Петербург как креативный город?
Креативные люди
О том, что современному городу нужно быть креативным, чтобы быть успешным, пишет известный американский социолог Ричард Флорида, автор концепции креативного капитала. Вкратце мысль его звучит так: современная экономика опирается на знания, науку и инновативность, которые обеспечиваются трудом профессионалов, способных изобретать новое и вообще смело и нестандартно мыслить. Эти люди – представители профессий с большим творческим компонентом: архитекторы, дизайнеры, рекламщики, артисты, финансисты, т.е. все те, кто в процессе работы каждый день сталкивается с новыми и нерутинными задачами.
Именно эти люди, которых Флорида объединил в «креативный класс», а не традиционный рабочий класс, занятый в промышленности, обеспечивают успешность экономики. Креативные профессионалы мобильны, имеют разнообразные интересы и склонны к определенному стилю жизни, который для них принципиально важен: они хотят интересно не только работать, но и жить, а это включает в себя красиво одеваться, есть, развлекаться и общаться.
Каждый город, считает Флорида, заинтересован в том, чтобы привлечь максимум такой творческой рабочей силы: ставку на промышленность в условиях современных западных мегаполисов уже делать не принято, поскольку эта консервативная и подверженная кризисам сфера не может обеспечивать городу стабильность и постоянный экономический рост. А вот сфера знания приносит стабильные дивиденды: новые технологии и подходы к решению старых задач нужны всегда.
Креативный город
Креативный класс, однако, очень непостоянен: это не те люди, которые всю жизнь проживут на одном месте. Креативные профессионалы мобильны: они легко меняют место жительства, если им где-то в другом городе или стране предложат более интересную работу или – что тоже немаловажно – более комфортные условия жизни. И вот последнее, считает Флорида, является стратегической задачей каждого города, который планирует стабильно и успешно развиваться: нужно суметь обеспечить креативным профессионалам возможность вести интересную и приятную жизнь, чтобы привлечь и удержать их.
В частности, необходимо обеспечивать насыщенность и разнообразие культурной жизни: в городе должно много чего происходить, чтобы у жителей всегда был выбор, куда пойти, - концерты, выставки, флешмобы, лекции, ярмарки. Кроме того, важны магазины, клубы, бары и прочие места проведения досуга: все это должно быть в большом количестве и аутентичным: то есть сетевыми кафе и ресторанами креативного профессионала не удовлетворить, ему нужно предложить что-то особенное и разное.
Это тесно связано с еще одним требованием, которому должна отвечать социальная среда города – разнообразие: этническое, культурное. Рестораны с разной этнической кухней, бары с разной музыкой: межкультурное взаимовлияние приводит к появлению новых форм культуры, которые и создают привлекательный и нескучный культурный ландшафт города. Из этого вытекает следующее требование: толерантность городской среды к различиям, поскольку представители разных культур должны чувствовать себя комфортно, чтобы с удовольствием жить и творить в городе.
Креативный Петербург?
Несмотря на то, что Петербург уже давно таскает за собой титул «культурной столицы», уровень культурной активности в городе в последние полтора десятилетия вызывал серьезные вопросы. Официальная и традиционная культура – признанные музеи и театры, конечно, никуда не девались, чем-то занималась богемная публика, чей продукт, однако, рассчитан, скорее, на «своих», чем на широкие слои горожан. Однако, ощущения, что в городе творится что-то нестандартное, новое, и это нечто развивается и растет, не было.
Ситуация изменилась буквально в течение года: сцена массового культурного потребления приобрела новые краски в связи с появлением творческих инициатив, о некоторых из которых Когита!ру уже писала раньше (Теории и практики Петербурга: "Сделать знание модным", Активизм в стиле фанк). Характерной особенностью этих инициатив является их доступность для широкой публики, вернее, намерение привлечь и расшевелить максимальное количество посетителей. Интересно, что появление инициатив приводит и к появлению заинтересованных людей – то есть предложение в какой-то степени рождает спрос.
Появление петербургского отделения портала «Теории и практики» стимулировало лекционную активность в городе – лекции и мастер-классы стали предлагать на самые разные темы (от дизайна до Интернет-технологий) и самые разные площадки, владельцы которых поняли, что размещение информации о мероприятии на посещаемом портале привлечет не только разовых, но и постоянных посетителей. Число и тематический спектр лекций меньше чем за год серьезно расширился, как расширился и круг потенциальных слушателей – ходить на «умные мероприятия» стало модно. На этой волне стали возникать и новые инициативы, чья деятельность связана с развитием сферы знаний и коммуникаций, например, Raum-7.
Помимо лекций, многие неформальные площадки – бары, кафе, клубы – стали проводить кинопоказы, дискуссии, самые различные мероприятия и разговорного, и визуального жанров. Например, новый клуб «ATELIERBAR» проводит и кинопоказы, и выставки, и лекции, и дизайнерские ярмарки. Еженедельные базары с продажей нестандартных вещей и продукции hand-made планируют проводить также в лофте бывшего завода «Заря» на Казанской улице ("FREE'k bazar"). Кстати, превращение бывших индустриальных построек в центре города в центры искусства и творчества – лофты – тоже развивается в Петербурге: Лофт-проект «ЭТАЖИ», культурный центр «Треугольник», «Силовая станция».
Все перечисленное - явления буквально одного прошедшего года, в течение которого сонный и консервативный Петербург расцвел разнообразными и нестандартными красками и начинаниями. Хочется надеяться, что оживление культурного фона и вовлечение в него все более широких слоев молодого населения станет устойчивой тенденцией развития города. А в такой среде и работать не скучно: может, и креативный класс к нам потянется.