Эскалация национальной розни в сферу стихотворчества
23-летняя украинская поэтесса, киевлянка Анастасия Дмитрук (ее страничка в фейсбуке) написала стихотворение «Никогда мы не будем братьями…», которое в считанные дни сделало его автора знаменитым. Будучи также положено на музыку, оно стало настоящим хитом (и то сказать – свыше полумиллиона просмотров на Ю-тубе)
На это стихотворение откликнулись – тоже в стихах (хотя есть и в прозе) – российские блогеры, среди них и один профессиональный поэт. Наиболее известен отклик популярного певца Юрия Лозы, впрочем, как выяснилось позже, принадлежащий не ему, а мало известному сетевому автору, женщине, которую Ю. Лоза, как видно, только процитировал из портала «Стихи.ру»..
Один из блогеров взял на себя труд собрать вместе все стихотворные отклики на произведение Анастасии Дмитрук и разместил эту подборку на своей странице в том же «Стихи.ру». К этой коллекции мы еще вернемся. Пока же скажем, что подборка ответов Анастасии Дмитрук от разных авторов впечатляет не меньше, чем собственное ее стихотворение.
В целом, можно сказать, что гг. Киселев, Соловьев и прочие могут быть довольны: их пропагандистские семена дали всходы уже и на ниве, претендующей быть поэтической. Отсюда и название нашей заметки: «Эскалация национальной розни в сферу стихотворчества».
***
Прежде чем обратиться к фактическому (стихотворному) материалу, напомним одну нашу, двухнедельной давности, публикацию на Когита.ру: «Чем дальше, тем больше у нас появляется вопросов не только к Путину, но и в целом к российским "братьям"…». В ней был воспроизведен текст статьи директора Институты мировой политики в Украине Алены Гетманчук «Почему нам не по пути? (предназначено для русских)», впервые опубликованный в «Украинской правде». Текст этот российскими СМИ замечен не был (если не считать нашей Когиты).
Воспроизведу здесь свой комментарий к статье украинского политолога:
«Что же сказать на эту яркую и горькую филиппику? Скажем так: ну вот и «достукались»! Уже и некоторые украинские интеллектуалы стали отождествлять русский (российский) народ с его «национальным лидером». И ведь в самом деле: в наиострейшем (позволю себе сказать – мировоззренческом) «крымском» и шире – «русско-украинском» вопросе, «народ и партия» в России оказываются «едины». Прискорбно, но факт.
Нам приходилось размещать на Когита.ру материалы всероссийских и всеукраинских репрезентативных социологических опросов, на которые ссылается автор. .
См. ранее на Когита.ру: <…>
Ну, данным украинских опросов я, признаться, склонен доверять больше, поскольку российские приходится проводить в условиях заведомо авторитарного, движущегося к тоталитаризму, режима. И в этих условия «лобовые» вопросы типа: Вы за или против присоединения Крыма к России (т. е. на остро политическую тему), - в общем не могут рассчитывать на полную откровенность и достоверность ответов
Но так или иначе, несомненно, что ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО россиян, особенно в ситуации массированной пропагандистской атаки и тотального одурачения аудитории в средствах массовой информации (особенно – на федеральных телеканалах) ведут себя так, как написано в Открытом письме Алены Гетманчук.
Так что – о фактах не станем спорить.
Возразить можно, однако, нет, не на эмоциональный накал, а на некоторую, я бы сказал, гордыню и недостаток широты мышления. Не стоит осуждать народы, определяемые хоть по гражданскому (россияне), хоть по этническому (русские) принципу. В истории едва ли не любого (особенно – «великого»!) народа бывали черные, точнее сказать – позорные страницы. Одну из таких страниц мы переживаем сегодня.
Не нужно высоких слов: хоть «братский народ», хоть «бывшие братья». Все мы братья по принадлежности к человечеству.
Автору Открытого письма, «предназначенного для русских», не пожелаем, даже и отдаленно, уподобляться в риторике - с обратным знаком - российским пропагандистам, которые, впрочем, в своем большинстве, лицемерны, чего никак нельзя сказать об Алене Гетманчук.
Сказано уже не однажды, и в России, и в Украине, да и иностранными экспертами: «Обретя» Крым, Россия потеряет Украину. Нет, не территории, которые еще не все захвачены, ради «спасения соотечественников». (Уже теперь и «отечество» определяется по родному языку?!) А потеряется доверие «простых украинцев» к «простым русским», которые волей-неволей оказываются к этой государственной агрессии причастны, и даже, многие, «в патриотическом экстазе» готовы чуть ли не стрелять в украинцев.
Но от того, что простительно обывателю (хоть русскому, хоть украинскому), с его «национальными чувствами», лучше удерживаться «национальному разуму», олицетворяемому интеллектуальной элитой. Вот почему я сопровождаю публикацию настоящего Открытого письма одного из представителей этой элиты в Украине своим комментарием.
Хотя я к этому тексту Алены Гетманчук отношусь с пониманием: «старший брат» (если воспользоваться этим сомнительным термином) такое отношение к себе нынче заслужил.
А. Алексеев. 14.04.2014».
Ну, молодой киевской поэтессе, выразившей в своем стихотворении именно ЧУВСТВА (как и положено в гражданской лирике) удалось то, что не удалось ученому и публицисту, а именно - «достучаться» до сердец не только своих соотечественников, «простых украинцев», но и «простых россиян», некоторые из которых тоже не лишены поэтических амбиций.
***
Но пора уж познакомить нашего читателя со стихотворением Анастасии Дмитрук, из-за которого «сыр-бор»:
Никогда мы не будем братьями
ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными –
нам не стать с вами даже сводными.
Вы себя окрестили «старшими» -
нам бы младшими, да не вашими.
Вас так много, а, жаль, безликие.
Вы огромные, мы – великие.
А вы жмете… вы всё маетесь,
своей завистью вы подавитесь.
Воля - слово вам незнакомое,
вы все с детства в цепи закованы.
У вас дома «молчанье – золото»,
а у нас жгут коктейли Молотова,
да, у нас в сердце кровь горячая,
что ж вы нам за «родня» незрячая?
А у нас всех глаза бесстрашные,
без оружия мы опасные.
Повзрослели и стали смелыми
все у снайперов под прицелами.
Нас каты на колени ставили –
мы восстали и всё исправили.
И зря прячутся крысы, молятся –
они кровью своей умоются.
Вам шлют новые указания –
а у нас тут огни восстания.
У вас Царь, у нас - Демократия.
Никогда мы не будем братьями.
Поразительно, но в этом пронзительном и наивном поэтическом произведении выражено едва ли не то же содержание, что и в статье представителя украинской интеллектуальной элиты: «Почему нам не по пути» = «Почему мы не братья». И к нему (с поправкой на адресата) применим мой комментарий к статье Алены Гетманчук (см. выще).
Совсем иное дело - «Ответ украинской девочке Насте Дмитрук на ее стихи "Никогда мы не будем братьями"», действительным автором которого является держатель страницы на портале «Стихи.Ру» Анна Бадалова, однако «сетевая молва» приписала авторство популярному певцу Юрию Лозе (тот против зачисления его в авторы стихотворного ответа публично возразил, хотя собственный – прозаический – отклик певца на стихотворение Насти от стихотворного - А. Бадаловой - содержательно не отличается)
Вас растили, наверное, не матери,
И не с сестрами, и не с братьями,
Вам фашистскую, черную свастику
При рожденьи дарили каратели.
С детства вам забивали головы
Профашистскими "супер-героями",
Вот и жжете коктейли вы Молотова,
А не учите Правду истории...
Вы себя возомнили смелыми,
Не рабами, что в цепи закованы,
Только где ваши пашни спелые?
Вы давно свои земли продали!
Вы и предков своих тупо предали,
Что за вас погибали смелыми,
Чувства Чести для вас неведомы,
Вот и скачете, как оголтелые...
Малолетки...Безликие...Стадные...
Лица черным у вас зашорены,
Родились вы во время досадное,
Получились из вас горе-воины...
Украину вы вовсе не любите!
И святыни ее не цените!
Если сук свой отцовский рубите!
Если Родину свастикой метите!
Никогда вы не будете братьями!
Нам - нацисты - враги беспородные,
И не смейте себя, предатели,
Называть Украинцами кровными.
(См. также на Ю-тубе: http://www.youtube.com/watch?v=mNV2jVuC4Ws )
Ну, пафос «Вас растили, наверное, не матери» еще покруче будет, чем пафос «Никогда мы не будем братьями». Если Анастасия Дмитрук лишь отказывается называть русских «братьями» (апеллируя к свободолюбию своих соотечественников), то Анна Бадалова не удерживается от прямых оскорблений, впрочем, мало отличающихся от клише современной российской пропаганды.
Что же, национальная нетерпимость (без которой сегодня и в Украине не обходится, но на российских федеральных телеканалах она, как мы наблюдаем, зашкаливает) есть ИНТЕРАКТИВНЫЙ процесс, сродни диалогу, но с негативным содержанием и смыслом. «Обратная связь» налицо, причем всякий шаг с одной стороны получает усиленную реакцию с другой, а дальше - больше, так что в глазах российской общественности уж и «братоубийственная» война, под флагом спасения «своих» (единокровных, единоверцев и т. д) от «чужих» (предателей, нелюдей и т. п.) находит моральное оправдание.
Вот это и есть «разжигание межнациональной розни» (что в России, кстати сказать, признается преступлением).
Ну, а что же другие авторы, или авторы других стихотворных ответов на стих Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями»?
Воспользуется коллекцией, составленной блогером Иваном Странником на портале «Стихи.ру». Будем цитировать по одному-двум-трем характерным четверостишиям из каждого отклика. Цитировать целиком – невыносимо ни для автора этих строк, ни, полагаю, для нашего читателя.
Иван Странник:
Научили? Наверно больно?
А ты думала то, что делала?
Ничего, говоришь, не поняли?
И захлопнешь от мира двери?
Да уж нет... Отвечать придется,
Хочешь этого или не хочешь.
Твое имя - на знамени черном
Среди мнимых героев прочих.
Миллионы тебя запомнили!
Миллионы, кого обидела!
С этим жить. Ты готова, вольная
От всех пращуров до родителей?
**
Мы всю жизнь вас считали братьями –
И по Родине, и по матери.
Только то, что вы звали ненькою,
Ваш «Майдан» продал за печеньки, ё…
Вы не люди. И не украинцы.
Вы – Бандеры верные «каинцы».
Флаг вам в... руки. Европо-радужный.
Правда, там вас не встретят радушно.
**
Елена Ульянова:
Было время, когда единая
Русь стояла непобедимая.
За нее шли одною ратью мы.
были верные, были братьями.
Проходили года, столетия,
вы теряли свое наследие.
Уподобились вы гонителям,
Взяли веру своих пленителей.
Мы за вас шли на подвиги ратные,
вы зовете нас оккупантами.
мы с добром, ну а вы с проклятьями,
перестали давно быть братьями…
Вы от веры своей отступники,
вы для предков навек преступники!
Отреклись от отца и матери.
Правда, стоит ли быть нам братьями?
**
... «Надоело нам быть славянами –
Мы ж солдатики оловянные.
Стать хотим, как и вы, великими-
Соберём для ЕС улики мы:
И обкуренным, и уколотым –
Всем даём по «коктейлю Молотова»»…
**
Сергей Карабанов:
…Еще цепи свои не скинула
Пожелавшая демократии,
Романтичная и наивная,
Ты уже разругалась с братьями.
Чем ты лучше, скажи, «великая»,
Тех, кто жмёт, или тех, кто мается?
Тех, кого назвала безликими,
Пожелав подавиться завистью?...
Возгордившись своим величием,
Возомнивши, что ты – особая,
Как ты сможешь найти отличия,
Если ты отравилась злобою?...
**
Не хотите, чтоб были мы братьями?
Говорите, у вас демократия?
«Москалями» зовёте нас «клятыми»,
Тиранией и рабством распятыми?
На Майдане своём Незалэжности
Жгли милицию, беркутов с дерзостью,
С постаментов сносили вы Ленина,
Но была эйфория та временно.
И смотрите теперь, «самостийные»,
Разбудили вы силы стихийные,
Правый Сектор с оружием скалится,
А страна ваша рушится, валится.
**
…Будто Бог выбирать дозволил нам
Кто там будет родней желательной
Вы простите, сестра несчастная
Мне вас жаль и, поверьте, милая,
То не кровь в вас бурлит горячая
А всего лишь...простуда с ангиною
Это жар, вместе с ним видения
Это всё отгоняет Распятие
**
…Нам народ близок наш и любим
Рады мы, что вернули свой Крым.
А пока рвёте вы пуповины,
С нами будет восток Украины.
Есть такой очень старый закон:
“Побеждает лишь тот, кто умён.”
А не тот, кто мало что знает,
Но себя великим считает.
**
Ксения Винниченко:
Вы поймите умом Вашим девичьим -
нет в нас генов бандер и шухевичей,
мы не бредим заветной европою -
не за тем наши деды протопали
путь от Волги до Буга и Одера,
до рейхстага, чтоб мы тут до одури
бесновались, стремясь в непременности
получить европейские "ценности".
**
Ирина Могилюк:
Мы для вас – бессловесное рабство,
кандалы для огня и воли,
Безвоздушная тьма и пространство,
тяжкий водочный сон и бездолье.
Вы для нас – как ржавчина жадная,
и ленивая, и продажная.
Нож бандеровский, в спину воткнутый,
гиблый морок кровавого бунта.
Мы – монархия. Вы – анархия.
Гуляй-Поля от века епархия.
Вам смешны нашей «каторги» тачки?
Нам смешна ваша жизнь на подачки.
И тому уж триста лет,
Как мы оба ищем ответ…
**
Валя Кальм
Открестились от общей вы матери,
путь-дорожка вам белою скатертью.
От России вы стали свободные -
до свидания, племя безродное….
Вы не кожей покрыты - коростою.
За колхидским (?! – А. А.) уйдут полуостровом
малоросские (?! – А. А.) наши губернии,
что любовь не забыли дочернюю.
Им не хочется ваших ужастиков
в демократии с чёрною свастикой,
и не хочется с вашей Свободою
отморозками стать и уродами.
**
Игорь Мочилов:
Ответ девице Дмитрук
Вижу барышня вы невзрачная,
Очень хочется вам прославиться,
Навариться и пропиариться,
Вот и прёт из вас злоба мрачная….
Никакие вы не украинцы,
И давно уже вы – не русские,
В дьюти-фри на границах толкаетесь,
Продаваясь за булки французские.
И нисколько вы не «свободные» -
То под ханами, то под «крулями»,
Поднимая бунты болотные
Вы всегда остаётесь с дулями.
И в заключение – стихотворение члена Союза писателей РФ Леонида Корнилова:
ОТВЕТ УКРАИНКЕ
Да, вы – крайние, мы – бескрайние.
Но я рядом с тобой стою.
И я знаю, моя украинка,
Каково тебе на краю.
То бросаться на поле дикое,
То – под свастичную броню…
Если хочешь быть – будь «великою»,
Только дай сперва заслоню.
Ты напугана и растеряна
И не те говоришь слова;
Только грудью своей простреленной
Дай прикрою тебя сперва.
Я всегда это делал вовремя.
Но теперь времена не те.
И в когтях полосатых воронов
Ты не чувствуешь их когтей.
И забыла про наших пращуров.
И кричат в тебе боль и страх.
Мы с тобою – «родня не зрячая»,
Потому что глаза в слезах.
Но, обиду смахнув украдкою,
Я тебя к груди притяну,
И за счастье твоё, украинка,
Я пойду на твою войну.
Ты нашла во мне виноватого.
Я желаю тебе добра.
Никогда ты не станешь братом мне,
Потому что ты мне – сестра.
**
Поделимся некоторыми наблюдениями
А. Здесь не обсуждаем литературное качество вышеприведенных отрывков. Форма у всех – стихотворная (кстати, ритмика, как правило, заимствована у первоисточника), а уж где тут поэзия, а где просто рифмованные строчки - пусть судят знатоки и специалисты. Нас этот словесный поток интересует не с литературоведческой точки зрения, а как своего рода «коллективное бессознательное» (или подсознательное?), вырвавшееся наружу под влиянием внешнего импульса – стихотворения Анастасии Дмитрук.
Б. Неосторожно отказав русскому народу в «родстве», украинская поэтесса, как видно, сильно задела «национальньное самолюбие» великороссов, которые (в лице своих самодеятельных поэтов) «кровно обиделись», что их не держат не только за «старших», но даже и вообще за «братьев». И стали давать «девице Дмитрук» энергичную отповедь: ах, ты так, так вот тебе!! – Мало не покажется. Тональность (модальность?) – от поучающей до изничтожающей
В. Часть авторов записывает в разряд «Иванов, не помнящих родства» весь украинский народ, другая часть – только тех, кто «продался Западу» (раньше говорили «за чечевичную похлебку», теперь – «за печеньки» или за «булки французские»). В последнем случае авторы как бы вступаются за честь украинского народа: «Вы не люди, И не украинцы,,,»; «И не смейте себя, предатели, называть Украинцами кровными…».
Г. Извечный российский комплекс неполноценности (мол, в Европе, может и комфортно, но там вас / нас не ждут; так что «мы не бредим заветной европою») пополам с утверждением собственной исключительности и гипертофированного патриотизма. С другой стороны - комплекс «великого народа», чье величие кто-то посмел поставить под сомнение.
Д. Тема «крови», «генов», «родства», оказалась очень болезненной для российских шовинистов. С одной стороны – мы ваши «братья», желающие вам только добра, с другой стороны – «вы для нас – как ржавчина жадная, и ленивая, и продажная. Нож бандеровский, в спину воткнутый…» и т. д. «Племя безродное» и. т. п.
Е. Бросается в глаза общая антидемократическая направленность этого «коллективного бессознательного». «Самостийность», «вольнолюбие», демократия с готовностью отождествляются с анархией, «Гуляй-полем» и даже с фашизмом, что уж и совсем несуразно.
Ж. Довольно часты апелляции к вере, «Священному писанию», обыгрывается тема «Каина» (как известно убившего своего брата Авеля), и даже отступничество от православия украинцам приписывается.
З. Как это нередко бывает, повышенная национальная возбудимость, особенно в ее империалистических, экспансионистских аспектах, сочетается с простодушным проговариванием того, от чего политика сначала открещиваются, а потом говорят как о свершившемся факте: «…Рады мы, что вернули свой Крым. А пока рвёте вы пуповины, С нами будет восток Украины».
И. «Национал патриотизм» успешно сочетается также с историческим невежеством. Так, Крымский полуостров (Таврида) называется «Колхидским полуостровом», а «Новороссия» перепутана с «Малороссией».
К. Нет, мы не хотим представить подобную мрачную характеристику «коллективного бессознательного» (не настаиваем на этом термине; и вообще здесь не место для высокого теоретизирования) как фиксацию черт, имманентно присущих русскому народу (к которому автор этих строк сам принадлежит и который ему дорог не меньше, чем украинский). Рассмотренное «коллективное бессознательное», есть продукт как уходящих в глубины истории, так и актуальных факторов, среди которых особенно велико влияние российской пропагандистской машины, ныне все более беззастенчиво дезинформирующей и оболванивающей широкие массы.
Ксенофобия, «мания величия», имперское сознание, психология крепости осажденной (окруженной) «врагами» и прочие болезни народной ментальности не являются ни врожденными, ни неизлечимыми, Но для их преодоления (смягчения?) нужна радикальная смена общественных условий (что, понятно, уже выходит за рамки нашего нынешнего предмета рассмотрения).
К. Но вернемся к стихам. На первый взгляд (но лишь на первый!), выгодно отличается от ксенофобского «коллективного бессознательного» стихотворение Леонида Корнилова. Автор как будто с пониманием и даже сочувствием воспринимает несправедливую филиппику Анастасии Дмитрук: «Ты нашла во мне виноватого, Я желаю Тебе добра…». Но ему не удается избежать покровительственной снисходительности «Брата», великодушно готового, «обиду смахнув украдкою» пойти на войну за счастье украинской «Сестры». Вопрос – на какую войну и за то ли счастье, которого «Сестра» сама хочет?
Однако не будем обольщаться. Обращение к кладезю Интернета обнаружило и такое стихотворение этого русского поэта «патриотической ориентации». Называется: «Умри, поэт!»
Петлёй Есенина столетнюю блокаду
На русском горле стягивает жид.
На рукописях, как на баррикадах,
Хрипим, ладони рупором сложив.
Расстрелянные строки Гумилёва.
Темно в глазах поэзии от слёз.
И журавли рубцовским стонут словом.
Забвением казнён великоросс.
Идёт обрез самоиздатной книги
На штурм ожидовлённого Кремля.
Таланты гибнут в иудейском иге.
В горсти твердеет отчая земля.
Умри, поэт! Или шагай по трупам.
И сколько трупов – столько и шагов.
Тому в награду – многотомный рупор,
Кто пишет кровью собственных врагов.
10.10.2011.
Комментарии, как говорится излишни.
Кто захочет поближе познакомиться с творчеством Л. Корнилова, пусть обратится хотя бы на Форум свободных Русских - http://forum.dpni.org/showthread.php?t=7389 (ДПНИ - Движение против нелегальной иммиграции, запрещенное в России как экстремистское в 2011 году, ныне возродившееся под названием «Русские»). Мне там бросилась в глаза одна строчка из стихотворения «Русский язык»: «Человечество – наш ученик». Или вот на другом сайте: стихотворение «Русский русскому»…
Так что избави Бог «украиночку» от такого защитника, готового «заслонить» ее и «притянуть к своей простреленной груди»!
Л. Интересно, что у Анастасии Дмитрук есть еще одно стихотворение, в сущности на ту же тему и, на наш взгляд, действительно сильное. Оно называется «Письмо соседу». В нем – метафора гражданского в личном и, во всяком случае, нет прямого вызова «национальной гордости великороссов». Пожалуй, процитируем и его (запись в фейсбуке от 16 апреля 2014, то есть уже после «бума» откликов на «Никогда мы не будем братьями»):
Нам с тобой, увы, не по пути.
Не рискнул моей познать свободы.
Ты меня за всё, сосед, прости,
но таким, как ты не пишут оды.
Много было разного у нас:
праздников, обид и огорчений, …
но настал тот подходящий час
молча разойтись без объяснений.
Время дело сделало своё –
слишком уж различны интересы.
Я читаю Виктора Гюго,
ты – заметки лживой желтой прессы.
Я рисую маслом на холсте,
а ты пишешь слово на заборе.
Больно, очень больно в суете
на меня ты руку поднял в ссоре.
Знай, сосед, я всё тебе прощу,
все твои обиды, унижения –
я прощу, но больше не впущу.
В дом мой не ходи без приглашения.
Все закрою двери на замок,
я тебе, сосед, уже не верю.
Ты мне важный преподнес урок:
человек смог оказаться зверем.
Будь же счастлив, милый мой сосед,
не пиши вдогонку телеграмму.
Я, предвидя скорый твой ответ,
душу чтоб не рвать, читать не стану.
К сожалению, в летопись «братства двух народов» уже впечаталось другое стихотворение молодой украинской поэтессы.
***
На этом завершим наш кейс, или исследование случая «коллективного бессознательного» проявляющего себя, в частности, в области стихосложения.
Андрей Алексеев. 28-30.04.2014.
Постскриптум.
См. еще один стихотворный ответ на стих Анастасии Дмитрук – на сайте «Южный регион»: «Нам нацисты не будут братьями». Автор – Людмила Гуминская. В духе цитированных выше. А. А.…