Интернет для пожилых
О будущем онлайн-сервисов, ориентированных на старшую возрастную аудиторию, в российских регионах России только начинают задумываться. Опыт города Чудова подтверждает: скоро тема станет актуальной.
Многие российские граждане скептически относятся к интернет-сервисам, адресованным людям старших возрастных групп. Проблемой компьютерной и Интернет-неграмотности старшего поколения и, соответственно, оторванности от значимых событий, от общения с семьей и друзьями ОАУСО «Чудовский центр социального обслуживания» начал заниматься с 2007 года.
Анкетный опрос пенсионеров о досуге: «Как Вы проводите Ваше свободное время?» - показал, что в свободное время 76,3% пожилых людей занимаются «просмотром телевизора», на 2-м месте – «чтение, музыка, встречи с друзьями», занятия прикладным творчеством, посещение культурных мероприятий интересуют 10-11%опрошенных, а общественная работа и клубы по интересам находятся на последнем месте (2,5%).
См. таблицу "Свободное время граждан"
На вопрос: «Как, по Вашему мнению, следует изменить организацию работы социальных учреждений?» - преобладающее большинство ответов имели направленность на улучшение положения самих пожилых людей, с пассивной позицией: «мне должны». Отсутствие навыков самоорганизации и привычка жить по правилам «добровольно-принудительных обязательств» характерна пожилым гражданам нашей страны и соответствует реальной ситуации. Пожилые просят и требуют больше внимания, заботы, увеличения размеров пенсий, повышения льгот, доплат и т.п. На вопрос: «Можете ли Вы сами, что либо изменить?» -конструктивных предложений были единицы: расширить объем занятий по интересам, побольше посиделок и вечеров, сделать более доступной информацию об оказываемых услугах, создание благоустроенного и безопасного жилья, устройство пандусов и поручней в общественных местах. Но ни один не был готов самостоятельно что-либо изменить как в своем положении, так и ближайшем окружении.
Самостоятельно проделанная работа, достижение определенного результата как у детей, так и у взрослых всегда формирует чувство значимости и повышает самооценку любого человека, а для пожилого человека это ещё более значимо, так как служит стимулом и мотивацией к последующим «мелким победам». В настоящее время опекающие формы социального обслуживания ведут к деструктуризации уклада жизни пожилого человека, навязывая свои формы и методы обслуживания, лишают пожилых права выбора и возможности самому решать хотя бы часть своих проблем. С целью снижения материальных затрат на социальное обслуживание и переходу от опекающих стратегий необходимы технологии стимулирования пожилых граждан к максимально долгому сохранению способности к самообслуживанию.
Наше учреждение в своей работе ориентировано на повышение активизации пенсионеров, увеличения их самостоятельности и инициативности. В настоящее время существует значительный потенциал для самоосознания социально-возрастной группой пожилых и роста их физической, хозяйственно-экономической, политической и иной активности. Создав возможность и условия для пожилых людей самим реализовывать свои цели и задачи, удовлетворяя собственные потребности, получим большой положительный эффект в направлении экономической независимости и морально-психологической удовлетворенности данной категории, снижая при этом процент негативно-аморфных настроений у них.
Повышение уровня компетентности пожилых людей в различных видах деятельности, увеличивает рамки знаний и умений личности, позволяющих действовать конструктивно в изменяющихся условиях внешнего мира. Интернет становится незаменимым он-лайн сервисом. Самообразование востребовано современными пожилыми людьми из-за необходимости регулярной адаптации к постоянно меняющимся реалиям окружающего мира и условиям жизни. Эффективным процесс самообразования в наше время возможен только при хорошо продуманной и организованной системе по развитию и распространению активизирующих технологий. В учреждении ставится задача создания так называемой «развивающей среды» (адаптивных методик, обучающих тренингов, программ по передаче опыта и др.), способствующей повышению компетентности пожилого человека.
Технологии повышения компетентности в настоящее время выделяют 2 подхода: поддерживающий и инновационный.
Инновационный подход представляет собой процесс образовательной деятельности, который стимулирует инновационные изменения в уже состоявшейся существующей социально-культурной среде.
Поддерживающий подход направлен на поддержание и воспроизводство существующего опыта, культуры и является традиционным для успешного функционирования пожилого человека в современных условиях.
Прогресс информационных технологий и телекоммуникаций в современном мире облегчают задачу создания эффективной системы самообразования пожилых за счет увеличения доступности средств для дистанционного обучения (выход в Интернет). Образовательные проекты для пожилых людей в обязательном порядке должны учитывать личностные качества каждого конкретного человека, с учетом его пожеланий, физиологических, психологических и иных возможностей. Одной из активизирующих стратегий является готовность пожилых людей к познанию персонального компьютера и включения в информационный мир. Современным пожилым россиянам трудно преодолеть очевидный «барьер доступа». Традиционная телекоммуникационная инфраструктура России, как показал наш опрос (76,3%) по-прежнему занимает высокое положение среди пожилых пользователей.
В отличие от телевидения, рынок сотовой связи развивается ускоренными темпами, растет количество мобильных телефонов у населения (1). В 2010 году на вопрос: «Какими видами связи Вы пользуетесь?» пожилые дали следующие ответы: наибольшей популярностью пользуется мобильная связь, далее почтовая и стационарная телефонная. Но пожилые, особенно старшей возрастной группы – «старые старики» предпочитают традиционную стационарную телефонную связь. Из 158 исследуемых пожилых людей только 3 человека используют Интернет-технологии для общения.
Последнее время возрастает число регулярных российских пользователей сети Интернет, однако российская интернет-аудитория в основном сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге (66,3% регулярных пользователей) (2). Интернет-технологии вне крупных городов России только зарождаются, что приводит к ситуации, близкой к исключению их из мирового информационного сообщества.
В «Чудовском ЦСО» в отделении социальной реабилитации за период с 2008 по 2010 годы 69 человек прошли обучение первичным навыкам работы на персональном компьютере. Обучение пожилых людей работе на ПК способствует: инициации пожилых на формирование способности к интегративно–креативной перестройке собственной деятельности; активизации жизненной позиции; положительному преобразованию своего жизненного пространства, повышению квалификации и расширению возможностей дистанционного обучения.
Задачей компьютерного класса в отделении социальной реабилитации «Чудовского ЦСО» было создание условий, которые служили бы не только приобретению новых знаний и умений, благодаря информационным технологиям, но и давали чувство «нужности», комфортности в условиях необходимости адаптации к рыночным отношениям, увеличивали возможности личностного роста и продлению продуктивного долголетия. Основной смысл в формировании коммуникативной компетенции с использованием Интернет-технологий состоит в: преодолении «социальной исключенности» пожилых людей, построении взаимоотношений пожилого человека с миром, родными, близкими и другими людьми, сохранение самого ценного, что делает людей человечными. Наш опрос: «Для чего Вы используете Интернет?»,- дал определенные результаты: см. Таблица 2.
Наличие персонального компьютера дома стимулировало к получению знаний: для самообразования – отметили все участники - 69 человек (100%); для более близкого общения с внуками – 46 человек (66,7%); для расширения кругозора -38 человек (55,1%). Все 69 человек, прошедших обучение компьютерной грамотности отметили, что эти знания дают им возможность использовать Интернет для личностного роста. В Интернет пожилые ищут необходимую информацию: для себя (38 человек), для внуков (46 человек), читают новости (58 человек), переписываются с друзьями (родственниками) по электронной почте (52 человека), общаются в социальных сетях (69 человек).
Оценивая доступность значимой информации, имея выход в Интернет, чудовские пенсионеры-пользователи в беседах отмечают, что коммуникативные сети работают не так быстро, как им бы этого хотелось (32 человека), иногда не могут найти необходимые данные или полезные сведения (29 человек), отсутствуют определенные компьютерные программы, расширяющие возможности использования данных, полученных из Интернет (8 человек). Важно, что из 69 человек, прошедших обучение, 6 - вышли на работу; 14 - отмечают более близкие взаимоотношения с внуками и родными и все 69 рады, что имеют возможность осваивать новые знания, работая с персональным компьютером в сети Интернет, повышая свою компетенцию путем дистанционного обучения, чувствуя свою значимость.
В 2012 году, с получением компьютеров от спонсоров в учреждении появилась возможность продолжить начатое ранее. С сентября месяца новичкам будут предложены не только базовые курсы приобретения навыков работы на ПК, но и новые сервисы, позволяющие им за непродолжительное время освоить Skype, Facebook, онлайн-фотосервисы и другое. Эти программы подходят для семейного общения людей всех возрастов, но особенно — для пожилых. Этому способствует упрощенный интерфейс, удобный для дальнозорких и близоруких, возможность дистанционной настройки и контроля. К примеру, можно ввести опцию напоминания о приеме лекарств и днях рождения. Настройки безопасности помогают контролировать онлайн-контакты неопытных пользователей.
Многие скептически относятся к этому сегменту современной жизни, так как поколение 55+ до сих пор социально и экономически неактивно. Хотя потребности больше общаться с семьей, не сильно перегружая память и глаза, и при этом чувствовать себя в безопасности у пожилых людей остались. Удовлетворить их и попытаются разные программы и компании. В нашем учреждении, при минимальных бюджетных затратах, прикладывается максимум усилий для развития этого направления активизации жизненной позиции людей пенсионного возраста. Интернет-сервисы для пожилых — это большой, но пока еще не освоенный рынок, особенно в отдаленных от столичных городов районах.
Примечания
(1) Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы – факторы социального развития. –М.:1996. -С.43.
(2) Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. -М.: Изд-во МГСУ «Союз». 2001. –C.384.