01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Откуда пошел Европейский Мир?

Откуда пошел Европейский Мир?

Автор: Д. Тайц — Дата создания: 28.01.2016 — Последние изменение: 29.01.2016
Участники: Б. Докторов; А. Алексеев
«Главной причиной и одновременно основным направляющим энергетическим принципом способствовавшим появление современного Европейского Мира (Феномена Европы) оказывается ЛАТЫНЬ…» (Д. Тайц).

 

 

 

 

 

 

См. ранее на Когите этого же автора:

- «Поколение 53» – ядро «шестидесятничества»

- «В России надо жить долго»?

**


Дмитрий Тайц

 

GAUDEAMUS IGITUR

 

«Коперник сообщает, что его давно поражала неудовлетворительность  общепринятых объяснений астрономических движений и, что отыскивая в философских сочинениях лучшего объяснения, он натолкнулся на сообщения Цицерона, по которому Земля вращается суточным движением вокруг своей оси».

Артур Берри «История Астрономии». Королевский Колледж Кембридж. 1898 г.    

               

Счастливцы, погруженные в области точных наук, для которых существенно кантовское: «Во всякой науке, науки столько, сколько в ней математики» с некоторой долей жалости взирают на историков, обществоведов пытающихся, отыскать движущие силы исторических событий, выявить признаки и причины укоренения той или иной цивилизации и ее облика. Действительно, адепты гуманитарных наук не имеют критериев проверки истины и анализа, какими располагает математика. В отличье от «естественников», с определенностью называющих причины «голубизны» неба или движения континентов, историки даже владеющие статистикой и теорией вероятности, по большей части, лишены возможности строго установить причины исторических событий и, тем более, формирования различных общественных укладов, зачастую, соседствующих географически. (Самодовольная схоластика «диалектического исторического материализма» штамповала все догмами классовой борьбы, от каннибализма в Конго, до поражения испанской армады американскими «кочегарами». Загадки разрешались иерархией формаций или формулами типа: «низы не могли – верхи не хотели…». При том всегда в ходу, «универсальная» канонизированная гегель - марксовая мантра: «Количество переходит в качество», годная для всего. (Будто, «количество» самопервично и, само по себе, своим появлением не связано с «качеством», - сущностной, уже неисчисляемой причиной). Вот пример, характерного образца «исторического материализма»: «Изобретение паровой машины послужило началом промышленной революции в Англии». Утверждение столь же бессмысленное, как: «Изобретение купальника «Бикини» послужило началом падения нравов в Европе».

 Было бы непростительным снобизмом со стороны «наслаждающихся комфортом математики» упрекать историков, социологов, экономистов, ученых стоящих на зыбкой гуманитарной почве, за неполноту объяснения причин возникновения разных укладов жизни. Конечно, изменчивость и подспудные силы социума, не имеют ничего общего с физикой (разве, с натяжкой, термодинамикой) и, часто, не объяснимы. Может быть, общественные явления с четкими материальными последствиями в прямом физическом смысле, такие как войны более определенны и позволяют указать причины? По моему нет, хотя кажется, что истоки явления «война», всегда явно на поверхности. Любая ярко выраженная «материальная» событийность называемая «войной», не обрисовывается ни причиной, ни последствием, ни до, ни после. Пусть это древняя «Троянская», далекая «1812», либо близкая «Первая Мировая». Где и в чем ее причины и сколько их? Событие в Сараеве? Борьба за проливы? Территории? Сепаратизм в Империи? Конкуренция индустрий? Объединение славян? Демонстрация претенциозности? Возвышения нации? Оскорбление чести? Борьба за ресурсы? Причин много, «главной» нет. Предвидение последствий, результата – та же картина. Каждым правителям, вступающим по своей воле кажется, что они знают и предвидят. Кайзер видит: наконец, колонии развалят Англию. Царь предвидит торжества в Константинополе, Маршал Петен - все что угодно, только не Верден и Ипр. Никто не предсказывал крушения двух империй и новой ужасающей войны. То же с «Войной 1812» для ее победителей и проигравших. Полная непредсказуемость. Никто ничего не предвидит. Ибо это не возможно, разве что «задним числом».

 Тем не менее, безнадежное ли это дело, выявить источник или причину исторического процесса, особенно однородного в совокупности своих признаков, мало того, длящегося тысячу лет? Не бред ли это? Я постараюсь показать, что такое возможно. Существует большое историческое социальное явление, его причины и истоки однозначно определяются и могут быть четко названы. Речь идет о историческом (цивилизационном) процессе, который уже не может быть остановлен и, как никакой другой, изменивший жизнь людей, облик континентов, затронувший даже космос. Главной причиной и одновременно основным направляющим энергетическим принципом способствовавшим появление современного Европейского Мира (Феномена Европы) оказывается ЛАТЫНЬ. Очень важно, что начавшая свою жизнь цивилизация Европы была не продолжением Римской, полностью уничтоженной, а порождением другой, формируемой под влиянием властной, могущественной силы – Римской Речи и письма. Здесь, в первую очередь, язык сам по себе исключительно совершенный для передачи мысли, и, не в последнюю очередь, посредник в передаче и отображении достижений греко-римской цивилизации для иного народа. (Точные науки, философия, литература, экономика, юриспруденция, медицина, общественные институты, образование, строительная технология, военное искусство). Все эти элементы, выработанные развитой античностью не канули под наслоениями архаических руин в виде намеков в осколках раскопок. Они были предъявлены будущей Европе в виде богатейшей библиотеки записей, свитков, переводов с других языков. Их сохранность в течении тысячелетия гарантировал неумирающий латинский язык, который после гибели империи, благодаря своей мощной цепкости сохранялся в монастырях и университетах где столетиями переписывали латинские рукописи. Мощный образ Рима как политической сущности востребован в качестве средства объединения и усиления: «Священная Римская Империя» - конгломерат государств Европы IX век.

 «Возрадуемся», стоит в заголовке этой статьи. «Римская католическая церковь Запада своими учреждениями и своим языком продолжала, в меру своих возможностей культурные традиции Римской империи» (1). Что касается «языка» - это несомненно. Человеческая цивилизация обязана латинской церкви сохранением и использованием «живого» супер мощного языка, который только в 18 веке, выполнив свою гипер функцию, остался культурной драгоценностью. И дело не в том, что латынь легла в основание языков западной Европы, но в том, что без малого полторы тысячи лет на латинском и только на нем творили и думали ученые и философы. В монастырях, университетах Падуи, Рима, Болони, Милана, Гейдельберга, Кембриджа, Парижа, Кельна, Праги сохранялись и переводились на латынь сочинения греческих мыслителей вывезенных беженцами из завоеванного Османской империей Константинополя (2). Ужасающая, почти тысячелетняя эпоха средневековой схоластики с ее правилами испытания ведьм написанными на латыни и приговорами к сожжению (Бруно) на этом же языке, исходит не от языка, от иной «внеязыковой» людской сущности. Язык сохраненный церковью (богослужение и Библия на латинском, до сих пор) позволил ученым Европы в 15 -16 веках общаться с мыслителями античного мира, как со своими коллегами, живущими рядом. Коперник задумался о характере движения Земли, читая, труд мыслителя, чье имя само воплощение символа «латынь» – Цицерона (см. эпиграф). Год 1455. Первая отпечатанная Гуттенбергом книга, разумеется латинская. К тому времени, когда в руки Коперника в 1515 году попадает Птолемей (латинский перевод с греческого), отпечатано более двух миллионов (экземпляров? – А. А.)  книг научного, юридического, религиозного содержания. (2) Именно Птолемей «побуждает» Коперника подготовить свой латинский труд, с обоснованием «дикой», «противоестественной» гелиоцентрической системы, не отвечающей ни опыту, ни здравому смыслу (Земля мчится, Солнце стоит!). За что Лютер еще до выхода книги назвал каноника Коперника – «глупцом» (3). Тем не менее, этот латинист - каноник свершил революцию, следствием которой мы получили основу мировоззрения и чем мы будем пользоваться еще, может тысячи лет. Учение Коперника – прямое продолжение работы греко-римских мыслителей «приостановленной» на период с интервалом 1500 лет. Другие «латиноязычные» ученые, сделавшие нас пользователями I-фонов, пассажирами «Боингов», посетителями «Эрмитажа», - Ньютон, Галилей, Кеплер, Паскаль, Лейбниц, Декарт, вдумчивые читатели и ученики: Евклида (1484), Пифагора (1502), Птолемея (1515), Архимеда (1558), Аполония (1566), Паппа (1589), Диофанта (1621) /в скобках год латинского издания/ (1). Латинский текст Ньютона «Математические Начала Натуральной Философии» безукоризненное творение, полностью, без поправок, основание и содержание современной механики, а по существу – физики. Это наука в «латиноморфной ньютоновой форме» - рабочий инструмент, как школьника, так и физика любого ранга. Труды Ньютона и других творцов точных наук до конца 18 века создавались на латинском, не только потому, что это был международный язык науки, но и потому, что так они лучшим образом могли думать, выражать мысль и понимать. Если бы Римская Церковь не сохранила и не пестовала этот язык, то связка с античным миром была бы утеряна и цивилизация гуннов, готов, аланов оставленных без Эвклида и Пифагора на тысячелетия воцарилась бы в Европе, учредив что-нибудь наподобие «монгольского ига».

Язык единственная сущность которую мы знаем как форму реально воплощенного сознания, сущность обеспечивающую воспроизведение мыслей и развитие мышления. Мы, цивилизация – сделанная только из того, что схвачено и как схвачено языком. Наша европейское общество, законы, отношения, приоритеты, наука, этика, пороки, производная латинского Логоса. В этом одна из основных причина возрастания совершенствования и укрепления и распространения того что можно назвать «Феноменом Европы». Историческому Феномену способствовала даже в самые тяжелые времена забота о сохранении Латыни. И не просто сохранению как экзотического раритета, но как рабочего средства обмена информации, построение дороги к знанью, производства науки. Спасенный и лелеемый Язык погибшей цивилизации сполна расплатился за заботу, передав нам «эманацию» интеллекта ушедшей блистательной эпохи. И это последействие Латинского Логоса – тот редкий случай, когда можно назвать причиной общественно исторического явления Европейско-Антлантичнской цивилизации. Ее называют иногда «Северо-западной», хотя целые континенты не соответствуют этому географическому определению (Австралия).

Что же это за мощь, откуда это невероятно концентрированная потенция привязать к себе, научить мыслить и обустроить мышление, передать силу другим языкам, и через тысячелетия, неосознанно, подспудно, независимо от расы и географии, побуждать следовать современникам Лукреция и Цицерона?...

В сознании европейцев латынь – символ учености. С шестого века говорить и читать - необходимый и достаточный признак ученого, образованного человека, клирика. Церковная служба только латинская. Начиная с 12 века всю Европу покрывает сеть университетов, в которых наряду с монастырскими, капитульными, соборными, городскими школами, студиями, княжескими придворными училищами (5) все предметы даются только на латинском. Именно с 13 века до наших дней гимном всех студентов стало звучание изумительного по красоте и мистической силе Gaudeams Igitur – «Возвеселимся» («Будем веселиться» - другое название). Студенты в общаге студ-городка ЛПИ, пели «Gaudeams» перед «батареями «Агдама». Мурашки пробегали по коже (1954год). Сейчас мне представляется, что ликующая мощь гимна была усилена не проходящим ощущением освобождения первого поколения от «тараканьих усищ».

 Было бы, любопытно обнаружить некоторое врожденное психологическое своеобразие или адаптационную социальную особенность европейского человека, как приобретенное поколенческое свойство. Действительно, в цепочке из двухсот поколений – звеньев живших и воспроизводившихся в обществе христианско-римского формата, в каждом звене создания семьи и воспроизведения рода обязательно играли роль предпочтение и выбор более адаптированных, а, потому, успешных и приспособленных к данной специфике жизни. Соответственно, дети каждой семьи лучше приспособленные к особенностям общественных отношений и требованиям, обзаведясь семьей, повторяя, усиливают отбор в поколении по свойствам характера и психики, более подходящих окружающему социальному мироустройству. Долговременное многопоколенное воспроизведение «кванта» отцы - дети в однородном по типу и характеру общественном климате несомненно должно отразиться на общих проявлениях отобранного поколениями психотипа народа. Здесь я имею ввиду какие-то характерные для европеизма черты, не связанные с национальными или расовыми. Общество, например Римско-христианского типа, ровным счетом как любое другое при воздействии на сотни поколений приспосабливают потомков под себя. И, если это так, то, например, европейцы, расселяющиеся на другие континенты, делают их продолжением Римского Мира, его музыки.

 Найдите эту МУЗЫКУ, не пожалеете! Возвеселитесь, ибо мы дети от того Латинского семени, которое вобрала в себя породившая нас Европа.

 

 Не знаю, стоит ли еще, что-то добавить? Пожалуй добавлю…

Латынь из моды вышла ныне, но(!), если правду вам сказать…

 

Литература.

(1) Д. Стройк. «Очерк истории математики». Наука.  М. 1964.

(2) Б. Атолай. «Математика и Мона Лиза». Техносфера.  М. 2007.

(3) А. Бери. «Краткая история Астрономии». ОГИЗ. М.1946.

(4) Брокгауз… т  68.  «Университеты».

 

 Д. Тайц. 17 октября 2015.

comments powered by Disqus