01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Что готовит день грядущий: а) России; б) Человечеству?

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Что готовит день грядущий: а) России; б) Человечеству?

Что готовит день грядущий: а) России; б) Человечеству?

Автор: Я. Гилинский — Дата создания: 26.07.2016 — Последние изменение: 01.08.2016
Участники: А. Алексеев
«А. Россия отстала навсегда. Она находится в числе стран «исключенных» (по И. Валлерстейну - на Периферии). Подробнее смотрите мою статью 2011 года «Исключенные навсегда». С тех пор количество доводов в пользу высказанного мною существенно возросло... Б. Человечество. Прогноз посложнее. Есть два основных варианта. Первый, менее вероятный – человечество выживет, пройдя тяжелейший в истории период постмодерна… Второй, более вероятный, учитывая тяжелое прошлое – человечество погибнет в результате омницида – ядерного, или экологического, или космологического, или...» (Я. Гилинский. Специально для Когита.ру).

 

 

 

 

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикуемого материала. А. Алексеев.

**

 

Я. Гилинский

 

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

 

Можно читать и слушать левых и правых, республиканцев и монархистов, либералов и консерваторов, прогрессистов и реакционеров – прогноз будет один и тот же: апокалиптический. Будут различные доводы, проклинание инакомыслящих, но результат один: будущее ужасно, все разваливается, экономический кризис, катастрофическое неравенство, терроризм, третья мировая война, ядерная катастрофа, никаких надежд (или надежды на Нечто Несбыточное)...

Вот например, только за последние несколько дней: «Европейскому Союзу грозит смертельная опасность» (Дж. Сорос). «Мир стоит на пороге нового витка глобального смутокризиса. И "черный циклон" неминуемо забушует и в РФ тоже» (М. Калашников). «Нынешний средний класс растерян и дезориентирован, и его недовольство канализируется в поддержку идей национализма, ксенофобии и социал-популистской демагогии, а в арабских странах — еще и радикального ислама» (Ю. Рубинский). «Мы видим, как Евросоюз погружается в хаос» (С. Глазьев). «Две основные опасности для России, которые остаются неизменными на протяжении уже многих лет. Это, во-первых, наш социально-экономический кризис, а, во-вторых, это глобальный системный кризис... в этом состоянии полураспада мы входим в глобальный системный кризис, где мир будет заново разделён на "зоны влияния", на макрорегионы, которые будут находиться в состоянии "войны всех против всех"... Нынешняя система управления Российским государством — это смертный приговор и путь в могилу одновременно» ( М. Делягин). «Система, в которой к вещам относятся как к личностям, а к личностям — как к вещам, рыночный фундаментализм с его приватизацией и маркетизацией всего привели мир к опасной черте» (А. Цветков). Умышленно цитирую авторов различных политических взглядов.

И ведь правы, черт возьми, они все в своих прогнозах!

Что же случилось, что происходит, что объединяет в конечном итоге мнение людей с принципиально противоположными взглядами?

Любой «точный» диагноз принципиально невозможен. Попытаемся лишь немного поразмышлять о происходящем.

Люди, как представители вида Homo Sapiens (скорее, Sub-Sapiens), всю свою историю (от Homo erectus до Homo sapiens, т.е. до стадии человека современного типа) отличались повышенной агрессивностью, переросшей со временем в социальное насилие1. Человек – самый злобный, хищный представитель животного мира. Вся история человечества – история войн, убийств, насилия. К сожалению, это – факт, не вызывающей сомнений.

Казалось бы человечество, наученное страшным опытом Второй мировой войны, должно остановиться, задуматься, обрести, наконец, мир и покой. Отнюдь. «Только за 50 лет после Второй мировой войны прошло 25–30 средних и более 400 малых войн. Они охватили не меньше стран, чем это было в последней мировой войне. В них погибло свыше 40 млн и стали беженцами свыше 30 млн человек. Сегодня специалисты выделяют следующие разновидности новых войн: локальные войны, военные конфликты, партизанская война, информационная война, "консциентальная" война (война сознаний), преэмптивная война (опережающий захват или силовое действие на опережение) и террористическая война (терроризм). Одной из современных разновидностей террористических войн является кибертерроризм»2.

Итак, в тотальном насилии, казалось бы, нет ничего нового. Может быть за исключением все более мощных средств взаимного уничтожения. И все же. Подумаем о мотивации насилия. Оставляя в стороне мотивы межличностного насилия, включая семейное, посмотрим, как исторически менялась мотивация межгруппового насилия, включая межгосударственное.

В первобытном обществе борьба шла между племенами за территорию, за пищу, одним словом – за выживание. Ну, и вообще – чужой, значит опасный...

Со временем межгрупповое насилие совершалось либо по «идейным» мотивам – межконфессиональное, межэтническое, межидеологическое, либо исходя из «высоких» государственных соображений – быть самым сильным, самым большим, самым мощным, самым великим и т.п. (Хотя уже начинают действовать и экономические мотивы: быть самым богатым, обобрать проигравшего в сражении). Если взять двух самых страшных и наиболее опасных лидеров государств ХХ века – Гитлера и Сталина, то в их головах господствовали именно эти мотивы «величия». Оба они были вполне скромны в личных потребительских интересах, вполне аскетичны.

Только не надо мне напоминать о Крёзе и довоенном Ротшильде. То, что я излагаю, - лишь схема, попытка установить некие самые общие тенденции, закономерности. А уж исключений из «правил» всегда множество. Да и любые изменения наступают постепенно. Обогатиться всегда неплохо, разорить побежденного – «право» победителя. Но не эта мотивация являлась, как мне кажется, ведущей.

После Второй мировой войны, особенно с 1970-х – 1980-х годов, с переходом от Нового времени, общества модерна к обществу постмодерна, оно же – «общество потребления», мотив обогащения становится ведущим. Вот уж действительно, когда «люди гибнут за металл»! (Хотя Сатана, очевидно, правит людским балом испокон веков...). И 11 сентября 2011 г. террористы, очевидно, не случайно выбрали в качестве объекта нападения Нью-Йорк как «Город Желтого Дьявола» (М. Горький), а Всемирный Торговый Центр (ВТЦ) как символ «включенных», богатых, жрецов Желтого Дьявола.

Возможность больше потреблять для большего числа людей не так уж плоха. Но человечество не может без крайностей... И вот оно делится на две неравные группы: меньшинство «включенных» в активную экономическую, политическую, социальную, культурную жизнь и большинство «исключенных» из нее. Повторю нередко цитируемого Н. Лумана: «Наихудший из возможных сценариев в том, что общество следующего (уже нынешнего — Я.Г.) столетия примет метакод включения / исключения. А это значило бы, что некоторые люди будут личностями, а другие — только индивидами, что некоторые будут включены в функциональные системы, а другие исключены из них, оставаясь существами, которые пытаются дожить до завтра… что забота и пренебрежение окажутся по разные стороны границы, что тесная связь исключения и свободная связь включения различат рок и удачу, что завершатся две формы интеграции: негативная интеграция исключения и позитивная интеграция включения… В некоторых местах… мы уже можем наблюдать это состояние»3.

Мы уже не только можем наблюдать это состояние, мы живем в нем. И дожили до того, что, по данным швейцарского банка Credit Suisse, в 2015 г. впервые в истории человечества 1% его стал владеть 50% всех богатств, а в 2016 г.1% населения владеет уже 52% всех богатств. А Россия – впереди планеты всей: 1% ее населения уже владеет 72% богатств страны... Я далеко не сторонник «всеобщего равенства» (оно возможно лишь на кладбище, точнее – его подземной части, ибо в надземной – от покосившегося деревяного креста до мраморно-каменных замков...), неравенство людей, социальных групп – необходимое условие развитие цивилизации. Но опять же – все «в меру». Условно говоря, когда Индекс Джини, показатель экономического неравенства, 0,2-0,3 (Дания, Норвегия, Швеция и др.) – это «нормальное» неравенство, при котором обеспечивается достаточно благоприятное развитие общества. А когда Индекс Джини 0,4-0,5 и выше (Россия, США, Венесуэла, Бразилия, Гватемала, Намибия, Сальвадор, Боливия, Гаити и Зимбабве) – жди беды....

Вообще «Стратификация является главным, хотя отнюдь не единственным, средоточием структурного конфликта в социальных системах».4 И в эпоху постмодерна стратификация общества по критерию включенные / исключенные становится одним из главных, точнее – главным конфликтогенным (девиантогенным, криминогенным, суицидогенным, терророгенным) фактором.

Пожалуй никогда в человеческой истории деньги не имели такого значения. Принцип «обогащайтесь!» стал доминирующим. Тотальная коррупция, «теневая» экономика, глобальная организованная преступность, бесконечные убийства - и все из-за денег, ради денег. Деньги любой ценой! Да, всегда были «скупые рыцари», убивали из-за денег и раньше. Но это не носило столь массовый, тотальный характер. И главное – никакого просвета: богатые становятся сверхбогатыми, бедные беднеют, а относительно благополучный «средний класс» - опора «включенных» стран «золотого милиарда» - теряет свои позиции, относительнро беднеет, сокращается количественно, утрачивает веру в светлое будущее... Отсюда движение среднего класса «Occupy Wall Street!».

Явно недооценивается роль «исключенности» в генезисе такого опаснейшего явления, как терроризм. Классическим примером крайне негативного поведения «исключенного» служит страшный террористический акт 14 июля 2016 года в Ницце: «Террористом в Ницце оказался неудачник-разведенка с целым букетом проблем и комплексов. Ницца, кстати, ... это солидное тихое место для солидных господ, в котором понятие "бюджетное жилье" начинается с уровня, который в любом другом месте будет считаться респектабельным и элитным. Так что если нужно, чтобы объект ненависти оказался тем, кем надо - можно ехать сквозь толпу напролом, не ошибешься... Фактически перед нами классический свихнувшийся неудачник, реализовавший свои комплексы и ненависть к окружающему богатому и равнодушному миру... К теракту в Ницце можно пристегивать кого угодно - и националистов, и ИГИЛ (запрещенный в России. - А. А.) , и каких-нибудь леваков-марксистов. Они все про это - про несправедливость и равнодушие к маленькому человеку. Рецепты у всех свои, но среда, в которой их идеи востребованы - она одна на всех. И не бомбить далекие пески нужно, а лечить страну и общество. И это не только к Франции относится, скажем откровенно»5. Еще об Европе: «Мигранты часто ощущают себя людьми второго сорта. Молодые и харизматичные люди — выходцы из мусульманских стран и их дети — пытаются найти какую-то новую идентичность, обращаясь к историческим корням, и в итоге часто приходят к радикальным течениям»6. И еще, это уже о США: «появляется множество одиноких, отчужденных молодых людей, стремящихся к самоутверждению через насилие»7.

Это одна из серьезнейших и опаснейших проблем современности. Власти стран, чье население подвергалось террористическим атакам, возлагают надежду на силовые структуры и силовые методы противодействия терроризму. Да, все это вынужденно необходимо. Но... не решает проблемы. Вспомним первых в мире по времени российских террористов эпохи царизма. Это были «униженные и оскорбленные» (Ф. Достоевский) или же – как им казалось - представители интересов «униженных и оскорбленных», они выступали от имени тех, кто сейчас именуется «исключенными»8. И сегодня основная социальная база террористов – «исключенные», «униженные и оскорбленные» социально, экономически, религиозно и т.п. Это отнюдь не уменьшает их опасность, но это необходимо понимать, пытаясь решать тяжелейшую задачу.

Вот лишь один из примеров. «Без попытки решения вопроса вот этих замкнутых анклавов получается, например, как с кварталом Моленбек, известным концентрацией представителей мусульман в основном из стран Магриба, который стал центром терроризма европейского масштаба. Он возник сам, его не создавали: беднейшие слои населения сконцентрировались в этом районе; беднейшие слои населения притягивали бедное обслуживание, бедное образование. А бедное плохое образование выталкивает людей из общественной жизни [выделено мною – Я. Г.], воспроизводит, точнее, создает заново социально-религиозную, социально-расовую дискриминацию. Фактически, создает те социальные разрывы, которые, будучи обернуты в оболочку этнических или религиозных различий, вызывает наибольшие проблемы. Конечно, такой род замкнутых кварталов — это котел, который формирует резервы терроризма»9.

Конечно, реальная проблема терроризма намного сложнее. Это и «исключенность», и идеология насилия некоторых ветвей некоторых религий (скажем так...), и недостаточно адекватная политика властей, и идея мультикультурализма, пущенная на самотек, и неизбежно негативные последствия позитивной глобализации...

Итак, что день грядущий нам готовит?

  1. Россия. С Россией все ясно, о чем я многократно писал и говорил: Россия отстала навсегда. Она находится в числе стран «исключенных» (по И. Валлерстейну - на Периферии). Подробнее смотрите мою статью 2011 года «Исключенные навсегда»10. С тех пор количество доводов в пользу высказанного мною существенно возросло... Какой бы гений ни сменил нынешнее руководство, отменить крах невозможно, когда в стране разрушены образование, наука, медицина, промышленность (кроме «трубы»), дикая технологическая отсталость и т.д., т.п., а народ, как всегда безмолвствует...
  2. Человечество. Прогноз посложнее. Есть два основных варианта. Первый, менее вероятный – человечество выживет, пройдя тяжелейший в истории период постмодерна. Причем выживет, возможно, достигнув невиданных успехов в своем генетически-технологическом развитии. Второй, более вероятный, учитывая тяжелое прошлое – человечество погибнет в результате омницида – ядерного, или экологического, или космологического, или... Сейчас мы находимся в некой бифуркационной точке, когда настоящее неопределенно (одно из свойств общества постмодерна), а будущее принципиально непредсказуемо.

 

1 Антропология насилия / ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков. СПб, 2001; Аснер П. Насилие и мир: От атомной бомбы до этнической чистки. СПб, 1999; Бассиюни К. Воспитание народоубийц. СПб, 1999; Гилинский Я.И. Социальное насилие. СПб, 2013; Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: Социо-политический анализ. М., 2000; Жижек С. О насилии. М., 2010; Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000; Красиков В.И. Насилие в эволюции, истории и современном обществе. Очерки. М., 2010; Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры. СПб, 2000; Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. М., 2011.

2 Григорьев Н., Родюков Э. Террористические действия в виртуальном пространстве опасны // Независимая Газета, 22.07.2016

3 Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество. В: Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М., 1998. С.94-108.

4 Парсонс Т. Общий обзор. В: Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С.375.

5 Маленький человек // URL:  http://el-murid.livejournal.com/2883448.html    (дата обращения: 16.07.2016).

6 Теракт в Ницце // Сноб, 15.07.2016.

7 Брукс Д. На пути национальной катастрофе?» // The New York Times, 13.07.2016

8 Подробнее см.: Гилинский Я. «Исключенность» как глобальная проблема и социальная база преступности, наркотизма, терроризма и иных девиаций // Труды СПб юридического института Генеральной прокуратуры РФ. 2004, №6; Gilly T., Gilinskiy Y., Sergevnin V. (Eds.) The Ethics of Terrorism. Innovative Approaches from an International Perspective. Springfield (Ill.): Charles C Thomas Publisher, Ltd., 2009.

9 Почему террор набирает обороты в развитом мире? Объясняет политолог и этнограф Эмиль Паин // https://openrussia.org/post/view/16544/

10 Гилинский Я. Исключенные навсегда // Независимая Газета, 18.11.2011 (и на сайтах:  crimpravo.ru , deviantology.spb.ru , http://www.iuaj.net/node/738).  (См. также: http://www.cogita.ru/kolonki/kolonki/yakov-gilinskii/yakov-gilinskii.-isklyuchennye-navsegda  - А. А.).

**

 

ПОСТСКРИПТУМ 

А. Алексеев – Я. Гилинскому 
Дорогой Яков!
Хоть я и твой оппонент в вопросах оптимизма / реализма, но не могу не оценить силу твоего текста, попавшего ко мне через рассылку Н. Сидоровой.
Не разрешишь ли опубликовать его на Когите, причем это можно сделать не акцентуированно - отдельной публикацией (хоть и это возможно), а хотя бы как Постскриптум к известной Тебе недавней публикации - http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/chto-gotovit-den-gryaduschii-a-rossii-b-chelovechestvu . Обещаю воздержаться от комментариев.
Твой - Андр. Ал. 1.08.2016

 

Я. Гилинский – А. Алексееву

Хорошо, дорогой Андрей!

Честно говоря, я не придавал этому беглому тексту значение. Но если ты считаешь интересным, пожалуйста.

Яков

**

 

Я. Гилинский

РАЗМЫШЛЕНИЯ ВООБЩЕ…

 

Мои размышления о Жизни, смысле бытия (точнее, его отсутствии), человечестве и т.п. опубликованы множество раз – в статьях, книгах, интервью. Приближение естественного конца (81 год!1) и события 2014 г.2 (от аннексии Крыма, фашизации режима и общества, ядерных шуточек до ИГ) требуют очередного выплеска размышлений и эмоций.

 

Каждый человек смертен, как человечество в целом (в результате катастрофы экологической, или ядерной, или природной), как каждый объект Вселенной (да и Вселенной в целом? Схлопнется?).

Жизнь не имеет смысла, кроме самой жизни.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н. Островский). Поэтому надо размышлять, творить, путешествовать, любить и быть любимым… И еще – надо быть Свободным.

Главные ценности человека– Жизнь и Свобода.

Конечность существования обусловливает неизбывный трагизм бытия.

Отсюда – абсолютная ценность каждого мига бытия.

 

А это идиотское человечество, идиотские люди испокон веков, как только «освободились» от природного биологического запрета на внутривидовое убийство, - убивают, уничтожают друг друга в войнах, драках, на кострах, на виселицах, по приговору суда, из ревности, ради денег, по пьянке…

Каждый из нас обречен, должно бы быть разумное со-сочувствие обреченных, а вместо этого непрестанное взаимоуничтожение.

Уничтожаем себе подобных, уничтожаем несчастных животных. И нет конца этому безумию.

 

Есть простые максимы:

- Терпимость (толерантность)

- Ненасилие (Ахинса)

- Космополитизм (интернационализм)

- Veneratio vitae (А. Швейцер)

Эти простые истины должны бы быть «национальной идеей» каждого этноса и личной идеей каждого человека.

А вместо этого – всё то, что имеем от питекантропов до современников… И совершенствуются только орудия убийств, от заостренного камня до ядерного оружия.

И никакой надежды.

 

Май, 2015

*

 

Я.Г.

ЗАЧЕМ?

 

Vanitas, vanitatum vanitas et omnia vanitas

 

Каждый человек смертен. Земля «смертна». Вселенная «смертна» (схлопнется). Зачем, для чего все наши страдания, вся наша деятельность, активность?

Достаточно того, чтобы быть в тепле, есть, спать, любить, наслаждаться самим Фактом Бытия (весьма краткого). Насколько звери «умнее» людей!

Так нет же, надо мучить друг друга, да и себя, убивать друг друга, сокращая и без того краткосрочное бытие.

 

01.08.2016

г. Бяла (Болгария)

 

1 Уже 82...

2 Уже 2015 и 2016...

8

 

 

 

comments powered by Disqus