Опубликован проект резолюции 34-й сессии ЮНЕСКО об Охта-Центре
34-я сессия
Бразилия, город Бразилиа
25 июля — 3 августа 2010 года
Башня "Охта-центр"
Делегация наблюдателей определила возможный ущерб, который может нанести предложенный проект "Охта-центр" выдающемуся всемирному значению объекта. Делегация с озабоченностью отмечает публикацию правительством города постановления, узаконивающего высоту 403 м для объектов, внесенных в список всемирного наследия WHC-10/34.COM/7B.Add, стр. 168.
95. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанная с ним группа памятников (Российская Федерация).
На своей 39-й сессии (Севилья, 2009 год) Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО выразил глубокую озабоченность в связи с длительным отсутствием системы управления объектом, а также конкретных механизмов по координации его управления. В Комитете всемирного наследия с глубокой озабоченностью отметили тот факт, что в картах, предоставленных государством-участником, отмечены границы, существенно меньше включенных в список всемирного наследия. Кроме того, представленная буферная зона не распространяется на городской пейзаж, в частности панораму реки Невы, в связи с чем комитет обратился с просьбой к государству-участнику пересмотреть буферную зону и представить ее план на рассмотрение в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО. Комитет также выразил озабоченность в связи с тем, что проект "Охта-центр" может нанести ущерб выдающемуся всемирному значению объекта, и потребовал от государства-участника приостановить работы на объекте и представить измененные проекты в соответствии с федеральным законодательством, к которому прилагалась бы независимая экологическая оценка.
Текущие вопросы состояния сохранности объекта:
Государство-участник представило отчет о состоянии объекта в Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО 29 января 2010 года. В данном отчете рассматриваются следующие основные пункты:
— Подача предварительного заявления о выдающемся универсальном значении объекта;
— Вопрос, касающийся границ объекта. Государство-участник сообщает о том, что соответствующие уполномоченные организации проводят исторические и культурные исследования, в соответствии с которыми "границы отдельных частей объекта будут пересмотрены", а "соответствующая буферная зона будет создана в соответствии с действующим законодательством".
В отношении "Охта-центра" государство-участник объявило, что проект "проходит градостроительную экспертизу, а юридическое расследование проводится прокуратурой".
В ответ на глубокую озабоченность, выраженную комитетом, в связи с отсутствием системы управления и необходимых механизмов для координации управления объектом государство-участник предложило многоцелевую программу для решения данных задач. Данная программа включает в себя меры по сохранению, а также улучшению в области финансирования и организации, управления персоналом, научные исследования, развитие туризма и обмен опытом с историческими городами других стран, находящимися в аналогичной ситуации.
По решению, принятому на 33-й сессии, с 21 по 28 марта 2010 года Комитет всемирного наследия и Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест совершили совместную поездку. Делегация дала рекомендации в следующих областях:
а) Вопросы границ
Делегация рекомендует государству-участнику тщательно выбрать между двумя вариантами разделения границ составляющих частей в пределах исторического центра:
— сокращение границ, указанных при включении объекта в список всемирного культурного наследия в 1990 году, что предусматривает процедуру повторной номинации на присвоение статуса (поскольку это значительно изменит границы);
— изменение национального юридического статуса объекта, что позволит всем компонентам объекта, внесенного в список в 1990 году, считаться единым объектом (этот вариант не предполагает повторной номинации).
Делегация считает последний вариант предпочтительным, так как он сохраняет границы 1990 года и лучшим образом соответствует характеристикам городского пейзажа. За пределами исторического центра Санкт-Петербурга делегация рекомендует завершить процесс прояснения и определения границ всех существующих компонентов объекта.
В соответствии с рекомендацией делегации наблюдателей, буферная зона должна включать в себя участок, окружающий исторический центр, в частности панораму берегов реки Невы, и предложила конкретные параметры и объекты, необходимые для адекватного определения этой расширенной буферной зоны в соответствии с требованиями, выдвинутыми на 33-й сессии Комитета всемирного наследия. Кроме того, делегация рекомендует установить буферную зону для уже существующих составных частей в Ленинградской области. Делегация также рекомендует провести международный экспертный форум в Санкт-Петербурге, чтобы рассмотреть различные предложения, касающиеся границ объекта и его буферной зоны.
15 апреля по просьбе делегации государство-участник представило документ, который продемонстрировал прогресс в том, что касалось ожидаемого прояснения границ, впервые особенно касаясь компонентов объекта, находящихся в Ленинградской области. Тем не менее этот документ следует рассматривать только как первый шаг поэтапного проекта, так как необходимо будет еще принять меры, чтобы полностью прояснить границы всех составляющих частей.
b) Заявление о выдающемся универсальном значении
Делегация рекомендует государству-участнику пересмотреть заявление о выдающемся универсальном значении, предложенное в его недавнем отчете для лучшей интеграции пейзажа исторического центра, в частности панорамы Невы. Кроме того, делегация рекомендует включить в текст события Второй мировой войны, имеющие отношение к объекту.
c) Управление объектом
Делегация напоминает о рекомендациях делегации наблюдателей Центра всемирного наследия / Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест в 2009 году, касающихся назначения основного органа управления объектом и предоставления достаточных полномочий для контроля за аутентичностью и целостностью объекта, а также необходимости разработки плана по управлению объектом (связанным с планом работ), включая план по окружающей среде и градостроительству всей территории, план по охране, в котором будут определены степени вмешательства для каждого отдельного элемента объекта, а это позволит координировать вовлеченных акционеров.
d) Башня "Охта-центр"
Делегация подчеркнула возможное негативное влияние предлагаемого проекта башни "Охта" на выдающееся универсальное значение объекта. Делегация обеспокоена публикацией властями города указа, узаконивающего высоту объекта на уровне 403 м, и указывает на то, что Росохранкультура заняла жесткую позицию против строительства башни. Делегация рекомендует государству-участнику непременно отказаться от строительства башни и сделать так, чтобы новое строительство на этой территории соответствовало требованиям Росохранкультуры, соответствующему федеральному законодательству, археологической ценности места и необходимостью защиты определяющих признаков на месте.
14 апреля 2010 года Конституционный суд РФ попросил ЮНЕСКО предоставить информацию о возможной угрозе, которую представляет башня "Охта" выдающемуся универсальному значению объекта, и о последствиях этой угрозы в случае строительства. В ответ на эту просьбу 10 мая 2010 года Центр всемирного наследия предоставил государству-участнику подробную информацию, подчеркивая, что на 33-й сессии Центр всемирного наследия снова выразил серьезную обеспокоенность тем, что проект "Охта-центр" может отрицательно повлиять на выдающееся универсальное значение объекта, и потребовал от государства-участника приостановить работы и предоставить дизайн, измененный в соответствии с законодательством и сопровождаемый независимой оценкой его влияния на окружающую среду. В своем ответе Центр всемирного наследия также рассказал о выводах, к которому пришла совместная делегация, обозначившая вероятные отрицательные последствия существующего проекта на выдающееся универсальное значение объекта.
1 июня 2010 года государство-участник проинформировало Центр всемирного наследия, что президент РФ рассмотрел и одобрил предложения Министерства иностранных дел РФ по объекту. Государство-участник сообщило, что администрация президента РФ особенно отметила решение Комитета всемирного наследия, которое потребовало приостановить строительство "Охта-центра" и рассмотреть новые проекты с уменьшением высоты башни. Власти подчеркнули важность следования рекомендациям комитета для дальнейшего продолжения конструктивного диалога. Государство-участник подчеркнуло, что соответствующие указания были направлены в Министерство культуры РФ, администрацию Санкт-Петербурга и в другие организации, имеющие отношение к проекту.
Центр всемирного наследия и консультативные органы отмечают, что государство-участник предприняло значительный прогресс в выполнении решения Комитета по всемирному наследию по отказу от нынешнего проекта 400-метровой башни "Охта-центра", который оказал бы негативное влияние на исторический городской пейзаж Санкт-Петербурга и угрожал выдающемуся всемирному значению этого объекта. Они считают, что город должен рассмотреть другие архитектурные решения, которые не окажут негативного влияния на городской пейзаж и выдающееся всемирное значение, которые будут соответствовать ограничениям по высоте в 40 м для этой части города и будут щадить археологические слои.
Более того, любой новый проект должен стать предметом оценки влияния на окружающую среду, который оценит влияние на выдающееся всемирное значение на самой ранней стадии. Для прояснения границы объекта и его буферных зон Центр всемирного наследия и наблюдательные органы поддерживают предложение делегации о проведении экспертного форума для изучения двух основных вариантов.
4. Комитет по всемирному наследию поздравляет государство-участника за его решение по приостановке строительства "Охта-центра".