Татьяна Куприянова: О проекте введения "социальных карт"
8 декабря 2009 в Новгороде прошло расширенное заседание коллегии комитета социальной защиты населения Новгородской области, посвященное подготовке к празднованию 65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, и созданию и внедрению на территории области системы «Социальная карта жителя Новгородской области».
Председатель комитета Архипова Наталья Петровна предложила членам коллегии ознакомиться с рекламными проспектами и начать планомерную работу по внедрению данных карт. Создание в регионе перспективной, открытой учетно-информационной системы, с использованием новых технологий, позволит повысить качество учета и контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы. Внедрение данных карт должно обеспечить лучшую информированность пенсионеров и качественно изменить социальное обслуживание граждан, повысить эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и госучреждений.
Планируется, что данный, пилотный на Северо-Западе проект, стартовавший в ноябре, будет осуществляться в Новгородской области поэтапно.
На первом этапе на социальной карте, с указанием имени, фамилии и отчества ее держателя, будет закодировано платежное банковское приложение, затем приложение органов социальной защиты и отделения Пенсионного фонда России. На втором этапе планируется внедрить медицинское приложение, где будет зафиксирован, так называемый, паспорт здоровья обладателя, с электронной историей болезни, с его витальными данными и т.п., а также транспортное приложение, которое в качестве электронного проездного билета, даст возможность учитывать количество льготных поездок.
Первые карты, новгородцы могут получать уже сейчас, обратившись с заявлением об их открытии в отделение пенсионного фонда РФ по Новгородской области или в Новгородское отделение №8629 Сбербанка России.
На социальную карту будут перечисляться пенсия, положенные льготы, субсидия и иные выплаты социального характера. На остаток денежных средств по счету банком будут начисляться ежеквартальные проценты. О текущем состоянии индивидуального счета можно будет узнать с помощью электронной информационной системы. С помощью данной карты появится возможность оплачивать коммунальные, налоговые и иные платежи.
Помимо этого, разрабатываются меры для льготного обслуживания в ряде торговых предприятий области, первыми из которых станут торговые сети «Лента», магазины Новгородского облпотребсоюза, сеть аптек «Новгородфармация», сеть магазинов «Квартал», «Вольный купец», салонов «Оптика» и иных, где гарантируются определенные скидки. Например, владелец социальной карты, имея медицинское приложение, возможно через сети Интернет сможет заказать и купить более дешевые лекарства, а не в первой попавшейся аптеке за наличный расчет.
Также предлагается и услуга «Мобильный банк», когда на мобильный телефон будут приходить отчеты о действиях, производимых по карте: пополнениях на счет карты и списаниях с карты. При наличии данной услуги, появится возможность оплачивать услуги операторов мобильной связи, Северо-Западного Телекома, осуществлять перевод денежных средств с карты на карту, погашать кредиты Сбербанка.
Реформирование любой сферы общественной жизни – сложный и противоречивый процесс. Внедрение и закрепление нового всегда сопряжено с трудностями, даже если нововведения преследуют самые гуманные и благочестивые цели. Причины, почему социальные реформы плохо работают и зачастую встречают сопротивление, видимо, следует искать в культурно-историческом прошлом и нынешнем состоянии российского общества.
Ныне в Чудовском районе реальность такова, что из почти семи тысяч получателей пенсий только 2475 человек получают пенсии через Сбербанк. Данных сколько же конкретно человек получают пенсию, и пособия с помощью социальных карт дополнительный офис Сбербанка в Чудово не дал, считая эту информацию конфиденциальной, хотя для статистики она была бы интересной и со временем полезной для анализа.
Широкое распространение данной услуги в Новгородской области в настоящее время сомнительно и вызывает определенную долю иронии. Иронии - потому, что реализация любых реформ у нас не подтверждается даже элементарными социологическими исследованиями, нет учета «человеческого фактора». Реально самостоятельно, без помощи оператора или иного человека пользоваться данным видом услуги в настоящее время могут несколько десятков пенсионеров, знакомых с новыми информационными технологиями. Использование социальной карты предполагает наличие у держателя карты необходимой информационной и образовательной подготовки, определенных интеллектуальных способностей.
Пожилым людям, привыкшим к ежемесячной доставке пенсии на дом участковым почтальоном, непривычно и достаточно затруднительно общаться с банкоматами без сторонней помощи. Несомненно, имеющий данную карту человек не привязан ни к месту, ни ко времени в получении денег, ему не надо стоять в очередях, чтобы получить свои деньги, не нужно ждать, когда придет почтальон и принесет пенсию. Но вопрос: «Насколько это облегчит жизнь конкретного пожилого человека, держателя карты?» – остается открытым.
В районе встает задача снятия ограничений физического доступа: на весь район, с широким диапазоном отдаленных деревень - всего 10 автоматов в городе и 1 в поселке Краснофарфорный. В деревнях в настоящее время не установлено ни одного автомата. В районный центр за получением пенсии ездить пожилому человеку затруднительно, с учетом того, что автобусное сообщение уже давно оставляет желать лучшего.
На фоне отсутствия широкой пропагандистской кампании и низкой эффективности реализации социально-образовательных технологий, в особенности для людей старшего поколения быстрой и успешной реализации на территории района и области системы «Социальная карта жителя Новгородской области», предполагаю, не предвидится. Навыки и привычку пользоваться банковской карточкой необходимо начинать развивать, и как можно раньше у более молодых пенсионеров и не пенсионеров, которым сейчас 40 с небольшим.
В системе информационного общества, к которому мы все движемся, все больше функций переходит в разряд электронных. Это замечательная идея, хорошая перспектива, должна быть соответствующим образом подготовлена. В соответствии со «Стратегией развития информационного общества в РФ» к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму. Поэтому освоение новых ресурсов, повышение информационной культуры у граждан старшего возраста, переход на безналичный расчет становится важнейшим шагом в сторону «общества для всех возрастов».