Г. Татарова. Аксиоматические положения, вытекающие из творчества В.А. Ядова
См. ранее на Когита.ру:
- Я. Гилинский: Движение ядовской мысли к постмодернистскому восприятию мира (2)
**
Ядовские чтения: перспективы социологии: Сборник научных докладов конференции, СПб., 14–16 декабря 2015 г. / под ред. О. Б. Божкова, С. С. Ярошенко, В. Ю. Бочарова. — СПб.: Эйдос, 2016. — 459 с.
**
Из портала Когита.ру:
…Тираж бумажного издания сборника «Ядовские чтения: перспективы социологии», невелик. И вряд все заинтересованные лица станут обладателями 450-страничного томика.. Но, к нашему глубокому удовлетворению, электронная версия pdf размещена на сайте Социологического института РАН, и, стало быть текст книги общедоступен. Вот адрес электронной версии: http://socinst.ru/sites/default/files/books/PS_Yadov.pdf
Кроме того, автор этих строк намерен завести в своем блоге на информационно-аналитическом портале Когита.ру специальную рубрику: «Из материалов первых Ядовских чтений». Там немало текстов, заслуживающих внимания не только социологов-профессионалов.
А. Алексеев 18.12.2016.
**
Г. Г. Татарова
«ЯДОВСКАЯ АКСИОМАТИКА» В ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Почему важны аксиоматические положения В. А. Ядова?
Уход из жизни такого социолога как В. А. Ядов, является поводом для переосмысления как его роли и места в отечественной науке, так и поиска ответа на вопрос: достойны ли мы (отечественное социологическое сообщество) называться наследниками и продолжателями профессионалов ядовского масштаба. Обращаясь к процессу такого переосмысления, приходится ограничиваться локальными контекстами, в каждом из которых может доминировать: ядовский стиль мышления, ядовский стиль общения, ядовский стиль проведения эмпирических исследований и др. В журналах социологического профиля (Социологический журнал; Социологические исследования; Социология: методология, методы, математическое моделирование; Мир России, Социологическая наука и социальная практика; INTER) в той или иной степени отражены практически все эти контексты.
Наиболее весомый по глубине и широте охвата материал о личности Владимира Александровича представлен в первом из них. В разделе «Памяти В. А. Ядова» опубликованы его собственные представления о себе, переписка с Б. Докторовым, статьи К. Клеман (См.: Свобода, равенство и братство, как элементы стиля работы Ядова. – А. А.), С. Климовой (См.: Что такое «школа Ядова. – А. А.), Б. Тукумцева (См.: Ядов – садовник региональной социологии. – А. А.) о различных сторонах его профессиональной деятельности. С этими текстами обязан познакомиться каждый социолог, поскольку в сегодняшних реалиях ядовский стиль проживания в социологии, на наш взгляд, уходит в небытие. И это очень печально. Как известно, Владимир Александрович «никогда не удовлетворялся явлениями…» (Социологические исследования 2015: 45).
К одному из контекстов переосмысления творчества В. А. Ядова обращается и автор данной статьи. Несмотря на то, что я не входила в ближайшее окружение Владимира Александровича, но с 1970 года наблюдала за его деятельностью, постоянно пересекаясь на этом поприще еще до его переезда в Москву в качестве директора нашего Института. Этот контекст позволим себе обозначить как рефлексию о ядовской аксиоматике в эмпирической социологии в той ее части, которая относится к «четырехэмной» области (методология, методы, математическое моделирование). Речь идет о тех принципах, которых придерживался Владимир Александрович в своей профессиональной деятельности в процессе выбора инструментальных средств (методологий, стратегий, методов, методик) социального познания.
С одной стороны, анализ такого рода принципов представлен в статье Ю. Н. Толстовой (Толстова 2015). В ней описывается вклад Владимира Александровича в формировании методных традиций отечественной социологии, приводятся характеристики его личностных черт, повлиявших на специфику отношения к теории, методологии и эмпирическому знанию. Рассматривается роль ключевых работ, таких как «Человек и его работа», «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности». в качестве образцов социологического исследования, в которых последовательно реализуются принципы, изложенные в «Стратегии социологического исследования» — по мнению Ю. Н. Толстовой, ставшей «катехизисом» российских социологов. И с этим трудно не согласиться. Она отмечает и роль В. А. Ядова как организатора отечественной социологии, в частности, подчеркивается его вклад в появление единственного российского журнала «Социология: методология, методы, математическое моделирование» (выходит с 1991 года). С другой стороны, к этим описанным Ю. Н. Толстовой сюжетам целесообразно добавить и некоторые другие с целью актуализации проблем «успешности — не успешности» процесса повышения методологической грамотности проводимых в России эмпирических исследований.
Оппозиция «успешность — не успешность» целесообразна для акцентирования внимания на внутрицеховых проблемах функционирования отечественного социологического сообщества как целостности. В современных реалиях важно артикулировать тему конструкционистского прочтения профессиональных проблем (по сути, речь идет о том, почему одним проблемам уделяется большее внимание, чем другим, являющимся не менее важными). В последние годы в многочисленных публикациях и в самых разных контекстах внутрицеховые проблемы обсуждаются (Горшков 2010; Радаев 2008, 2013; Розов; Татарова 2014; Тихонов 2010, 2013). Несмотря на это, некоторым из них уделяется недостаточное внимание и в частности связанным с «четырехэмной» областью (кстати, эту метафору ввел и использовал В. А. Ядов). Автор статьи придерживается той точки зрения, что процесс повышения методологической грамотности на современном этапе протекает неуспешно. Оснований для таких выводов достаточно много. Остановимся лишь на некоторых из них. В лавинообразно растущем объеме выпускаемой печатной продукции по социологии доля не только работ теоретико-методического характера крайне мала, но «методный контекст» зачастую не представлен в публикациях содержательного характера. Проблемы валидности методов, адекватности методических решений остаются зачастую вне научного дискурса. Соответственно, невозможно оценить границы интерпретируемости и уровень достоверности результатов проведенных исследований.
В большинстве эмпирических исследований методологическая культура не отвечает современным требованиям. Судя по кандидатским диссертациям и статьям в наших ведущих журналах, анализ одномерных распределений как некая стратегия по-прежнему самый распространенный способ социологической аналитики. В определенной мере можно говорить и о существовании феномена — «социологический планктон», который активно воспроизводится, создавая сложности для развития методной области в целом и в частности для обеспечения благоприятных условий для внедрения различных технологий сбора и анализа социологических данных.
В публикациях, в которых представлены результаты применения математических конструктов (формул, методов, моделей), проблемы адекватности практически не обсуждаются, а предлагаются лишь результаты вычислительных экспериментов. Зачастую наблюдается феномен «кнопочного моделирования», возникший в ситуации доступности методов (в пакетах программ) и отсутствия рефлексии по поводу их валидности в тех или иных исследовательских ситуациях.
В редких для отечественных реалий публикациях по компьютерному моделированию практически отсутствует рефлексия по поводу измерения показателей, способов верификации моделей и социологической специфики используемых понятий. Тем самым социологическая предметность недопустимо упрощается. Заметим, что в социологии применение методов так называемого многомерного анализа носит в определенной степени также характер моделирования, но здесь имеет смысл акцентировать внимание именно на методах имитационного моделирования.
Распространенность «клипового сознания» среди молодых исследователей (бойких, бодрых, с прекрасным знанием английского языка). Разумеется, в «четырехэмной» области отечественная социология сильно отстала, но все же «клиповое сознание» недопустимо. Приведем лишь один пример, связанный с обращением к так называемым новым методологиям, которые по сути таковыми не являются. Прежде всего, это относится к проблематике комплексного применения или комбинирования различных стратегий, методов, методик. Любые виды «смешивания» называют микс-методами без должной рефлексии о том, на каких уровнях исследования (концептуальная модель, сбор данных, анализ данных) это происходит и в какой степени (параллельное / последовательное применение, полное слияние).
Список оснований можно продолжить, но, на наш взгляд, успешности процесса повышения методологической культуры не наблюдается. Причины неуспешности носят и экзогенный, и эндогенный характер относительно нашего сообщества как целостности. Перспективным представляется рассмотрение только эндогенных, зависящих от каждого исследователя, и тех, внимание к которым может резко изменить ситуацию в сторону позитива.
Артикуляция тезиса неуспешности развития методной проблематики позволяет частично ответить на вопрос: почему важны аксиоматические положения В. А. Ядова? Принципы его профессиональной деятельности не только нельзя забывать, но они должны носить именно аксиоматический характер для любого социолога, но, к сожалению, в большинстве случаев наблюдается другая картина. Не случайно ведь Владимир Александрович говорил о том, что «Всё зависит от нас самих» (Ядов 2014).
Аксиоматические положения, вытекающие из творчества В. А. Ядова
В качестве основания для выделения ядовской аксиоматики воспользуемся его же теорией диспозиционной структуры личности. В преломлении к социологу структурные элементы — это профессиональные ценности, профессиональные установки, профессиональное поведение. В той или иной мере во всех публикациях, упомянутых выше, эти элементы рассматриваются. Мы позволим себе (без претензий на глубокие обобщения и ширину охвата) предложить свое видение доминирующих положений.
1. Методологическая толерантность
Толерантность такого рода наблюдается у Владимира Александровича и на уровне ценностных установок, и на уровне профессионального поведения, на уровнях отношения к социологическим теориям; к стратегиям проведения исследования; к выбору инструментальных средств изучения социальных феноменов. Эпистемологическая дилемма перед ним не возникала, выбор инструментальных средств определялся социологической контекстуальностью (это более широкое понятие, чем исследовательская ситуация). Как известно, эта дилемма возникает в ситуации выбора исследовательской позиции. «В одном случае знание о мире не зависит от социальной позиции и интеллектуальных запросов познающего субъекта, и тогда общая теория и универсальное знание существует; в другом — знание оказывает воздействие на его отношение к познающему субъекту, и в результате возможно только релятивистское и партикуляристское знание» (Александер 2004а, 2004б).
Комплексное применение разных инструментальных средств (стратегий, методов, методик) в процессе проведения социологического исследования — это правило. Но даже в те годы, когда качественная стратегия проведения исследований еще не прошла этап институционализации (Семенова, Рождественская 2015), Владимир Александрович проявлял высший уровень методологической толерантности. И особенно это проявлялось и наблюдалось в практике его руководства диссертационным советом.
2. Методологическая «культурность» исследований
Структурно методологическая культура включает методическую, информационную, математическую составляющие. Две первые из них доминировали на всех уровнях личности Владимира Александровича. Третья составляющая присутствовала в основном на уровне ценностных установок.
В преломлении к этапу создания архитектоники исследования, методологическая культура проявлялась: в многовариантности концептуализаций (априорная апробация различных теоретических установок и моделей); в когерентности структурных элементов исследования; в ограничениях на интерпретационные рамки предполагаемых эмпирических закономерностей; в рефлексии при выборе инструментальных средств. В частности такого рода научная рефлексия особенно наглядно проиллюстрирована в ситуации вторичной концептуализации (Климова 2015).
3. Дистанцирование от проблем-искушений
Это аксиоматическое положение на первый взгляд может показаться несколько странным, но важно в контексте «четырехэмной» области. Базовыми проблемами-искушениями в рамках отдельных эмпирических исследований являются:
Поиск одного решающего фактора для объяснения социального. Синергетический эффект, взаимодействие факторов — главные компоненты в объяснениях социального.
Противопоставление качества и количества. Такое противопоставление, правомерное на концептуальном уровне, может быть неправомерным, например, на этапе анализа (порядковые шкалы возникают и в процессе анализа текстов).
Поиск ответа на вопросы: «Куда идет мир?»; «Куда идет страна?» в отдельном исследовании. Мировоззренческая интерпретация эмпирических закономерностей — нередкий атрибут исследований.
Эти проблемы известны, но несколько забыты. Утверждение о том, что Владимир Александрович дистанцировался от такого рода проблем-искушений не лишено оснований. В его работах отсутствует в явном виде прямая рефлексия о них на уровнях постановки исследовательской задачи, логики ее решения, используемой интерпретационной схемы для эмпирических закономерностей. Без элементов мировоззренческой интерпретации эмпирических закономерностей профессиональная деятельность социолога невозможна, вопрос лишь в мере. Как социолог с большой буквы он всегда понимал эту меру.
4. Коллективизм в творчестве. Профессиональный оптимизм
Что касается коллективизма, лучше и глубже, чем К. Клеман и С. Климова вряд ли можно написать. В частности, трудно не согласиться с восемью принципами организации Владимиром Александровичем коллективной работы (Клеман 2015: 156–157). Это — свобода, равенство, братство, единство, творчество, требовательность, интеллектуальное просвещение. То, как создавался интеллектуальный продукт в «школе Ядова» в контексте «четырехэмной области», подробно описано С. Климовой (Климова 2015). Этот опыт имеет огромное значение для развития новых форм профессионального сотрудничества (коллаборации), усиления когерентности интеграционных процессов в социологическом сообществе и в области методологического знания (Татарова 2014).
Коллективизм наблюдается у Владимира Александровича и на уровне ценностных установок, и на уровне профессионального поведения. Но коллективизм не может существовать без профессионального оптимизма. Последнее мы понимаем достаточно широко. Во-первых, это вера в светлое будущее четырехэмной области. В статье, посвященной 15-летию журнала «Социология: 4М», он дополняет шутливый афоризм Г. С. Батыгина о делении социологов, как и собак, на три породы (охотничьи, служебные, декоративные) своим: «Важно не только обрести достойную одежду к лицу, но и элегантно в ней выглядеть …» (Ядов 2005: 6). И тогда журнал явится социологическому сообществу в будущем «во фраке и белой манишке» (Ядов 2005: 9). Во- вторых, вера в необходимости социологического знания обществу. В-третьих, вера в социологическую молодежь. Не случайно, главная составляющая интервью — тезис: «Все зависит от нас самих» (Ядов 2014).
5. Социологическая контекстуальность
Использование этой метафоры представляется более целесообразным для расширения понятия исследовательская ситуация. Стратегии применения методов измерения и сбора данных, математических способов многомерного анализа во многом обусловлены так называемой социологической контекстуальностью. Это — не только специфика данных, специфика носителей интересующей исследователя информации, ситуативность опроса, цели измерения и анализа, но и требования к «прозрачности» процедур исследования, осмысление границ познавательных возможностей методов разного класса (Татарова 2011: 20–22) как инструментальных средств. Структурные составляющие социологической контекстуальности — это то, что должен осмыслить исследователь в процессе создания архитектоники своего исследования вне зависимости от методологических предпочтений. Думается, что всем этим элементам на уровнях профессиональных ценностей и установок, а также в процессе конструирования исследования Владимир Александрович уделял огромное внимание. В процессе выбора инструментальных средств он непременно учитывал:
––специфику данных (это относится к ситуации вторичной концептуализации);
––систему целеполагания (включая все этапы исследования);
––необходимость понятийной корректности;
––коммуникативную адекватность и ситуативность в процессе сбора данных;
––конструктную валидность;
––адекватность российским реалиям (в частности, он неоднократно подчеркивал, что адекватность ряда эмпирических индикаторов, используемых в международных исследованиях, весьма проблематична);
––прозрачность процедур (в основном это относится к методам математического анализа).
Необходимы ли новые аксиоматические положения?
Приведенные выше аксиоматические положения являются основанием для теоретико-методической рефлексии о путях развития четырехэмной области применительно именно к отечественной социологии. Один из очевидных путей — освоение западного опыта, и этому уделяет основное внимание продвинутая социологическая молодежь. Но логика подражательного поведения не всегда дает требуемый результат, так как многие проблемы в этой области относятся не только к отечественной социологии. Отечественные социологи предлагают актуализировать рефлексию по ряду направлений, как способствующих продвижению и в четырехэмной области, их можно кратко свести к следующим:
––инвентаризация знания, данных, социальных проблем;
––математизация;
––освоение истории методов;
––изменение характера научной коммуникации;
––контроль за качеством научной продукции;
––деятельность в режиме ожидания (такого мнения придерживался и В. А. Ядов);
––когерентность интеграционных процессов в научной коммуникации и производстве инструментального знания.
На наш взгляд, в современных реалиях, прежде всего, важна актуализация проблематики, связанной с когерентностью интеграционных процессов (Татарова 2014), ибо все остальные направления логически в нее включаются. Триада: Дифференциация — Интеграция — Новый уровень организации… — может реализовываться в нескольких плоскостях. Первая — интеграция средств измерения и анализа данных на отдельных предметных полях для реализации объяснительных моделей с целью повышения доверия к результатам исследования. Вторая — разработка технологий применения отдельного класса методов на различных предметных полях в рамках инвентаризации исследовательских задач. Третья плоскость
— рефлексия о принципах интеграции методологического знания, опираясь:
––на различение макро-, мезо- и микроуровней в рефлексии по поводу инструментальных средств;
––на рефлексию о «языке социологического исследования» как системы рядоположенных и/или вложенных подсистем;
––на экспликацию языковой и логической структуры разных видов анализа данных;
––на поиск понятий — инвариантных относительно всех классов исследовательских практик анализа данных;
––на трактовку видов анализа — типологического, факторного (факториального), причинного — как метаметодик анализа данных.
Четвертая плоскость относится к специфической форме профессионального сотрудничества, потребность в которой возникает в ситуации, во-первых, отсутствия материальных ресурсов для проведения крупномасштабных исследований, во-вторых, когда существует потребность в обсуждении адекватности концептуальной модели и процедур исследования. Например, нами совместно с Г. П. Бессокирной реализуется поисковый проект, материалы которого (концептуальная модель, вопросник персонального интервью, инструкция для интервьюера, результаты пилотажа, схемы формирования индексов, логика многомерного анализа и др.) представлены в открытом доступе на сайте Института социологии РАН (Бессокирная, Татарова, 2013; Татарова, Бессокирная 2014, 2015).
Прозрачность процедур исследования, их открытость для профессионального дискурса, возможность обмена данными — крайне важны для определенной части социологического сообщества. Кроме этого, в рамках такого профессионального сотрудничества происходит интеграция методов измерения и методов анализа, возникают различные схемы вторичной концептуализации данных, актуализируются проблемы восстановления данных, качества данных. Это вечные проблемы, которые периодически забываются, но требуют постоянного внимания. Во всяком случае, Владимир Александрович Ядов весьма одобрительно относился к такой инициативе.
В заключение следует подчеркнуть, что атрибутом проживания Владимира Александровича в социологии была уверенность в достаточности ресурсов отечественного социологического сообщества для того, чтобы утверждать: «А все же умом Россию понять можно» (Ядов 2001).
Литература
1. Александер Дж. Общая теория в состоянии постпозитивизма: «эпистемологическая дилемма» и поиск присутствующего разума // Социология: методология, методы, математические модели. — 2004а. — № 18. — С. 167–206.
2. Александер Дж. Общая теория в состоянии постпозитивизма: «эпистемологическая дилемма» и поиск присутствующего разума // Социология: методология, методы, математические модели. — 2004б. — № 19. — С. 176–200.
3. Бессокирная Г.П., Татарова Г.Г. Идентификация с предприятием: концептуальная модель и инструментарий исследования //Официальный сайт ИСРАН-2013. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=2768 (дата обращения: 11.01.2016).
4. Докторов Б. Владимир Ядов: человек, полностью выполнивший свое предназначение. URL: http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/ prednaznachenie (дата обращения: 12.01.2016).
5. Горшков М.К. Уроки возрождения и перспективы отечественной социологии // Вехи российской социологии 1950–2000 гг. / отв. ред. Ж.Т. Тощенко, Н.В. Романовский. — СПб.: Алетейя, 2010. — С. 29–38.