Приозерские страсти. Часть 1. От лосей в камнеломню
Над живописнейшими лесами, природоохранными территориями Карельского перешейка нависла угроза. Причем идет она не от иноземных варваров, а от нашей, казалось бы «социально ответственной» государственной компании ОАО «РЖД». Местные жители переживают, что могут лишиться «насиженных» мест, Ленинградская область опасается возможности техногенных катастроф, а Россия и весь мир – реликтовых лесов, а также всемирно известных порогов на Вуоксе. В минувшие выходные по инициативе клуба «Зеленая Лампа» на месте возможной стройки побывали журналисты.
«Вынес и эту дорогу железную»?
Скоростное движение из Петербурга в Хельсинки, безусловно, благо. С другой стороны – пассажирский транспорт не единственная, и далеко не важнейшая составляющая бизнеса ОАО «РЖД». Есть еще и грузовой транспорт. И, для обеспечения скоростного пассажирского движения необходимо как-то отвести грузовое движение, дабы избежать как нарушения графиков движения быстроходных «Аллегро», так и предотвратить ускоренный износ инфраструктуры из-за развивающегося грузопотока.
И вот, когда было принято политическое решение о том, что скоростному движению Петербург-Хельсинки быть, у руководителей железнодорожного хозяйства возникла необходимость куда-то упаковать грузовики.
Знакомясь с ситуацией на железной дороге и в целом на транспорте, приходишь к выводу, что за редким исключением, инфраструктура, обеспечивающая безопасность на транспорте была организована еще в прошлом веке. Да, конечно, есть и нововведения, и, редко какой стрелочник поворачивает свой объект вручную, но все же. Износ оборудования серьезно мешает увеличению интенсивности движения транспорта. Ну это как на автодороге – если асфальт серьезно поврежден, то машины едут медленнее. Или взять метрополитен. В 70-х, 80-х годах интервалы движения в час пик составляли 40 секунд, то сейчас около двух минут. Это, конечно, не только из-за инфраструктуры, но из-за всевозможных способов экономии. Однако желание избежать аварий присутствует. То же самое и на железной дороге. Как только появилось скоростное движение из Москвы в Петербург, сократилось количество электропоездов, ну и так далее. Осторожность, конечно, разумна, но капиталоемка, и вполне сопоставима со стоимостью переоснащения инфраструктуры.
Проекты по строительству новой железнодорожной ветки появились в 2004 году. Их было 4. Первый из них предполагал фактическое строительство ветки вдоль существующей дороги до Выборга. Два других с небольшим отклонением от этой ветки. Наконец 4-й вариант предполагал строительство новой ветки Лосево – Каменногорск и усиление трассы Сосново–Лосево.
Мы за ценой не постоим
Именно 4-й вариант и стал основным вариантом. Согласно оному предполагалось водрузить на насыпь около 68 км путей. Ну и еще одна колея до Лосево. Начнем с последней части проекта. Как рассказали представители Инициативной группы (ИГ) «Лосево в опасности» вторая ветка будет построена (и уже строится) на территории Государственного природного комплексного заказника «Гряда Вярямянселькя». Реликтовые леса и места обитания животных будут отправлены под снос.
Снос ожидает и частные постройки – дома, дачи, туристические базы, детские лагеря отдыха. Только жилых домов планируется снести 74. Кроме того уже местными жителями была обнаружена забытая всеми крепость, которые ученые оценивают как новгородскую VI – IX веков. Также местные жители обнаружили останки около 20 солдат и офицеров, которые сложили голову в 1944 году и установили на этом месте небольшой обелиск.
Но самое главное, отмечает один из активистов ИГ, координатор движения «Зеленая волна» Алексей Травин:
- Наиболее сильно от реализации проекта пострадают окрестности знаменитого Лосевского порога – крупнейшего искусственного порога в Европе, а также прилегающая к нему территория, ограниченная Вуоксой и Суходольским озером. Эта территория до сегодняшнего дня была наименее затронута хозяйственной деятельностью. Мы вообще можем потерять пороги и соответственно туристическую Мекку для водного туризма. Ну а если, не дай бог, произойдет авария, и цистерны выльются в реку, то это будет чудовищная катастрофа, которая затронет и водозабор питьевой воды для Петербурга.
Но это лишь экологическая и исторически-человеческая составляющие. Есть и экономическая. Данный вариант трассы самый протяженный среди всех остальных. В сумме он на 54 км длиннее остальных. Стоимость строительства при этом на 11 млрд рублей дороже. Дороже проект и по эксплуатации. Дополнительно на обслуживание данной трассы составит дополнительно 515 млн рублей в год по сравнению с остальными трассами. Об этом заявлено в заключении Главгосэкспертизы России по ТЭО № 610-06/ГГЭ-3745/04 от 11.08.2006 года. Причем заключение на строительство было отрицательным.
«ДеФиктивные» документы…
Дальше началось самое интересное. В принципе проект организации скоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки включал в себя и вынос грузового транспорта. И, получив отрицательное заключение на весь проект скоростного движения именно в части отвода движения грузовиков, железнодорожник решили разделить проект, причем на три составляющие: отдельно пассажирское, дополнительная колея от Сосново до Лосево и, наконец, от Лосево до Каменногорска. Однако само название проекта осталось как именно «… с отводом грузового движения». На выделенный проект пассажирского движения согласование Главгосэкспертизы было получено, а грузовое движение было отправлено на доработку.
В 2007 году строительство было все-таки начато. Причем было заявлено, что разрешительная документация «в полном порядке». Под воздействием общественности на место событий приехали прокурорские работники и заявили о необходимости приостановить стройку как раз из-за «непорядочности» документации. Более того на РЖД был наложен штраф на 4 млн рублей.
Однако через некоторое время работы вновь запустились. Итог – 300 гектаров вырубленных лесов на природоохранной территории, а местами уже готовая насыпь. Причем работы прикрывались именно положительным заключением. Оно не предоставлено ни ИГ, ни представителям власти, ни прокуратуре. На повторный запрос ИГ в прокуратуру дал лишь заключение, что «работы не проводятся» - отмечает Алексей Травин.
У граждан есть подозрение, что строительство прикрывается именно тем заключением, которое касалось именно пассажирского движения, но никак не грузового.
… И фиктивные слушания
Следующим этапом стали общественные слушания в Лосево, поселении Ромашки и других. Результат – практически единодушное неодобрение проекта. Но вот, что странно и на это обращает внимание руководитель Лаборатории гуманитарных технологий Российского института урбанистики Елена Чернова: «любое строительство должно проводится в соответствии с Градостроительным кодексом, а не проекта РЖД. Должна быть составлена схема территориального планирования территории Российской Федерации и на основе этих документов должны проводиться общественные слушания». Однако таких документов предоставлено не было. Присутствовал лишь проект, причем даже без указания землеотвода территории. «Тогда какие слушания и на какую тему они проводились - непонятно» - подчеркивает специалист.
Ей отвечает Глава администрации МО Ромашкинское сельское поселение Сергей Танков: слушания проводились по вопросу проектирования и строительства новой линии Лосево – Каменногорск с целью переноса движения к портам Финского залива на направлении Ручьи – Петяярви – Каменногрск – Выборг в составе комплексного инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки». Причем отмечу ключевое слово «В составе»…
Сергей Танков также подчеркнул, что жители, коих собралось более 300 человек, что для небольшого поселение серьезное количество «высказались против проекта строительства». Но Елена Чернова парирует: «Слушания проводились вне правового поля, это никак не согласовано с Градостроительным кодексом».
Но как бы то ни было, прения состоялись и замечания по проекту должны были быть направлены застройщику. На вопрос Когита!ру Сергей Танков ответил, что «Да, наши замечания и в целом отрицательное отношение к проекту жителей было направлено, но никакого ответа получено не было, хотя слушания состоялись 8 апреля». Более того, отмечает Глава администрации, мы до сих пор не смогли связаться заказчиком, коим, согласно документам выступает некая «Единая группа заказчика».
Не могут получить документы и в Законодательном собрании Ленинградской области. Об этом журналистам и собравшимся местным жителям рассказала депутат ЗакСа ЛО Тамара Киселева: «На мои запросы в различные инстанции предоставить документы я получаю только отписки – да, мол, проект есть, разрешение есть, но не сами документы». Она также озабочена и экологической безопасностью своего района, и будущим жителей местности, в случае возможного строительства. Правда понимает и «стратегическую важность строительства», однако «не получила до сих пор обоснования этой стратегической важности».
Если Родина скажет «НАДО!»
Хочется сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО «Зеленой лампе» за организацию пресс-тура. Благодаря клубу, дотошные журналисты смогли посетить не только чиновников и местных жителей, но и побывали в других местах, например на пристанище строителей. Но охранник стройгородка объявил, что никого нет, строительной техники нет и это только подготовленная территория. Действительно в городке была тишина, однако заглянув на задний двор я обомлел от четко выстроенной в колонны именно той самой техники, которая отнюдь не выглядела опрятной – явно было, что она совсем недавно была в действии, иначе дожди минувшей недели смыли бы с ковшей песок… Ну а ее присутствие «на базе» легко предположить, было связано с выходным днем.
Побывали мы и на оборудовании насыпи – там мы лицезрели активный завоз песка. Водители, конечно, ничего не знают о разрешениях на производство работ «нам сказали – мы возим» - ответил один из них. Любопытно, что стоявшая на заднем дворе техника была означена 197-регионом (Москва), а грузовики на насыпи были из 69 региона (Тверь).
В общем картина, увы, привычна – сначала построим, а затем получим и документы, ведь не будут же разбирать рельсы… Ну а что стройка пойдет по головам людей, лосей и других животных, вопреки всем законодательным, экологическим и археологическим нормам, так это ерунда…
Говоря пару слов о других проектах, которые можно было реализовать, то, конечно, и там были бы затронуты чьи-то интересы. Но там хотя бы нет уникальных порогов и природоохранных зон значительно меньше. Правда некоторые специалисты указывают на некие более «стратегические интересы», истоки которых могут достигать и Госдумы. Проверить, пока, не удалось, равно как и не удалось услышать противоположную позицию «За» строительство, и увидеть их документы.
Ну, а возвращаясь в Лосево, хочется отметить два любопытных момента. Один – со слов Сергея Танкова, который обронил фразу, что строить можно в случае «стратегической необходимости государства». Вот ведь какое государство – мне казалось, что стратегическим, согласно конституции, у нас является гражданин и его здоровье, напрямую завязанное на качественную окружающую среду. Другой тезис, как бы в продолжение, - из уст Тамары Киселевой, которая, также указывая на стратегические интересы страны, отметила, уже в разговоре с местными жителями, иной факт. Как ей рассказывали некие источники «эта трасса будет крайне востребована при строительстве Охта-центра», так как из Каменногорска и из портов необходимо перевозить большое количество строительных грузов. Вот вам и возможный стратегический интерес… Ни больше, ни меньше.
И депутат, и глава администрации, и это видно, не очень рады такому строительству, но, все же готовы на жертвы.
И все же Тамара Киселева пообещала еще раз обратиться к губернатору Ленинградской области, а также направить запрос в прокуратуру. Сергей Танков еще раз попытается найти заказчика строительства.
Жители – похоже готовы на иные жертвы: биться за свою землю. Получится или нет – покажет будущее. Я же прерываюсь на некоторое время, чтобы вскоре рассказать об еще одной горячей точке на карте Приозерского района…
И это все касается не только приозерцев, но и всех нас…