"Москва столица Петербурга"
На данный момент, после открытых писем сотрудников президенту (кому же еще), публичного порицания нехорошего руководства и попыток руководства объясниться, в сухом остатке имеется следующее: сотрудникам телеканала предложили основать свои небольшие фирмы, которые будут продолжать производить свои передачи, а телеканал будет их закупать и показывать. Ну, или не будет закупать. Это же рынок. Некоторые передачи закрыли сразу («К доске» и «После смерти»). Не совсем очевидной остается ситуация с новостным вещанием «Пятого»: хотя руководство Национальной медиа-группы, частью которой является НМГ-ТВ, непосредственно занимающаяся делами «Пятого», усиленно отрицает, что перемены будут радикальными, сообщается, что техническая база новостного вещания перемещается в Москву, в РИА Новости.
А телеканал останется, останется даже «Пятым». Только вот, может, приставка «Петербург» со временем потеряется.
Причина всех этих тревожных перемен – сугубо прагматическая. Рыночная. Неожиданно, на излете кризиса (а федеральные СМИ утверждают, что он на излете, так что скоро все будет снова сыто и богато) в НМГ-ТВ решили, что «Пятый» убыточен. И рейтинги у него маленькие. Поэтому надо срочно придумать, как заработать на нем – повысить ответственность производителей за свой продукт (сделаешь неинтересно – не купят), а также кормить поменьше народу (поскольку штат у телеканала численно превосходит необходимые рамки).
То есть, до сих пор некто содержал убыточный канал, причем содержал довольно долго. Почему? Наверное, для красоты. Для того, чтобы у нас все-таки была не только Москва. Чтобы создать видимость «расцентрализованности».
Второй подобный пример – случай с петербургской версией журнала «Афиша». Этот журнал, в котором, помимо простого расписания событий «на досуг», можно было найти велеречивые и нарочито забавные рецензии на книжки, спектакли, магазины и рестораны, для определенной группы горожан был не просто руководством к действию, но и образцом стиля жизни. Так что тот факт, что с 1 января «Афиша» отказывается «от некоторых материалов и рубрик, которые самостоятельно производились в Петербурге» - серьезный удар по питерской идентичности этих горожан. В Петербурге, как в любом другом «региональном» городе, будет продаваться федеральная версия с рубрикой о местных событиях. Причины – все те же, «экономического свойства».
В свете этих причин «экономического свойства» московские руководители решили избавиться от лишней роскоши – от идеи поддерживать особый статус Петербурга, «второй столицы». Оказывается, что это обычный город, в котором происходит мало чего такого оригинального, достойного конкурировать со столичной гущей событий. Да и те профессионалы, которые чего-то стоят, уже давно вышли на «федеральный уровень».
Так что Москва начинает экономить на роскоши подыгрывать Петербургу и перестает делать вид, что он «тоже столица», а Петербургу нечем прикрыть образовавшиеся в результате дыры. Можно ли винить в такой ситуации «злое руководство», которое не думает о том, куда пойдут местные сотрудники, с которыми пришлось расстаться, или не понимает особой культурной миссии Петербурга? Или стоит задуматься, почему так мало в Петербурге производится уникального и незаменимого интеллектуального продукта.
Разве что Эрмитаж.