Новгородские стратегии по интеграции пожилых людей
25-26 ноября в Великом Новгороде, в муниципальном автономном учреждении «Диалог» проходило заседание региональной Коллегии Комитета социальной защиты населения Новгородской области. Темой встречи стали «Современные задачи развития социальной защиты населения. Стратегия социальной интеграции пожилых людей в общество».
В рамках Коллегии была организована выставка социальных проектов и услуг, реализуемых государственными учреждениями социального обслуживания населения и общественными организациями областного центра и Новгородской области. На выставке свои проекты представили районные учреждения социальной сферы.
Особенно заметными были стенды и буклеты государственного учреждения «Кризисный центр помощи женщинам», где при социально-психолого-педагогичеком и стационаром отделениях эффективно работают программы, разработанные специалистами центра. Ведется активная работа с новгородцами, потерявшими своих близких, оказывается действенная помощь семьям в предразводный период, реализовываются реабилитационные программы, направленные на профилактику семейного насилия, рискованного поведения, алкогольной и табачной зависимости (по методу профессора Г.А.Шичко), индивидуальное сопровождение и патронат граждан и семей, оказавшихся в трудной кризисной ситуации.
В клубе «Оптималист» за курс в 11 занятий разрушается программа зависимости от алкоголя, табака и других вредных веществ.
ГУСО «Новгородский центр социальной адаптации» осуществляет работу для тех, кто остался без средств и жилья. Им предоставляются места для ночлега, горячее питание, оказывается содействие в восстановлении и оформлении необходимых документов для получения пенсии и медицинских полюсов, регистрации по месту пребывания.
Новгородская общественная организация «Городской совет женщин» совместно с Новгородским областным отделением «Российский Красный Крест» и ГУСО Новгородский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота» уже более восьми лет организуют работу девяти клубов «Творческое долголетие». Их девиз: «За доброту сердец, за дружбу поколений». Их стенды также выделялись оформлением и содержанием. Они популярно и наглядно рассказывали о просветительской работе среди людей старшего возраста. В клубах занимаются 225 пенсионеров, где они приобретают новые навыки, познают психологические нюансы поведения людей, изучают нормативы и изменения действующего законодательства, прибавляя активность к своим годам.
В первый день заседания Коллегии состоялся семинар-практикум «Реформа бюджетных учреждений». Его Владимир Шкатулла, заслуженный юрист РФ, к.ю.н., профессор МГУ. Презентация Шкатуллы вызвала неоднозначную реакцию присутствовавших директоров социальных учреждений, председателей комитетов социальной защиты районов, руководителей общественных организаций.
Рассматриваемый докладчиком Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" делит все ныне существующие учреждения на бюджетные и казенные. Часть государственных (муниципальных) учреждений в срочном порядке преобразовывают в автономные, которым предполагается большая доля самостоятельности, чем бюджетным и казенным. В соответствии с указанными в данном федеральном законе новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем, сферы государственных и муниципальных заказов, местного самоуправления и других. Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу в иные сроки. Устанавливаются многочисленные переходные положения, касающиеся, порядка исполнения автономными и бюджетными учреждениями своих обязательств, порядка финансирования бюджетных учреждений, их создания, преобразования и ликвидации. Автономное учреждение, так же как и бюджетное учреждение, согласно Федеральному закону № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ), сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования.
Если учредитель бюджетного учреждения обязан осуществлять его финансирование за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, то в отношении автономного учреждения он должен сформировать государственное или муниципальное задание и осуществлять финансовое обеспечение выполнения этого задания в виде предоставления субсидии.
В Федеральный закон № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 вносилась масса поправок и изменений и до сих пор много спорных моментов. Ведь критерии оценки экономических реформ во всем цивилизованном мире учитывают по конечным социальным результатам, плате за нее, пользе от нее для общества. Реформы могут рассматриваться как результативные только в случае, получения желаемых изменений в экономике и поведении экономических субъектов. Конечно, время ставит вопросы создания новых организационных систем, которые бы могли эффективно решать актуальные проблемы в условиях дефицита профессиональных человеческих ресурсов и финансовых средств. Основной задачей социальной политики сегодня является необходимость поиска новых возможностей для баланса интересов работающих в социальных структурах и экономически зависящих клиентов социальной работы.
По уверениям профессора Шкатуллы, реализация Федерального закона № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" от 03.11.2006 (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 215-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ) позволит оптимизировать расходы на социальное обслуживание и улучшить качество его предоставления в соответствии с национальными стандартами.
Во второй день заседания Коллегии Александр Дряницин, председатель Комитета социальной защиты населения Новгородской области, познакомил присутствующих с современными задачами развития социальной защиты населения в регионе и стратегией социальной интеграции пожилых людей в общество.
Интересным опытом о работе Межведомственной участковой социальной службы сопровождения семей с детьми поделились коллеги из соседней области - заместитель начальника Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Елена Федорова и начальник отдела семьи, женщин, детей и демографии Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Марина Кириллова. Их наработки в сфере межведомственного взаимодействия, с учетом специфики структуры сети социальной сферы, будут со временем внедряться и в Новгородской области.
Второй день был насыщен значимыми выступлениями. Шла речь о реализации регионального закона от 02.06.2010 №768-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержке лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области»; о предстоящей подготовке и проведении в 2010-2011 годах областного благотворительного «Рождественского марафона»; о создании и начале деятельности общественной организации ветеранов социальной защиты населения.
Принятые коллегиальные решения ставят актуальные задачи, которые необходимо решать в пределах возможностей и компетенции.
Так с января 2011 в Новгородской области начинает проводиться плановая реконструкция действующей инфраструктуры системы социальной защиты населения, которая вызвана объективным ходом демографических процессов. Ожидается, что реорганизация нынешних государственных учреждений в автономные, бюджетные и казенные позволит эффективно перераспределить ресурсы, оптимизировать затраты, достигая гарантированных Конституцией Российской Федерации достойных жизненных условий и доступа к социальному благосостоянию всем гражданам.
Каков будет результат в действительности - покажет время.