«Восстановление человека. Опыт служения о. Павла»
ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ О.ПАВЛА АДЕЛЬГЕЙМА
"Он никого не учил, но люди у него учились"
16 января 2015 года в музее Ф.М. Достоевского состоялась заключительная встреча памяти о.Павла Адельгейма, связанная с выставкой: «Свидетель: священник Павел Адельгейм». Выставка организована Преображенским содружеством малых православных братств, Культурно-просветительским фондом «Преображение» и Свято-Филаретовским православно-христианским институтом.
Встреча была посвящена теме: «Восстановление человека. Опыт служения о.Павла». В выступлениях участников ещё раз открылась часть золотых россыпей духовного и душевного богатства о.Павла, тот свет христианской истины, который несли в себе патриарх Тихон и его соратники и их наследники. При этом в каждом выступлении раскрывалась какая-то новая грань о.Павла, добавляя к россыпи богатств его души новые бриллианты. К сожалению, запланированы были лишь выступления тех, кто лично знал о.Павла, и мне не удалось выступить с не отмеченными в выступлениях соображениями по поводу теоретико-правового наследия о.Павла и его влияния на восстановление человека. Частично об этом сказано в моей публикации на Когита.ру полтора месяца назад
«Круглый стол» открыла филолог и катехизатор Юлия Валентиновна Балакшина. Она привела высказывание проф.-свящ. Георгия Кочеткова: мы жили в эпоху о.Павла Адельгейма. Бывают такие люди, которые могут определить собой дух, качество целой эпохи. Они редко встречаются, важно их разглядеть. Наличие таких людей превращает эпоху безвременья в эпоху достойной большой личности.
Ю.В. Балакшина пояснила, что в ходе прошедших встреч была предпринята попытка собрать опыт духовного общения с о.Павлом. В процессе общения с ним в людях появлялись те основания жизни, которых обычная будничная жизнь не дает. Организаторы хотели выяснить – как от встречи с о.Павлом человек обретает своё человеческое достоинство, как от этой встречи загораются сердца, распрямляются спины, открываются глаза.
Встреча Ю.В.Балакшиной с о.Павлом произошла не так давно, лет 10 назад, на конференций, организованной Преображенским братством. О.Павел делал доклад. Она обратила внимание на его благообразную внешность, на то, что он как-то странно ходит. Лишь позже Ю.В.Балакшина узнала, что он инвалид. В докладе о.Павел рассказывал о людях в церкви, имена которых тогда ей ничего не говорили. Со временем она поняла, что те, кого он называл, совершенно удивительные люди, сохранившие традиции русской церковной жизни..
О.Павел был знаком с людьми, на которых когда-то держалась Россия. Он не только был с ними знаком, он многое от них в себя принял, он на них внутренне ориентировался, эту традицию принял и нам принес. От него тянулась цепочка к этим удивительным людям, и это было первым откровением от знакомства с ним. Это было не просто живая история, а самое лучшее, что было в России.
Он был человеком очень красивым в его зрелом возрасте, а когда смотришь его юношеские фото, то можно и влюбиться. На выставке можно увидеть фотографии его предков – деда, отца, его прабабушки, и становится понятным его происхождение из русских и немецких дворян. Его аристократизм сохранился не только во внешности, но и во внутреннем строе его личности. Это был аристократ духа, который жил в истории, как в собственном доме. Чувство укорененности не только в своем роду, но и в истории, в народе было присуще о.Павлу.
В музее Ахматовой мы проводили встречу под названием «Господа ташкентцы» и просили о.Павла рассказать о его духовных учителях.
Он рассказывал свободно, раскованно, так, как говорят, рассказывает человек, ведомый Духом Святым. Для многих участников встречи общение с отцом Павлом стало прикосновением к его особенной внутренней свободе.
Ещё одно важное качество о.Павла, по мнению Ю.В. Балакшиной, его бесстрашие, умение преодолеть страх. Жизнь его была крайне непростой. С молоком матери в него должен был войти страх перед миром, полным зла и несправедливости. Он не знал своего отца, которого репрессировали и расстреляли. Мать его была сослана в лагеря, как жена врага народа. Он сам воспитывался в детском доме. Когда они воссоединились с матерью, этот страх пережитого ею, мог передаться и ему.
Его стремление жить по вере, служить Богу и людям всё время противоречило тому, к чему его подталкивала власть. Внутренний страх ему всегда приходилось преодолевать. Этот его опыт для меня чрезвычайно важен.
Последняя ситуация в его жизни, когда его приход отказался подписывать новый устав, который приняла вся церковь. С точки зрения о.Павла, с точки зрения его прихода этот устав был неканоничным, несправедливым. Начались церковные суды, началось изгнание о.Павла из храма, лишение его настоятельства. Членов приходского совета лишили права так называться. Давление не прекращалось. Если в ранние его годы были гонения от власти светской, то в поздние пошли гонения от власти церковной. Стойкость отца Павла перед лицом любых гонений вселяет надежду и мужество.
Ещё было важно, что в этом противостоянии о.Павел не присоединялся к злу внутренне. Он много рассказывал о вещах несправедливых и жестоких, источником которых были вполне конкретные люди. Но никогда ни в одной его интонации не было ненависти, обиды, злости, желания отомстить. Был мир. Он понимал, что победить зло можно, оставаясь к нему непримиримым. При этом стоять до последнего, быть готовым жизнь отдать за Христову правду. Но сопротивление должно быть мирным. В этом умении бороться со злом, сохраняя внутренний мир, о.Павел был совершенно исключительным примером. В заключении своего слова Ю.В. Балакшина говорила о своей благодарности Богу за то, что знала такого человека, как отец Павел, подлинного свидетеля веры.
Затем она передала слово священнику о.Константину Костромину, который принес уникальное свидетельство: взгляд на служение отца Павла глазами священника.
Людям, которые благодаря отцу Павлу приходили к Богу и в Церковь, помогала не только его глубокая церковность, но и простота, и некий свет, которым светился отец Павел. По мнению отца Константина, отец Павел служил очень внятно и не случайно применял русификацию в богослужении — а для того, чтобы максимально помочь каждому человеку молиться вместе со всеми на богослужении. Он молился так же вдумчиво, как и говорил. При этом для отца Павла был важен и смысл богослужения, и его красота. Он действительно служил очень красиво и каждое русское слово, на которое он менял церковнославянское, взвешивал не только на весах смысла, но и на весах красоты.
Далее выступил Сергей Анатольевич Гриб, астрофизик и религиозный философ.
Он начал свой рассказ с упоминания Владимира Соловьева, через которого ещё подростком пришел к Богу. С о.Павлом познакомился давно. Совсем недавно разыскал человека, с которым ездил к о.Павлу более 30 лет назад. Этот человек живет в Осло. Тогда С.А. Гриб боялся – как бы их эпоха не схватила и не надавала по шее. Но они тогда с норвежцем Финном Сивертом Нильсеном поехали в Печоры <,,,>. По дороге в Печоры они заезжали в Псков, где норвежец- антрополог общался с отцом Павлом, которого он описал в своей книге «Глаз бури».
О.Павел производил на собеседника впечатление человека, у которого есть вертикаль – не вертикаль власти, а вертикаль вечности. Т.е., он всегда выходил в вечность. Это самое главное в любом вопросе, которого касались в разговорах. Будь то солнечный ветер, межпланетная среда или онтология бытия.
Второе важнейшее качество о.Павла – он был очень открытым. Т.е., с ним можно говорить спокойно, свободно. С другим батюшкой было очень сложно, он шуток не понимал, злился, обижался или издевался. А у о.Павла этого не было.
У него был не разговор о любви, а сама любовь. Это самое главное. Этого сейчас не хватает у многих батюшек. У некоторых она на устах, а в сердце нет. Увы, это безобразие, безобразие нашей церкви.
Из любви следовала соборность.
О ней у нас больше говорил Алексей Хомяков, кроме него – Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Семён Франк. Именно соборности нам не хватает в церкви. Когда нет любви, не будет и соборности. Соборность – это не коллектив, не коллективизация. Это не подчинение какому-то начальнику – владыке или святейшеству. Нет, иерархия пусть будет иерархией. Но не надо нарушать равновесие с любовью, это проявление греха и оно создает сатанизм. И о.Павел чувствовал, что с этим надо бороться.
У о.Павла не было чувства сословности. Например, существуют сословные ученые. Я – не сословный ученый, хоть и доктор наук. У меня среди близких имеются выдающиеся ученые, но сословность им была чужда. Так и священники – могут быть сословными и не духовными людьми, а могут быть и иными. Кто-то из священников говорил про о.Павла – он не из нашей сферы, он не тот. А о.Павел не любил называть себя протоиереем. Он говорил – это странное наименование; я – священнослужитель, а не протоиерей.
Вечная память о.Павлу. Он давно в царствии небесном, а тогда мы много с ним говорили, и даже спорили. Но такого человека, как о.Павел нигде не встречал ни я, ни мой знакомый из Осло.
После этого о своих встречах с о.Павлом рассказал кинодокументалист Максим Якубсон. В его жизни были две встречи с о.Павлом. Вот его слова.
Первая встреча – меня крестил в Пскове о.Павел. Это было в 1991 году, я был студентом, надеялся закончить ВГИК, снимать фильмы. В то время у меня был кризис и в плане профессии, и в плане жизни. Я тогда осознал, что и творческие мои потуги, и вся жизнь без Бога приводит к неудовлетворительным результатам. Я стал искать Бога, встретил людей, в которых увидел нечто иное – иное отношение к себе и к бытию... Тогда я и попал к о.Павлу и там принял крещение.
Другая встреча, спустя почти 20 лет, была связана с кино. Виктор Яковлев предложил мне сделать фильм об о.Павле. И вот что я могу сказать о нем. Мне приходилось снимать очень разных людей. Занимаясь документальным кино, я пытался при этом рассмотреть книгу Бытия, промысел Творца, рассмотреть красоту мира через течение повседневной жизни. Это та возможность, которой раньше у людей не было - до появления кино. Существовали дневники, изображения разного рода, но такого непосредственного запечатления жизни во всех её подробностях, которые не передаются словами, не было до появления кинокамеры. А с появлением видеокамеры такие возможности значительно расширились.
В о.Павле я увидел героя, совершенно необыкновенного. Мы снимали на самом деле очень немного, у меня было 2 приезда в Псков – зимой и на Троицу. Первый раз мы снимали 2-3 дня, во второй раз тоже. Из такого небольшого съемочного времени у нас получилось 2 полнометражных фильма. Такое бывает очень редко. Бывает, снимаешь месяц-два и больше, чтоб сделать получасовой фильм. Надо сказать, я сожалею о том, что мало снимал. Потому что в о.Павле существовала такая интенсивность жизни и отношения к жизни, действительно – хождение перед Богом, которая в плане кино давала необыкновенный результат.
На него очень интересно было смотреть все время, независимо от того, что он делал – молчал ли, служил ли, как священник, участвовал в чьей-то судьбе, разговаривал по телефону – всё это было интересно. Почему? А что может быть интересней диалога человека с Богом? Тогда, когда в человеке этот диалог существует, когда жизнь наполнена этим диалогом, то, конечно, это очень интересно.
У о.Павла естественно проявлялась всё это в повседневной жизни, в участии, во включенности в каждую ситуацию – кто бы ни звонил, кто бы ни просил помощи, какого-то совета, или реальной помощи. Так, он озаботился судьбой своей подопечной, с которой встретился ещё в девичьи её годы. Он в какой-то момент поступила не очень хорошо и отдалилась, жила своей жизнью; семья, которая распалась, трое детей, претензии со стороны опеки. Сейчас опека часто вместо того, чтоб помогать семьям в трудных ситуациях, предпочитает отбирать детей. Об этом о.Павел знал, и очень переживал. Там нужно было помочь ей разобраться с ремонтом, претензия опеки была в том – в доме не вставлены стекла, в доме был пожар, нужна была мебель, обои. Отец Павел сперва помогал с ремонтом и с обстановкой, а потом, это уже было в дни съемок, поехал туда вставлять стекла. Не каждый священник озаботится до того, что поедет лично, найдет стекольщика. И это была типичная ситуация.
Бог живет там, куда его пускают. Где о.Павел понимал, что его с Богом кто-то впустил, он туда и шел. Появилась возможность служить в тюрьме, и он туда шел, и раз в неделю там служил.
Более всего всё это проявлялось в Богослужении. У нас была такая идея – снимать жизнь через призму Божественной литургии. Священник во время литургии молится за весь мир, молитва эта обнимает и его личные прошения, прошения о других, и жизнь общины. В литургии есть такое созидающее, объединяющее начало. Как писал Мандельштам ( отец Павел часто читал этот стих):
...Богослужения торжественный зенит
Свет в круглой храмине под куполом в июле
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит...
Органична связь между молитвой, Богослужением и поэзией. Для о.Павла было естественным писать стихи, которые выражали копившуюся в нем боль от невозможности изменить несовершенства мира. Он все время попадал в ситуацию, которую не мог изменить – и в церковном пространстве, и в социальных сферах – там, куда Бога не пускают.
Это - большая человеческая боль, целительным лекарством от которой была для него поэзия, как я понимаю. И в лагере, и в ситуации потери родителей, и в более позднее время.
Ещё хотелось бы сказать о том, как удивительно было восстановление человека в самом о.Павле. Это был мальчик, у которого расстрелян отец, в ссылке мать, и там ей очень тяжело пришлось, она едва-едва справлялась с обстоятельствами своей жизни, и казалось бы – что же будет с этим мальчиком, как он будет жить? Кем он станет? Где выход из ситуации? Удивительным образом эта история близка к историям из Писания.
Авраам, который уже был так стар, что не мог иметь детей. Моисей, который был обречен на смерть. Пророк Иов. Любую из библейских ситуаций возьми - и мы увидим, как там проявляется человеческая немощь и величие Божие, который эту немощь преображает в свет, в какую-то тайну, преображает в слово. Жизнь о.Павла, книги о нем, эта выставка, фильм о нем – они свидетельствуют о том, как человек, как человеческая природа – падшая, немощная, сама по себе прекрасна и способна по-настоящему раскрыться и дать плод именно в общении с Богом и являет присутствие Бога, тайну о Боге, свидетельство о царствии небесном.
О.Павел очень много говорил, если почитать его живой журнал, о тайне имени. Он был мистиком. Он говорил, что в молитве мы общаемся с именем Божиим. С этой точки зрения он рассматривает праздники Вознесения, Троицы как праздники, позволяющие соединиться с именем Божиим через эти события. Это не было для него каким-то приемом, каким-то средством. Это было живым общением, ясным знанием, вынесенным из его судьбы, из невыносимых, совершенно критических, страшных ситуаций. Это было опытом того, как имя Божие преображает, меняет человека.
Второй фильм об о.Павле называется «Жизнь после смерти». В этом фильме тоже происходит открытие. Я сначала отложил этот материал, понимая, что в первый фильм он не входит, он нужен для чего-то другого. Это съемки посещений о.Павлом тех мест, откуда он был изгнан, где его не было, волею архиерея, волею власть имущих. Мы снимали в канун Троицы, в родительскую субботу. Когда я пересмотрел эти кадры после ухода о.Павла - как он ходит по погосту, а люди поправляют могилки своих близких, занимаются цветами, и, увидев его, приветствуют, и благодарят – это было похоже на возвращение после смерти. Кино в этом смысле дает нам возможность немножко коснуться вечности, в этом его ценность. Я благодарен о.Павлу за такую возможность прикосновения к вечности и при непосредственном общении, и благодаря появившимся фильмам – общение наше не прекращается, продолжается.
Ещё в о.Павле поразительна способность к диалогу с людьми, к раскрытию человека настолько полно, насколько сам человек способен был раскрыться. Из этого рождается соборность, соборное общение в церкви. Т.е., неся Бога в себе, он делился Им с каждым, кто ему встречался, и старался увидеть в каждом Христа.
После этого выступил Владимир Абрамович Гуревич – доктор искусствоведения, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, секретарь Союза композиторов России. Вот его выступление.
С отцом Павлом я познакомился семь лет назад. О нем мне рассказал Анатолий Викторович Осницкий. Вместе с Анатолием Викторовичем мы приехали к отцу Павлу во Псков. С первых минут он произвел на меня сильнейшее впечатление. И обаянием своим, и поразительным внутренним спокойствием и уверенностью. Мы с ним как-то сразу нашли контакт. Помню, сели за стол и несколько часов проговорили на разные темы. Притом, о чем бы мы ни говорили, касаясь весьма острых вопросов нашей жизни, у о. Павла чувствовалось глубокая внутренняя убежденность в каждом произнесенном им слове.
Так началось наше общение, продолжавшее до последних дней его жизни. Периодически я приезжал к нему и матушке Вере с А.В. Осницким, ночевал в его доме, полном интереснейших книг, которыми я зачитывался за полночь. Вскоре после нашего знакомства о.Павел привез меня в школу при церкви Жен-Мироносиц, где готовили будущих регентов. Школа произвела на меня сильное впечатление.
Видно было, что дети, ее посещавшие, не принадлежат к выходцам из обеспеченных семей… С какой любовью, с каким упоением учились они, какие теплые отношения были у них с наставниками.
Выяснилось, что не хватает учебной литературы по музыкальным дисциплинам. Мы условились, что Союз композиторов Санкт-Петербурга в моем лице найдет возможность приобрести нужные пособия. Удалось это сделать очень быстро, наше композиторское издательство выделило необходимые учебники, сборники хоровых и фортепианных пьес. Я их с удовольствием доставил и вместе с Анатолием Викторовичем вручил педагогам и детям. Заодно прочитал лекцию об Алексее Федоровиче Львове как церковном композиторе.
Следующим нашим шагом стало приглашение школьного хора на выступление в зале Дома композиторов. Организовать такое путешествие оказалось делом непростым, но работавшему в школе Ивану Павловичу – сыну о.Павла - удалось все-таки добиться желаемого результата. Ребята приехали в Петербург и на Рождество 2009 года дали прекрасный концерт. Зал был забит до отказа, люди стояли в проходах, толпились у входа. То был настоящий праздник!
К сожалению, произошедшие затем события лишили о.Павла одного из его любимых детищ – школы. Он очень переживал, как переживал все те несправедливости и напасти, которые одна за другой обрушивались на него со стороны псковских церковных властей. Но, как истинный нестяжатель, он никогда и ни в чем не озлоблялся на своих гонителей. Никогда я не слышал ни одного резкого слова в их адрес. Он отвечал, отвечал своими проповедями, своими письмами, своими книгами. Не будучи церковным диссидентом, он всю жизнь оставался борцом за правду и справедливость везде, где он жил и трудился.
Поразительным было отношение о.Павла к литературе и искусству. Он не только прекрасно ориентировался в мире классической прозы и поэзии, но и сам писал стихи. И какие стихи! Любил серьезную музыку. Я ему привез собрание духовных кантат Баха на компакт-дисках. Он слушал с удовольствием фортепианные произведения Шопена, Рахманинова, мог с любого момента процитировать «Евгения Онегина» Чайковского. С большим уважением относился к музыке и личности Шостаковича.
У него ведь был красивый голос, все слушавшие его проповеди помнят об этом. Во время богослужения он пел не просто чисто, с кристально ясной интонацией. Он пел с душой, с истинно просветленным молитвенным настроением.
О.Павел своим примером призывал людей стать лучше. Для всех, кто его знал, кто имел счастье с ним общаться, он навсегда останется Человеком с большой буквы.
Затем слово было предоставлено Елене Волковой.
Тема «Восстановление человека» меня затронула месяцев 5 назад, когда Виктор Яковлев перевел в обычный формат съёмку шведского телевидения в 1990 г., где о.Павел ходил в подвале восстанавливаемого храма Св. Жен Мироносиц и сказал: «Главное – не восстановить храм, а восстановить человека».
Я пришла в церковь в 2008 году. В 1990 г. мы покрестились всей семьей, но в церковь не вошли совершенно. А в 2008 году после исповеди огромного количества моих грехов меня батюшка поцеловал в голову, что потрясло меня. Так может прощать Христос, когда человек восстанавливается через покаяние.
Когда мы пришли к о.Павлу на библейские чтения, я села на первую парту перед о.Павлом. Меня поразили его глаза. Очень умные, добрые, очень участвующие в тебе. Каждый человек был о.Павлу интересен. В проповеди он говорил: «Для нас не только Бог тайна, для нас каждый человек – тайна, и раскрыть эту тайну должен сам человек». Когда человек приходит к Богу, он становится не таким, каким был до встречи с Богом. Преображение человека начинается после этой встречи.
О.Павел был человеком духовной свободы. Только свободный человек может уважать чужую свободу. На библейских чтениях сначала мы читали главу из Евангелия, а потом обсуждали какие-то острые моменты. У нас было множество вопросов. О.Павел старался услышать чужое мнение, никогда не навязывал своего. В возникших спорах он сохранял человеку возможность ошибаться, никогда не давил. Это одно из качеств, которое сыграло важную роль в том, что вокруг него собралось так много очень разных людей.
Во время вечерней службы по предложению одной прихожанки он разрешил нам чтение 103 псалма на русском языке – чтобы Богослужение было понятней людям, мы вместе с ним пели многие песнопения.
Он всегда очень готовился к проповеди, т.к. и через это слово мы приближались к Богу. На литургии малопонятные места он произносил на русском языке.
Мне запомнилось, как первый раз мы пришли на Богослужение в тюрьму. О.Павел говорил, что мужчин приведут отдельно, а женщин отдельно. Конечно, сидельцы мало что понимают в Богослужении. Чтобы человек мог поисповедоваться, открыть себя Богу – важна была и проповедь. Нас провели через тюремные решетки, мы пришли в храм на территории тюрьмы, сама атмосфера происходящего, когда людей приводили под охраной – была очень волнительной. Перехватило дыхание, пытаемся начать петь антифоны – и не можем. О.Павел выходит из алтаря и начинает петь – а голос у него был замечательный, он служить и один мог всю литургию – мы все подхватываем и волнение проходит. Мы были и здесь с ним, как с надежным пастырем, который всегда поможет в любой момент.
В одной из проповедей о.Павел говорил – Христос раскинул свои руки, пригвожденный ко кресту и приглашает – придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Этот образ открытых рук, открытого сердца всегда возвращает меня к о.Павлу. Восстановление человека, на мой взгляд, это восстановление отношений с Богом через покаяние, через молитву и восстановление отношений с людьми через Христа.
Я сейчас занимаюсь архивом о.Павла, и там есть письма к митрополиту Евсевию, в которых о.Павел всегда пытался восстановить с ним отношения. С митрополитом нам всегда хотелось пообщаться, но этого не случилось.
Церковь – это мы. Если мы будем менять мир вокруг себя, говоря кому-то – ты меняйся, то ничего не получится. Надо меняться самому, восстанавливать отношения вокруг себя во Христе, тогда и в церкви будет обитать (восстанавливаться) соборность. О.Павел этому нас научил. Научил восстанавливать отношения, быть смелыми, свободными, говорить честно. Научил церковному Богослужению, той мягкости, интеллигентности, кротости, артистизму – всему тому, что было ему присуще. <…> Он был в центре жизни этого мира, который нужно восстанавливать.
В 70 лет о.Павел научился владеть компьютером, чтобы использовать и эти возможности для общения с людьми. О. Павел берег память о людях, с которыми он общался и переписывался, хранил их вещи, письма, был благодарным человеком.
И ещё одно. В семье о.Павла не было злости к тому человеку, который совершил злодейское его убийство, не было желания отомстить. Даже было сострадание к убийце, и это меня поразило.
Далее было предоставлено слово психологу Анатолию Викторовичу Осницкому.
Когда я ещё работал в больнице, было распространено мнение – всякая болезнь от нервов. Тогда же встал вопрос – а у психических больных каков источник? А у них источник – образ жизни, который проявляется в ценностных ориентациях, в том, что мы называем духовностью. Вот эта целостность человека – дух, душа и тело – её и надо восстанавливать.
Когда у меня пациенты проходили курс психотерапии, то на последнем этапе была необходима некая духовная поддержка, духовное просвещение, духовное закрепление. Т.е., возникала потребность в священнике. Вот здесь и появился о.Павел. Это было в 1990-е годы, тогда мы открыли Троицкий измайловский собор. Там была молодежная община, занимающаяся практическими делами. Для восстановления человека мы стали обращаться к священникам, к опыту церкви. До 1879 года, когда психология стала научной, вся область душевного здоровья находилась в лоне церкви. Церковь имеет огромнейший опыт по душеспасению и душелечению.
О.Павел очень живо откликнулся, активно принимал больных – моих пациентов, которые ездили к нему несмотря на долгий путь. Он принимал их дома, и они жили в этой атмосфере. Очень важно то, что он с ними беседовал, они задавали ему множество самых различных вопросов.
Хотя и ко мне был первый вопрос – он священник, о чем с ним говорить? А можно с ним говорить о любви? А о неудавшемся браке, о сексуальных расстройствах? Я отвечал – да обо всем можно. И он отвечал им, включался во все проблемы.
Особенно тяжелыми были проблемы потери, когда у человека погибал близкий. У престарелых родителей погиб единственный сын, талантливый, способный ученый, его насмерть сбило машиной. Какие тут слова найти? О.Павел находил. В таком состоянии человек способен и Бога хулить, и проклинать. О.Павел говорил: «И это все допустимо, потому что все равно Господь с вами. Всё равно он вас любит и в этом поддерживает».
Был тяжелый случай и с молодыми людьми. Привели юношу в 18 лет в жуткой депрессии, у него погибла любимая девушка. Утонула прямо на руках у него – её затянуло в водосливную трубу, и он не смог её спасти. После этого ему жить не хотелось. А тут приехал о.Павел, вспомнили святую Ксению Блаженную, её подвиг любви – она стала жить вместо погибшего мужа. О.Павел нашел гениальное решение. Он спросил молодого человека – у девушки были желания что-то сделать? Да, она хотела написать очень интересную работу, и о.Павел ему сказал – так напиши эту работу. Пусть так продолжится её жизнь. Вот парень этим и спасся.
Поэтому не обязательно нужны были о.Павлу какие-то церковные, догматические слова, хотя и о церкви он мог говорить как об очень живом организме. Это не было нечто витающее в облаках, это было то, что находится здесь, и Господь Бог - он везде присутствует.
Часто вставали вопросы – а могут ли с православным священником говорить мусульмане или буддисты. Он не возражал. Был не против даже того, чтобы его сын был буддистом – тогда бы многое и мне объяснил. О.Павел говорил: «Бог – это вершина горы, сияющая снежная шапка, а путей к этой вершине – множество. Каким бы путем человек ни шел, лишь бы он пришел к Богу».
Сейчас восстановлением здоровья человека занимаются психологи, экологи, врачи, социальные работники, священники, частенько каждый тянет одеяло на свою сторону. Нет единства, хотя здесь нужна интеграция. Синергия – общий труд на достижение совместной цели. При этом человек воспринимает себя не как цель, а как средство для улучшения этого мира. Необходимо интегрировать знания философии, психологии, медицины, культурологии, истории, богословия. И о.Павел все это объединял в себе, активно занимался и изучением психологии.
Как и всякий великий учитель, он был ещё и великим учеником, учился до последних дней. В школе жизни нет каникул. Он учился у всех. При этом я не помню такого случая, чтобы он кого-то методически учил за исключением его лекций в институте. Он как-то мог задавать такие вопросы людям или что-то объяснять им, чтобы люди у него учились. Он никого не учил, но очень многие у него учились. Вот этот талант – обучать, не уча никого, это его важнейшее качество. То, что его не стало – это огромнейшая потеря.
После этого выступала поэт Елена Пудовкина.
C о.Павлом я познакомилась в конце 70-х годов, когда мы поехали в Псков с поэтами Олегом Охапкиным и Сергеем Стратановским. Какого-то взаимодействия, какого-то контакта с церковью у меня тогда не было. Церковь сама по себе, мы сами по себе. Обычно нужен человек, который помогает тебе войти в церковь, понять, почему это важно сегодня. В лице о.Павла я увидела священника, с которым можно говорить, который тебя понимает, который ценит слово, что очень важно.
Потом я много раз была там сама, привозила многих людей. О.Павел приезжал в наш город, останавливался у меня, принимал участие в моей жизни, помогал. Однажды он приехал, а накануне приехали ко мне женщины-чеченки. Они очень испугались, что у меня будет православный священник. Перед обедом он читает свою молитву, они свою, и тут выяснилось, что «Отче наш» у нас и у них – мусульман - одинаково. С этого начался контакт. Потом они пошли в Эрмитаж, о.Павел отправил туда своих знакомых-англичан, и мои чеченки – туда же. Там на экскурсии сдружились. Одна чеченка сейчас в Англии живет. Чеченки не стали христианками, но они тогда поняли, что этот священник – святой человек.
Потом я гостила в Австралии. Мы распечатали проповеди о.Павла, собирали там деньги на псковский храм Жён-мироносиц. Потом ко мне приехала знакомая австралийка Кира Владимировна, из первой волны эмиграции, и поехали мы в Псков к о.Павлу. На вокзале он нас встретил, у него была тогда такая машина – каблучок. Мы посадили нашу австралийку в закрытый кузов машины, т.к. у неё не было каких-то документов, разрешающих перемещение по стране. А тут как раз милиция появилась и погналась за нами. О.Павел устроил большие гонки по Пскову, ему удалось оторваться от преследования. Когда доехали до дома, Кира Владимировна быстро скрылась в нем, и подъехавшая милиция в машине никого не обнаружила.
Когда я приезжала к о.Павлу, там были замечательные люди, всегда особая атмосфера – облако любви, в которое погружаешься и дышишь. Это огромный подарок Бога – что я знала о.Павла.
В конце встречи Ю.В. Балакшина представила каталог всей выставки, которая в эти дни в течение месяца проходила в музее Достоевского. В нем многие материалы, тексты, фотографии этой выставки. Теперь можно купить каталог и всё прочитать. В заключение, она прочитала слова о.Павла, в которых он говорит о том, что же такое духовное восстановление человека.
«Задача христианства – не в социальном укладе, а в возрождении человека. На русской земле жили тысячи и тысячи крестьян. Они образовали целую социальную группу, которая так и называлась – христиане. Христианство вырастило целое поколение праведников. Это корни русской земли, питающие российский народ и оправдывающие до времени его бытие. Мы беспомощны перед силой несправедливости, выросшей в систему, подавляющую справедливость в самом зачатии.
Но надежда у нас есть. Фараон проглядел рождение Моисея, избавившего свой народ. И не просто проглядел – Моисей вырос в его собственном доме. Бог прислал Моисея и избавил свой народ от погибели.
И, если найдет нас достойными Его заботы, совершится и в русской земле чудо. Родится справедливость, и не погубят её злые повитухи. Судьба церкви в руках Божиих. Это наша единственная надежда. Результат предугадать нельзя. Делай, что можешь, а успех в руках Бога. Когда Христа распяли, первосвященники считали, что дело Его разрушили. Воскресение из мертвых – Аминь! - не предусмотрели».
В.Беляков
12.02.2015