01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица?

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица?

Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица?

Автор: Д. Ламден — Дата создания: 07.07.2013 — Последние изменение: 07.07.2013
Участники: А. Алексеев
Продолжаем разговор об «академической реформе». Сложившуюся ситуацию анализирует Д.И. Ламден.

 

 

См. ранее на Когитата.ру:

Реформа РАН: «…работать нужно быстро, принимать решения, дорабатывать, а не топтаться на месте…»

Митинги против реформы РАН в академических дворах

Сотрудники академических институтов: сбор «по тревоге»

Реформа РАН: некоторые нюансы и подспудные механизмы

Современное «укрупнение» и экспроприация Российской академии наук

 

Последнее, что мы сообщали по этой теме:

«Госдума сегодня, 5 июля 2013 года, приняла во втором чтении закон о реформе РАН. «Я думаю, что это большая ошибка — считать «поправки» какой-то победой академии. Полагаю, все идет по кремлевскому сценарию…» (астрофизик С. Попов)».

 

Вчера я получил письмо от Дмитрия Ламдена, нашего добровольного эксперта по проблемам так называемой академической реформы. (См. его: Реформа РАН: некоторые нюансы и подспудные механизмы). Он пишет:

«Я тут, продолжая отслеживть ситуацию с законопроектом о реформировании иРАН, крайне неуютно себя чувствую, наблюдая некую эйфорию, даже в научных кругах, по поводу результатов второго чтения - "ур-р-ра, мы победили"... Это всячески поддерживают СМИ, часть научной "элиты", и уж, конечно, депутаты. К сожалению практически никто из радующихся не удосужился почитать сам документ, я уж не говорю о просмотре прямой трансляции из Думы (или ее записи). Поэтому, я не удержался и начерно набросал заметки где даже не высказываю мнение о происходящем, а лишь постарался обратить внимание на самое главное, откуда, как мне кажется следует  что ситуация не только не улучшилась, а скорее ухудшилась, да еще оказалась замаскированной под "Мыпобедительный" шум…»
А вот и сами заметки моего корреспондента:

 

Д. Ламден

Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица? (первые впечатления).

Как утверждают ликующие представители научной и части политической общественности, в результате второго чтения в Думе удалось осуществить почти что решающую победу, а именно - удалить из законопроекта понятие ликвидации Академий, заменив его на реорганизацию. Об упразднении из документа назначаемого Правительством аппарата РАН не стоит особенно и говорить - какая разница, кто будет управлять (присматривать за) Академией, если она сама, как мы увидим ниже, по существу ничем управлять не будет, в том числе и научными институтами. Посмотрим так ли это радостно и действительно ли удалось что-то "отстоять" у этого недальновидного правительства - а может результат оказался еще безумней, чем был?

Итак, что должно произойти по замыслу авторов и восторженных депутатов - в основе лежат всего две позиции - Правительство РФ: 1) учреждает Федеральное государственное бюджетное учреждение "РАН" и 2) создает некий орган исполнительной власти, (в дальнейшем для краткости будем называть его "Федеральное Агентство"), который "осуществляет Полномочия собственника всего федерального имущества, закрепленного за Российскими научными организациями РАН". Поглядим на эти позиции чуть внимательнее и подробнее .

По первой позиции с самого начала возникает неразрешимая в нормальном правовом поле коллизия - как можно учредить что-либо, если это что-либо к этому моменту благополучно уже пару-тройку сотен лет существует (в форме самоуправляемой организации). Мы тут не будем даже касаться вопроса о правомерности самого понятия "Правительство учреждает" - думается это прерогатива органов, имеющих полномочия давать официальное толкование норм действующего законодательства; хорощо бы еще и понять, является ли само Правительство юридическим лицом (по поводу Думы, если не ошибаюсь, в обсуждении даже сам депутат Жириновский утверждал, что Дума не имеет юридического лица...), чтобы вообще хоть теоретически иметь возможность что-либо учреждать.

По второй позиции сразу также возникает громадная неясность, т. к. из задач Агентства очевидно следует, что все имущество существующих на момент принятия Трех Академий передается безвозмездно этому Агентству. Правовой механизм такой передачи совершенно неясен - если в первом варианте речь шла о ликвидации Трех Академий, то там это сделать можно было. Теперь же, когда Три Академии не ликвидируются - непонятно, как может быть произведено отторжение этого имущества, находящегося в их бессрочном управлении - максимум, что может быть при их слиянии – это то, что результат слияния оставит всю их собственность в своем бессрочном управлении (хотя и это не слишком ясно).

Единственное, что в этом случае позволяет передать Агентству управление всем этим имуществом - это добровольная передача Академией своих прав (бессрочного) управления им на некоторый срок. Сделать это, очевидно, возможно в форме решения высшего органа Академии - Общего собрания. При этом не вполне ясно, каким образом Агентство будет осуществлять сделки с этим имуществом - видимо каждый раз только на основе согласия Академии, чьи права на пользование и управление имуществом при такой временной передаче прав управления отнюдь не теряются.

Самое плохое в концепции закона – это полный разрыв между РАН и научными институтами, ранее ей принадлежавшими. Закон так и построен - Правительство учреждает РАН, как некий клуб для избранных (да еще и - случай абсолютно беспрецедентный - не только само платит за членство в нем, но и доплачивает членам - короче - "аттракцион невиданной щедрости" - с чего бы это, надолго ли, чем потребуется расплачиваться?). Одновременно Правительство специально создает федеральный орган (читай - министерство научной недвижимости), через который надеется стать собственником всего, что "принадлежит" ныне здравствующим академическим институтам. После этого любой вопрос об отношениях РАН и институтов становится бессмысленным - они сами по себе, РАН - сама по себе (клуб есть клуб - что-то среднее между домом отдыха выходного дня и рестораном, типа замечательных домов архитектора, актера, композитора и т. п.). Единственное, где они пересекаются - это на вывесках институтов:  кроме Российского герба там будет присутствовать надпись "Институт ... РАН" (хотя вернее и честнее было бы между гербом и названием института указывать либо просто Министерство науки и образования РФ, либо создающееся Агентство).

Тем не менее, это еще не исчерпывает несуразности принятого документа - дело в том, что в нем вообще не прописана ведомственная подчиненность институтов. Отсюда возникает самое важное, если смотреть на проблему не с уровня РАН, министерства или пресловутого Агентства, а с уровня реально существующего и работающего института - Кто теперь будет принимать решения об учреждении, реорганизации, реформировании, ликвидации научного института, на вывеске которого будет написано "Институт РАН", вырабатывать и утверждать его устав (и будет ли устав вообще). Дальше - остаются ли работники Института РАН работниками РАН, остается ли Профсоюз работников РАН и осуществляет ли он функции защитника интересов работников Институтов РАН. Соответственно: остаются ли и выполняют ли прежние функции по отношению к работникам Институтов РАН поликлиники, ЦКБ, детские сады и другие инфраструктурные организации, ранее принадлежавшие РАН, а теперь вообще повисающие в воздухе, т. к. даже Агентство выполняет функции собственника по отношению к имуществу только научных (но не инфраструктурных) организаций. (Вообще, все обсуждения почему-то зацикливались исключительно на обсуждении вопроса о назначении директора, а вот эти вопросы, гораздо более важные и общие, как-то забылись)...

Таковы первые, самые поверхностные впечатления об итоговом документе, как он выглядит после второго чтения. Кажется, что причин радоваться якобы достигнутым чуть ли не поворотом духа документа на 180 градусов не приходится, разве что можно говорить о повороте на 90 градусов, но по отношению не к духу а к правовому полю… Ну  а качество документа, что тут скажешь – хотели как лучше, а получилось… впрочем это все мы и так знаем…

Короче, кажется опять попали – стало, пожалуй еще хуже, чем в начале. Вот плохо только, что общественность этого как-то не почувствовала, а решила отдохнуть, убаюканная хором успокаивающих заявлений восторженных депутатов и не слишком разобравшихся в реалиях принятого документа представителей научного истеблишмента. Вообще, хорошо бы и самим почитать этот документ  - почитайте, он не очень длинный, Думаю, не пожалеете, правда, настроение может и измениться…