Памяти российского социолога Варлена Колбановского
Б. Докторов
ЕЩЕ ОДНА ДВЕРЬ В НАШЕ ПРОШЛОЕ ЗАКРЫЛАСЬ. НАВСЕГДА...
Наше профессиональное сообщество представляет собою уникальное «социально-архитектурное» сооружение. Я вижу его как семиэтажную пирамиду, в которой сосуществуют и взаимодействуют все поколения современной советской / российской социологии и где на «самом верхнем» этаже располагается небольшая группа первопроходцев. Первых никогда не бывает много. Так что эта группа и не могла быть большой, а в последние годы она заметно уменьшалась. Сегодня она стала еще меньше: умер наш коллега, товарищ, друг Варлен Викторович Колбановский...
Смерть Колбановского – это не только уход удивительного человека, эрудированного, всегда открытого к диалогу, интеллигентного, с большим чувством юмора, много сделавшего для становления отечественной социологии, до последних дней следившего за ее развитием и активно публиковавшего свои размышления о ней. Но это теперь еще и одна навсегда закрытая в наше прошлое дверь...
Колбановский родился в Москве, в 1926 году, учился в одной из лучших Арбатских школ и навсегда сохранил в себе дух этого особого «Окуджавского» пространства. Он писал:
Был Отчизной Арбат
Редкостного племени –
Из когорты из той,
Где не купишь каждого
Никакою деньгой,
Никакою лажею...
Здесь не место анализировать сделанное В.В. Колбановским, его роль в ряде классических для советской социологии проектов. Но нельзя не напомнить и не отдать должное ему как ученому, положившему своей статьей более, чем полувековой давности «О предмете марксистской социологии» («Вопросы философии». 1958, № 8) начало дискуссии о самостоятельности социологии как науки. В нашем интервью, которое продолжалось несколько лет и завершилось в январе этого года, Колбановский следующими словами определил основное положения той давней работы:
«…«Парадигма» материалистического понимания истории имеет не вечный и вневременной, но исторически преходящий характер, и с необходимостью сменяется другой, еще более точной и универсальной «парадигмой». Позитивным в содержании (упомянутой. – Б. Д.) статьи я считаю разделение истмата на две области – общую и отдельные» [1].
Стоит заметить, что итогом дискуссии, начатой статьей Колбановского, было, по сути, признание правоты его точки зрения. А окончательно признание социологии, как особой научной дисциплины, произошло лишь в перестроечные годы
В упомянутом интервью Колбановский приоткрыл некоторые страницы нашей общей истории, рассказал о людях, которых мало кто из ныне действующих социологов помнит или хотя бы слышал о них. Но как же этого мало! И отчетливо понимаешь, что то, чего он не успел рассказать, возможно, никогда и не будет нам известно. Наше прошлое обеднело...
Иллюстрацией верности Колбановского «оттепельным» идеалам, настроениям шестидесятников является его недавняя книга о «Подмосковной приакадемической филармонии» (ППФ) [2] - уникальном социокультурном явлении, существование которого во второй половине прошлого века в нашей стране кажется невероятным, ну, скажем, трудно допустимым. Речь идет о неформальном сообществе московских интеллектуалов, которые, на протяжении четырех десятилетий, ставили для себя и своих коллег и друзей веселые музыкальные спектакли - «капустники». Происходило все в поселке Абрамцево, вблизи от Москвы. К публичности своих самодеятельных спектаклей эти люди не стремились, так как понимали, что это может стоить им неприятностей. Кроме того, им было вполне достаточно признания в своей профессиональной сфере.
Ядро группы составляли крупные ученые-физики и инженеры, работавшие по закрытой (оборонной) тематике. Устойчивая команда ППФ образовалась к 1957 году, через год после XX съезда КПСС. Многие из ее участников знали если не размах, то карающую силу сталинских репрессий. Хотя никаких особо «крамольных» разговоров в их среде не велось, но все понимали, что наказуемыми могут оказаться сами по себе неформальные встречи, уже само желание молодых интеллектуалов-интеллигенции высказываться в ироничной форме по поводу «отдельных недостатков, которые еще порой встречаются у нас». Колбановский в этой элитной компании был и поэтом, и режиссером-постановщиком, его дружески именовали Комиссаром [3].
Книга эта – социологическая, призывающая к раздумьям о прошлом и настоящем. Но написана она легким, изящным слогом, пронизана юмором, несущим в себе следы 60-х. При этом она – документальна, в ее основе - дневники, фото, фрагменты из сценариев капустников-спектаклей. Жанр этой книги, думается, точно обозначен в дарственной надписи на экземпляре, присланном мне Колбановским: «... книга о московском “разномыслии” 60-90 гг.». Такие книги очень ценны, вот только ряды возможных авторов-очевидцев редеют.
Дорогой Варлен, пусть земля тебе будет пухом...
1. В.В. Колбановский: «В настоящее время в социологии “расцветают сто цветов”» http://www.socioprognoz.ru/index.php?page_id=128&ret=207&id=95
2. Поповских Б.В., Колбановский В. В.Подмосковная Приакадемическая Филармония, [1957-2012] – М.: Изд-во «МБА», 2012. - 495 с. : ил., портр., фот., факс..
3. Докторов Б. Невероятное, но очевидное. Из истории разномыслия в СССР http://www.cogita.ru/cogita/a.n.-alekseev/publikacii-a.n.alekseeva/fiziki-shutyat.-igrayut-ironiziruyut
См. более раннюю версиюэтого текста – на сайте Института социологии РАН.
**
Из интервью В.В. Колбановского (2014)
<…> Советская и российская социология проделывает исторический путь мировой социологии (200 лет) от утопической – к прикладной//заказной – и к публичной – гражданственной за более краткие и сжатые сроки (примерно за 50 лет). В советский период СССР был искусственно огражден от мирового рынка. Даже труд не был здесь «товаром», т. к. отсутствовал сам рынок труда и естественного передвижения рабочей силы к центрам спроса и предложения. Не удивительно, что советская социология в начальный период носит именно утопический характер – она задается вопросами о превращении труда в первую жизненную потребность, о сближении классов и социальных групп, о социалистическом «образе жизни» – и расшибает себе лоб о полученные эмпирические данные. Поэтому – 60–80-е гг. – это период достаточно мучительного отхода от утопических догматов и иллюзий и выработки более реалистического подхода к «реальному социализму». Именно в этот период, как точно подметил В. Н. Шубкин, начинается восхождение на социологическую Голгофу двумя отрядами. М. Буравой называет их прикладной и заказной социологией, но более точно будет сказать, что это был отряд академической и отряд государственно-сервильной социологии. «Перестройка» уже открыла в России шлюзы для всех трех волн маркетизации, поэтому неудивительно, что именно в 1985- 1991 гг. происходит расцвет публичной или гражданственной социологии, связанной с яркими именами Т. И. Заславской, Б. А. Грушина, Ю. А. Левады, И. С. Кона, В. А. Ядова, З. И. Файнбурга, Л. А. Гордона, В. Н. Шубкина и рядом других «шестидесятников», достойно представлявших в этот период демократическое крыло нашей социологии. После1991 г. Россию накрыли с головой все три волны маркетизации. Поэтому неудивительно и то, что доживает свой век утопическая социология (представленная различными течениями консерватизма и религиозности), буйно цветет прикладная в противоборстве с «заказной», и вновь оживает (особенно на волне всемирного экономического кризиса) публичная или гражданственная социология. В России вырастают новые поколения людей уже не знавшие «плена египетского» и социально-идеологического рабства. В России, невзирая ни на какие ограничения, – развивается и растет гражданское общество и его устойчивая сердцевина – средние классы. В России растет и сопротивление всевластию финансово- бюрократической олигархии – унии крупного Капитала и крупного Чиновничества. В России вполне реален «новый исторический блок» между демократической интеллигенцией и «людьми знания» – квалифицированным рабочим классом. Все эти условия, взятые вместе, делают необходимым и неизбежным становление и развитие публичной – гражданственной социологии, как науки о самосознании производительных классов, как теоретического оружия гражданского общества в борьбе за демократию и социальную справедливость против всевластия Бюрократии и Капитала.
Подведем итоги. Российская социология сегодня подходит к своеобразной точке бифуркации, которая имеет три основных вектора:
а) спекулятивный – назад к традиционализму, когда социология становится «служанкой теологии» – светской илирелигиозной;
б) позитивистский – когда социология повторяет «зады» новомодных учений, становится «служанкой» либо государства, либо финансовых корпораций и приобретает все более провинциальный характер;
в) рефлексивный, когда усиливается публичный, гражданственный и социально-критический характер социологии, когда она становится самосознанием гражданского общества и его производительных классов. Только на этом пути она вновь приобретает мировое значение. Только на этом пути она следует великому пушкинскому завету: «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». <…>
Колбановский В. В. – окончил философский факультет МГУ, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (Москва). Основные области исследования: теория, история и методология социологии, социология труда. Интервью состоялось: февраль 2009 – январь 2014 гг.
**
Рекомендуем ознакомиться с некоторыми их последних работ В.В. Колбановского:
Варлен Колбановский. Помпадурство как атрибут бюрократии: его генезис, исторические формы, современное состояние в России. (эссе-памфлет) / Сайт Института социологии РАН
Содержание:
1. Введение.
2. Исходные определения.
3. Кейс-стади: пошехонский Арканар или арканарское Пошехонье.
4. Исторические формы помпадурства.
5. Чиновничество как класс.
6. Помпадурство contra гражданское общество.
7. Функции гражданского общества и общественные классы.
8. Еще раз к вопросу о российском помпадурстве.
9. Против лома нет приема, окромя другого лома.
*
В.В. Колбановский. Как нам быть с Великой Октябрьской революцией? / Социс, 2013, № 10
Содержание:
- Нелинейность и системность всемирно-исторического процесса.
- Тоталитаризм - между традиционным и модернизационным типами.
- Кентавр-система или "бывают странные сближения" (А. С. Пушкин).
- К общей теории стран "азиатского способа производства".
- Россия и "азиатский способ производства".
- Как нам быть с Великой Октябрьской революцией?
- "Не только овес растет по Гегелю" (Г. В. Плеханов)
- Противоборство двух начал Октября.
- Уроки и итоги Октября.
Последняя из названных работ содержит как глубокие социально-философские прозрения, так и весьма спорные тезисы. Мы собирались с Варленом Викторовичем дискутировать по этим тезисам, даже начали этот диспут (в электронной личной переписке). Продолжить, тем более – завершить, не успели. Очень горько! Светлая и долгая память – Коллеге, Товарищу, Со-ратнику!
А. Алексеев. 4.11.2014.