дома? Где толпа людей, которая выкрутит руки, не даст снести эти исторические здания?». «Главным противником являются бездействие, лень, апатия, неверие в том, что нам что-то доступно. Мы можем всё!» – заявил Ковалёв.
«Не дадим превратить Малиновку в Милоновку» – гласили несколько плакатов митинга. Защитники Малиновки бьются за свой парк, единственный на Пороховых, три года. Если городской суд Петербурга встаёт на их сторону, то Верховный суд отменяет его решение, потому что «церковь может выражать общественные интересы, а группа горожан – только частные» (напомним, РПЦ МП стремится построить в парке второе культовое здание, лишив жителей района зоны прогулок и отдыха). Об этом рассказала на митинге Марианна Алфёрова из группы защитников парка Малиновка: «Это наш город, а не Милонова».
Ведущий митинга Николай Рыбаков сообщил, что Виталий Милонов, «не участвующий в митинге», награждён медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени. «Герой России Борис Немцов награждён премией Свободы. Герои не умирают» – прозвучало в ответ от Максима Резника.
Актриса Лариса Дмитриева начала своё выступление со стихов Булата Окуджавы:
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
шагнет однажды ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что спасенье есть.
Обращаясь к немногочисленному – несколько сотен – митингу, Лариса Дмитриева сказала: «Если подумать, что здесь нет ни одного человека, который бы пришёл по разнарядке, я думаю, что мы перекрыли бы по своему качеству тот крестный ход, который был предложен городу». Ночью накануне митинга, уложив внука спать, актриса написала несколько строк, которые она, волнуясь, зачитала на митинге:
«В России никогда не знаешь, откуда придёт беда, на место одной головы дракона тут же вырастает другая. Помимо войны с братьями во Христе, которую как бы мы и не ведём, неосталинизма и множества других «измов», от большевизма до пунитизма, включая приметы фашизма, приключилась война внутренняя – война правильно верующих, у которых есть чувство, способное оскорбляться, со всем остальным народом, у которого, по-видимому, такого чувства нет и быть не может. Ущемление в праве последних всячески поддерживается государством, это видно теперь невооружённым глазом, и развязывает руки для вандализма со стороны радикально настроенных церковников. Что же делать светской части общества, чьи чувства верующих, агностиков или атеистов всячески оскорбляются новоиспечённой церковной агрессией или поддерживающими эту вакханалию чиновниками? Как спасти своё достоинство? Каким способом отстоять своё право на сохранность памятников культуры? На своё представление о России как о государстве светском? И мне думается, прежде всего надо действительно оскорбиться. До боли, о комка в горле, до желания выйти из фейсбука. Выйти для того, чтобы консолидировать силы здравомыслящих, образованных, ответственных горожан. Надо проявить не свойственную нам солидарность сопротивления. Надо поддержать лидеров гуманитарной культуры, которые заявляют о совей позиции и несогласии с происходящим. Я хочу спросить студентов творческих вузов, работников музеев, историков, артистов, архитекторов, врачей, учителей, - назовём это просто, банально творческую интеллигенцию: где вы все? Проснитесь! Не повторяйте свой исторический опыт. Мы призваны другим поколением сохранить и передать всё, что было накоплено до нас. Неужели нас меньше тех, кто навязывает нам новые стандарты морали? Тогда чего же мы все боимся? Мы должны использовать все правовые возможности, чтобы переломить ситуацию. Моё чувство верующего глубоко оскорблено актами вандализма по отношению к культурным объектам и фактическим отсутствием наказания за бесправный самосуд. И в конце концов, может быть, надо требовать симметричного закона о защите прав чувств верующих светской части общества. Надо требовать ответственности и наказания за вандализм. Нерешение этих вопросов рано или поздно переведёт их в политическую плоскость».
Виталий Щигельский представлял движение «Солидарность». «Мы пришли сюда не потому, что один одичалый заплатил другому денег, чтобы тот уничтожил памятник. Мы пришли сюда потому, что нечто дикое, агрессивное, иррациональное становится повседневностью, нормой. То вдруг некий мотоциклист в конской попоне объявляет себя воином Христа. То вандалы, прикрывшись иконами, громят выставки. То какие-то люди, называющиеся себя казаками, врываются в продовольственные супермаркеты, хорошо, что не на лошадях… То странные персонажи с пещерным сознанием пытаются диктовать репертуары театрам… Мы пришли узнать, почему такое стало возможным? У кого это можно узнать? – сказал Щигельский. – Мы смотрим на одну инстанцию, позиционирующую себя как власть, она закрыта – все ушли на крестный ход вымаливать цену за баррель… Мы смотрим выше, но там все очень заняты: с чрезвычайно воинственным видом топчут и сжигают еду. Поднимаем головы на самый верх, на олимп, где улыбчивые люди в спортивных костюмах а-ля 1990-е возлежат на тренажёрах. У них фотосессия. Но в обычное время они тоже заняты – играют в войну. Под истошные вопли телевизора дольче и габбана российской политики играют живыми людьми. Вот откуда растут ноги нашей проблемы. Это место формирует модель и пример лицемерия, одичания и расчеловечивания. Сумасшествие заразительно. Вирус войны заразен. Что же делать? Мы не можем использовать методы диких оппонентов. Но мы можем и должны применять нормы гигиены. Мы должны научиться говорить твёрдое НЕТ! Нет войне с памятниками! Нет войне с культурой! Нет войне с инакомыслием! Нет войне с Украиной! Нет войне в любой форме! Если мы замолчим, говорить будут они. Их кувалды и пушки». Писатель Щигельский призвал участников митинга приходить на «Марш мира» 27 сентября 2015.
Анатолий Константинов выступал от имени Российского союза работников культуры, объединяющих «земных работников культуры» - библиотекарей, клубных работников, экскурсоводов (62 региональных отделения, около 15 тысяч человек). Эта организация выступила против передачи Исаакиевского собора РПЦ МП. Кроме равнодушия, «одного из главных врагов культуры», Анатолий Константинов видит ещё одного оппонента – органы управления культурой. «Как только симпатичный в общении человек садится в кресло чиновника от культуры и вписывается в вертикаль, он волей-неволей начинает выполнять функцию. Культура – это воздух гражданского общества, оно формируется через культурные институты, поэтому отдавать культуру в монопольное владение государства нельзя». Гражданское общество должно противостоять попыткам отдельных институтов или церкви монополизировать культуру, считает Константинов. «Но сегодня мы практически лишены возможности доведения своего голоса до власти. Поэтому для нас важно, чтобы при каждом институте, на любом уровне были органы соуправления».
Выступали блокадники и активисты «Живого города». Депутаты ЗакСа Марина Шишкина (СР) и Ирина Комолова, Наталья Грязневич (сопредседатель петербургского отделения "РПР-ПАРНАС", координатор движения "Открытая Россия" [1] в Санкт-Петербурге) и Юлия Минутина («Живой город»), Борис Вишневский, бард Михаил Новицкий (Зелёная волна), Константин Ершов и другие.
Несколько человек представляли новые гражданские ассоциации. Константин Белов из профсоюза «Учитель» говорил о манипуляции сознанием горожан, возможной только при падении уровня образования. «Культура начинается со школьного образования. Люди образованные не собьют скульптуру только потому, что она задевает их религиозные чувства. И таких примитивных религиозных убеждений у образованных людей не будет». Белов призвал ещё раз подумать об образовании детей: «Дети будут потом решать судьбу памятников, и памятник наполняется содержанием только тогда, когда есть передача культуры от поколения к поколению».
Проект так называемой реконструкции исторического центра и в 2013 году вынужденно объединили жильцов и владельцев помещений на Миллионной и Конюшенных улицах, на митинге их представлял Владимир Котегов, председатель общественного движения «Защита исторического центра» (на фото слева). Мобилизация, вызванная перспективой выселения из домов будущей территории «Конюшенная» (в просторечии «золотой треугольник»), довела активных горожан до конструктивного диалога с властями: они приняли участие в редактуре проекта федерального закона «О некоторых вопросах сохранения исторического центра Санкт-Петербурга…». «Мы сказали, что мы не согласны с тем, что собственника без его ведома можно лишить квартиры, это нарушает наши конституционные права» - рассказал на митинге Котегов. Он напомнил, что в 1943 году в Ленинграде силами подростков и «иждивенцев» было забито фанерой 800 тысяч разбитых окон и отремонтировано 3 миллиона квадратных метров крыш. «Неужели сейчас, когда у нас текут крыши, разрушаются фундаменты и фасады в историческом центре, мы будем стоять в стороне? Всё в наших руках. Строительство мансард, переустройство жилых помещений под коммерческие цели, разрушение ненадлежащей эксплуатацией Жилкомсервисом наших домов, псевдо-инвесторы – вот поле нашей борьбы. И Конюшенное ведомство, которое должно скоро стать доступным общественным пространством – тому наглядный пример» – сказал Владимир Котегов и призвал к борьбе.
Журналист, руководитель проекта «Делайте ПРАВИЛЬНО!» Дмитрий Гусев считает, что сохранить город можно, лишь сохранив здравый смысл. «Именно здравым смыслом можно проверить любые слова и намерения власти. Вчера спикер ЗакСа Вячеслав Макаров заявил, что России бросают много вызовов, что наша обязанность эти вызовы принимать, и сплотившись, сделав Петербург самым православным городом на планете, мы победим. Я не знаю, с кем собрался воевать депутат Макаров, и кого он собрался побеждать. Он живёт в городе, где разруха начинается с самого центра, и это культурная столица России. Эта разруха резко прогрессирует за каждой кольцевой дорогой мегаполиса. И все мы об этом прекрасно знаем. Поэтому нам важно сохранить здравый смысл: им можно проверить это намерение. Предположим, Петербург стал самым православным городом: возле каждой двери стоит поклонный крест, на каждой детской площадке стоит часовня, в каждом сквере стоит церковь, и каждый горожанин тащит десятину в РПЦ. Изменит ли это жизнь нашего города? Нет, не изменит. Потому что главные проблемы нашего города – это проблемы ЖКХ, качества продовольствия, инженерная инфраструктура, изношенная более чем на 90%, наркомании, уличной преступности и множество других. В нашем городе 15 000 инвалидов-колясочников, которые не могут выйти из дома, потому что нет инфраструктуры, предназначенной для инвалидов, но мы говорим о духовности. В нашем городе 600 000 человек болеют раком, но мы вкладываем огромные деньги в строительство церквей, храмов, проведение различных духовных мероприятий - мы очень духовный народ - сказал Дмитрий Гусев. – Не важно, что власть говорит, важно, что она делает. Поэтому мы требуем результатов, ориентированных на здравый смысл».
От имени социалистов выступил Иван Овсянников. «Сегодня спор идет не только о камнях и деревьях, спор идёт о том, что представляет собою город – общину жителей или машину для извлечения прибыли» – начал свою энергичную двухминутную речь один из лидеров РСД. Власти, бизнес-сообщество, церковники считают город полем для реализации своих частных коммерческих проектов. Поэтому город они превращают в конгломерат территорий – огороженных, коммерциализированных, частных. Тем самым они его убивают. «Нам необходима демократия, но не формальная, для галочки, а демократия участия, прямая демократия. У жителей города должно быть право на референдум. Общественные слушания должны обладать реальной властью. Нам нужны обладающие реальной властью муниципальные советы, и у нас должно быть право отзывать депутатов, которые не оправдали наше доверие» – сказал Овсянников и сорвал аплодисменты. Поэтому борьба за парки, скверы и памятники горда – борьба политическая, а не просто гражданская активность. Каждая горячая точка ставит перед нами вопрос о власти. Кому будет принадлежать власть? Будет ли она принадлежать жадной элите или всем нам? В заключение своей речи Овсянников призвал митинг проскандировать: «Наш город – нам решать!».
Следующим выступал «градозащитник-капиталист», президент петербургского бизнес-клуба Юрий Подражанский. Оказалось, что он тоже выступал на митинге впервые. Молчать Подражанский не мог после летней истории с передачей Исаакиевского собора РПЦ, его «убила» её форма: «Один чиновник, пусть даже и священник, одетый в рясу, попросил у другого чиновника, пусть даже он градоначальник: «Отдай мне Исаакиевский собор». Это было сделано кулуарно, по-домашнему». «Убитый» Подражанский пришёл к Максиму Резнику, к ним присоединился Российский союз работников культуры, и втроём они подали заявку на референдум. Референдум провести не получилось. Юрий Подражанский считает «дикой провокацией» попытку отдать Исаакиевский собор православной церкви. «Это попытка стравить одних людей с другими людьми. Православная церковь в лице конкретных людей (я не говорю, что вся) занимается провокацией, сталкиванием людей с людьми, горожан с горожанами. Нас воспринимают как быдло». Подражанский призвал всех выходить и говорить. «Давайте сделаем референдум, давайте сделаем так, чтобы были референдумы». Бизнесмен напомнил, что последний референдум был в 1991 году по вопросу реименования Ленинграда в Петербург, после этого власти говорят: нет денег. «Каждый день проводят выборы, и эти выборы им нужны, чтобы закрывать наши референдумы». Последний оратор призвал не поддаваться на провокации, любить друг друга и город.
Двухчасовая акция закончилась общим исполнением «Атлантов» Александра Городницкого и чтением огромной резолюции с разнообразными требованиями: «Провести расследование причин неэффективной работы КГИОП, отправить в отставку его руководство как очевидно не справляющееся со своими обязанностями; «Добиваться реального наказания для вандалов по всей строгости закона. Регулярно проводить разъяснительную работу с МВД по проблеме сохранения объектов культурного наследия. Внести в городской бюджет статью расходов на социальную рекламу по тематике охраны культурного наследия»; «Немедленно взять под охрану археологические памятники Охтинского мыса и восстановить уничтоженный «Газпромом» блокадный мемориал». Сейчас в резолюции 22 пункта.
Фото Татьяны Косиновой, Когита!ру
Полная видеозапись митинга: Часть 1 и Часть 2
[1] Вынужденное примечание редакции: 26.04.2017 ГП РФ признала т.н. "нежелательной организацией" зарегистрированную в Великобритании организацию Михаила Ходорковского «Otrkytaya Rossia». 11.12.2017 Роскомнадзор без решения суда заблокировал сайт «Открытой России».