01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Заявление директора Левада-центра

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Контекст / Заявление директора Левада-центра

Заявление директора Левада-центра

Автор: Л. Гудков; Левада-центр — Дата создания: 11.09.2016 — Последние изменение: 11.09.2016
Участники: А. Алексеев
Цит. по: сайт Левада-центра. «К сожалению, сайт организации с вечера понедельника (5 сентября. – А. А.) не работал по причинам, не зависящим от нас, поэтому заявление публикуется только сейчас. 09.09.2016 » (Левада-центр).

 

 

 

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

ДИРЕКТОРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ЮРИЯ ЛЕВАДЫ

 

С вечера  5-го и  на протяжении всего 6-го  и 7 сентября в Левада-центр поступили сотни звонков и писем от журналистов и ученых,  обеспокоенных  судьбой Левада-центра и ситуацией сложившейся  вокруг нашей организации, а также  тех, кто стремился  выразить  поддержку и солидарность с  нами.   Не имея возможности ответить всем желающим  получить какую-ту  информацию, вынужден сделать настоящее заявление.

С 12 по 31 августа 2016 г. Министерство Юстиции РФ  проводило внеплановую документарную проверку деятельности Левада центра за два с половиной года со времени последней проверки в феврале  2014 года по настоящее время.  По ее  результатам  Министерство, не дожидаясь получения наших возражений,  предусмотренных  формальной процедурой проверки, уже  вечером 5 сентября объявило о том, что Левада-центр  вносится в реестр организаций, выполняющих функции иностранных агентов.   Тем самым клеветническая кампания, развязанная против нашей организации, получила формально-правовые оправдание.  Проверка была инициирована и проведена после нескольких обращений  в Минюст  члена СФ РФ Д.В.Саблина, одного из руководителей «Антимайдана»,  многократно публично обвиняемого в  коррупции, махинациях, плагиате и т.п. злоупотреблениях.    При всей своей одиозности этот персонаж всего лишь рупор для выражения интересов  групп, монополизировавшими   тему патриотизма и угрозы национальной безопасности, и  требующих под этим флагом  перераспределения государственных ресурсов и  правового иммунитета.

Создавшаяся ситуация  крайне осложняет  деятельность нашей организации. Я не говорю о неизбежном сокращении возможностей финансирования наших работ. Но само по себе клеймо «иностранного агента», которое в нашей стране  понимается исключительно как синонимичное «шпиону» и «диверсанту», блокирует проведение массовых и прочих социальных опросов. Страх, оставшийся с советских времен, парализует людей, в особенности имеющих отношение к государственным структурам – образования, медицины, управления и т.п.  В ряде регионов нам сообщают, что сотрудникам госучреждений запрещено контактировать с представителями организаций, имеющих ярлык «иностранных агентов».

В ближайшие дни после консультаций с юристами, мы намерены опротестовать в судебном порядке  полученный Акт проверки.

Как утверждают  теперь многие СМИ,  Минюст «раскрыл  иностранные источники финансирования» Левада-центра, хотя  эти источники никогда не скрывались, поскольку   финансовые отчеты  регулярно поступали в соответствующие контрольные органы и налоговую службу.  Это обстоятельство зафиксировано в самом Акте проверки: «… установлено, что документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных  и иностранных организаций …, Организация указанные сведения в уполномоченный орган предоставляет ежегодно…. В ходе проверки Организации, фактов проявления экстремистской деятельности не выявлено» (с.5).

Это не первая враждебная кампания,  целью которой оказывается если не уничтожение, то дискредитация  независимого научного  коллектива, проводящего,  начиная с осени 1988 года, социологические исследования в нашей стране.  Объективные и проверяемые данные о состоянии общества и общественного мнения в стране, особенно в ситуациях резких переломов и кризисов,  вызывают острую и болезненную реакцию у ангажированных политиков, чиновников, идеологов, поскольку представляемый социологами диагноз и картина общества расходится с их  ожиданиями и политическим интересами. Это касается как  проправительственных политиков и функционеров, так и  оппозиционеров. Но в отличие от последних,  власть имеет мощные инструменты  дискредитации и юридически  оформленного уничтожения тех, кто им неугоден.

Попытки уже в  2002-2003 году взять  под контроль  научный коллектив  первого ВЦИОМ, возглавляемого Юрием Левадой,  привело к созданию АНО «Аналитический центр Юрия Левады».

Открыто  программу подавления  любых независимых общественных и академических организаций  представил в своих публикациях Российский институт стратегических исследований (РИСИ). Так, в докладе «Методы и технологии деятельности зарубежных и российских исследовательских центров, а также исследовательских структур и ВУЗов, получающих  финансирование из зарубежных источников» (февраль 2014 г.)  были  перечислены целый ряд государственных и общественных институтов, получающих «финансирование из зарубежных источников и ведущих идеологическую или пропагандистскую работу в России». Помимо Российской ассоциации политической науки,  Центра политических исследований России, Российской ассоциации международных  исследований (РАМИ), Института социологии РАН, Российской экономической школы и других организаций, в этом перечне был назван и АНО Левада-центр.  Ему приписывались  « …цели сбора информации для  разработки методов и инструментов влияния на социальную  и политическую ситуацию в стране,  передачу Государственному департаменту  США … базу данных активистов оппозиции регионального уровня, содержащую всю необходимую информацию для последующей вербовки «протестного актива»,  «влияние на политические процессы и общественное мнение путем манипуляции смыслами при проведении опросов общественного мнения, завышения или занижения нужных показателей        в результатах опросов, выдвижение выгодных позиций в ходе конференций, круглых столов, семинаров, активная деятельность в информационном пространстве» и прочие  мотивы. Левада-центр  выступал как «механизм сбора и анализа социологической информации для манипулирования  общественным мнение и оказания информационного воздействия на государственный аппарат и политические институты».

Все эти утверждения   только на первый взгляд кажутся бредом  социальных маргиналов  или  паранойей  отставных чекистов. Реально за этой  новой волной шпиономании, воспроизводящей  худшие образцы  тоталитарных практик в разных странах,   стоят вполне холодные и цинические интересы  власти,  собственности  и идеологического контроля.

Неприемлемой должна быть уже сама презумпция  виновности взаимодействия российских ученых и деятелей гражданского общества с иностранными учеными  и организациями как   имеющая  антипатриотический характер и враждебную про отношению к нашей стране деятельность.

Комплексные   и отдельные проверки  в 2013 и 2014 годов по тем же основаниям и критериям, сформулированным в подобных документах,  установив факт иностранного финансирования отдельных проектов, предписали отказаться от зарубежных грантов.

Центр был вынужден отказаться от получения от зарубежных фондов грантов на проведение  социологических исследований, но мог  участвовать в совместных с зарубежными организациями (университетами, фондами и т.п.) проектах, выполнять на условиях коммерческих договоров  заказы на  общественно-значимые, культурологические и маркетинговые и другие опросы населения.  Поправки, внесенные в 2016  году в закон о НКО и политической деятельности, как и другие недавние законы и подзаконные акты,  открывают возможности для полного произвола административных органов, поскольку понятие «политическая деятельность» и «иностранное финансирование» сознательно никак не определено в законе, а стало быть,  дает повод избирательного применения репрессивных мер по отношению к организациям, которые представляются нежелательными для каких-то влиятельных околовластных групп. После этого, под иностранным финансированием стало пониматься  любое поступление средств из-за границы, в том числе и финансирование общественной деятельности (научной, просветительской, благотворительной) отечественными фондами, если они расположены за рубежом.  Криминальными теперь  стали расцениваться и средства  из-за рубежа, поступивших в качестве оплаты чисто коммерческой деятельности.

Реальные последствия этой практики  Минюста и других ведомств  – резкое ограничение и последующее прекращение научных связей российских ученых с мировой наукой, прекращение усвоения столь важного для России мирового опыта, методик, методологий, концепций, неформальных норм и правил научной работы. Не надо думать, что репрессии такого рода угрожают  только социологии (как наиболее затратной сфере социально-гуманитарных исследований). Закончат с социологией – перейдут к  истории, экономике, генетике, физике и прочим наукам, как это было в сталинские годы. Левада-центр включен в реестр иностранных агентов под номером 141, завтра этих организаций-агентов чужого влияния будут сотни или тысячи.  Последствия этого наступления фазы общественной реакции будут ощущаться на протяжении 2-3 следующих поколений.

Для нашей страны, десятилетиями оторванной от условий развития современного социального знания, оказывавшейся в положении глубокой интеллектуальной провинции, это означает перспективу дальнейшей  консервации  научной архаики и деградации. Непонимание этого грозит  не просто изоляционизмом или хроническим  снижением  человеческого и социального капитала в нашей стране, но превращением  ее в резервацию бедного и агрессивного населения, утешающего себя  иллюзиями  национального превосходства и исключительности.  Как написал вчера мне один  авторитетный зарубежный деятель, «печально будущее той страны, которая не хочет ничего знать о самой себе». Такая политика дискредитации и уничтожения всего лучшего, что есть в гражданском обществе России, не просто позорит страну, но что гораздо более важно, ведет к подавлению источников ее развития, стагнации, неизбежно оборачивающейся общей – моральной, интеллектуальной и социальной деградацией, апатией, разложением государства и общества.

Мы гордимся возможностью работы с иностранными партнерами;  это не повод для дискредитации нас как агентов,  напротив,  свидетельство высокого профессионализма и  качества наших исследований, объективности и  надежности производимого информационного продукта и  глубины интерпретации эмпирических данных. Это то, что отличает работу специалистов Левада-центра от других  институтов, проводящих опросы общественного мнения.

Акт проверки представлен на сайте нашей организации вместе с моими замечаниями  и комментариями к отдельным пунктам Акта.

 

7 сентября 2016 г.

Директор Левада-центра, доктор философских наук, профессор Л.Д.Гудков

 **

 

Ниже Вы можете посмотреть и / или скачать:

- АКТ ПРОВЕРКИ

- ЗАМЕЧАНИЯ ДИРЕКТОРА К АКТУ ПРОВЕРКИ

 **

 

См. ранее на Когита.ру (5-9 сентября 2016):

- Левада-центр – иностранный агент?!

- Что следует из включения Левада-центра в реестр «иностранных агентов»?

 

- Левада-центр – не иностранный агент!

- Левада-центр: из материалов августовского опроса

- Левада-центр и вокруг него: последние известия

- «С ярлыком иноагента участвовать в электоральных и политических опросах будет просто невозможно…»

- Левада-центр: из материалов августовского опроса. Продолжение 1

- «Что будет, если «Левада-центр» прекратит свою работу?». Разговор профессионалов

- «Фактически – это запрет на профессию!»

- Якобы не политическое решение о Левада-центре и правительство РФ как «иностранный агент»

- Левада-центр: из материалов августовского опроса. Продолжение 2