«Какая-то часть разума после тюрьмы остается в тюрьме…»
Презентация проекта фотографа Екатерины Шмидтке «Молитвы о воле» в июне состоялась в «Открытом пространстве».
Над своим проектом Шмидтке начала работать весной 2017 года сначала в Германии, затем в Турции – в лагерях сирийских беженцев. В итоге она провела в Турции около двух месяцев, познакомилась с теми беженцами из Сирии, кто сидел в сирийских тюрьма – это около 200 человек. Многие согласились рассказать Екатерине свои истории и разрешили себя сфотографировать. Проект «Молитвы о воле» - попытка визуализации и наррации опыта заключения в тюрьмах Сирии в 2010-х годах.
Скрин видеосюжета Екатерины Шмидтке о лагерях сирийских беженцев в Турции.
Екатерина Шмидтке – профессиональный фотограф, репортер «Коммерсанта» и других СМИ, выпускница мастерской известного фотографиа Павла Маркина на Факультете фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга, двухгодичной школы профессиональных фоторепортеров. В съемке репортажей о воюющих курдах и в лагерях сирийских беженцев ее выручает знание арабского языка. На рабском Екатерина говорит свободно, учила его в Сирии. Говорит, что обучение в Сирии – единственное, что было доступно для нее. Влюбившись в арабский язык, Екатерина отправилась в Сирию, особо не вникая в состояние дел в стране, особенности режима и природу власти, политика девушку не интересовала. В 2011 году, когда в Сирии началась гражданская война, девушка осталась там, продолжая обучение. Рассказ Екатерины об этом периоде не содержит ни оценок, ни анализа ситуации в стране: чрезвычайное положение, его и гражданская война, начавшаяся в 2011 году, не изменили желания Екатерины продолжать обучение. Впрочем, до сих пор на территории воюющей Сирии остаются тысячи россиян. Так, без малого четыре года, до весны 2013, Екатерина более-менее спокойно (о гражданской войне упоминаний не было на презентации) проучилась, свободно передвигаясь из Дамаска в Алеппо и обратно.
Скрин видеосюжета Екатерины Шмидтке о лагерях сирийских беженцев в Турции.
Весной 2013 года Екатерина и ее подруга, полька Кристина Чапп, тоже ставшая в 2017 году участницей фотопроекта Екатерины, при странных обстоятельствах (причина ареста так и не была выявлена, фигурировало Евангелие, найденное у Кристины и факт ее христианства) были задержаны в Алеппо. Попав в сирийскую тюрьму, девушка столкнулась с бесправием и чудовищным положением арестантов и заключенных в Сирии.
«Мы просили следствия и суд, но нам сказали, что мы политические заключенные и суд нам не положен».
Скрин видеосюжета Екатерины Шмидтке о лагерях сирийских беженцев в Турции.
Если бы не усилия ее матери и польских дипломатов, которые, со слов Екатерины, намного больше беспокоились о ее подруге-польке, чем их российские коллеги, Екатерина и Христина провели бы в сирийской тюрьме не полтора месяца, а годы. Девушки прошли через три тюрьмы: в Алеппо и Дамаске.
Опыт заключения позднее помог Екатерине в разговорах с сирийскими беженцами. То, что она тоже была в тюрьме, оказывалось поводом для более открытого разговора. «Очень многие думали, что я шпионка, что я их сниму, а вечером к ним придет спецназ и всех зарежет. Решающим фактором было то, что я сама сидела. Когда я рассказывала, люди верили» – говорит Екатерина. Визуализация нарртивов порой тоже была затруднительной: «Было трудно разговаривать с женщинами. Фотографироваться женщинам в сирийском обществе – это грех. Хотела, чтобы в проекте участвовали дети, которые сидели в сирийских тюрьмах, нашла троих, но они были слишком травмированы, напуганы и отказались. Название для проекта Екатерина хотела дать «Несвободные». «Я сама после тюрьмы себя свободной не чувствую» – рассказывает Екатерина. Были и те, кто говорил, что свободен, но Екатерина не верила: «Если человек говорит, что хотел покончить с собой, как он может считать себя свободным? Какая-то часть разума после тюрьмы остается в тюрьме. Самое ужасное, что вы можете сказать человеку, прошедшему тюрьму: «Все забудь, живи дальше». Этой весной по ночам у Екатерины вдруг появились галлюцинации: она стала слышать за стеной своей комнаты голоса людей, которых пытают. Тогда один друг сказал Екатерине, что пережить это не возможно, с этим можно только научиться жить, а жить как раньше – не получится.
На презентации не было никакого логичного и последовательного изложения личной истории Екатерины. У девушки нет сложившегося нарратива – есть рваный рассказ о травме, с флешбеками и скачками, обрывками, умолчаниями, уходами в сторону. То, что видела и пережила она сама, тонет в потоке эпизодов рассказанных историй других людей. Пытки голодом и жаждой, унижения и оскорбления, избиения без причин – в Сирии попадание в тюрьму (не важно, виновен ты или нет) – это уже кара. Ни одной законченной истории: Екатерина не знает конца историй большинства своих героев – многие из тех, с кем Екатерина познакомилась в тюрьме, «до сих пор сидят». Те, кто год назад они были беженцами в лагере на территории Турции, сейчас не известно, где находятся, связи с ними нет. Сам проект и все тексты в нем – вопль плач о травме и бесправии, названный «молитвой о воле».
Скрин дипломного видео-проекта Екатерины Шмидтке о сирийских беженцах в Турции Сердце стучит, мастерская Павла Маркина, опубликован в мае 2018.
На Факультете фотокорреспондентов Союза журналистов Санкт-Петербурга ее проект «Молитвы о воле» не стали поддерживать: юрист не согласовал публикацию, тема – сирийская тюрьма, пытки в ней, судьбы сирийских беженцев – показалась кураторам слишком уж проблемной. Екатерина показывает проект на независимых площадках.
В электронном виде фрагменты проекта можно увидеть здесь
Видеозапись встречи (онлайн-трансляция) выложена здесь
Фрагмент презентации на видеоканале Когита!ру