01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Пожилые - опекуны своих внуков

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Чудовские заметки Татьяны Куприяновой / Пожилые - опекуны своих внуков

Пожилые - опекуны своих внуков

Автор: Татьяна Куприянова — Дата создания: 24.12.2009 — Последние изменение: 24.12.2009 Cogita!ru
Аналитическая статья социолога Татьяны Куприяновой о специфике и проблемах института опекунства в Чудовском районе Новгородской области.



Введение в проблему. Социально-психологический климат в семье

Традиционно считается, что в семье главным образом воспитываются дети, но и родители получают свои уроки. «Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно - психологического климата» [см.: Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.].

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Чаще всего под понятием социально-психологический климат семьи понимается ее обобщенная характеристика, которая отражает степень удовлетворенности членов семьи основными аспектами жизнедеятельности семьи, общей формой поведения и стилем общения.

Мы привыкли рассматривать семью, как очаг любви, мира и благополучия, где детей и пожилых окружают самые близкие и дорогие. В реальной жизни, особенно в последнее время, все больше и больше фактов о проблемах в неблагополучных семьях, с неблагополучными детьми. В семьях с неблагоприятным психологическим климатом члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, - и ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных чувствах и эмоциях.

Существование семьи, где взаимные обвинения, угрозы, споры, часто применение физической силы против слабых, нежелание понять другую сторону, признать свою вину, отсутствие стремления членов семьи изменить существующее положение к лучшему, становится проблематичным. Современный плюрализм семейных форм, падение ценности регистрируемого брака ещё в большей форме нивелирует значимость стабильных и ответственных семейных отношений.

Неблагополучная семья – это не всегда синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего не скажешь плохого с формальной точки зрения, но для конкретного ребенка эта семья может стать неблагополучной. Разные встречаются семьи, разные бывают дети, так, что только система отношений «семья-ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная и неблагополучная.

Проблематичными становятся семьи, где родители в силу разных причин не принимают участия в воспитании детей. Если родители отсутствуют и не участвуют в воспитании ребенка (умерли, психически больны, лишены родительских прав из-за пристрастия к алкоголю, наркотикам, ведут образ жизни не совместимый с воспитанием и т.п.), судьба каждого конкретного ребенка решается индивидуально. Число детей живущих в неблагополучных семьях неизвестно, такой статистики в нашем районе не ведется.

Выводы исследования

По результатам проведенного в Чудовском районе Новгородской области в 2009 году исследования опекунских семей, можно сделать выводы, что в большинстве случаев, основными причинами неблагополучия, и как следствие, лишения родительских прав, являются:
– алкоголизм (наркомания) родителей (или одного из них);
– высокий уровень безработицы (особенно трудно найти работу лицам, злоупотребляющим алкоголем),
– низкая оплата труда, отсюда и плохое материальное положение;
– сложная социально-экономическая ситуация в стране (незащищенность населения перед социально-бытовыми проблемами, стрессы, приводящие к употреблению алкоголя или наркотиков, и т.п.);
– низкий уровень  функциональной грамотности и компетентности населения в вопросах прав, льгот, гарантий, свобод, морали, социально-приветствуемого поведения и т.п.

Реальность такова, что социальные работники зачастую не знают, что делать с семьей, где родители пьянствуют, нигде не работают, и всячески уклоняются от воспитания детей. Ведь, сравнительно небольшая помощь, оказанная в сложный момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность, иначе, в противном случае, семья может перейти в категорию неблагополучных.

Долгое время считалось, что семейные конфликты и неурядицы - это дела «частные», деликатные, но практика показывает, что беседами да уговорами эту проблему не решить.

Социальные работники в настоящее время имеют возможность оказывать помощь проблемным семьям преимущественно на этапе её кризиса, в период разгоревшегося конфликта или распада. Заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений не в состоянии в силу некоторых ограничений действующего законодательства.  Предполагаю, что по мере улучшения социально-экономической ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения выживания будут изжиты, вопросы семейной терапии, профилактики семейных конфликтов, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут лидирующее положение.

Специфика института опекунства в Чудово

В Чудовском районе проводится ряд комплексных мероприятий по вопросам пропаганды, распространения и передачи опыта благополучных семей - это семинары, районные конференции и праздничные мероприятия, посвященные Дням семьи, Дню матери, Дню защиты ребенка и т.п. «Чудовским центром социальной помощи семье и детям» ведется разноплановая работа, цель которой сохранение семьи, как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в специализированной поддержке. Виды и формы работы с каждой неблагополучной семьей разнообразные: это и экстренная помощь (срочная социальная материальная, натуральная и т.п., немедленное удаление детей, находящихся в опасных условиях или оставленных без попечения родителей и т.п.), и планово-реабилитационная, направленная на поддержание стабильности и социально-приветствуемого развития семьи и её членов.

Статья 156 закона УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, предусмотрены различные санкции. Штрафы, лишение родительских прав и оформление детей в приют или другое подобное учреждение - оказываются не эффективными методами.

Последнее время все шире при решении вопросов благоприятного воспитания в социальной практике  применяется опека (попечительство) – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него.

В Чудовском районе Новгородской области на учете состоят 118 ребят, чьи родители лишены законных прав на воспитание собственных детей. Конечно, каждая такая семья – это человеческое горе, личная драма её членов. Из 118 человек 89-ть детей находятся в 79-ти опекунских семьях и 29-ть детей в 17-ти приемных семьях. Из общего количества детей, оставшихся без попечения родителей 25 ребят круглые сироты, что составляет примерно 22%. Оставшиеся 93 ребенка сироты при живых родителях, так называемые социальные сироты. Из 93-х детей 19-ть опекаемых лишились одного из родителей вследствие различных причин (авария, смерть от болезни, наркотиков, алкоголя, в драке),  25-ть ребят являются опекаемыми при живых обеих родителях и остальные сироты «по заявлению» одного из родителей, так называемые «отказники».

Возраст опекунов разный: 64,6 % до пенсионного возраста и 35,4% уже пенсионеры. Волею судьбы пожилые родители (бабушки и дедушки), с готовностью принимают на себя обязательства по опеке своих внуков и становятся их легальными опекунами. Опекуны – пенсионеры взяли под опеку около 36%  детей своих сыновей, 56% опекают детей своих дочерей, ещё  5% опекают детей близких родственников (чаще племянников),  оставшиеся 3% выпадают на долю посторонних людей.

Многие из опекунских семей имеют маленький доход. Региональных доплат и доплат их бюджета муниципального района не производится. Кроме своей пенсии, пенсии по утере кормильца (в случае смерти родителя) и пособия в размере 4500 рублей других доходов у пенсионера - опекуна нет. Помимо материальной помощи опекунские семьи нуждаются в определенного рода образовательных программах, учитывающих  множество факторов и специфичность данных семей.

Безусловно, отсутствие родителей – это большое горе для детей. И, вероятно, одним из достойных решений этой проблемы, когда дети, оставшиеся без попечения, находят приют у своих родных бабушек и дедушек. Конечно, людям старшего возраста, «подставившим свои плечи» и, взявшим ответственность за воспитание своих внуков на себя, приходится очень нелегко в силу возраста, финансовых и иных проблем, в нынешний период трансформационных реформ.

Из 96 опекаемых семей Чудовского района Новгородской области,  34 семьи, где официальные опекуны пенсионеры. Среди опекунов-пенсионеров преобладают женщины 83%, против 17% мужчин.

Проблема инклюзии в общество и в семью, детей, оставшихся без попечения родителей, носит комплексный, мультидисциплинарный характер и является предметным полем различных наук, располагаясь на стыке специальной, социальной и возрастной психологии, дефектологии, медицины, социальной антропологии, социологии, социологии образования, социальной педагогики, социологии семьи и других наук.

Известная древняя присказка гласит, что «Жизнь прожить - не поле прейти», всем известно, что нашей в жизни бывает всякое, и человек, планируя долгую и счастливую старость под сенью любви детей и внуков, подчас оказывается тем, кому приходится этих самых внуков воспитывать.

Современные социально-экономические реалии, тотальная трансформация всех сфер жизнедеятельности российского общества актуализируют вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. И пожилым опекунам необходима помощь в развитии способности к трансформации собственных аксиологических ориентаций и установлению продуктивных отношений как со своими опекаемыми, так и с окружающими их людьми, в выработке навыков и умений у своих малолетних подопечных нахождения баланса между своими потребностями, ценностями и внешними требованиями.

В целом детство конструируется двумя основными системами - социальными нормами (прежде всего нормами семьи) и практикой воспитания.  Наибольшие проблемы с интериоризацией социальных норм, установок, иерархий ценностей возникают у опекаемых детей, чьи родители имели проблемы с наркотиками и алкоголем  ведущими  образ жизни, несовместимый с воспитанием ребёнка.

К слову сказать, в Чудовском районе на 1 октября 2009 года официально зарегистрированных на учете в наркологическом диспансере 46 человек-наркоманов, с начала этого года только 20 человек. Больных алкоголизмом с начала года зарегистрировано 838 человек, а общее количество состоящих на учете 4394 человека (что составляет почти пятую часть населения района). Сколько «бытовых пьяниц», выпивающих регулярно по выходным и  не состоящих на учете, никто не знает.

Анализ проблемы лишения родительских прав, показал, что в основном это родители, которые в 1990-е годы лишились постоянного места заработка и от безысходности начали выпивать. Небольшая поддержка, потерявшим работу родителям, возможность появления стабильного заработка поможет спасти многие неблагополучные семьи. 

Эффективным государственное управление может стать только тогда, когда в стране начнут повышать стоимость труда, создавать высокооплачиваемые рабочие места и благоприятные условия для повышения потенциальной возможности самореализации.

Проблема социальной адаптации и интеграции, включение детей и их пожилых опекунов в многогранную жизнь общества является одной из важнейших в ходе их социализации. Жизненная практика показывает, чаще всего, пережившие в детстве отвержение со стороны родителей, и в своих семейных отношениях нарушают данные партнеру обещания, отстраняются от партнера, избегают обсуждения возникающих проблем, ведут себя бескомпромиссно, отвергая важные разговоры. Отсюда основная масса разводов и сирот при живых родителях.

Общепринятое социальное отношение к людям, оставивших своих детей на попечение других людей (будь-то бабушек и дедушек или иных) не однозначно, особенно это проявляется в небольших городах и в сельской местности. Если процесс стигматизации осуществлен, то независимо от наличия позитивных изменений в поведении человека, лишенного родительских прав, общество всё равно длительное время воспринимает его как индивида с ярлыком. В нашем случае пенсионеры, взявшие опеку над своими внуками, осознано или чаще неосознаваемо, стараются не предавать широкой огласке проблемы своих детей и соответственно пытаются компенсировать  ущербность, допущенную в воспитания своих детей, более эффективными конструктивными изменениями в развитии своих внуков, уделяя им больше внимания и заботы. Большинство опекунов говорят о том, что идет осознание, что  «экономия» на необходимом внутрисемейном межличностном общении, на заботе о близких, на  ласке не возмещается ничем. 77% опекунов своих внуков отмечают, что с внуками они проводят значительно большую часть личного времени, чем в подобных ситуациях со своими детьми.

47% детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают необходимость проведения специальной коррекционно-реабилитационной работы по подготовке их к социальной адаптации и интеграции, особенно по достижении ими подросткового возраста. Отсутствие кооперативного взаимодействия между ребенком и его родителями, занятыми зачастую «разборкой полетов», не способствует развитию толерантности и адекватному восприятию критики в свой адрес. 

Многие дети страдают хроническими заболеваниями (в т.ч. психосоматическими), а опекуны не всегда соглашаются на лечение и наблюдение, считая это личной проблемой. Из 118 опекаемых детей: 8 - дети наркоманов, и 108 –дети алкоголиков, которые требуют специфичного внешнего вмешательства со стороны медиков и психологов. Учитывая определенный уровень психофизического и социокультурного развития, наличие выраженных нарушений онтогенеза, текущих заболеваний, специалистам служб опеки и попечительства часто требуются серьезные нормативно декларированные акты, определяющие возможные степени внешнего вмешательства. 

Опекуны своих внуков и помощь им в Чудово

Опекунам своих внуков судьбой выпала участь повторить пройденный уже однажды родительский путь воспитания. Маленьких лелеют, любят, и балуют, а с 11-14 лет проблемы с поведением вызывают определенную растерянность и страх повторения ошибок со своими детьми.

Сотрудники чудовского отдела опеки и попечительства, проработавшие много лет, отмечают наличие случаев, «возрождения проблем» у опекаемых по достижении ими подросткового возраста, что тревожит и самих опекунов и работников служб опеки и попечительства. Проблема вины за несостоявшееся добропорядочное воспитание родного сына или дочери и желание исправить допущенную с собственными детьми ошибку в воспитании, заставляет пожилых опекунов обращаться за психологической и иной внешней помощью уже на 15 % случаев чаще, чем  в подобных ситуациях со своими детьми. 

Пожилым опекунам приходится занимать активную жизненную позицию, которая дает им шанс «реабилитироваться»  в своей семье и в обществе, занять подобающий социально-ролевой статус.

Самообразование востребовано современным пожилым человеком из-за необходимости регулярной адаптации к постоянно изменяющимся реалиям окружающего мира и условиям жизни. Работники отдела опеки и попечительства Чудовского муниципального района с опекунами проводят индивидуальные беседы, регулярные учебные встречи, семинары, круглые столы и т.п., направленные на овладение специальными технологиями управления своим эмоциональным и психологическим состоянием, технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах, минимизации деструктивных форм  общения со своими опекаемыми.

Практика профилактической и коррекционной работы с учетом особенностей опекунских семей, показала, что «вооружая людей знаниями, образование помогает им занять достойное место в обществе», [см.: Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования:механизмы реализации/под ред П.Романова, Е Ярской Смирновой. Серия «Научные доклады: незхависимый экономический анализ», №205, Москва, Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008, (224 стр. всего) – стр.18] и выступает в качестве действенного фактора его социальной интеграции. Искреннее желание опекунов вырастить своих внуков достойными, образованными и успешными заставляет многих из них повышать свой образовательный и компетентный уровень.

«Коммуникативная компетентность, - со слов опекуна двух внуков, - состоит, главным образом, в том, чтобы быть способной в реальной ситуации подобрать адекватные слова и выразить свою любовь телесно (т.е. с помощью прикосновений, жестов и т.п.), уметь вовремя принять обоснованное, ответственное решение». «Трудней всего, - делится она, - произнести слова с подобающей интонацией, не сорваться на крик, показать искренность своих намерений и реальную заинтересованность делами опекаемых». 

Занимаясь с психологами, опекуны однозначно соглашаются, что обучение  коммуникативным навыкам, направленным на минимизацию деструктивных форм общения, на избегание и предотвращения конфликтов, на формирование свободных  межличностных отношений, дополнительно развивают навыки логически грамотной оценки ситуации, способности анализировать явления и ситуации окружающего мира, адекватно оценивать прошлый опыт; предвидеть возможные препятствия; учат проявлять инициативность и  дают хорошие результаты во взаимоотношениях со своими опекаемыми.

Функциональная неграмотность многих опекунов проявляется в неумении управлять и использовать жизненные обстоятельства с пользой. В целях повышения  функциональной грамотности следует развивать программы гражданского образования и личностного роста с использованием современных активных методов обучения и тренинга, что позволит повысить социальную компетентность и сформировать мотивацию к успешному развитию, преодолению комплексов у опекунов и зависимости от «ярлыков».

Сами опекуны, отмечают, что сохранение активности в период зрелости, особенно с появлением новых обязанностей, стимулирует появление новых увлечений, новых сфер деятельности, расширение круга общения за счет включения в него новых, хотя и не очень близких людей.

Возникновение потребности в новых знаниях, необходимость в приобретении новых навыков и умений, желание «не отстать» от внуков, ведет к положительным изменениям и в восприятии самих себя и своей самооценке. Многие пожилые опекуны отмечают, что хотя в интеллектуальном развитии не замечают особых изменений, то при формировании новых навыков, изучении новых понятий у них идут прогрессивные изменения по аналогии с формированием тех же навыков и понятий у своих опекаемых внуков/племянников.

Новые задачи, появляющиеся с принятием ответственности за опекаемого ребенка, по-видимому, помогают сохранять мотивацию к самой активности, высокий эмоциональный тонус и направленность на изменения и новые возможности самореализации.

Принципиально важно, и это отмечают сами пожилые опекуны, что их личностный рост и личностный рост опекаемого проявляется в потребности в совместной деятельности и связано с появлением чувства удовлетворенности от процесса взаимного общения и результатов совместного труда. Характерной особенностью пожилых опекунов является наличие стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в процессе воспитания опекаемых.

В 37% случаях, бабушки и дедушки, официальные опекуны, воспринимают своих внуков как более проблемных, отмечают отличия от их собственных детей в поведении и обучении, что  определенно связывают с негативным опытом, повлекшим за собой ограничение родительских прав у их детей.

Общие выводы

Успешность профилактических и коррекционных мероприятий, проводимых с опекунскими семьями, способствующих предотвращению факторов, вызывающих лишение родительских прав, напрямую связана с особенностями социокультурной макро- и микросреды, со спецификой государственной социальной политики. Многим пенсионерам-опекунам приходится учиться выстраивать свои семейные отношения, в корне отличные от их собственных, изучать и включаться в нынешние реалии, будь-то новая, более совершенная бытовая техника, или более прогрессивное программное обеспечение персонального компьютера.

Возвращение «заблудших» сыновей и дочерей к нормальной, социально-приветствуемой жизни также требует их заботы и внимания. Отсутствие в СМИ позитивной информации об успехах восстановления родителей в своих правах при наличии благоприятных социокультурных условий, снижает положительную коррекционную работу по социальной поддержке и помощи опекунским семьям. Снижение необъективного социального отношения к проблемам опекунских семей должно быть детерминировано признанием их специфичности и осуществлением методов социальной инклюзии и интеграции, нивелирующих процессы стигматизации и сегрегации членов этих семей.

Проблема выбора ценности человеческой жизни, культа здоровья и других  приоритетов остается. Если помочь опекунским семьям, опекунам своих внуков, правильно выбрать линию развития, то естественно предположить, что ценность детей, семьи, активного долгожительства может только укрепиться и повыситься на шкале ценностей человека будущего.   

Социальная политика нашего государства в отношении детей постоянно подвергается изменениям, и до сих пор не оформлена как комплексная система мер, позволяющая эффективно решать вопросы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

Неблагоприятная и сложная социально-экономическая ситуация в стране, высокий уровень безработицы, низкая оплата труда, следовательно, плохое материальное положение, незащищенность населения перед социальными проблемами, неуверенность в завтрашнем дне, психологическая напряженность и т.д., а также распространение (что хуже всего - открытая реклама) и доступность алкогольной продукции, наркотиков в подростковой среде, ведут к все большему проявлению вышеназванных проблем социального сиротства.

Многоуровневая система факторов социальной (макро- и микро-) среды, в которой находятся неблагополучные семьи, незащищенные группы, в том числе и пенсионеры, опекуны свих внуков, и дети, оставшихся без попечения родителей, требует государственных мер по обеспечению достойных социальных гарантий, прав и свобод для гармонизации функционирования семей в ситуации риска.

Приобретает особую важность воплощение федеральных, региональных и муниципальных программ, связанных с защитой детства и материнства, повышением ценности человеческой жизни вообще и здоровой жизни в частности; создание стратегических планов юридического, психолого-педагогического, медицинского, экономического родительского «всеобуча», через СМИ, консультирование, семинары, конференции и конгрессы.

относится к: , ,
comments powered by Disqus