01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Невскому Ланцелоту» - 70!

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / «Невскому Ланцелоту» - 70!

«Невскому Ланцелоту» - 70!

Автор: А. Алексеев; Т. Лиханова; "Новая газета в СПб" — Дата создания: 21.12.2016 — Последние изменение: 21.12.2016
На днях (а именно – 19 декабря 2016) исполнилось 70 лет моему давнему и любимому другу – театральному режиссеру Николаю Беляку… А. А.

 

 

 

 

…Мы встретились и подружились на рубеже Застоя и Перестройки, когда, кажется, еще и Интерьерный театр, как творческая институция, рисовался только в замыслах его создателя, а были только дерзкие поиски в театральном (художественном) и гражданственном (общественном) творчестве. Эти сферы в жизнедеятельности Беляка и его сподвижников (Марка Борнштейна и Фуата Самигулина)  переплетались настолько тесно, что по существу всякая художественная акция обретала общественный резонанс, а всякое публичное действие становилось произведением искусства.

Примеров не буду приводить – их достаточно в материале журналиста-градозащитника Татьяны Лихановой, републикуемом нами из «Новой газеты в СПб».

Не помню, то ли я, то ли еще один наш общий друг петербургский поэт и историк Андрей Чернов, первым окрестил Н. Беляка «Невским Ланцелотом» (см. на Когита.ру: Невский Ланцелот). Точнее не скажешь. Беляк, как герой знаменитой пьесы-сказки Е. Шварца, отрубил Дракону все три головы. Но у нашего Дракона-Левиафана они стали отрастать как хвосты у ящерицы. Или, можно сказать, их, этих голов, оказалось не три, а гораздо больше.

Детище Беляка – Государственный (!) Интерьерный театр, размещающийся на 4-м этаже дома 104 по Невскому проспекту, являет собой по крайней мере три чуда: чудо воплощения петербургского мифв, чудо человеческой и художественной самоотдачи и чудо «самостояния» (пользуясь выражением А.С. Пушкина). Последнее можно определить и более прозаически – выживание, но не «благодаря», а «вопреки». путем не приспособления себя, а приспособления к себе. С такими Ланселотами Система иногда входит в ступор.

Впрочем, не ищите в позиции Худрука. театрального педагога и культурного деятеля какого-то показного вызова Системе. Вот, скажем, традиционные (каждый год) майские волонтерские выступления артистов Интерьерного театра в сквере им. Г  Старовойтовой  и ежегодные же – в ноябре – вечера  памяти Г. Старовойтовой в помещении театра. Или гастроли театра со спектаклем по песням А. Галича по местам кучного размещения островов бывшего Архипелага ГУЛАГ. Беляк просто всегда делал и делает только то. что считает достойным и правильным. Такова его ответственность интеллектуала-интеллигента.

Я впервые узнал из материала Т. Лихановой о драматической истории, как милиционер 40-х гг оказался нечаянным родовспомогателем матери Николая Беляка, не успевшей к родильному дому. Эта легенда настолько красива, что не будь она правдой, ее вполне можно было бы приписать художественной фантазии Беляка.

Идея поставить памятник милиционеру, держащему за ножку новорожденного и отдающему ему честь, в сквере на месте снесенного дома, да еще – воспрепятствовать этим строительству очередного новодела в одном из немногих сохранившихся уголков «Петербурга Достоевского», я бы сказал, амбивалентна. Тут соединяются экология, градозащита, эстетика, человечность и… политика, если отнести к политике имидж наименее авторитетного на сегодня социального института.

Вполне в стиле и в духе Интерьерного театра, то бишь нашего замечательного юбиляра.

А теперь спрошу каждого, кто читает эти строки. Вы когда-нибудь бывали в Интерьерном театре, на Невском, 104? Желаю Вам посетить хотя бы один спектакль, если вдруг не бывали.  Вот его репертуар. Детище деятеля культуры, выросшего из младенца, столь оригинально появившегося на свет, притянет Вас как магнит.

А. Алексеев. 21.12.2016

**

 

Из «Новой газеты в СПб»:

БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ В РУКАХ МИЛИЦИОНЕРА

Т. Лиханова

19 декабря 2016

В центре Петербурга хотят установить памятник стражу порядка, который помог рождению известного режиссера

 

Место происшествия

Вопреки тренду человек в погонах выступает здесь не душителем, а спасителем культуры: именно милиционеру выпала роль акушера, принявшего в этот мир Николая Беляка – выдающегося режиссера, чье 70-летие отмечается в середине декабря.

Создатель и бессменный художественный руководитель Интерьерного театра появился на свет в подъезде дома 7 по Кузнечному переулку хмурым декабрьским днем первого послевоенного года. Его мама, Серафима Давыдовна, почувствовав приближение родов, поспешила в больницу, однако дальше подъезда двинуться уже не могла. На крики роженицы подоспел милиционер, который и помог появиться на свет будущему театральному новатору.

Почитатели таланта юбиляра и стали инициаторами создания монументальной композиции: поднятая на пьедестал крепко сбитая фигура милиционера с новорожденным младенцем, которому тот отдает честь, подняв за ножку над мирской суетой.


Памятник предлагается установить на месте происшествия – в небольшом сквере, образовавшемся после того, как дом 7 был снесен в конце 1970-х.


Идея уже нашла поддержку. Градозащитники отмечают вклад созданного Беляком театра в дело спасения подлинного Петербурга. Театрализованная акция, проведенная 19 октября 1986 года у приговоренного к уничтожению Дома Дельвига (Загородный пр., 1), положила начало масштабному движению в защиту культурного наследия, эпицентром которого не один год оставалась Владимирская площадь. Здесь был устроен «День горожанина», собравший сотни неформалов, как альтернатива официозным празднованиям Дня города, здесь разворачивались акции за спасение обреченных на снос домов Достоевского и Лихачева (Владимирский пр., 11 и 9), за возвращение верующим собора Владимирской иконы Божьей матери.

Модель памятника и его рабочая примерка к месту будущей установки (на месте снесенного дома 7 в Кузнечном переулке)

 

Город как сценическое пространство

Николаем Беляком было создано новое направление драматического театра – интерьерного, для которого сценическим пространством становились архитектурные памятники. «Сцены из «Фауста»», разыгранные в бывшем особняке Половцева (Дом архитектора), «Моцарт и Сальери» в Юсуповском дворце, «Пир во время чумы» в полуразрушенной Воскресенской церкви на Смоленском кладбище – начав с этих постановок, Интерьерный театр раздвигает стены и вовлекает само городское пространство, включая акваторию Невы, на глади которой проводятся мистериальные представления. И даже устремляются в космос: в течение полугода на борту орбитальной станции «Мир» космонавт Александр Баландин реализует программу «Космос – Человек – Культура», разработанную Интерьерным театром.

Задуманная Беляком концепция Петербургского карнавала – играющего с городской архитектурной средой, литературными и историческими персонажами, – нашла свое воплощение в коллекции театральных костюмов петербургских памятников. Ожившие Петропавловка, шемякинский Петр, Смольный собор, грифоны с Банковского моста и сотоварищи выходили на улицы и площади, вступали во взаимодействие с горожанами, вовлекая в петербургскую мистерию и творя ее.


По оценкам социолога Андрея Алексеева, режиссер Николай Беляк не имеет равных в избранном им направлении искусства, а созданный им Интерьерный театр стал культурным достоянием и живым воплощением мифа нашего города.


Мифотворчество на марше

Появление памятника в Кузнечном переулке – достойное продолжение этого мифотворчества, убеждены инициаторы его установки.

Кроме того, водружение памятника пресечет попытки новой агрессивной застройки этого места, полагают градозащитники.

Проект архитектора Евгения Герасимова, по которому на месте снесенного дома 7 по Кузнечному переулку, рядом с музеем Достоевского, появится многоэтажное здание, соединенное с домом писателя громадным стеклянным параллелепипедом, уничтожит ауру Петербурга Достоевского. «Кузнечный переулок почти не менялся на протяжении последнего столетия, это такой уникальный отрезок, на котором практически нет современных зданий. Эта подлинность притягивает к последнему адресу писателя почитателей со всего мира, и ее ни в коем случае нельзя разрушать», – настаивает зампредседателя петербургского ВООПИиК Александр Кононов.

По мнению активистов Группы спасения памятников, установка посвященного рождению Николая Беляка монумента позволит особым образом маркировать это место, застолбить его, пресечь попытки водрузить здесь чужеродное громадное здание из стекла и бетона. То есть послужит сохранению подлинной исторической среды, чему всегда и способствовала деятельность Интерьерного театра, так что все очень логично.


Инициатива находит поддержку и в рядах МВД. Сотрудники ведомства полагают, что такая монументальная композиция будет содействовать закреплению в общественном сознании положительного образа человека в погонах, чтобы в нем видели не угрозу, а доброжелательность и готовность прийти на помощь.


Предполагается, что проект памятника может быть вынесен на обсуждение художественной секции Градостроительного совета уже в начале наступающего года.

 

От редакции

19 декабря Николаю Владимировичу Беляку – основателю и бессменному главному режиссеру Интерьерного театра – исполняется 70 лет. 

Этот театр, рожденный в 80-е, – неотъемлемая часть не только петербургской культуры (чего стоит одна лишь уникальная коллекция карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников и городской скульптуры – в которых артисты участвовали во множестве городских праздников), но и петербургской общественной жизни. В далеком 1990 году, когда для выдвижения кандидатом в депутаты любого уровня достаточно было собрания даже маленького трудового коллектива, треть будущих депутатов демократического Ленсовета 21-го созыва была выдвинута трудовым коллективом Интерьерного театра.

Все эти годы во главе театра Николай Беляк. Замечательный режиссер, умный и добрый человек. Театр в последние годы переживает нелегкие времена – в чести у властей (с приложениями в виде финансовой поддержки) другие театры и другие режиссеры, не скрывающие своей лояльности и готовности поддержать и одобрить все, что делает начальство. И тем важнее для нас Интерьерный театр, встречающий зрителей на Невском, 104.

 

Редакция «Новой газеты в Петербурге» поздравляет Николая Владимировича с юбилеем!

 Когита.ру присоединяется к этому поздравлению.