Управление объектами всемирного культурного наследия в европейских городах
Оригинал текста на английском языке: Dmitry Vorobyev (2011). «UNESCO World Cultural Heritage Site Management in European Cities». Centre for German and European Studies (CGES) Working Papers. WP 2011-11. Bielefeld / St.Petersburg.
Текст писался для Рабочих тетрадей Центра изучения Германии и Европы (2011) до сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге 24 июня – 6 июля 2012, однако по-прежнему не утратил своей актуальности.
Управление объектами всемирного культурного наследия в европейских городах
Рабочие тетради Центра изучения Германии и Европы, 2011
В этом кратком обзоре мы рассмотрим европейскую ситуацию с управлением крупными историческими городами – объектами культурного наследия ЮНЕСКО.
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята ЮНЕСКО в 1972 году. К настоящему времени этот статус является значимым как для сохранения исторического и природного наследия, так и для развития туризма и популяризации культурных ценностей. Объекты расположены в 151 государствах. 187 стран ратифицировали конвенцию ЮНЕСКО. Процесс имплементации Декларации о всемирном наследии продолжается, и это такой же сложный процесс, как внедрение Киото-протокола и других всемирных конвенций. Дискуссии по теме исторического наследия не менее жаркие, чем вопрос о глобальном потеплении, которое, кстати, не признают многие российские учёные. Так же происходит и с ситуации по охране исторического наследия.
Санкт-Петербург должен определиться со статусом Объекта культурного наследия ЮНЕСКО. Но в этой ситуации мы не одиноки. Нам придется решать проблемы, с которыми уже столкнулись другие исторические города. Кроме того, если нам необходимо взаимодействовать с ЮНЕСКО, то надо чётко знать правила принятия решений в этой организации.
С этой точки зрения, европейский опыт может оказаться чрезвычайно полезным для нашего города. Предварительный опрос российских экспертов показал, что не хватает информации по конкретным примерам и процедурам уточнения границ объектов всемирного культурного наследия. Эксперты отмечают дефицит информации о том, как именно управляются объекты культурного наследия – есть ли специальные центры в городах, каков их статус, это общественные организации или подразделения городской администрации.
Не смотря на большую известность тех случаев когда города попадали в список объектов под угрозой, как Дрезден, нет анализа того, как развивалась ситуация в правовом поле. Анализ серии частных случаев из европейской практики позволит выявить закономерности и показать возможные тренды развития ситуации в Петербурге.