«Радуга» зовет к человечности
Программа была объёмна и разнообразна. Как отметил журналист Александр Урес, приехавший освещать фестиваль из Израиля, в его стране такого уровня фестивали – редкость, в Петербурге можно было проследить и тенденции развития театра для молодого зрителя, и новые форматы, приемы и способы подачи. Александр сказал, что подобный фестиваль мог бы оживить несколько застоявшуюся театральную жизнь Израиля.
– Меня очень убедил спектакль «Элементарные частицы», который осуществил режиссер Семен Александровский в театре «Старый дом» по пьесе Вячеслава Дурненкова, – поделилась известный театральный критик Алена Карась. – И то, что молодые постановщики и актеры исследуют 1960-е, жизнь ученых Новосибирского Академгородка, уже очень интересно и показательно. Почему сегодняшних молодых так захватывает это время? И хотя пьеса сделана внешне статично, мне хватило там внутренней энергии и эмоциональности.
Семен Александровский давно занимается документальными исследованиями в театре, можно вспомнить его совместную работу с Дмитрием Волкостреловым работу над остро-социальными пьесами Равенхилла Shoot/Get Treasure/Repeat или недавнюю ТЮЗовскую премьеру «Рисунки на потолке». На мой взгляд, главная удача этого спектакля Александровского – в том, что он и его соавтор Дурненков показали то время совершенно без пафоса, а иллюзии, которыми были увлечены молодые ученые, сделал ощутимыми, плотными. Возможно, это удалось за счет документального текста, реальных интервью, которые постановщики взяли у свидетелей и участников того времени, проведя две недели в Академгородке. Получилась история не столько о 1960-х и вере в лучшую жизнь за счет преобразований в науке, сколько вообще о нас, живущих на постсоветском пространстве. В нас, зрителях, разбужена тревога: что следует за утопиями, которыми мы охвачены? Куда девается энергия, которая должна вести к победам, почему одно состояние переходит прямо противоположное? И потому дождь, который абсолютно реально пошел в спектакле, расползся лужами, стучал дробно по столу, по тумбочке, по свернутой газете «Правда». Он был одновременно из детства и фантастического будущего, из Всемирного потопа и спасения в затерявшемся «ковчеге».
О предназначении сегодняшнего театра задумались театральные критики и педагоги, приглашенные к разговору на конференции «Новый театр – новому поколению зрителей». Обязательно ли для театра потрясение, откровение? Возможно, сегодня не менее важно заставить зрителя остановиться, осмыслить что-то заново, включить собственное воображение. Важно разрушение «четвертой стены», вовлечение зрителя в процесс. Об этом как о непременном компоненте общения с театром говорил на конференции режиссер Большого драматического театра им. Г. Товстоногова Борис Павлович. Он поделился опытом работы с подростками, которые сами создали спектакль из своей жизни и показали его на малой сцене БДТ. Причем для этого социального проекта приглашались юноши и девушки не из театральных кругов. «Мир тинейджеров – само по себе явление, достойное исследования с помощью театрального языка», – уверен Павлович.
И даже если столь радикальный подход вызывает у театральных педагогов старой закалки протест, надо осознавать, что время движется вперед, и без новых подходов молодое поколение зрителей театр просто отторгнет.
Это вовсе не означает, что молодые увлечены только своей жизнью, только своими проблемами. Яркий пример внимательного и очень вдумчивого отношения к старшему поколению показала работа выпускников Учебного театра Школы-студии МХАТ (Москва, мастерская Дмитрия Брусникина) «Несовременный концерт». Режиссер Виктор Рыжаков посвятил этот спектакль своему учителю в профессии и в жизни, недавно ушедшему Арсению Сагальчику. На протяжении длительного времени студенты общались со стариками старше 80 лет, и из их судеб и наблюдений за их жизнью, из их рассказов, привычек и манеры общаться и был создан уникальный по своей подаче рассказ о мире тех, кто уже отживает свой век. Зрители через игру молодых увидели, как же милы, удивительны и потрясающе обаятельны могут быть старики, и какие блестящие диалоги могут разворачиваться между теми, у кого один слуховой аппарат и одна бутылка водки на двоих, и как трогательна старушка, которая говорит о превратностях любви. И даже когда молодые, сбросив с себя обличье стариков, зажгли зал неуемным рок-н-роллом с акробатикой, за этим стояло признание неизбежного: пока мы молоды, мы танцуем, но старость нас тоже ждет, и мы примем ее как достойный период своей жизни.
Отбор спектаклей на фестиваль «Радуга» происходит из принципов гуманности и соответствия вечной борьбе добра со злом, света – с тьмой. На этом противостоянии строится и чистый в своей наивности и простоте китайский спектакль Театра Детского Искусства из Шанхая «Солнечный свет». Он рассказывает о воспитанниках дома инвалидов. Режиссер и худрук театра Цай Цзиньпин сказала, что до недавнего времени в Китае было стыдно оставлять в семьях детей с умственными отклонениями, и они неизбежно оказывались в специальных домах. Театр впервые обратился к подобной социальной проблеме, и она вызвала потрясение у шанхайских зрителей, а на фестивале тронула публику петербургскую. Надо признать сходство менталитетов: у нас тоже недостаточно об этом говорят.
Свой тест на человечность мы проходим в отношениях с меньшими братьями. Совершенно необычную роль – собаки Лады - сыграла известная актриса Нелли Уварова в постановке Марины Брусникиной (РАМТ) в спектакле «Лада, или Радость» по прозе Тимура Кибирова. Режиссер не стала переводить литературный текст в пьесу, сохранен самобытный язык Кибирова, и взгляд собаки на людей - это такой же чуткий и точный анализ, как если бы Лада была человеком. В зрительном зале Новой сцены Александринки российская глубинка превращается в космос, и зритель поднимается в своих собственных глазах, ведь через собаку он видит себя и познает радость от осознания, что смерти нет: не надо делать что-то плохое и жестокое, ведь ничто никуда не исчезнет, все с нами навеки и пребудет.
Воспоминания о том, как пережили Освенцим писатели Примо Леви и Жан Америк, но не пережили уже мирной жизни через два-три десятка лет спустя, покончив с собой, поведали зрителям в спектакле режиссера Эудженио Барба актеры из Дании. Элс Мари Лауквик пела еврейские народные песни, полные света и скорби, а Франс Винтер аккомпанировал ей на аккордеоне и скрипке. Это было сделано так тонко, так изысканно и прочувствованно, что, уверена, в душе зрителей этот спектакль останется надолго.
Завершился фестиваль «Вином из одуванчиков, или Замри» по книге Рэя Бредбери в постановке худрука ТЮЗа Адольфа Шапиро. В версии известного произведения отразилось время, каким его чувствует режиссер: в сплетении американской культуры и советских реалий, которые передавались в музыке, в песнях, где главным, наверное, стал посыл к счастью, к памяти о своих близких и родных.
Театральные фестивали призваны соединять людей разных стран, разных эстетических представлений и разных политических взглядов. Кажется, нынешней «Радуге» это удалось вполне. «Радуга» действует как миротворец – перебрасывает мосты в зонах напряжения. Следующий «Радужный» мост состоится в Сочи и в Грузии.
Ранее на Когита!ру:
Елена Добрякова фото автора