01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

По следам нашего с З.В. «150-летия». 2014

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / По следам нашего с З.В. «150-летия». 2014

По следам нашего с З.В. «150-летия». 2014

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 02.08.2014 — Последние изменение: 02.08.2014
Участники: В. Беляков; М. Филиппова; Т. Косинова; Н. Беляк; В. Костюшев (фото)
Здесь - а) история подготовки мероприятия в Интерьерном театре 23.07.2014; б) ответы А. Алексеева на приветы друзей и коллег; в) разбор полета. А. А.

 

 

 

 

 

Теперь, когда острота события прошла, можно вернуться к эпизоду под названием «Юбилей: А. Алексеев + З. Вахарловская = 150 лет» и рассмотреть его, так сказать, с познавательной точки зрения, как некий кейс.

Разнообразные юбилейные поздравления, за которые мы с Зиной очень признательны авторам, практически все представлены на портале «Когита.ру» (см. «Последние публикпции» от 22.07.2014) и на сайте Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС). Определенный интерес могут представить: а) история подготовки мероприятия в Интерьерном театре 23.07.2014, б) ответы А. Алексеева на приветы друзей и коллег и в) разбор полета.

При этом, избегая излишних согласований, все нижеследующие обращения и письма приводятся без называния адресатов. То есть они являют собой именно КЕЙС, где все герои (кроме разве что организаторов) остаются анонимными.

А. Алексеев. 2.08.2014.

 

**    

 

Предуведомление

 

Уважаемые друзья и коллеги!
 Самодеятельный «оргкомитет», образовавшийся по случаю того обстоятельства, что Андрею Николаевичу Алексееву 22 июля с. г. исполняется ровно 80 лет, извещает Вас, что на следующий день после этой даты, а именно: 23 июля 2014 (среда), в 19 час, в Интерьерном театре (Невский пр., д.104, СПб) состоится встреча друзей, посвященная этому событию.
 При возможности и желании, ПРИХОДИТЕ! Если не сможете придти (а некоторые наверняка не смогут, хотя бы потому, что живут в другом городе, если не в другом государстве), Вы можете воспользоваться электронной почтой для того, чтобы сообщить Юбиляру, что Вы о нем думаете и какие чувства при этом испытываете.
 Дело «осложняется» еще тем обстоятельством, что полтора месяца спустя, а именно: 5 сентября с. г. - тоже круглая дата у супруги Андрея Николаевича – Зинаиды Глебовны Вахарловской. Им вместе (в сумме) исполняется 150 лет, так что поздравлять (если поздравлять) следует обоих.
 Узнав о нашей инициативе, Андрей Николаевич сказал, что «смиряется» с нею, т. е. обещал принять участие в этом «мероприятии», но что он предпочитает иную форму общения, а именно: не коллективное, а приватное общение.
 Это значит, что В ЛЮБОЙ ДЕНЬ, в течение июля-сентября, З.Г. Вахарловская и А.Н. Алексеев готовы принять любого из вас у себя дома на Малой Охте, учитывая, однако, что больше трех человек (не считая хозяев), их кухня не вмещает. Ну и, разумеется, предупредив хозяев, как минимум, за пару дней.
 Тем самым не снимается, однако, возможность поздравить юбиляров и коллективно, на встрече 23 июля.
 Электронный адрес А.Н. Алексеева: "Алексеев Андрей" alexeev34@yandex.ru,
 Электронный адрес «Оргкомитета»: "Беляков Владимир" belyakov48@mail.ru,
 Татьяна Косинова kossinova@mail.ru, Маргарита Филиппова margaritafil_48@mail.ru.
 (Если писать, то лучше сразу всем). <…>
  9 июля 2014.

**

 

Из ответов А. Алексеева на юбилейные приветы

 

<…>  Ты, конечно, написал в мою честь нечто делающее честь как герою, так и автору (в другом отношении). Написал так – что патетика звучит как аналитика. И твой собственный вкус и чувство меры исключают всякое сопротивление с моей стороны. Фактологических неточностей также нет.
Если совсем по секрету: твои оценки не так уж далеки от моих самооценок. А точнее – от того идеального образа, которому я иногда и отчасти соответствую. Вот где «смирение паче гордости»!
За этот твой портрет - спасибо! Я чувствую себя почти как русский классик, чей портрет написан кем-либо из передвижников.
Обнимаю! Поклон Тебе от со-юбиляра – Зины. <…> 19.07.2014

**

 

<…>  В самом деле, не пора ли теперь, после присоединения Крыма к России, отобрать Ялтинский дом творчества у Союза театральных деятелей в пользу администрации президента РФ, как это сделали в СПб с Домом ветеранов сцены? Пока этого не произошло, отдыхать в нем не зазорно. А честь нашего знакомства и дружбы - в любом случае остаются обеим нашим семьям. . <…>  20.07.2014

**

 

<…>  Рад твоему привету, особенно - поскольку не знал твоего адреса, и не только в 2008-м., когда последний раз был в Москве, но и раньше, при посещении журфака МГУ, судьба нас не свела.
Мои занятия социологией журналистики ли, массовой ли коммуникации - неважно, теперь такое глубокое для меня прошлое, что тем более приятно, коли тогдашние мои со-участники хранят о том добрые воспоминания.
С тех пор круг моих профессиональных и любительских интересов существенно расширился, и - надо же! - в последние два года воплотился во что-то вроде журналистики. Загляни как-нибудь на питерский портал "Когита.ру. Обшественные новости Северо-Запада" - http://www.cogita.ru/  , где я веду довольно активную волонтерскую работу (см. "Блог А. Алексеева" -  http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev )
 Как видишь, развивался по "диалектической спирали": 10 лет был журналистом, потом 50 лет - социологом, теперь же вот - на старости лет - два года  в качестве социолога-журналиста, да к тому же еще независимого.  <…>  20.07.2014

**

 

 <…>  Признаться, я гедонист, и по большей части все делаю для собственного удовольствия. Иногда это совпадает с интересами других, чему, конечно, радуюсь. У меня учатся постольку, поскольку я учусь сам: интерактивный процесс. Вот и Вам я признателен - за "Дискуссию через океан" и многое-многое другое. Вы спонтанно точно определили триаду желанного на старости лет: здоровья, мысли и дружбы, - едва ли не системную (по Баранцеву). Вашему пожеланию буду стараться следовать. <…> 21.07.2014.

**

 

<…>  И впрямь - 50 лет нашего знакомства: 1964. Я тогда  служил в "Ленинградской правде", а Ты вроде кончал философский? Ежели это было 50 лет назад, то нам тогда было по 25-30 лет.  И в доме на Поварском тогда перебывали едва ли не все твои сподвижники по "Фрунзенской коммуне".  Взаимовлияние, надеюсь, было обоюдным и плодотворным. И в дальнейшем жизненные пути то пересекались, то расходились.
В отличие от Тебя, думаю: при всех общественных пертурбациях в нашем отечестве, уровень социологической работы не упал, и не поднялся, а только сама социология претерпела метаморфозы. Нам посчастливилось застать как советское, так и постсоветское ее состояния. "Честные голоса" в ней (социологии) пусть звучат независимо от их востребованности. А там - потомки разберутся. <…>  20.07.2014.

**

 

<…> Тронут твоим приветом. Тем более, что он - от старшего к младшему, каковым я навсегда, относительно Тебя останусь. Как и Ты, стараюсь быть неиссякаемым. Ты мне в этом указуешь путь и открываешь перспективу. Надеюсь исполнить все твои пожелания.
Спасибо за ссылку на статью о дневниках Вернадского и их публикаторе Волкове. Я помню твое "Письмо однокласснику" на Когите. Постараюсь и нынче если не републиковать полностью, то процитировать твою статью на эту тему из "Вестника..." - на той же Когите. Сюжет для нее - релевантный. <…> 20.07.2014.

**

 

<…> Ты дала мне свободу предать твой привет гласности, если я сочту его не слишком личным. Я полагаю его и личным, и заслуживающим общественного внимания - не столько в силу его адреса, сколько в силу его источника и содержания.
Нашим братско-сестринским отношениям вот уже скоро 40 лет. И они ни разу не омрачались не редкими среди родственников размолвками. Не будь Тебя, небось, не было бы ни «Писем Любимым женщинам», ни «Ожидаете ли Вы перемен?», ни многих других продуктов Дружбы и Творчества. Спасибо Тебе за то и другое. <…> 21.07.2014

**

 

<…>  Усмотрение в одном и том же лице информационной, экспертной и коммуникативной функций делает этому лицу честь. А поздравитель мыслит системно. Как-то не задумывался над такой триадой (похоже, системной, по Баранцеву). <…> Опять же, спасибо за пожелание здоровья и проч. не только юбиляру, но и его близким и друзьям. Благополучие - всегда интерактивно. <…> 21.07.2014

**

 

<…>  Спасибо Вам за этот привет. Творческое долголетие вроде уже состоялось, судя по повышенной продуктивности  этих последних лет. Только в одной Когите  - около 2 тыс. материалов за два года (разумеется, не только своих собственных; скажем, Ваши – тоже в счет). Про три тома Неопубликованных глав «Драматической социологии…» (http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=216 ) я Вам, кажется, сообщал.
Так что  речь идет скорее о продолжении активной творческой жизни по собственной «мерке». Вообще, я как бы разрываюсь между «камеральной» и «полевой» работой. Первой занимаюсь в промежутках между текущими «полевыми» этапами, которые подпитывает современная общественная жизнь.
Мне и Зине тоже очень памятны и дороги пусть редкие встречи с Вами и с Лидой. Будь то в Ульяновске, будь то в Питере. Ваша же «Любищевиана (организационная, архивная, издательская) для меня образец подвижничества, а «Катехизис», «И звук, и свет» и «Этюды к описанию сознания» - образцы инсайтов.
Про ИСТИНУ замечал также А. Ухтомский: «далекий желаний край». Она отодвигается как горизонт, по мере приближения к нему.  Но это не значит, что к нему не надо идти. <…>  21.07.2014

**

 

<…> Спасибо! Не только с душой, но и с клеточками мозга у Вашего адресата все в порядке. Ну, с другими частями организма - "в соответствии с возрастными изменениями" (как пишут на флюорограммах, кажется). Наша дружба ни этих, ни иных изменений не знает. все названные Вами лица тоже Вас любят, пусть заочно. Общественная жизнь, понятно, не радует. Но при любом режиме можно сохранять достоинство. И наша "пятая колонна" пока на марше.
Ваш - пессимист по наблюдениям и оптимист по убеждениям. <…>  22.07.2014

**

 

<…>   Благодарю за юбилейный привет и весточку. Мои взаимные изъявления уважения и симпатии! Не знаю, дошла ли до Вас информация от «Оргкомитета 22 июля» насчет завтрашнего мероприятия в Интерьерном театре. См. ниже.

 Если будет возможность и желание, приходите, пожалуйста, Хоть я, признаться, и не в курсе, что там готовит «Оргкомитет» и мы с моей женой Зиной будем там на правах «рядовых участников». <…>  22.07.2014

**

 

<…> Спасибо на добрых словах. На недостаток творческой активности и бодрости, и впрямь, не жалуюсь, хоть и не вижу повода для особого восхищения  Постараюсь выполнить все твои пожелания. <…> 22.07.2014

**

 

<…> Благодарю за привет, за весточку! Насчет «честной науки», боюсь, вашему поколению придется не легче, а, может, и потяжелее моего. К этому стоит морально подготовиться. К Вашему пожеланию – Здоровья и Творчества – обещаю прислушаться.

<…> 22.07.2014

**

 

<…> В уважении и симпатии Вы несомненно пользуетесь с моей стороны взаимностью. Сожалею, что как-то подувяло наше с Вами сотрудничество на Когите. Может, что-то напишете или пришлете из уже готового? Можно и опубликованное ранее, только чтобы я об этом знал.<…> 22.07.2014

**

 

<…>  Тронут Вашим ОСОБЫМ нынче (в отличие от повседневного) вниманием к усердному члену СПАС. Мое отношение к Вам исполнено взаимного уважения, симпатии и дружества. Мы с Вами, кстати сказать, олицетворяем со-трудничество СПАС и КОГИТЫ. Впрочем, институциональные отношения я ценю меньше личных. <…>

Я улыбнулся Вашей почти платоновской формуле; «…где-то завидуем Вашей необыкновенной честности…» А я-то надеялся, что у меня честность ОБЫКНОВЕННАЯ! Или теперь уже и она вызывает «зависть»? <…> 23.07.2014

**

 

<…> Рад Вашему привету и предстоящей встрече. Сознание собственного существования также и мне внушает умеренный оптимизм. Хорошо, что, оказывается, это обстоятельство внушает оптимизм и не только мне. <…> 23.07.2014

**

 

<…> Очень рад Вашей весточке. Пора уж нашу с Вами «дружбу по переписке» переводить в очную фазу. Ваш комплимент – столь же изящен, сколь от души. Придется постараться соответствовать Вашим определениям. Я надеюсь увидеть сегодня также и Сашу. Он – один из немногих, кого я не опасаюсь в качестве модератора этого мероприятия. <…> 23.07.2014

**

 

<…> Благодарю за поздравление!  <…> Вашего «Окуджаву» сейчас с увлечением читает моя дочь (тоже Ольга,1960 г. рожд.) поклонница Булата и энтузиаст «бардовской песни». Не так давно, я опубликовал на Когита.ру фрагменты «издаваемого» ею самодеятельного журнала специализированного детского сада, в котором она трудится учителем-логопедом. Там есть эссе об Окуджаве. Вам может быть интересна описанная в нем многолетняя традиция коллективного исполнения песен Окуджавы на улице, в центре Петербурга, 12 июня.

Смотрите: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/rossiya-god-kultury-po-stranicam-samodeyatelnogo-zhurnala-nash-lyubimyi-detskii-sad . <…> 24.07.2014

**

 

<…>  И впрямь, 45 лет нашему знакомству. И впрямь, приятно быть с Тобой на «Ты»! Лично у меня прослеживается такая корреляция: чем моложе собеседник, тем больше шансов, что я ним (с нею) на «Вы». Можно ведь и так, и так - лишь бы было симметрично. Ну, а у младших (которые намного моложе) «Ты» не выговаривается. Вот и приходится с ними на «Вы» разговаривать. «Служу» я, признаться, не науке, а чему-то другому, как Ты верно заметила. Присмотрись к себе: ведь и Ты - тоже, несмотря на научный стаж и регалии.  Я вон на старости лет заделался «социологом-журналистом». Открой, при случае: http://www.cogita.ru/  А точнее: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev . <…>  24.07.2014

**

 

<…> Еще и еще раз спасибо за юбилейные приветы и дары, среди, которых, наверное, главным является интервью в Телескопе. (2014, № 4. – А. А.) , Ему, похоже, сужден <…> успех, судя по первым откликам. Этот успех я с удовольствием готов разделить с Тобой.
Еще, роскошный подарок получен мною, вероятно, от Лены Григорьевой и всех тех, кто вместе с нею так или иначе добились разблокировки сайта Шереги (http://www.socioprognoz.ru/ . – А. А.) . Кстати, на будущее: сохраните резервные копии на сайте ИС РАН. Чтобы не складывать все яйца в одну корзину.
Мероприятие по «чествованию» А. Алексеева и З. Вахарловской вчера, а Интерьерном театре, собрало человек 50-60. Из социологов там были : Гилинский (с супругой), Дадали (с супругом), Костюшев, Мария Мацкевич, Алла Родионова, А. Дмитриева, О. Крокинская, кто-то еще. Остальные  - общественные деятели (гражданские активисты), деятели театра, журналисты, мемориальцы, а также несколько обалдевшие родственники. Я бы сказал – репрезентативно, креативно и трогательно. Были сравнения с компасом, гироскопом, маяком, камертоном и другими морскими и музыкальными приборами. Я бы добавил еще «кубик-рубик» и «ваньку-встаньку». <…> 24.07.2014

 

<…>  Судя по всему, Ты просмотрел материалы Когиты и / или СПАС, посвященные моей персоне. Не знаю, в каких версиях, ибо они обновлялись и дополнялись. Но вот Тебе ПОЛНОЕ собрание .юбилейных приветов, и впрямь, сверхкомплиментарное. Я предполагал разослать его близким друзьям вместе со своими ответами каждому поздравителю (для симметрии кейса). Но коли Ты поднял эту тему - посылаю "досрочно": - только приветы. А коллекцию ответов - чуть погодя.
Если же по существу, к подобным апологиям следует относиться хладнокровно. Человек должен знать себе цену, по возможности, не занижать и не завышать ее, независимо от мнения окружающих. А главный девиз: уважай других не больше, чем себя, и себя - не больше чем других. <…>  30.07.2014

 

<…>  Ты пишешь: «…Понимаешь, Андрей, официально, формально – ты внесистемный человек, но ты сам, делая свое дело, создал, сообщество с очень редкими «системными» свойствами: порядоченностью, самостоятельностью в отношении к миру, уважительностью по отношению друг к другу... это дорогого стоит...».

Если в самом деле так, то это, действительно, дорогого стоит. <…>  1.08.2014

**

 

<…>  Ваша спонтанная рецензия на мою персону, между прочим, соответствует глубокому тринитарному архетипу: эмоцио – рацио – интуицио. Вариациями (не обязательно одно-однозначно соответствующими этому архетипу) могут служить: а) психологическая триада: эмоции – ум – воля; а также: б)   чувство – ум – действие.
Когда-то давно, во времена «эксперимента социолога-рабочего»,  я придумал «формулу разгильдяйства»: незаинтересованность + некомпетентность + безответственность, - едва ли не ставшую социологическим фольклором. По Вашему получается, что я принципиальный «антиразгильдяй», что, конечно, лестно. <…>  24.07.2014

 

<…>  Итак, к «чуткости и вниманию к людям», к «гражданской ответственности» и к «интеллектуальной пытливости» Вы добавили «чувство юмора» и «мудрость самоиронии». Последние две – разные ипостаси одного и того же. И дают мне важный повод для самоуважения. <…>  25.07.2014

**

 

<…>   Спасибо и за эти приветы, и за вчерашнюю речь, и  – особенно, за подаренную книгу о мире в себе и о себе в мире. Ну, следуя твоей логике, «они не дождутся», но можем «не дождаться» и мы! В мое кредо «пессимиста по наблюдениям и оптимиста по убеждениям» такая вероятность вполне укладывается.
Что касается твоего определения насчет «историка социологии», то им я являюсь в последнюю очередь (в отличие от Бориса Докторова). Всякий же мало-мальски серьезный социолог (и мы с Тобой в этом ряду) является, как правило, также и «историком современности».
Ну, насчет «совести отечественной социологии» - лестно, конечно, но даже если и так – это не нарочно. <…>   24.07.2014

**

 

<…>  Горд Вашей дружбой  и любовью к юбиляру. Дружба уже подразумевает взаимность, а Любовь, разумеется, взаимна. Когда-то, еще во времена «социолога-рабочего», если не раньше, придумал я хулиганскую максиму: «Живи так, чтобы когда помрешь, друзьям стало скучно!». Вроде по ней и живу. Возраст слишком почтенный, чтобы прыгать через скакалочку, но ментально – пока получается. И пока помутнения разума у Личности, в отличие от Общества, не наблюдается.  
Нам же, «пятой колонне» и т. п., стоит не уставать заявлять себя в качестве таковой, хотя бы ради спасения чести Отчизны, т. е. из патриотических побуждений. Ну, и из самоуважения тоже. В нашем возрасте это становится как-то совсем легко: ведь даже и пожизненным сроком нас не испугаешь. В этом смысле молодые «национал-предатели» заслуживают куда бОльшего уважения. <…> 24.07.2014

**

 

<…> Ваш «величальный» голос уже прозвучал, в Вашем письме, а, как Вы знаете, письменные тексты я ценю куда выше устной речи. Там можно сосредоточиться и не ловить за хвост неудачное слово, выскочившее как воробей. Некоторые участники «действа» в Интерьерном театре пытались сказать то же самое, что и Вы, но Вы сформулировали лучше. <…>

Все «обереги», когда-то подаренные Вами, вошли в наш с Зиной быт: висят на стенках или используются по назначению (кружка с карельскими наскальными рисунками – пока не разбита). Но это, конечно, не единственный, и не главный след пребывания Вас в жизни 150-летнего «юбиляра». Спасибо! <…> 24.07.2014

**

 

<…> Участие в ярких страницах жизни друг друга у нас взаимное. В качестве «общественного явления» я, пожалуй, не прохожу. Другое дело – в качестве социального субъекта. В далекие 70-е гг. Ты оказался моим тренером на партийно-общественной ниве. В 2000-х я постарался отплатить Тебе тем же на ниве управленческой.  Дальнейшее взаимобучение мало вероятно, да и не перспективно. Остаются воспоминания на эту тему.
Насчет «подвижничества» - не впервые слышу, и стало даже каким-то клише. Не учитывается при этом личностная мотивация, А она состоит в попытке жить «по собственному усмотрению (разумению)», а не   для совершении «подвигов». Понимаю – такая скромность паче гордости, но «подвижничеством» тут и не пахнет. <…> 24.07.2014.

**

 

<…>  Самоощущение не старым у меня, слава Богу, есть. Так что Ваше пожелание выполнить нетрудно. <…> 24.07.2014

**

 

<…>  Благодарю за весточку и юбилейный привет на сайте СПАС. Может, образцы, задававшиеся моим поколением, и пригодились вашему поколению, Но сейчас больше приходится  рассчитывать именно на это последнее и его образцы. Сейчас, похоже, более чем когда-либо, приходит время «совершать поступки». <…>  24.07.2014

**

 

<…>  «Коллективный юбиляр» благодарит вас за этот привет. Как уже говорил, надеемся как-нибудь в августе-сентябре отметить наше 150-летие приватно с вами, и только с Вами.
В Интерьерном театре.  Николай Беляк на массовом «чествовании» вспоминал, что именно Р. Б. познакомил его со мной. А Владимир Костюшев и Владимир Беляков, каждый по-своему, ссылались на баранцевский триадный синтез в моем исполнении. Так что, <…> я отчасти купался в лучах твоей славы. <…> 24.07.2014

**

 

<…>  Благодарю Вас за теплоту и пафос Вашего юбилейного привета – и письменного, и устного. «Патриархом» я стал лет после 75. Раньше – навряд ли.
Мое автономное сотрудничество на Когите (по врученному Вами мандату-паролю) началсь в октябре 2012 года, т. е. все же не три, а меньше двух лет назад. Но бывает, что год службы засчитывается за два. Я, конечно, ценю дружбу, сотрудничество с Вами, но все же то, что делаю на Когите – это не во имя идеи, и не «подставляя плечо», а для собственного удовольствия. Будем надеяться, что я его сохраню и в дальнейшем.
Не знаю, как Вы, а я ценю собственную автономию на Когите. <…>

Как Вы могли заметить, я вот уже полгода как внял Вашим призывам избегать копипастов и, если хочу обратить внимание на чей-то «посторонний» материал, то  ограничиваюсь цитированием, а дальше отсылаю к первоисточнику. Очень редко я делаю исключения для информации из украинской прессы, за которой, понятно, наши читатели не следят так, как я и мои корреспонденты-волонтеры. Тем самым мы даем хоть какую-то альтернативу киселевщине.
Вы и другие мемориальцы подарили нам с Зиной не только «мечту о подарках», но и вполне вещественный дар, который еще предстоит освоить. Что касается МакБуков и проч,  то желаю Вам обзавестись этой техникой сначала самой, а нам - «по старинке» сподручнее. Лишь бы Интернет не отключался.
Остаюсь, в меру сил, «нужным Вам и Когите». <…> 24.07.2014

**

 

<…>  «Заказать тишину» помешал «Оргкомитет 22 июля», Тебе уже известный. Посылаю наикратчайший отчет о событиях 23 июля. <…> Теперь вот сижу, отвечаю на письма, в последовательности их поступления. <…> 24.07.2014

**

 

<…>  Мне с Вами тоже повезло.  Спасибо! Постараюсь выполнить все Ваши пожелания, даже те, что на украинском языке. Мой поклон Вашему вожатому и спутнице жизни. От Зины – поклоны вам обоим. <…> 25.07.2014

**

 

<…> Благодарю за юбилейный привет. Главным подарком для меня на этих днях была разблокировка сайта Шереги. К чему Вы, как я понимаю, весьма причастны. За что Вам – особое спасибо. Я надеюсь, что и «запасной аэродром» на сайте ИС РАН (например, для «Драматической социологии…» - http://kna.isras.ru/publ.html?id=216  - А. А.)  сохранится. Чтобы не держать все яйца в одной корзине. Ну, тут полагаюсь на Ваш опыт и осмотрительность. <…> 25.07.2014

**

 

<…>  С удовольствием вспоминаю наше эпизодическое сотрудничество. С интересом просматриваю бюллетени Квалитаса. Вдруг, захотите что-нибудь специально написать для Когиты: http://www.cogita.ru/ ; http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev ? Или даже не специально, а из залежавшегося в Вашем архиве. Или даже уже напечатанное, но, на Ваш взгляд,  общеинтересное (со ссылкой на первоисточник). <…> 25.07.2014

**

 

<…> Отрадно, что у Вас дошли руки до моего памфлета о ВЦИОМе и проч. Девиз «Раздавите гадину!» вообще-то не мой. Я предпочитаю «гадину» освещать прожектором гласности, а уж подыхает пусть сама. Кажется, Гр. Померанцу принадлежит мудрое изречение: «Дьявол начинается с пены на губах ангела».

До Фейсбука я не «снисхожу». Все интересное оттуда мне и так присылают. Все интересное мое и так туда попадает (без моего участия). Мне хватает друзей и не испытываю потребности во френдах. Чем старше, тем больше ценишь время. <…> 25.07.2014

 

<…>  Я не проповедник, а скорее просветитель. Мне не нужно, чтобы меня услышали как можно больше людей. И принимать участие в дискуссиях, которые иногда разворачиваются в социальных сетях, для меня обременительно. Если меня интересует чье-то мнение по поводу моей работы, я пошлю ее, кому считаю нужным. И с интересом прочитаю, если что-либо пришлют мне. И откликнусь. А все остальное для меня как бы «суета сует». <…> 25.07.2014

**

 

<…> Спасибо за юбилейные приветы, прошлый и нынешний. Уже в 90-х гг. Вам Учитель не требовался. Я разве что подтолкнул Вас к научной карьере. Плоды которой внушают мне глубочайшее уважение.

Мне отрадно, что Вы определили мою «драматическую социологию» как ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДЕЙСТВИЙ. Именно так хотелось бы трактовать ее и мне, а не только как «эксперимент социолога-рабочего».  <…> 25.07.2014

**

 

<…>  Вы - один из немногих, кто «догадался» пожелать мне того, чего я и сам для себя хочу: «творить (создавать) только то, что мне доставляет удовольствие». Особенно последние пять лет мне это, я считаю, удается. Раньше тоже удавалось, но с большим трудом и при сопротивлении окружающей среды.

Насчет оптимизма. Когда-то я придумал себе формулу, отчасти заимствованную у Швейцера: «Пессимист по наблюдениям, оптимист по убеждениям». Так что скорее не жизненный оптимизм, а исторический.

А вот «целеустремленности» я предпочитаю «осмысленность». Не всякая осмысленная деятельность целеустремлена, и не всякая целеустремленная – является осмысленной.

Но не станем ловить друг друга на слове. Я прекрасно понимаю, по сути, ЧТО Вы хотели сказать и с благодарностью принимаю. <…>.

Со своей стороны, я желаю Вам избежать всего того, что Вы мне и другим коллегам уж никак не пожелали бы. Есть шанс, что такое мое пожелание исполнится – в силу Вашего опыты и мудрости  <…>  25.07.2014

**

 

<…> Ваш аудио- или видеофайл мне открыть не удалось: либо нет соответствующей программы, либо не умею. Но и без этого не сомневаюсь в качестве Ваших пожеланий, которые «не глядя» готов исполнять.  <…>  25.07.2014

**

 

<…> Улыбнулся Вашему пожеланию. Постараюсь прожить столько, сколько мы с Господом Богом «сочтем возможным». <…> 25.07.2014

**

 

<…> Спасибо за юбилейный привет. Давно ничего про Вас не знаю. По крайней мере, могу предположить, что Вы благополучны. Будет желание и возможность – черкните о себе, <…> 25.07.2014

**

 

<…> "Юбилейное" интервью  (опубликовано в: Телескоп, 2014, № 4; в сокращении на сайте Санкт-Петербургской ассоциации социологов - http://sociologists.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=543:-80-&catid=1:latest-news&Itemid=50  А. А.),  и впрямь, как будто удалось.

С «праздником жизнетворчества» еще никто не поздравлял: это - твое «изобретение».

«Книгу жизни»  каждый пишет сам, но она складывается из пересечения множества кругов общения. Так что это всегда «коллективное» творчество. <…> 25.07.2014

**

 

<…> Мне дорого твое послание – и дружески, и общественно. Ибо оно – свидетельство ПОНИМАНИЯ - и друг друга, и времени, в котором «угораздило» (выражение А.С. Пушкина) жить.

Знаешь, под какой-то из своих колонок на Когите я подписался: «Национал-предатель Алексеев». А в камерном (мест этак на 50, не считая контрамарок) театре, в котором отмечался наш с Зиной «сдвоенный» юбилей, над входом в интерьере висел желто-блокитный флаг.. К таким, «антипатриотам», как собравшиеся в тот день, 23 июля (хоть явно эта тема и не звучала), давно пора бы «принимать меры». Но у нас пока «недототалитаризм», а если сажать по разнарядке, как в 30-е годы, то колючей проволоки не хватит (разворовали).

Конечно, пребывая в сумасшедшем доме, недолго самому сойти с ума. Но все же за 80-70 лет (это я уже про Зину) выработался некоторый иммунитет.  Особенно интересно, когда границы гражданского размежевания проходят внутри социологического сообщества. (Правда, они закамуфлированы вывесками «профессионализма», «объективности» а то и откровенного цинизма).

Не знаю, дошли ли у Тебя руки до моей статьи на Когите: «Звездный час или позор российской опросной социологии» – http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/zvezdnyi-chas-ili-pozor-rossiiskoi-oprosnoi-sociologii    ( а некоторые отклики;: ««Звездный час или позор…» Продолжение темы» -   http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/zvezdnyi-chas-ili-pozor-prodolzhenie-temy  ). <…> 25.07.2014

**

 

<…>  Метод НАБЛЮДАЮЩЕГО УЧАСТИЯ, «изобретение» которого мне приписывают, состоит не столько в «погружении» в новую социальную среду (хотя без этого, может быть, и не обойтись), сколько в соединении: а) УЧАСТИЯ, б) НАБЛЮДЕНИЙ С ИХ ФИКСАЦИЕЙ и в) РЕФЛЕКСИИ.

При этом предполагается исследование социальной реальности путем наблюдения и осмысления последствий собственных действий в ней. Это роднит с естественно-научным экспериментом. Действия могут быть профессионально и / или этически мотивированными, иногда – нетривиальными, но при этом всегда маячит впереди познавательная сверхзадача: этакое когнитивное действие – познание действием (или через действие).

В принципе, я всего лишь концептуализировал (в рамках социологии) то, что давно известно и осуществляется множеством людей, только не всегда осознанно. (Мольеровский господин Журдэн, как известно, не подозревал, что говорит прозой).

Наблюдающее участие может стать жизненной привычкой, СПОСОБОМ ЖИЗНИ, и для его осуществления вовсе не обязательно менять профессию или жизненную обстановку. Просто нужно настроить свой глаз на соответствующую оптику, а ум – на соответствующее жизнеотношение.

«Подвиг» есть нечто чрезвычайное, ДВИЖЕНИЕ же в плоскости познания и действия – нормальное дело, к тому же сулящее массу «открытий чудных» в самой что ни есть обыденщине. <…>  23-26.07.2014

**

 

Андрей! Когда  по телефону ты рассказываешь о твоей статье "Звездный час  или позор  опросной социологии"  я слышу радость преодоления.  Когда затем ты рассказываешь  о пребывании Зины  у ее сестры под Киевом,  я слышу радость сочувствия, и мне видится,  что твоя живая жизнь не позади, а сейчас и впереди.
Поздравляю  с 80- летием. Юра. (22.07.2014)

 

Дорогой Юра! Ввиду отсутствия у Тебя электронной почты приходится учиться твоему жанру сверхкратких приветов. Близость наших дат мнемонична.

Соединение радости ПРЕОДОЛЕНИЯ и СОЧУВСТВИЯ в твоем поздравлении отражает органику этого соединения в Тебе самом. Тот редкий случай, когда «поздравление-эхо» (поздравление с тем же самым) – в день твоего 73-летия - не от недостатка фантазии.

Духовному и душевному опыту ПРЕОДОЛЕНИЯ и СОЧУВСТВИЯ я учился, в частности, у Тебя.. Твой – Андр. Ал. 26.07.2014.

**

 

<…>  Благодарю за высокие, при всей искренности, слова о «о подвигах, о доблести, о славе». «Титаны Возрождения» - это что-то новое, но в общем ряду не лишено не только комплиментарности, но и смысла. Глядишь, и Тебе когда-нибудь споют такую «осанну» младшие коллеги и ученики.

«Единство чувства, мысли и действия» - очень интересная триада, безусловно системная, отвечающая архетипу, по Баранцеву: «Эмоцио – Рацио – Интуицио». Ведь и впрямь, наши ключевые действия не так уж целерациональны или спонтанно-чувственны, однако именно интуитивны.

Мы с Тобой , действительно, узнали о «социологии действия» Турена уже по окончании «эксперимента социолога-рабочего». О своих «взаимоотношениях» с Туреном (который про меня в свое время слыхом не слыхивал, как и я про него) я задумался еще 10 с лишним лет назад, и вот как сформулировал в предисловии к «Драматической социологии» (том 1 . 2003):

«Разнообразные формы наблюдающего участия и способы построения моделирующих ситуаций в сфере производственной и - шире - общественной жизни (эксперимент социолога-рабочего и «вокруг него») представлены в настоящей книге.

…Но почему же все-таки «драматическая социология», а не социология действия, скажем, или не экспериментальная социология (термин, использовавшийся нами поначалу)?  Дело в том, что с известным исследовательским направлением - «социология действия» (А. Турен) - автор настоящей книги себя соотносит, однако не отождествляет (об этом еще пойдет речь ниже). Что же касается второго определения, то его можно адресовать к любой форме натурного эксперимента в социологии, лишь частным случаем которого является описанный здесь». <…>

 «…Сначала о том, в какой мере, скажем, наша драматическая социология может квалифицироваться как исследовательская (именно) практика.

Надо сказать, что с не меньшими, а, может быть, даже с бОльшими резонами этот вопрос можно задать в отношении некоторых других «альтернативных» социологических направлений. Например — социология действия А. Турена. Воспользуемся случаем, чтобы объяснить, что имелось в виду, когда говорилось (выше), что автор соотносит себя с этой научной школой, но не идентифицируется с нею.

В формуле «познание через действие» последнее выступает как средство, инструмент первого. Что же касается, скажем, метода социологической интервенции, разработанного А. Туреном, то здесь скорее имеет место соединение познания с действием, где то и другое равноправны и оба выступают и как средство, и как цель.

Вот как об этом пишет сам Ален Турен. С одной стороны, социологическая интервенция есть «действие социолога, преследующее цель обнажения социальных отношений и постановки их в центр анализа» (Touraine A. La voix et le regard. Sociologie des mouvements sociaux. Paris, 1978, p. 184). Тут, как будто, полное совпадение с нашим «наблюдающим участием»… С другой стороны, как отмечает А. Турен, «следует сказать со всей откровенностью, что эта работа претендует способствовать развертыванию социальных движений» (Ibid., p. 194).

Именно тут нам видится пункт расхождения, основное различие социологической интервенции и наблюдающего участия. (А вовсе не в том, принимает ли исследователь на себя новую социальную роль, как в нашем случае, или «сохраняет дистанцию» между собой и другими участниками движения, как постулируется в социологии действия…)

В итоге социологической интервенции, участники движения «…становятся менее

неосведомленными о смысле своих действий, чем они были еще совсем недавно, —

пишет А. Турен. — Почему бы социальным движениям не воспользоваться результатами

социологического анализа, способного осветить их проблемы и их действия?» (Ibid., p.

195)

А. Туреном выдвинуто понятие перманентной социологии, где предполагается постоянный «обмен между действием и анализом», так что результаты анализа используются в очередных (коллективных) действиях, а затем «подкрепляются знанием эффектов их влияния на поведение акторов и их борьбу» (Ibid., p. 194).

Как видим, социология действия — это не просто (не только) исследовательская практика. Здесь присутствует также момент «социальной педагогики», своего рода «внесения сознательности в стихийность движения» (что подтверждается и опытом применения метода социологической интервенции в «студенческой революции» во Франции в конце 60-х гг.).

Заметим, что в эксперименте социолога-рабочего подобная педагогическая (организаторская) задача отсутствовала. Обмен между действием и познанием здесь, разумеется, тоже происходил, но — только в сознании самого исследователя (или его «интимного» окружения). Цели субъекта наблюдающего участия во всяком случае иные, чем те, которые ставит перед собой субъект социологической интервенции. Социолог-испытатель не претендует на «организацию коллективной борьбы». В случае наблюдающего участия исключено (запрещено!) всякое действие, которое не было бы продиктовано аналитической и/или деловой и/или смысложизненной задачей (соответственно — комбинацией этих задач и мотивов).(1)

Разумеется, общим для драматической социологии и социологии действия (как и для ряда других исследовательских подходов и направлений) является принадлежность к неклассической — качественной, гуманистической (можно сказать также —«романтической»!) ветви социологии, с ее гибкими, или «мягкими» методами, установкой на «вживание» в объект или даже на «слияние» с ним. Однако в праве на научный статус «качественной социологии» сегодня отказывают разве что уж слишком ригористичные поборники «объективного» социального знания…

Другое дело, что, будучи расширен до исследования всего комплекса взаимоотношений личности («лица» — скажем вслед за А. Ухтомским) и общества и неизбежно упираясь в смысложизненные вопросы, обсуждаемый здесь эксперимент оказался уже не только социологическим, а и своего рода «эмпи-рико-философским» (казалось бы, невозможное сочетание!) изысканием.

Так, представленные в авторских текстах начала 80-х гг. попытки сформулировать некоторые универсальные жизненные принципы (принцип «социально-опережающего отражения», принцип «адаптационного нормотворчества», и др.); опыты «притчевой» интерпретации складывающихся в ходе эксперимента моделирующих ситуаций (например, «притча о Генеральной линейке»); постановка вопроса о меняющемся соотношении свободной (самоценной) и вынужденной (инструментальной) деятельности в жизни человека; обсуждение проблемы взаимоотношений Человека со Временем; рассмотрение оппозиции «монолог-диалог» и рассуждения о «собеседнике как соавторе» и «соавторе как собеседнике»; своего рода апология Целостности (как идеала) и стремления к ней (как мотива деятельности), —все это так или иначе тяготеет к социально-философскому дискурсу.

Примечания:

(1) Некоторые элементы «интервенции» как таковой (если быть совсем точным) появились у социолога-испытателя только на заключительной стадии эксперимента (1987–1988), когда ему довелось принять на себя отдельные (заведомо не планировавшиеся поначалу…) функции рабочего «лидера» Но то был уже не эксперимент, а выход за его пределы — своего рода растворение эксперимента социолога-рабочего в общественном движении (Этот сюжет выходит за хронологические рамки данной книги)»

Не знаю, попадала ли Тебе на глаза виртуальная версия журнала «Семь искусств», где главный редактор Евгений Беркович завел специальную рубрику: «Драматическая социология» -   http://7iskusstv.com/Avtory/Alekseev.php  . Там собраны основные методологические работы на эту тему.

Вообще, «участвующая социология», «акционистские методы»  становятся ныне все более модным направлением, Я его, понятно, не открыл, а как бы предвосхитил, или, если угодно, угадал будущее «течение реки», при слабой осведомленности о контексте мировой социологии.  <…> 26.07.2014.

PS. Пользуюсь случаем еще раз поблагодарить Тебя за фотогалерею АА.

**

 

<…>  Ваш голос не «затерялся в хоре». Словечко «маяк» Н.С. в свое время, конечно, скомпрометировал. Но, слава Богу, уже забылось. Родовое понятие для вида «маяк» - «ориентир». Соответствовать Вашему пожеланию не просто, но – постараюсь. <…> 26.07.2014

**

 

<…>  Слава Богу, территориальное удаление лишь подчеркивает духовную и душевную близость. Твое посещение дома на Малой Охте в твои редкие и краткие визиты в Питер стало для нас с Зиной почти ритуальным праздником.  А ведь и впрямь, почти полувековая дружба: взаимное со-участие, со-трудничество, со-авторство.

(У меня все никак не доходят руки до этимолого-социологического исследования места приставки СО - в русском языке и российской истории).

«Честь и достоинство» если и присущи мне «с младенческого возраста», как Ты говоришь, то взращены матерью (Варварой Петровной Пузановой) , а осознаны лишь после ее кончины (1963). Покойная Циля в стенах ВТО, как-то выразилась по поводу моего «щелканья чемоданчиком»: «У него другое самолюбие».

Текст интервью 2013-2014, в котором Ты усматриваешь «огромную интеллектуальную и моральную силу», и впрямь, удался. Я отвечал на вопросы Б. Д. едва ли не играючи. И, кажется, сказал все, что мог и хотел сегодня сказать. <…> 26.07.2014

 

<…> Ты пишешь: «Читаю поздравительные тексты с восторгом и, как некогда писали, "с чувством глубокого удовлетворения". В самом деле - какие прекрасные люди! Какие  хорошие и правдивые слова! Что называется - "естественный отбор".»

Похоже, Ты забрался на Когиту и на сайт СПАС, где, действительно, приветов двоим юбилярам «вагон и маленькая тележка».

Всякий текст характеризует: а) автора, б) адресата и в) отчасти реальность. Влияние этих факторов всегда переплетено, и разделить их бывает не просто. Поздравители, и  впрямь, очень симпатичные люди.  Даже когда они (поздравители? или их автопортреты?) немножко смешные. Один, например: от чистого сердца написал: «живите столько, сколько сочтете возможным». Были и другие казусы.

Коль скоро Ты заинтересовался, я Тебе потом пришлю полный комплект, вместе со своими ответами. Я вообще, люблю, когда один и тот же предмет освещается с разных сторон.

Единственное не подписанное конкретным именем поздравление – от Социологического института РАН (на сайте СПАС)::

«Андрей Николаевич - Вы являетесь  примером несгибаемости.
Такие люди - редкость!
Хорошо, что Вы  есть и прокладываете дорогу будущим поколениям социологов!
С Юбилеем, Андрей Николаевич!!!

Коллектив Социологического института РАН»

Судя по стилистике, писала директор СИ РАН, чл.-корр. РАН  И. Елисеева. Да уж… Гнули-гнули – не согнули. <…> 27.07.2014.

**

 

<…> С учетом того, что юбилей у нас с Зиной «сдвоенный» и растянут на три месяца (июль-сентябрь), Вы никак не опоздали со своим приветом. Все Ваши пожелания постараюсь выполнить, тем более что некоторые из них направлены не на обретение новых качеств и обстоятельств, а на поддержание имеющихся. <…> 26.07.2014

**

 

<…> Если я впервые приезжал в Самару вместе с Ядовым, то это было не раньше 1976 года, так как до этого я в ядовской команде не работал. Из тех посещений у меня осталась в памяти экскурсия по ВАЗу.  А за 20 без малого лет до этого мне довелось, в качестве сотрудника «Волжского комсомольца», застать затопление «Куйбышевгидростроем» старого Ставрополя-на-Волге, на смену которому вырос Тольятти.

И еще одна корректива: я не посылал в Самару «Письма милым дамам» с Ленполиграфмаша, ибо в ту пору мои «любимые женщины» жили в других городах, а я посылал только им. То есть эти «Письма Ты читал, вероятно, позднее, уже в самом раннем издании «Драматической социологии» (1997).

А вот – ниже - письмо, которое я, предположительно, ТЕБЕ посылал, и которое вошло в том 2 «Драматической социологии…» 2003 года. Вряд ли Ты это письмо помнишь. А и я не уверен, что адресовал настоящий конспект начала «дела социолога-рабочего» (конец 1983 – начало 1984) именно Тебе.

Вот такой у меня комментарий или дополнение к твоим воспоминаниям.

Еще Ты пишешь: «.. Я рад тому , что ты после ухода из института  остался на боевом посту. Спасибо тебе Андрей за то, что с тобой всегда  интересно и познавательно, за то, что ты не покидаешь наше «безнадежное дело».».

Замечу по этому поводу строками из своего недавнего интервью Б. Докторову,  в «Телескопе» (номер еще не вышел), фрагменты которого опубликованы на сайте СПАС:

«…Из событий моей жизни этого (последнего. – А. А.) времени, наверное, важнейшей, судьбоносной вехой явилось увольнение из Социологического института в 2008 году. Формальное обоснование – «по сокращению штатов», а по существу, я бы сказал, «по совокупности заслуг», причем для этого тогдашний (да и нынешний) директор СИ РАН так старалась, что впору возгордиться.

Я, действительно, не укладывался в некоторые институциональные нормативы профессиональной деятельности, хоть и не могу сказать, что уж совсем ими пренебрегал. Так что к усилиям институтского начальства освободить это учреждение от моего присутствия, я отношусь с пониманием, а по совокупности последствий – так даже и с благодарностью.

Во-первых, мне удалось благополучно перейти из положения сочинителя заявок, планов и отчетов в положение этакого freelancer’а, «свободного художника», независимого исследователя – статус, в каковом надеюсь пребывать всю оставшуюся жизнь.

Во-вторых, сама ситуация увольнения оказалась настолько социологически интересной, модельной, или моделирующей определенные социальные процессы и тенденции («моделирующая ситуация», как ты знаешь, это мое терминологическое нововведение, как и «наблюдающее участие»), что мне осталось только строго фиксировать ее истоки и развитие, с сопутствующим анализом.

Большего подарка администрация СИ РАН своему неугодному сотруднику преподнести не могла, став при этом сама актором (группой акторов) в кейсе экспериментальной, или драматической социологии. Все как в «эксперименте социолога-рабочего» - то ли гонимого, то ли преследующего социальные институты, чтобы дать им раскрыться «во всей красе» и опасной для них транспарентности.

Этого кейса хватило на целый том с лишним из 4-томника «Профессия – социолог…», написанного и изданного нами с Р. Ленчовским в 2008-2010 гг. (Автопрезентацию этой книги см. в «Украинском социологического журнале» [2] и в журнале «Семь искусств» [3]).

В силу ли этого счастливого стечения жизненных обстоятельств, в силу ли внутренне сложившегося нарушения законов акмеологии (что, кстати сказать, и тебе знакомо), последующие пять лет оказались едва ли не самыми продуктивными в моей профессиональной биографии, хотя бы солнце жизни естественно и склонялось к закату».

Ну, все это происходило уже непосредственно у Тебя на глазах. 

От души =- благодарю Тебя за юбилейный привет.

Твой – Андр. Алексеев. 26.06.2014. 22:55

 

Приложение

 

Из книги: Алексеев А.Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия. Том 2, СПб.: Норма, 2003

 

«7.1. Экспериментальная социология: незапланированные предметы исследования. 1984

[Нижеследующий текст — личное письмо — является своего рода конспектом первых папок «дела» социолога-рабочего, составляющих настоящую главу. — А. А.]

 

А. Алексеев — ? (февраль 1984)

<…> Прости за полугодовое молчание. Не писал почти никому, кроме разве информативно-деловых писем.

Конец прошлого года был перегружен событиями, каких в моей экспериментальной практике еще не бывало.

В сентябре [1983 г. — А. А.] в моей квартире был произведен обыск в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении человека, с которым я едва знаком.

<…> Очень скоро выяснилось, что никакого отношения к этому делу я не имею, а изъятое у меня при обыске (в основном, личный и научный архив — дневники, письма, рабочие материалы исследования, рукописи статей, конспекты, записные книжки) «выделено» из дела, возбужденного по статье о нарушении правил о валютных операциях, и передано <…> в органы госбезопасности. Там это изучалось свыше трех месяцев.

Параллельно происходили беседы сотрудников ГБ с моими друзьями и знакомыми, у которых искали подтверждения, что я занимаюсь антигосударственной деятельностью.

Мне пришлось написать письмо начальнику Ленинградского управления КГБ (2) Носыреву. В нем я настаивал на скорейшем возврате своего архива, а также на том, чтобы обвинения (или претензии) были высказаны мне в лицо.

<…> Формой ответа на это письмо явился вызов в управление КГБ в начале января [1984 г. — А. А.], где мне было объявлено официальное предостережение (есть, оказывается, такая мера «профилактического воздействия»). Тогда же возвращена и бОльшая часть изъятого при обыске.

Отказано в возврате одной книги на английском языке, нескольких научных сборников ДСП для служебного пользования». — А. А.], а также до 800 машинописных страниц дневников, писем и исследовательских протоколов.

<…> Еще, настойчиво заверяли меня, что я-де распространял идеологически вредную литературу. Но в том, похоже, и состоит отличие «предостережения» от «обвинения», что оно может оставаться голословным.

Я не согласился с содержанием официального предостережения и от подписи под его формулировками отказался. Сотрудники ГБ на согласии особенно не настаивали, поскольку из письма Носыреву, из бесед с разными людьми и из не предназначавшихся для посторонних глаз писем и дневников, по-видимому, успели составить обо мне достаточно близкое к реальности представление.

По мнению некоторых из моих друзей, оказавшихся вовлеченными во все перипетии этой истории, иного способа «разойтись добром» ни у меня, ни у авторитетной государственной организации просто не было.  В октябре-ноябре многим казалось, что против меня будет возбуждено уголовное дело. Сам я не могу сказать, что был уверен в обратном, однако относился к разряду «крайних оптимистов».  <…>

С этими событиями совпал по времени (ноябрь1983 г.) таинственный налет на мою квартиру: взломана дверь, все перевернуто вверх дном, однако ничего не пропало. На заявление с просьбой разыскать виновного, в милиции объяснили, что «состава преступления»… тут нет. Ну, это так, побочный сюжет последних месяцев моей жизни.

<…> Обращения в прокуратуру пока безрезультатны. Не стану утверждать, что мне неизвестен источник ложного доноса, но для обращения в суд нужна официальная информация. Поживем — увидим, имеет ли гражданин право знать, кто его оболгал…

 

Ремарка: от «дела» остался только «акт списания»…

Насчет своей осведомленности об «источнике ложного доноса» социолог-испытатель, признаться, блефовал. Некоторые тайные пружины и детали этой истории мне неизвестны до сих пор.

По-видимому, они были отражены в «деле Алексеева», хранившемся в архиве УКГБ ЛО. Как удалось впоследствии выяснить моему другу Виктору Леонидовичу Шейнису (в пору его работы депутатом Государственной Думы РФ), оно было уничтожено в середине 1991 г. (незадолго до августовского путча).  Остался только акт списания этого «дела». (Сентябрь 1999). 

 

…Как видишь, мой опыт социолога-испытателя обогатился за счет расширения сфер включенного наблюдения и наблюдающего участия. Признаться, я не планировал эти предметы исследования, но грех не воспользоваться уникальной возможностью. <…>

Твой Андр. Ал., февраль 1984 (Конец цитаты).

**

 

<…> Не удержусь от того, чтобы не процитировать Ваш сверхнасыщенный и ценный для меня привет:

«Чудесный А. Н.!
Дорвавшись до компьютера, поздравляю с юбилеем.
Соль земли.
Столп истины.
Редкая порода.
Надежда на то, что не все рухнуло - есть еще ЛЮДИ.
Есть!
Будьте»

Спасибо! Я тоже считаю, что есть еще ЛЮДИ. Со своей стороны, постараюсь оправдать Ваши надежды. <…> 26.07.2014

**

 

<…>  Нерадостные вести из России, проникающие даже на затерянный в Средиземном море остров Паксос, увы, множатся. На этом фоне «покой нам только снится», Но и уныния. по крайней мере у Вашего адресата, не возникает.

Также и для меня знакомство с Вами - честь. Наш обоюдный интерес к семейным историям и автобиографиям сближает дополнительно. Не так давно неизвестный мне журналист из не менее далекого, чем Сорбонна, города Пенза опубликовал в «журнале вольнодумства» - «Парк Белинского» статью: ««Эстафета памяти» Андрея Алексеева», - по мотивам моих сочинений на эту тему. Это – своего рода популяризация, которая мне показалась удачной, так что решаюсь Вам ее рекомендовать (см. приложение).

…Франко-русский «почетный удмурт» Депардье недавно снялся в российском телесериале в роли Распутина. Хоть стой, хоть падай. Читайте: http://www.novayagazeta.ru/columns/64523.html?utm_source=web&utm_medium=web&utm_campaign=web

Я и моя супруга Зина (которым вместе нынче исполняется 150) благодарим Вас за теплый и изящный привет. Ваши пожелания – постараемся выполнить. Встретить Вас в Питере будем очень рады. В будущее, вопреки всему, смотрим «без боязни». <…>  27.07.2014

**

 

<…>  Семь восклицательных знаков – это круто. «Вторая волна» юбилейных поздравлений – еще куда ни шло. Не накрыл бы «девятый вал»! Можно подумать, что своей практикой «Развлекаю, просвещая. Просвещаю, развлекая» (в блоге на Когите, и в рассылках) я последние годы нарочно привлекал к себе внимание (как теперь говорят: «это он в порядке автопиара!»), чтобы снискать этот поток благодарностей за информационное «попечение».

Твое пожелание, как Ты говоришь, не оригинальное, исполнить совсем легко: оставаться самим собой. Спасибо! <…> 27.07.2014

**

 

<…> Когда человек делает СВОЕ дело, у него, и впрямь, не должно быть равных. Ибо у каждого дело – СВОЕ. Спасибо за ничуть не запоздалый привет. <…> 1.08.2014.

**

 

<…> Даже территориально мы не так уж далеко друг от друга, а ментально – так абсолютные со-умышленники и со-общники. Очень рад весточке от Тебя. К сожалению, Ты про мою жизнь сейчас знаешь больше, чем я про твою.

Между прочем, я нет ли у Тебя чего подходящего для Когиты: http://www.cogita.ru/     ? Формат, как Ты мог заметить, произвольный. <…> 1.08.2014.

**

 

Дорогие друзья! Ваше пожелание «всегда быть таким же энергичным и современным», каким я вижусь вам во всех своих делах, - вполне меня устраивает. Заверяю вас, что тем и другим я «подпитываюсь» и у вас также. <…> 1.08.2014.

**

 

Разбор полета

 

Дорогой Володя!

При всей благодарности за Ваши инициативы и уважении к Вашим чувствам неудовлетворенности исполнением задуманного Вами спектакля, ни я, ни Зина не испытали никакой "обделенности". и вообще были рады-радехоньки, что в "стоячем застолье" внимание присутствующих переключилось друг на друга, так что юбиляры смогли вздохнуть спокойнее. Сказался опыт гения режиссуры Николая Беляка и вообще - аура Интерьерного театра. одного из самых "намоленных" мест питерской неофициальной культуры.

Так что - не переживайте! Почти намеренная спонтанность (импровизационность) вполне удачно сочеталась с "домашними заготовками".

Одна из Ваших - меня заинтересовала особенно. Стихотворение Г. Горбовского (http://gorbovsky.ouc.ru/v-eti-svetliye-chasu.html ) как будто, не имеет к моей персоне и т. п. никакого отношения. Но тем интереснее было проникать в его потаенный смысл, вовсе не юбилейный, а общечеловеческий.

"Книга поздравлений" юбилярам частично представлена на  Когите: http://www.cogita.ru/pamyat/vstrechaite-nas-rozhdeniya/andreyu-nikolaevichu-alekseevu-80 ; http://www.cogita.ru/pamyat/prodolzhayut-postupat-pozdravleniya-andreyu-alekseevu-s-80-letiem ; http://www.cogita.ru/pamyat/novye-pozdravleniya-a-n-alekseevu-s-80-letiem , а также на сайте Санкт-Петербургской социологической ассоциации:  http://www.sociologists.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=543:-80-&catid=1:latest-news&Itemid=50 . В этих публикацмях пока не отражены приветы, поступившие .после 17 час. 22 июля. Но меня эти позднейшие так или иначе достигли.. И я последние два дня только тем и занимаюсь, что на них отвечаю.

Возможно, еще опубликую композицию из этих ответов.

Все сделанные Вами видеозаписи, конечно, надо сберечь - не на отдельном  диске, так просто в файлах. Но не думаю, что надо еще создавать специальные клипы, по крайней мере, по данному случаю. 

Еще раз, спасибо - Вам, Тане, Маргарите (т.е. "Оргкомитету 22 июля"), "хозяину дома" Николаю, всем "примкнувшим" к "Оргкомитету", а также - всем выступавшим, дарившим и просто пришедшим. Мы с Зиной были глубоко тронуты.

Ваш - Андр. Алексеев. 26.07.2014

**

 

Дорогой Володя!

Еще и еще раз спасибо за все, и за этот видеодокумент, в частности (http://youtu.be/m-rB2jAOrjo  ; http://youtu.be/267hN_9-JYM  ). Вы пишете, что разослали ссылки на youtu.be всем питерцам, фигурировавшим в первоначальной рассылке «Оргкомитета 22 июля». Их там было около 100 адресов. Эта инициатива наказала Вас цейтнотом. Поэтому Вы просите меня самого разослать тем, кто не из Питера, но также фигурировал в тогдашней рассылке.

К сожалению, ни я, ни Зина сделать это сами не можем – не по техническим, а по моральным причинам. Но я облегчу Вам задачу, если разобью список иногородних адресов на две части, доступные для пересылки с Вашего адреса - если не mail, то yandex (которым Вы, оказывается, тоже пользуетесь).

Переносить эти адреса по одному вовсе не надо, а именно порциями – по 30 адресов. То есть это задача для Вас на 5 минут. См. под скрепкой.

Вы просите меня также запросить у Тани Косиновой фоторяд, который демонстрировался на юбилее. Я не искушен в технических подробностях, но скорее всего это целостный файл – слайд-шоу, который слишком велик для пересылки по электронной почте. А другими способами, кроме обычной перекачки с компьютера на флешку, я не владею, и не знаю, владеет ли Таня. Так что я не хочу ее этой задачей обременять.

При личной встрече в «Мемориале» - другое дело: для Артема – это пара пустяков. Но подождем этой личной встречи. <…>

Обнимаю! Ваш – Андр. Ал. 28.07.2014.

**

относится к: ,
comments powered by Disqus