Иррациональная культура (из работы В. Ронкина «Апология рационального»)
Работа В. Ронкина, которая в равной мере может быть отнесена к философскому, семиотическому и психологическому знанию, была актуальна тогда, поскольку предпринятый в ней анализ иррационального в массовом сознании очень хорошо «ложился» на реалии жестко авторитарного и тоталитарного, в частности, советского общества.
Можно сказать, что данный труд сегодня как бы обретает «вторую молодость», ибо все более и более актуализируются построенные автором теоретические модели рациональной и иррациональной ментальности. Именно сегодня иррациональная компонента общественного сознания существенно «теснит» рациональную и, можно сказать, обретиет господствующее положение.
Ниже мы предлагаем вниманию наших читателей тексты Предисловия и 12-й заключительной главы труда В.Е. Ронкина «Апология рационального». Данная глава называется «Иррациональная культура».
Да не отпугнет читателя теоретичность авторского дискурса. Мы минимизировали ссылки на литературу и убрали многочисленные отсылы к содержанию предыдущих глав. Эти купюры отчасти облегчают восприятие текста и идей автора.
А. Алексеев. 13.11.2016.
**
**
В. Ронкин
АПОЛОГИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО
Предисловие
Эти свои размышления я начал приводить в порядок в начале 1980-х годов. Полностью закончена работа была к концу 1986 года. Вопрос – почему массу людей так легко удается водить за нос всякому, кто за это всерьез возьмется, от ≪великих вождей≫ до мелких мошенников, – интересовал меня давно. Может быть, поэтому мифология стала моим хобби. Постепенно я стал обращаться и к книгам, посвященным теории мифа. После прочтения одной из них я вдруг захотел перечитать ≪Материализм и эмпириокритицизм≫ Ленина, а перечитав, понял, чтоэто, по сути, хорошо написанная инструкция по созданию мифа.
Первоначально я планировал заняться анализом этого ленинского труда, а равно и анализом (в том же ключе) советской идеологии. Но и то, и другое считалось в те поры у нас государственным преступлением. Не желая вторично отправляться в места не столь отдаленные, я решил использовать эзопов язык и вообще нигде прямо не упоминать ни о Ленине, ни о Советском Союзе.
Это, на мой взгляд, оказалось даже к лучшему, так как вместо политической полемики мне пришлось заняться неким теоретическим анализом процессов взаимодействия психики человека и его среды.
Намеки, коими я обильно оснастил свои размышления, по прошествии времени превратились просто в примеры иррационального мышления. В то же время они хорошо иллюстрируют государственную идеологию нашего недавнего прошлого. Этой же цели служили и некоторые непосредственно не цитируемые в тексте ссылки.
**
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
П. Беранже
Сон разума порождает чудовищ.
Ф. Гойя
16 июля 1933 года герой рассказа Андрея Платонова ≪Мусорный ветер≫, немецкий ученый, ≪физик космических пространств≫ Альберт Лихтенберг подошел к памятнику Адольфу Гитлеру.
≪...На чугунном цилиндре стояло бронзовое человеческое полутело, заканчивающееся сверху головой…
Лихтенберг осмотрелся в томлении. С беспрерывной силой горел солнечный центр в мусорной пустоте пространства, сухие насекомые и различные пустяки с раздражением шумели в воздухе, а люди молчали.
– Землю начинают населять боги, я не нахожу следов простого человека, я вижу происхождение животных из людей... Но что остается делать мне? Мне – вот что!..
С силой своего тела, умноженного на разум, Лихтенберг ударил дважды палкой по голове памятника, и палка лопнула на части, не повредив металла; машинное полутело не почувствовало бешенcтва грустного человека.
Национал-социалисты взяли туловище Лихтенберга себе на руки, лишили его обоих ушей и умертвили давлением половой орган, а оставшееся тело обмяли со всех сторон, пройдя по нему маршем≫.
Когда начинает дуть ≪мусорный ветер≫, психопатология становится массовой и начинает именоваться идеологией. Тогда воздвигаются идолы, требующие человечины, пахарь, забросив свой плуг, отправляется в крестовый поход, гром барабанов заглушает плач детей.
Когда же приходит время собирать урожай, плоды оказываются совсем не такими, какими они виделись в золотых снах.
На вопрос, почему люди так или иначе воспринимают окружающий их мир, почему то, что для одних является абсолютной истиной, другие воспринимают как явную ложь, я попытаюсь ответить в последующем изложении
<…>
Глава 12. Иррациональная культура
Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев, уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идет невозмутимо.
Дхаммапада,
Каторга, то есть общежитие, в котором обыватели не в свое дело не суются, пороху не выдумывают, передовых статей не пишут, а живут и степенно блаженствуют. В будни работу работают,в праздники – за начальство богу молят.
М.Е. Салтыков-Щедрин
12.0. Иррациональные культуры не различают два ряда явлений: компенсаторный эффект, символическую коммуникацию, неформальную общность и т.п. от прагматического результата, дескриптивной коммуникации, формальной организации...
Сам факт неразличения говорит о превалировании в иррациональном мышлении символического над дескриптивным.
12.1. Иррациональное сознание связывает длину стратегии прежде всего с силой мотивации и стремится к выбору стратегий, лишенных неподкрепляемых ходов.
Принципиальное признание причинно-следственных связей и отказ от их учета при создании конкретной стратегии есть ожидание чуда. Надежда на чудо – существенный фактор, определяющий функ ционирование иррациональных культур.
Пример. ≪Большой скачок≫ китайской экономики, основанный на кустарной выплавке железа каждой семьей и ≪коммуной≫, был бы не меньшим чудом, чем остановка солнца Иисусом Навином.
Надежда на чудо в ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ситуациях может служить эффективным средством, подкрепляющим прагматическую деятельность. Однако включение надежды на чудо в формирование повседневных стратегий ликвидирует различие субъективного восприятия нормальных и экстремальных ситуаций.
Пример. Выражения ≪битва за хлеб≫, ≪трудовой героизм≫, ≪героика будней≫ и т.п.
Само собой разумеется, что надежда на чудо обесценивает прагматические стратегии.
Иррациональное мышление не отличает прагматику средств от символики высших ценностей.
Средства, ассоциативно связанные с целью, становятся символами цели, сакрализуются и в результате превращаются в самоцель.
Пример. В тибетском ламаизме одним из средств получения ≪просветления≫ служит почитание ламы – учителя. Ученик должен отказаться от собственной воли и как ≪послушный сын≫ должен во всем подчиняться ламе, ≪как раб≫ он должен выполнять все его приказы, ≪как собака≫ сносить все унижения и брань. В результате низшая монашеская братия превращалась в прислужников высшей иерархии.
На слушанье проповедей, на чтение литературы и даже на молитвенное бдение у нее не хватало ни сил, ни времени.
(См. также ≪Сказку о ретивом начальнике, как он своим усердием высшее начальство огорчил≫ (М.Е. Салтыков-Щедрин. ≪Современная идиллия≫).
Сакрализация средств приводит к пресловутой иррациональной доктрине – ≪Цель оправдывает средства≫.
Отождествление своего ≪Я≫ с неким абсолютом позволяет человеку реализовывать любые свои мотивации, перекладывая ответственность на объект идентификации.
Примеры:
≪Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения≫ (Игнатий Лойола. ≪Духовные упражнения≫).
≪Совесть нужна человеку в частном, домашнем быту, а на службе и в гражданских сношениях ее заменяет высшее начальство≫ (Из:
Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений / Составитель Я.И. Ростовцев; Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. СПб., 1849. (Электронная версия – http://militera.lib.ru/science/kamenev1/app.html#769 ).
А век поджидает на мостовой,
Сосредоточен, как часовой.
...
Оглянешься – а вокруг враги;
Руки протянешь – и нет друзей;
Но если он скажет: «Солги», – солги.
Но если он скажет: «Убей», – убей.
Э. Багрицкий
Как видно из приведенных примеров, план выражения может быть совершенно различным при одинаковой сущности. Отказ от рефлексии, отказ от интерпретации своих побуждений, принятие интерпретации, навязанной извне, как абсолютной заставляет человека смотреть на себя как на объект внешней детерминации. Иррациональное восприятие мира оборачивается прагматизмом худшего сорта.
Иррациональное сознание не различает символического времени и пространства от прагматических.
Будущее в иррациональных культурах в значительной степени мыслится как восстановление откорректированного, т.е. практически несуществовавшего прошлого, прошлых норм, стиля жизни, выполнение заветов предков и культурных героев.
Сакрализуются пространственные отношения и географические объекты: столицы, государственные границы, культовые центры.
Сакральное отношение к этим объектам иррациональное сознание считает дескриптивным отражением объективных причинно-следственных связей и пытается строить, исходя из этого, свои прагматические стратегии.
12.2. Неразличение дескриптивных текстов от символических приводит к тому, что иррациональные стратегии включают большое количество омонимов.
Пример. Под количеством труда можно понимать, с одной стороны, его субъективную тяжесть, с другой – его объективный эффект.
Под управлением можно понимать как постановку своих собственных целей, так и выбор средств для достижения целей, навязанных извне (кто управляет таксомотором – шофер или пассажир?).
Иррациональное мышление не отличает монолог от диалога, ритуал от дискуссии и пытается черпать информацию оттуда, где ее быть не может.
Иррациональное мышление синкретично. Оно не отличает сферы искусства от сферы науки, надеясь найти и тут и там объективное отражение действительности.
≪Иные критики и читатели смотрят на художественное творчество как на некоторое магическое шаманство: воткни в сердце нарисованного мамонта стрелу, и он умрет на самом деле≫.
12.3. Неспособность отделить план выражения от плана содержания приводит к тому, что иррациональные культуры навязывают своим членам унифицированную символику.
Одним из мифов, характерных для иррациональных культур, является представление о том, что с помощью унификации символики можно унифицировать поведение людей.
На практике такая унификация достигается только в ритуале, в своей прагматической деятельности люди профанизируют символику, приспосабливая ее к своим индивидуальным мотивациям.
12.4. Не отличая единства от прагматического сотрудничества, иррациональное сознание не разделяет неформальную общность, имеющую компенсаторную функцию, от формальной организации, связанной с прагматической деятельностью.
≪В любом совместном предприятии степень, в которой каждый индивидуальный участник может преследовать свои личные интересы в ущерб остальным, обратно пропорциональна степени формализации этого предприятия≫ (Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969).
В иррациональных структурах возникает парадоксальная ситуация: ритуальное единство, когда дело касается прагматической деятельности, оборачивается эгоистическим волюнтаризмом, деловые отношения неявно переходят в сугубо личные, личные интересы становятся неотличимыми от общественных (неотличимость вовсе не означает объективной идентичности, хотя субъективно воспринимается как таковая. Некоторое исключение составляют самые первобытные культуры охотников-собирателей, чья прагматическая деятельность основана на примитивных стратегиях).
Эгоистический волюнтаризм в социальных отношениях есть ПРОИЗВОЛ. Рациональному правовому сознанию, дескриптивному законодательству иррациональное сознание предпочитает символическое (квазиморфное) законодательство, основанное на субъективном представлении о ≪благе≫, ≪долженствовании≫, ≪необходимости≫.
12.5. Поскольку оппозиции ≪свое–чужое≫ и ≪истинно–ложно≫ не различаются иррациональным сознанием, иррациональное и рациональное отношение к истине совершенно различны.
≪Вера в слово, изображения, символы (в средние века. – В.Р.) была безгранична и не встречала никакой критики – в этих условиях фальсификация неизбежно имела большой успех. Идея и действительность не были четко расчленены, и не представляло трудности принять за подлинное то, что было должным, а не действительным≫ (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984).
Так начинают плакать иконы, на самозванцах появляются ≪царские знаки≫, и гитлеровские уголовники в польской форме врываютсяна радиостанцию в немецкий город Глейвиц, положив начало Второй мировой войне.
Само слово ≪оппозиция≫ ассоциируется в иррациональном мышлении не только с представлением о ≪ложном≫, но и с чем-то безусловно ≪чужим≫.
12.6. Иррациональное сознание не отличает истинную причину фрустрации от ее символического заместителя.
(Ф. Фанон, один из идеологов экстремистского негритюда: ≪Бывший раб требует, чтобы у него оспаривали его человечность, он жаждет борьбы, столкновения. Он хочет, чтобы белый вдруг сказал ему: ≪Грязный негр≫, – и тогда он получит свой единственный шанс – ≪показать им...≫.
Работы Фанона, и в первую очередь ≪Проклятьем заклейменный≫ вместе с посвященным этой книге сартровским предисловием, стали своеобразным оселком, на котором оттачиваются идеи тотального насилия и радикального отрицания европейской культуры).
В иррациональных культурах ≪другой≫ не имеет ценности – ценностью обладает только субъект или тот, с кем он себя идентифицирует.
Идентификация происходит либо с группой, либо с символизирующим группу харизматическим вождем .
Рядовой член группы самостоятельной ценности не имеет, так как его устойчивость не превосходит устойчивости субъекта.
Любое отклонение поведения человека от символических стандартов группы вызывает в иррациональных культурах агрессивную реакцию со стороны остальных, так как такое поведение дискредитирует компенсаторную способность групповой символики.
Репрессии, обрушивающиеся на делинквента, не преследуют целей его исправления. Их функция – запугивание и месть.
В наказании делинквента находят выход агрессивные мотивации окружающих, вызванные не столько последствиями отклоняющегося поведения, сколько самим его фактом.
Пример. В восточных деспотиях побег подданного за границу расценивался как преступление более тяжкое, чем убийство.
(Отношениям единства (механической солидарности), согласно Э. Дюркгейму, соответствует репрессивное право; отношениям сотрудничества (органической солидарности) – реститутивное. Реститутивное право связано не с наказанием делинквента, а с восстановлением нарушенного состояния. Оно направлено не на субъекта – нарушителя, а на объект, требующий восстановления его функций. Дюркгейм связывал репрессивное право с уголовным законодательством, а реститутивное – с кооперативным).
По тем же причинам в иррациональных культурах господствует КСЕНОФОБИЯ – отрицательное, эмоционально ярко окрашенное отношение к ≪чужим≫, чья символика отображается как ложная, а поведение как извращенное и опасное.
Чем тотальнее иррациональное единство группы, тем менее она способна к сотрудничеству с окружающими, тем более она безжалостна и агрессивно настроена по отношению к ≪чужим≫, в том числе и своим делинквентам.
Эти признаки характерны для псевдовидов любого масштаба – от молодежных банд до мировых империй.
(≪Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает≫ (Мф. 12:30), но у Луки в несколько ином контексте – ≪Иисус сказал ему: не запрещайте; ибо, кто не против вас, тот за вас≫ (Лк. 9:50). Интересно отметить, что евангелист Лука в наибольшей степени из всех остальных уделяет внимание социальным проблемам).
12.7. Иррациональное мышление не различает неосознанных и зачастую случайных причин, определяющих принадлежность человека к неформальной компенсаторной общности, от ОСОЗНАННОГО выбора стратегии поведения, определяющего сотрудничество и участие человека в формальной организации на договорных началах.
Иррациональное сознание не различает понятий ≪народ≫, ≪нация≫, ≪государство≫, результатом чего является превращение национальной культуры в государственный культ, столь характерное для древне восточных деспотий.
Этим единством национальной культуры и государственного культа, возможно, объясняется тот факт, что с ликвидацией государственности исчезали и соответствующие культуры, а вместе с тем и народы, носители этих культур (хетты, ассирийцы, древние египтяне и др.).
12.8. Поскольку всякая иррациональная система комплементарна определенной групповой психике, единственным способом взаимодействия с ≪чужими≫ становится НАСИЛИЕ.
Иррациональное мышление не отличает насилия от убеждения. Убедить, с этой точки зрения, значит продемонстрировать силу (само слово ≪убедить≫, как и ≪победить≫, восходит к корню ≪бед≫ – ≪беда≫. –Этимологический словарь М. Фасмера).
12.9. Так как социальные верхи в любой стабилизовавшейся культуре находятся в более устойчивом положении, чем низы, компенсаторное значение символов играет для них меньшую роль и их сознание более прагматично.
Любая иррациональная система, в интерпретации которой верхи играют большую роль, чем низы, направлена прежде всего на удовлетворение прагматических интересов правящего слоя.
За редким исключением, верхи искренне воспринимают символику своей системы, поскольку она имеет для них и прагматический, и компенсаторный эффект.
И среди элиты, и среди низов появляются люди, для которых символика, принятая данной группой, не является компенсаторной и воспринимается ими как ложь.
Циники и лицемеры – это те, кто пользуется символикой культуры либо для того, чтобы управлять сознанием других, либо для камуфляжа – чтобы не стать объектом агрессии.
Необходимость использовать символы, лишенные компенсаторного значения, приводит к состоянию психического дискомфорта, которое преодолевается нерекламируемой собственной символикой. Циники презирают, а лицемеры ненавидят носителей массового сознания.
В иррациональных культурах основную эмоциональную роль играет страх. Он одновременно и компенсируется символикой культуры, и поддерживается ею на определенном уровне.
Страх и соответствующая ему агрессивность могут нарастать как цепной процесс с положительной обратной связью, приводяк взрыву массового фанатизма.
12.10. Иррациональные стратегии приводят не к тем результатам, ради которых они выбираются. Реальный результат с большим запаздыванием может быть отличен от ожидаемого.
Квазиморфизм иррациональных стратегий порождает квазиморфизм мироощущений, который является следствием внешней неопределенности и средством психологической защиты от нее.
В иррациональных культурах широко практикуется экспретация – такое истолкование любых фактов, которое безусловно подтверждает избранность и абсолютную истинность ≪своей≫ символической системы.
Сказанным объясняется устойчивость иррациональных культур, которые в своем существовании воспроизводят самих себя.
12.11. Продолжая аналогию, можно сказать, что иррациональные системы (государства) в их крайнем проявлении уподобляются человеку в состоянии глубокого самогипноза, при котором сознание (власть) может навязать бессознательному (обществу) любые представления.
Бессознательное, очевидно, не только поставляет сознанию установки для разработки стратегий, но и каким-то образом контролирует сознание, проверяя соответствие стратегий и воспринятых результатов их осуществления общим целям организма.
Отключив систему контроля за своим поведением, сознание, таким образом, отключает себя и от мотиваций, поставляемых ему бессознательным.
Поскольку бессознательное получает ту картину мира, которую навязало ему сознание, оно продуцирует соответствующие мотивации. Эти мотивации, таким образом, сознание навязывает само себе.
В результате связь сознания со средой, которой для психики являются генетическая информация, долговременная память, хранящаяся в подсознании, и сиюминутная рецепция, оказывается разорванной.
≪Добившись≫ полной независимости, сознание становится игрушкой случайных сил, продуцируя квазистратегии, квазикартины мира, которые в патологических случаях принимают характер бреда.
12. РЕЗЮМЕ. Иррациональные культуры ориентированы прежде всего на компенсаторную (символическую), а не на прагматическую деятельность.
Неразличение символа и дескриптора приводит к тому, что иррациональные стратегии оказываются малоэффективными.
Неспособность отделить план содержания от плана выражения определяет идеологическую нетерпимость такого рода культур, ведет к резкому противопоставлению ≪своего≫ и ≪чужого≫. Иррациональные культуры не отличают прагматически ≪истинного≫ от компенсаторного ≪своего≫. ≪Чужие≫ в иррациональных культурах являются символическими заместителями истинных причин фрустрации и воспринимаются как потенциальные агрессоры.
Неразличение единства и сотрудничества приводит к синкретизму формальных организаций и неформальных общностей.
Чем больше сплочена иррациональная общность, тем агрессивнее она настроена по отношению к ≪чужим≫.
Иррациональное мышление претендует на исключительность своей системы ценностей и ее абсолютную истинность.
Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.
Протагор
**
Пяти-шестилетние дети обычно считают, что когда они куда-нибудь идут, луна сопровождает их.
К семи-восьми годам дети начинают осознавать, что такое движение луны – иллюзия.
≪Я раньше тоже думал, что луна всегда идет за мной, – рассказывал семилетний швейцарец Жану Пиаже. – Но теперь думаю иначе. У меня
в школе есть друзья, и я понял, что луна не может идти за всеми нами сразу, если мы идем в разные стороны. Это только кажется, что она следует за нами, но это неправда≫ (84).
Рациональное мышление начинается тогда, когда ≪другой≫, тот, кто идет в ≪другую сторону≫, перестает быть ≪чужим≫, становится другом.
Если истина дана только тем, кто идет вместе со мной, а всякий, кто идет в другую сторону (≪Шаг в сторону рассматривается как побег. Конвой стреляет без предупреждения≫, – инструкция подконвойным), либо заблуждается, либо лжет – луна всегда будет следовать за мной, и я могу чувствовать себя повелителем Вселенной.
Но для того, чтобы луна стала доступной, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ необходимо мыслить иначе.
≪Уважение к человеку! Уважение к человеку!... Вот он, пробный камень! Нацист уважает лишь себе подобных, а значит, он уважает только себя...
Никто из нас не вправе себе одному приписать чистоту помыслов. Во имя пути, который я избрал, я могу отвергнуть путь, избранный другим. Я могу оспаривать ход его мысли. Ход мысли не всегда верен.
Но если человек стремится к той же звезде, мой долг – его уважать, ибо мы братья по Духу.
Уважение к Человеку! Уважение к Человеку!.. Если в сердцах людей заложено уважение к человеку, люди в конце концов создадут такой общественный, политический или экономический строй, который вознесет это уважение превыше всего≫ (Антуан де Сент-Экзюпери. ≪Письмо к заложнику≫).
Свою собственную психику можно приспособить ко всему, но, если высшей ценностью считать сохранение и развитие вида Homo sapiens, следует научиться мыслить рационально.
Возможно ли это? Можно ли волевым решением принять иную систему мышления?
Попробуйте.
Осознайте ранг интерпретации знаков, которые вы воспринимаете,повысьте ранг интерпретации.
Отделите символы от дескрипторов.
За планом выражения определите план содержания.
Постарайтесь встать на точку зрения другого. Не бойтесь посмотреть на себя со стороны. Не бойтесь зеркала! Не бойтесь посмотреть на себя с юмором. УЧИТЕСЬ СОТРУДНИЧАТЬ!
**
О Валерии Ронкине см. ранее на Когита.ру:
- Сегодня ночью умер Валерий Ронкин
- Памяти Валерия Ронкина. Интервью на радио "Свободный голос"
- Презентация сочинений В. Ронкина
- Еще о собрании сочинений В. Ронкина
- Вспоминая Валерия Ронкина. Российская антиупия
- Жизнь и судьба - 2. Инженер-химик Валерий Ронкин
- Пять лет назад умер Валерий Ронкин