01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Продолжение 2)

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / 35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Продолжение 2)

35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Продолжение 2)

Автор: А. Алексеев; С. Минакова — Дата создания: 04.03.2017 — Последние изменение: 07.03.2017
Из книги: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1. 2012. РАДИ ЧЕГО МЫ ЖИВЕМ, ИЛИ 100 НЕСКРОМНЫХ ВОПРОСОВ О ВАШЕЙ ЖИЗНИ (тест на выявление ценностной направленности, или ценностного профиля личности).

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- 35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Начало)

- 35 лет назад; опыт изысканий в области социологии личности (Продолжение 1)

**

 

См.: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Из неопубликованных глав. Том 1.  2012. Электронный ресурс. (http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 )

 

ОПЫТ ИЗЫСКАНИЙ

В ОБЛАСТИ СОЦИОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

Содержание

 

1.1. "Скажи мне, чем ты увлечен?.." (Человек и время)

 

1.2. Социальный опыт, общая направленность и динамизирующие силы личности (C. Минакова и А. Алексеев)

 

1.2.1. Доминанта как мировосприятие и поведение

1.2.2. О поведенческой и ценностной направленностях   

       личности

1.2.3. Как вам живется... (тест на выявление  

       поведенческой направленности личности)

1.2.4. Общая направленность личности и жизненные

       самооценки

1.2.5. Ради чего мы живем (тест на выявление

       ценностной направленности личности)

1.2.6. "Ради чего мы живем?": опыт применения методики

 

1.3. Что такое счастье

 

1.3.1. «Способ быть счастливым (социально-

            психологический этюд)»

1.3.2. Счастье – дар, который сумели принять

** 

 

Ремарки:

«...Человек - творец времени...» (раздел 1.1); «Проблема с острым сюжетом...» (1.1); …и еще раз – Ухтомский (1.2); Открываем Ухтомского  (1.2.1); Идея витает в воздухе (1.2.1); Методика работает! (1.2.2);  «В тяжести возрастает пальма!» (1.3.1); Совпадение независимо полученных результатов (1.3.1); Интегральное представление о счастье (1.3.2)

**

 

 (Продолжение)

<...>

 

1.2.5. Ради чего мы живем (тест на выявление ценностной направленности личности)

 

[Ниже - краткое обоснование и описание методики, разработанной совместно с С. Минаковой (1981-1982).

Текст вопросника опубликован в качестве приложения к анкете: Как Вам живется. Взгляд на прошлое, настоящее и будущее. Апатиты, Мурманской обл., 1983. -  А. А.]

 

<...> Методика «РАДИ ЧЕГО МЫ ЖИВЕМ, ИЛИ 100 НЕСКРОМНЫХ ВОПРОСОВ О ВАШЕЙ ЖИЗНИ» предназначена для эмпирического исследования ценностной направленности (ценностного профиля) личности.

Идентификация ценностной направленности осуществляется путем выявления конкретного набора приоритетных для данной личности жизненных ценностей (или ведущих жизненных мотивов), а также набора заведомо отвергаемых ею ценностей («антиценностей») из списка предусмотренных.

Всего отобрано для предъявления опрашиваемому 25 ценностей (= жизненных мотивов).

Предусмотрено четыре модальности (= аспекта рассмотрения) каждой жизненной ценности.

Согласно процедуре, человек должен оценить по 7-бальной шкале свое отношение к каждому из 25 «жизненных стремлений» (эмпирические референты ценностей), отвечая на четыре разных вопроса (эмпирические референты модальностей). Ответив на первый вопрос по каждому из 25 «жизненных стремлений», опрашиваемый переходит ко второму вопросу и т.д.

Всего, таким образом, респондент дает 25 х 4 = 100 разных ответов.

 

Текст вопросника

 

РАДИ ЧЕГО МЫ ЖИВЕМ,

ИЛИ 100 НЕСКРОМНЫХ ВОПРОСОВ О ТОМ,

ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ НАДО...

 

Просим иметь в виду, что ни один из ответов, взятый сам по себе, не характеризует жизненной позиции отвечающего. Существенна - комбинация 100 ответов. Поэтому приглашаем отвечать не задумываясь, следуя естественному побуждению чувств.

 

А. Люди руководствуются в своей жизни разными целями и стремлениями. Скажите, пожалуйста, о каждом из нижеперечисленных жизненных стремлений, в какой мере Вы ОДОБРЯЕТЕ (цените, приемлете) ЕГО В ДРУГИХ ЛЮДЯХ?

(Определите место своего ответа на шкале из 7 позиций, где крайняя позиция слева - 1 - означает высшую степень неодобрения, неприятия, крайняя позиция справа - 7 - высшую степень одобрения, а центральная позиция - 4 - соответствует нейтральному, безразличному отношению либо затруднению с ответом. Свой ответ для каждой строки запишите в виде соответствующей цифры - от 1 до 7).

 

совершенно             нечто среднее                   всячески

не одобряю            (трудно сказать)                одобряю

 

1            2            3            4            5            6            7

 

Жизненные стремления:

1. Идти на борьбу, рисковать, наслаждаться трудной победой   _____

2. Занимать достаточно высокое общественное положение, пользоваться влиянием, руководить другими людьми       _____

3. Как можно более разнообразить свою жизнь, обогащаться новыми впечатлениями, наслаждаться жизненными переменами    _____

4. Помогать конкретным людям, пусть в ущерб себе, не  требуя от них ничего взамен _____

5. Посвятить свою жизнь детям, потомству    _____

6. Всячески укреплять свое здоровье, поддерживать в себе состояние бодрости, хорошее физическое самочувствие    _____

7. Как можно больше знать, понимать, неустанно расширять круг своих познаний, углублять их   _____

8. По возможности, не отличаться от окружающих, не привлекать к себе внимания, быть не лучше и не хуже других _____

9. Находить красоту вокруг себя и самому создавать прекрасное   _____

10. Любить и вызывать ответное чувство у лица (лиц) другого пола      _____

11. Приобщиться к чему-нибудь необыкновенному, таинственному, чудесному     _____

12. Подчинить всего себя служению идее, большому делу, общему благу       _____

13. Всегда видеть перед собой перспективу, не успокаиваться на достигнутом  _____

14. По возможности, избегать лишних хлопот, забот, не брать на себя слишком много ___

15. Находить сочувствие, понимание в других людях, наслаждаться общением _____

16. Усовершенствовать, упорядочить или переделать мир вокруг себя сообразно своему представлению о том, как должно быть____

17. Пользоваться престижем, иметь успех, добиться признания_____

18. По возможности, не поступаться понапрасну личными интересами, блюсти свою разумную выгоду_____

19. Жить независимо, пусть в чем-то себе отказывая, зато следуя своей страсти или убеждению_____

20. Брать на себя ответственность, занимать активную позицию в жизни_____

21. Жить в достатке, иметь все необходимое, по возможности упрочить свое материальное положение ____

22. Всегда и во всем добиваться правды, отстаивать справедливость_____

23. Стараться во всякое дело внести свою выдумку, оригинальную идею, творческий подход_____

24. Просто напряженно трудиться, находить в работе радость и смысл_____

25. По возможности, не отказывать себе в житейских радостях, удовольствиях, развлечениях_____

 

Б. А теперь, положа руку на сердце, скажите, в какой мере каждое из этих жизненных стремлений СВОЙСТВЕННО ЛИЧНО ВАМ (Вы находите у себя)?

(Как и в предыдущем блоке вопросов, определите место своего ответа на шкале из 7 позиций, образованной по аналогичному принципу. Запишите свой ответ для каждой строки).

 

мне совершенно     нечто среднее       свойственно мне

не свойственно     (трудно сказать)       в полной мере

 

 1            2            3            4         5            6            7

 

Жизненные стремления:

<...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]

 

В. Еще раз просмотрите тот же список. В какой мере каждое из этих стремлений РЕАЛИЗУЕТСЯ (получает осуществление) В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

(Вновь определите место своего ответа на шкале из 7 позиций. Запишите свой ответ для каждой строки).

 

совсем                      нечто среднее             реализуется

не реализуется      (трудно сказать)          в полной мере

 

1            2            3            4            5            6            7

 

Жизненные стремления:

 <...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]

 

Г. И последняя серия вопросов. В какой мере Вы СОЖАЛЕЕТЕ (досадуете, огорчаетесь), КОГДА ВАМ НЕ УДАЕТСЯ ВПОЛНЕ РЕАЛИЗОВАТЬ соответствующее жизненное стремление?

   (Опять воспользуйтесь шкалой из 7 позиций. Будьте внимательны: цифре 1 соответствует полное отсутствие сожалений, а цифре 7 - наивысшая степень сожаления; если какое-либо из указанных стремлений Вам совсем не свойственно, можете, отвечая на этот вопрос, его пропустить).

 

совсем                     нечто среднее                    очень

не сожалею          (трудно сказать)                  сожалею

 

  1            2            3           4            5            6            7

 

Жизненные стремления:

<...> [Здесь повторяется список 25 "жизненных стремлений". - А. А.]

 

Если какое-нибудь важное жизненное стремление здесь не учтено, то назовите его сами и оцените по всем 4-м известным Вам шкалам.

 

Жизненное стремление

А

Б

В

Г

Не одобряю – одобряю

в других

Не свойственно - свойственно мне

Не удается – удается реализовать

Не сожалею – сожалею о неудаче

Оценка

26. …

 

 

 

 

 

Пожалуйста, укажите: Ваш пол ________ возраст ________ образование _________________

род занятий ____________________________

 

Ключ для расшифровки результатов довольно прост и, если Вы захотите, истолкование совокупности Ваших ответов может быть дано немедленно.

Впрочем, как говорил еще Достоевский, «человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

 

= Интерпретация (что означает каждый вопрос; «ключи» для расшифровки)

 

Список ценностей (= жизненных мотивов), репрезентированных соответствующими «жизненными стремлениями». (Слово, обозначающее соответствующую ценность, выделено):

 

1)        «Идти на борьбу, рисковать, наслаждаться трудной победой» - жажда БОРЬБЫ (Борьба - Напряжение; «Борец»).

2)        «Занимать достаточно высокое общественное положение, пользоваться влиянием, руководить другими людьми» - жажда ВЛАСТИ (Статус - Власть; «Карьерист»).

3)        «Как можно больше разнообразить свою жизнь, обогащаться новыми впечатлениями, наслаждаться жизненными переменами» - Жажда ВПЕЧАТЛЕНИЙ (Мобильность - Разнообразие; «Неуемный»).

4)        «Помогать конкретным людям, пусть в ущерб себе, не требуя от них ничего взамен» - жажда ДОБРА (Альтруизм - Добро; «Альтруист»).

5)        «Посвятить всю свою жизнь детям, потомству» - забота о ДЕТЯХ (Самовоспроизводство - Потомство; «Чадолюбивый»).

6)        «Всячески укреплять свое здоровье, поддерживать в себе состояние бодрости, хорошее физическое самочувствие» - забота о ЗДОРОВЬЕ (Самосохранение - Организм; «Здравствующий»).

7)        «Как можно больше знать, понимать, неустанно расширять круг своих познаний, углублять их» - жажда ЗНАНИЙ (Образование - Знание; «Знаток»).

8)        «По возможности, не отличаться от окружающих, не привлекать к себе внимания, быть не лучше и не хуже других» - жажда КОНФОРМНОСТИ (Конформизм - Приспособление; «Конформист»)

9)        «Находить красоту вокруг себя и самому создавать прекрасное» - жажда КРАСОТЫ (Эстетизм - Красота; «Эстет»).

10)      «Любить и вызывать ответное чувство у лица (лиц) другого пола» - жажда ЛЮБВИ (Любовь - Другой пол; «Любвеобильный»).

11)      «Приобщиться к чему-либо необыкновенному, таинственному, чудесному» - жажда НЕОБЫКНОВЕННОГО (Романтика - Необыкновенное; «Романтик»).

12)      «Подчинение всего себя служению идее, большому делу, общему благу» - жажда ПОДВИЖНИЧЕСТВА (Служение - Идея; «Подвижник»).

13)      «Всегда видеть перед собой перспективу, не успокаиваться на достигнутом» - жажда ПЕРСПЕКТИВЫ (Развитие - Перспектива; «Перспективный»).

14)      «По возможности, избегать лишних хлопот, забот, не брать на себя слишком много» - жажда ПОКОЯ (Иждивенчество - Покой; «Иждивенец»).

15)      «Находить сочувствие, понимание в других людях, наслаждаться общением» - жажда ПОНИМАНИЯ (Общение - Взаимопонимание; «Общительный»).

16)      «Усовершенствовать, упорядочить или переделать мир вокруг себя, сообразно своему представлению о том, как должно быть» - жажда ПРЕОБРАЗОВАНИЯ (Преобразование - Среда; «Мироустроитель»).

17)      «Пользоваться престижем, иметь успех, добиться признания» - жажда ПРИЗНАНИЯ (Честолюбие - Признание; «Честолюбец»).

18)      «По возможности, не поступаться понапрасну личными интересами, блюсти свою разумную выгоду» - любовь к САМОМУ СЕБЕ (Эгоизм - Выгода; «Эгоист»).

19)      «Жить независимо, пусть в чем-то себе отказывая, зато следуя своей страсти или убеждению» - жажда СВОБОДЫ (Самоопределение - Свобода; «Свободолюбивый»).

20)      «Наслаждаться собиранием ценной коллекции, ее постоянным пополнением, обогащением» - любовь к СОБИРАТЕЛЬСТВУ (Собирательство - Коллекция; «Коллекционер»).

21)      «Жить в достатке, иметь все необходимое, по возможности упрочить свое материальное положение» - жажда СОБСТВЕННОСТИ (Накопление - Собственность; «Собственник»).

22)      «Всегда и во всем добиваться правды, отстаивать справедливость» - жажда СПРАВЕДЛИВОСТИ (Правдоискательство - Справедливость; «Правдоискатель»).

23)      «Стараться во всякое дело внести свою выдумку, оригинальную идею, творческий подход» - жажда ТВОРЧЕСТВА (Творчество - Новое; «Творец»).

24)      «Просто напряженно трудиться, находить в работе радость и смысл» - любовь к ТРУДУ (Труд - Дело; «Труженик»).

25)      «По возможности, не отказывать себе в житейских радостях, удовольствиях, развлечениях» - жажда УДОВОЛЬСТВИЙ (Гедонизм - Удовольствие; «Гедонист»).

 

Модальности (= аспекты рассмотрения ценности или жизненного мотива), репрезентированные в соответствующих вопросах:

 

А. «ОДОБРЯЮ В ДРУГИХ ЛЮДЯХ...» - ЦЕННОСТЬ-ОРИЕНТАЦИЯ (= заявленная или декларированная ценность; ценность-ИДЕАЛ)

Б. «СВОЙСТВЕННО ЛИЧНО МНЕ...» - ЦЕННОСТЬ-ИНТЕНЦИЯ (= присвоенная или адаптированная ценность; ценность-ЦЕЛЬ)

В. «РЕАЛИЗУЕТСЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ...» - ЦЕННОСТЬ-РЕАЛИЗАЦИЯ (= действенная или актуализированная ценность; ценность-РЕЗУЛЬТАТ)

Г. «СОЖАЛЕЮ, КОГДА НЕ УДАЕТСЯ ВПОЛНЕ РЕАЛИЗОВАТЬ...» -ЦЕННОСТЬ-ПЕРЕЖИВАНИЕ (= значимая или интериоризированная ценность; ценность-ОТНОШЕНИЕ)

 

Кодировальный лист

 

Личность - жизнь Человека. Ради чего мы живем. Карта расшифровки

 

 

Ценности (динамизирующие силы)

А

Идеал

Б

Цель

В

Результат

Г

Отношение

Сумма баллов

Ранг ценности

1. БОРЬБА

 

 

 

 

 

 

2. ВЛАСТЬ

 

 

 

 

 

 

3. ВПЕЧАТЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

4. ДОБРО

 

 

 

 

 

 

5. ДЕТИ

 

 

 

 

 

 

6. ЗДОРОВЬЕ

 

 

 

 

 

 

7. ЗНАНИЯ

 

 

 

 

 

 

8. КОНФОРМИЗМ

 

 

 

 

 

 

9. КРАСОТА

 

 

 

 

 

 

10. ЛЮБОВЬ

 

 

 

 

 

 

11. НЕОБЫКНОВЕННОЕ

 

 

 

 

 

 

12. ПОДВИЖНИЧЕСТВО

 

 

 

 

 

 

13. ПЕРСПЕКТИВА

 

 

 

 

 

 

14. ПОКОЙ

 

 

 

 

 

 

15. ПОНИМАНИЕ

 

 

 

 

 

 

16. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

17. ПРИЗНАНИЕ

 

 

 

 

 

 

18. САМ ("Я")

 

 

 

 

 

 

19. СВОБОДА

 

 

 

 

 

 

20. СОБИРАТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

 

 

21. СОБСТВЕННОСТЬ

 

 

 

 

 

 

22. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

 

 

 

 

 

23. ТВОРЧЕСТВО

 

 

 

 

 

 

24. ТРУД

 

 

 

 

 

 

25. УДОВОЛЬСТВИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Пол  ____  Возраст  _____  Образование  _____  Род занятий  _____ N (пароль)  ____________

 

Процедура первичной обработки результатов

 

Первичные результаты (все ответы опрошенного) сводятся на кодировальном листе, в матрицу 25 х 4 [см. выше. А.А.]. Баллы, набранные каждым из 25 «жизненных стремлений» для каждого вопроса, суммируются по строкам (А + Б + В + Г).

Ценность признается приоритетной (жизненный мотив - ВЕДУЩИМ) для данной личности, если сумма набранных баллов по четырем вопросам, для соответствующего «жизненного стремления», равна или больше некоего нормированного количества (например: 22, при max = 7 х 4 = 28).

Ценность признается отвергаемой данной личностью, если сумма набранных баллов, соответственно, ниже некоего нормированного количества (например: 10, при min = 1 х 4 = 4).

Таким образом, формируются наборы (комбинации, ансамбли) как приоритетных, так и отвергаемых ценностей (жизненных мотивов), что рассматривается как некая интегральная характеристика ценностной направленности данной личности.

Предметом отдельного анализа может стать структура модальностей для всякой данной ценности или для группы ценностей.  Тогда рассматривается соотношение баллов, набранных соответствующими «жизненными стремлениями» при ответах на разные вопросы (А, Б, В, Г).

Установленная таким образом ценностная направленность личности может быть соотнесена с поведенческой направленностью (которая выявляется другой методикой). [1]

 

***

Методика «Ради чего мы живем, или 100 нескромных вопросов о Вашей жизни...» подлежит опробованию на малых выборках. Она может быть использована для тестирования личности (построение индивидуализированных «ценностных портретов»), а также для разработки социальной типологии ценностной направленности личности.

Февраль 1983

 

1.2.6. «Ради чего мы живем?»: опыт применения методики

[Ниже - современное описание результатов испытания вышеприведенного теста. -  А. А.]

 

Опробование данной методики, предпринятое в очередном опросе инженеров объединения «Апатит» (N = 158) в 1983 г., показало ее принципиальную работоспособность. Тогда была произведена первичная обработка данных и построена матрица корреляционных связей (коэффициент парной корреляции Спирмена производных порядковых шкал - r) между ценностями (жизненными мотивами, или, как их еще называли авторы, «динамизирующими силами» личности).

Как и ожидалось, в статистической картине некоторые ценности «притягивались» друг к другу (сильная положительная связь), а некоторые «отталкивались» друг от друга (сильная отрицательная связь).

В частности, выявились несколько «плеяд» жизненных мотивов, в центре которых (плеяд) оказались:

а) «подвижничество», «творчество»;

б) «эгоизм» («я», как главная ценность), «признание» (со стороны других);

в) «красота».

(Центральное положение этих ценностей выражалось в «богатстве», т.е. максимальном количестве сильных положительных связей с другими ценностями: r > +0,3).

В плеяду (а), кроме названных выше, вошли также: «добро», «справедливость», «перспектива»; в плеяду (б): «собственность» (материальный достаток), «власть», «иждивенчество» (покой); в плеяду (в): «любовь», «необыкновенное» (романтика).

Некоторые другие ценности заняли как бы промежуточное положение между указанными плеядами (на их «пересечении»).  Так, ценность «преобразование» оказалась тесно связанной с основными ценностями плеяд (а) и (б); ценность «знание» - с основными ценностями плеяд (а) и (в).

Опираясь на полученную картину связей между различными жизненными мотивами, представляется возможным выдвинуть гипотезу по крайней мере о двух интегральных ценностных направленностях:

«НА СЕБЯ» и «НА ДРУГИХ».

(Понятно, что «творец» или «подвижник» может быть также и «честолюбцем» или «эгоистом», равно как и наоборот. Но это - в нашей выборке - менее вероятно, чем сочетание в одном лице, скажем, таких ценностей, как «творчество» и «подвижничество», или «эгоизм» и «признание»).

Вспоминая фундаментальное различение «доминанты на себя» и «доминанты на лицо другого», отметим, что концепции А.А. Ухтомского наша гипотеза не противоречит.

Тогдашнее опробование методики «Ради чего мы живем, или 100 вопросов о том, чего человеку надо» выявило необходимость внесения в нее и ряда корректив. Однако, как пишет мой соавтор, «обстановка в обществе становилась все более тяжелой, и очень скоро работу пришлось отложить до лучших времен» (Минакова С.Ф.. Ищу личность.  Л., 1991, с. 90).

Глядя на эти методолого-методические попытки из сегодняшнего дня, отметим, что предложенный репертуар ценностей, равно, как и их методическая презентация (в формулах «жизненных стремлений»), куда более уязвимы для критики (априорный набор, не вполне адекватная операционализация!), чем наша концептуальная схема «модальностей» жизненных мотивов:

- «ценность-ориентация»; «ценность-интенция»; «ценность-реализация»; «ценность-переживание», и их эмпирических интерпретаций:

- «одобряю в других...»; «свойственно лично мне...»; «реализуется в моей жизни...»; «сожалею, когда не удается вполне реализовать...».

Именно через сопоставление ответов на эти 4 разных категории тестовых вопросов может, как нам кажется, исследоваться социально-психологический механизм «присвоения», «адаптации», «актуализации» и «интериоризации» социальных ценностей.

К сожалению, этот перспективный аспект методики дальнейшей разработки не получил.

А. А., декабрь 1999.

 

Справка

Адресую читателя также к позднейшим работам моей коллеги:

- Минакова С.Ф. Нужен культ... Л.: Лениздат, 1989.

- Минакова С. Выгода от гуманизма / В человеческом измерении. М.: Прогресс {?}, 1989.

- Минакова С.Ф. Ищу личность. Л.: Лениздат, 1991.

- Минакова С.Ф. Экология личности (теоретические и методологические основы). Кировск, 1999.

- Минакова С. Целостная личность. Учебное пособие курса «Экология личности» (вып. 3). Кировск, 1999.

- Минакова С. Предотвращение экологической катастрофы (учебное пособие по экологии личности). Кировск - Апатиты: изд. МУП «Полиграф», 2000.

 

Из наших совместных работ конца 1970-з – начала 1980-х годов укажу три:

- Алексеев А., Минакова С. "Скажи мне, чем ты увлечен?.." // Литературное обозрение, 1980, № 9.

- Алексеев А., Минакова С. Способ быть счастливым (социально-психологический этюд) // Нева, 1982, № 3.

- Алексеев А., Минакова С. Овладение специальностью и овладение собой // Молодой коммунист, 1982, № 10.



[1] См. выше: «Как Вам живется...» (тест на выявление поведенческой направленности личности).

 

(Окончание следует)

 

 

comments powered by Disqus