Лев Шлосберг. Исторический центр Пскова отдается варварам
Уважаемые друзья!
Городу Пскову срочно нужна помощь российского общества а, возможно, и международного сообщества.
С 1995 года (в соответствии с решением Псковского областного Собрания депутатов от 29 июня 1995 года «О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова») Псков признан историческим поселением. Этот специальный статус присваивается городам с особо ценными памятниками истории и культуры, в том числе архитектуры.
В настоящее время территория охранной зоны города Пскова занимает площадь 330 га. Это 3% от всей территории города. В Пскове расположены и поставлены на учет 123 наземных и 17 археологических памятников федерального значения и 204 наземных и 39 археологических памятников регионального значения.
Кроме того, в Пскове есть 115 вновь выявленных наземных памятников истории и культуры. Итого
на учете в Пскове стоит 498 памятников истории и культуры, из них
наземных, оказывающих непосредственное влияние на городскую среду, 442
памятника истории и архитектуры. Псков – один из уникальных городов России по плотности расположения сохранившихся объектов культурного наследия.
На
территории исторических поселений действует особый режим застройки,
ограничивающий высотность зданий, перепланировку пространств.
В соответствии с п. 2 ст. 59 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» «в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты».
Это положение полностью соответствует международным обязательствам России в части охраны объектов культурного наследия. Соответственно, согласно закону, «градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения».
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ
от 26 апреля 2008 г. № 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны
объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации»:
«Особый режим использования земель и
градостроительный регламент в границах охранной зоны устанавливаются с
учетом следующих требований:
а) запрещение строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
б) ограничение капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающееся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм;
в)
ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения
сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или
ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов
(автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.), а также
регулирование проведения работ по озеленению;
…
е) благоустройство
территории охранной зоны, направленное на сохранение, использование и
популяризацию объекта культурного наследия, а также на сохранение и
восстановление градостроительных (планировочных, типологических,
масштабных) характеристик его историко-градостроительной и природной
среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов;
ж) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств; …».
Никакого другого способа сохранить архитектурное наследие исторических городов не существует: наименее цивилизованные застройщики маниакально стремятся находить пятна для новостроя именно в исторической части. Охранная зона, жестко регламентирующая режимы землепользования и застройки в исторических городах, является практически единственной защитной стеной против варварской застройки.
Многочисленные случаи нарушения режима зон охраны и прилегающих к ним зон регулирования застройки (в том числе в Пскове) в подавляющем большинстве случаев отражают факты прямой коррупции властей и варварского бизнеса. Многие памятники утрачены безвозвратно, многие – унижены и оскорблены незаконной и бездарной застройкой. Практически навсегда.
Пскову памятна многолетняя война против возведения 35-метрового (при максимально допустимых 17 метрах) высотного дома на площади рядом с Покровской башней – единственным в своем роде памятником русского оборонного зодчества XVI века. Три года отчаянной борьбы специалистов и рядовых граждан, объединенных Псковским областным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), против очевидно незаконной застройки привели к тому, что только после окончания строительства прокуратура области признала, что незаконным являлось всё: от выделения земельного участка до утверждения проекта и его реализации. Но в злополучном доме появились т. н. «добросовестные приобретатели», и это не позволило принять решение о демонтаже лишних этажей.
В 2010 году после пожара 15-летней давности шатер Покровской башни был восстановлен , но с западной стороны памятник культуры федерального значения выглядит теперь ущербно:
Фото: январь 2011 года
2 февраля 2011 года государственный комитет Псковской области по организации государственных закупок объявил открытый конкурс на право заключить государственный контракт на разработку проекта «Зоны охраны объектов культурного наследия» на 11 памятников архитектуры: 10 – федерального значения и 1 – регионального значения.
Таким
образом, в техническом задании не учтены 113 наземных объекта
культурного наследия федерального значения и 203 объекта культурного
наследия регионального значения, находящихся на территории города
Пскова, что ставит под угрозу как минимум сохранность их
историко-градостроительной среды.
Если охранными зонами будут защищены 11 памятников, то без ныне существующей государственной защиты остается 431 наземный памятник истории и культуры, включая вновь выявленные.
При этом, согласно п. 28 упомянутого ранее постановления Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315 «изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением».
Проще говоря, оставлять памятник истории и культуры без действующей зоны охраны запрещено.
Впечатляющий
по своей откровенности факт: классификация товаров, работ, услуг по
открытому конкурсу на разработку зон охраны объектов культурного
наследия указана следующим образом (по нисходящей от отрасли к
категории): «Продукция и услуги строительства. Услуги строительные и
объекты строительства. Услуги по подготовке строительного участка,
предшествующие строительству. Услуги по исследованию строительного
участка. Архитектурно-планировочные работы на местности».
То есть заказчик открыто признает, что на деле речь идет о разработке и утверждении таких зон охраны памятников, которые откроют возможности для застройки прилегающих земельных участков.
В условия контракта входит сопровождение принятия новых проектов зон охраны объектов культурного наследия в Псковском областном Собрании депутатов, что предполагает отмену действующего в настоящее время решения Собрания от 29 июня 1995 года «О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова», что будет означать открытие исторического центра города для «строительного освоения».
Под «новый формат возможностей» готовится изменение Правил землепользования и застройки города Пскова.
Последствия готовящихся решений будут для культурного наследия Пскова (фактически – России) катастрофическими.
Наиболее
одиозные строительные компании Пскова уже нетерпеливо интересуются,
«когда же, наконец, уничтожат эту проклятую охранную зону».
Государственным
заказчиком открытого конкурса является государственный комитет
Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию
(Наталья Трунова), к государственным полномочиям и функциям которого
вообще не отнесены задачи и государственные функции в сфере охраны
объектов культурного наследия. Известно, что фактическим
разработчиком технического задания был государственный комитет Псковской
области по культуре, руководитель (Александр Голышев) и некоторые
сотрудники которого являются давними лоббистами интересов крупных
псковских застройщиков, намеренных максимально «осваивать» именно
исторический центр Пскова.
Псковским областным отделением ВООПИиК
было высказано требование заказчику конкурса (государственному комитету
Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию) в
предусмотренный законом срок (не позднее, чем за пятнадцать дней до
даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе) отменить
проведение конкурса, на что был получен отказ.
Заявки на конкурс принимались с 3 февраля до 9 марта 2011 г. Конверты с заявками на участие в конкурсе были вскрыты 9 марта 2011 г. Заявки на участие в конкурсе рассмотрены 15 марта 2011 г. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе состоялись 17 марта 2011 г., в тот же день был опубликован протокол. Государственный контракт должен быть подписан в течение 10 дней (до 28 марта).
Историческое и культурное наследие Пскова отдано на растерзание будущим застройщикам за 2 с половиной миллиона рублей.
Потенциальные
потери в культурном наследии города в моральном плане оценке не
подлежат, в материальном плане – это цифры на несколько порядков выше.
Но материальная сторона дела видится мне второстепенной.
Псков стоит на пороге эпохи строительного варварства.
С точки зрения содержания действия по отношению к культурному наследию города являются оккупацией.
Псковское
областное отделение ВООПИиК после отказа государственных органов
администрации Псковской области аннулировать конкурс направило срочные
обращения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской
области и прокуратуру Псковской области с требованием о срочном правовом
вмешательстве в ситуацию и отмене конкурса. Ответов на данные обращения
до сегодняшнего дня не получено.
Председатель Псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева подготовила детальную статью «Заложники хаоса» в газете «Псковская губерния», по которой читатель способен представить себе масштабы угрозы.
Город Псков с действующими зонами охраны памятников и зонами регулирования застройки (Псков сегодня).
Город
Псков с утраченными зонами охраны памятников (Псков завтра?). Пока что у
нас есть возможность поставить здесь знак вопроса.
Но
этих действий абсолютно недостаточно. Псковскому обществу в одиночку
может оказаться не по силам справиться с новой интервенцией. Просим помощи у всей России.
Лев Шлосберг, историк, главный редактор газеты «Псковская губерния», заместитель председателя Псковского областного отделения ВООПИиК.