«День народного единства»: его предыстория, обстоятельства возникновения и смысл
На снимке: Россия. Москва. 2 ноября 2016. Во время торжественной демонстрации флага России площадью 960 квадратных метров в Парке Победы в рамках I Форума народов России и Евразии в составе мероприятий национальной комплексной программы "Держава XXI век". Михаил Джапаридзе/ТАСС
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора републикуемого или обозначенного ссылкой материала. А. Алексеев.
**
ТЕЛЕВИЗОР КАК ОРГАН КОЛЛЕКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ «РОССИЙСКОЙ НАЦИИ»
4 ноября 2016
За 12 лет, прошедших с момента объявления 4 ноября праздником Дня народного единства, значительная часть населения смогла выучить, в честь чего гуляет. В 2005 году, через год после того, как новый праздник был сконструирован, лишь 8% смогли объяснить, во имя чего выходной. В 2010 словосочетание «день народного единства» применительно к 4 ноября вспомнили уже 36% опрошенных. И вот, повторенье – мать ученья, в этом году опрос Левада-центра дал замечательный результат: 56% респондентов смогли произнести название этого праздника.
Но ощущение, что это какой-то неправильный праздник, у абсолютного большинства соотечественников все равно осталось. День народного единства собираются отмечать только 20%, годовщину Октябрьской революции помянут 14%, ничего не будут отмечать 58%, а 8% затруднились ответить.
То, что 4 ноября 1612 года не произошло никакого события, в честь которого через четыре столетия стоило бы объявлять выходной, все уже обсудили, в том числе с участием профессиональных историков. Единственной зацепкой может быть только 1649 год, когда Алексей Михайлович в честь своего сына, рожденного 22.10.1648 года (по новому стилю – 4.11), повелел отмечать этот день в честь Казанской иконы Божьей матери. Всенародно отмечать день рождения Дмитрия Алексеевича Романова довольно сложно, поскольку царевич прожил меньше года и за это время не успел совершить сколько-нибудь значительных подвигов и злодеяний. Предложить всем 146 миллионам на государственном уровне чествовать икону – это, пожалуй, слишком даже для нынешнего пренебрежения к Конституции, в которой что-то там записано про светское государство.
Всем с самого начала было понятно, что надо было отменять празднование 7 ноября, поскольку очевидным бенефициаром этого праздника был нескончаемый Зюганов со своей тоскливой КПРФ, которые большой опасности для власти никогда не представляли, но все-таки позволять им разрастаться начальство не хотело. Было задание – срочно найти поблизости от 7 ноября какой-то заменитель. Спешили. Ткнули пальцем в исторический календарь. Попали мимо. Теперь вот празднуем невесть что…
Нет, выходной – дело в любом случае хорошее. Есть время на досуге подумать, в том числе и над «народным единством», каким оно было тогда, после Смуты, и теперь. По поводу того, каким было это единство в те времена, на которые нас призывают равняться, пожалуй, лучше других сказал Василий Осипович Ключевский: «Из бури Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее, чем был прежде… Эта перемена выразилась в явлении, которого мы не замечали прежде в жизни Московского государства: 17 век был в нашей истории временем народных мятежей». То есть прямым следствием «великого народного единения» стала эпоха народных мятежей.
Про сегодняшнее «народное единение» лучше всего говорить языком цифр и сравнительного анализа: в 2016 году Россия заняла первое место среди стран мира в рейтинге финансового неравенства граждан. Такой концентрации денежной массы в руках небольшой кучки людей нет ни в одной стране мира.
С помощью телевизора два года назад была выкована главная скрепа путинского единения народа: «Крымнаш». Счастье от того, что благодаря <…> Крыма территория России увеличилась на 0,15%, оказалось так велико, что популяция была согласна ради этого пожертвовать не только свободой, но и достатком. То, что в России размер территории и свобода народа находятся в отношении обратной пропорции, одним из первых заметил все тот В.О. Ключевский: «У нас по мере расширения территории вместе с ростом внешней силы народа все более стеснялась его внутренняя свобода».
Одним из непременных следствий внутренней несвободы народа становится его деградация, в первую очередь деградация управленческой верхушки. Что в свою очередь приводит к нарастанию управленческих ошибок, среди которых увеличивается доля обычных глупостей. К числу таких глупостей относится решение принять закон о российской нации, который обречен стать посмешищем для одних, пугалом для других и предметом возмущения для третьих.
Создатели закона неизбежно заблудятся в двух столбах: между «россиянами» и «русскими». Поскольку, если назвать всех «россиянами», то куда тогда девать весь этот «русский мир»? А заставить называть себя русскими чеченцев или татар просто невозможно.
«Нация это воображаемое сообщество», — справедливо утверждает британский социолог Бенедикт Андерсон. Это сообщество, воображенное людьми, которые воспринимают себя как его часть. Еврей может не знать ни иврита, ни идиша, не носить кипу, работать в субботу, и все равно и он сам себя считает евреем, и окружающие воспринимают его так же. Наверняка многие сталкивались с русскими патриотами, например, в США или во Франции, которые не говорят по-русски, в России никогда не были, но считают себя русскими и воспринимаются таковыми.
Особенность той популяции, которая живет на территории РФ, в том, что она не может стать политической нацией, поскольку состоит не из граждан, а из подданных. Путинская «российская нация» имеет местом своей сборки – телевизор. Именно там и происходит пресловутое «единство народа», хоть российского, хоть русского. Телевизор – это тот орган коллективного воображения, в котором существует «российская нация», которая по воле режиссера и монтажера мгновенно может преобразоваться в «русскую нацию», а потом снова в российскую. В телевизоре это легко.
А еще «российская нация» существует в воображении Путина и его окружения. Там это сообщество выглядит как пластилин, из которого можно лепить любые фигуры. Именно так воображали себе своих подданных вожди СССР, именно так их воспринимал Николай Второй. И все они были бесконечно удивлены, когда вдруг выяснилось, что то сообщество, которое существует в их воображении, очень сильно отличается от реальности. Это неприятное удивление обязательно предстоит пережить и Путину.
**
См. также; Е. Понасенков. Праздник Смутного времени
**
См. на Когита.ру:
04.11.2016 | 18:35
День народного единства – 2016: главные события
04.11.2016 | 16:40
«День народного единства»: его предыстория, обстоятельства возникновения и смысл
04.11.2016 | 14:33
Народный сход на Малой Садовой накануне Дня народного единства
04.11.2016 | 12:12
День народного единства российской нации