01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Новости

Может ли диета выражать общественную позицию? Размышления о вегетарианстве в России

Вы здесь: Главная / Новости / Тренды / Может ли диета выражать общественную позицию? Размышления о вегетарианстве в России

Может ли диета выражать общественную позицию? Размышления о вегетарианстве в России

Автор: Анна Желнина Дата создания: 19.03.2010 — Последние изменение: 23.03.2010
Отношение к вегетарианству в современной российской культуре сложилось довольно противоречивое: несмотря на то, что соблюдать Великий Пост стало в последние годы модно, полный отказ от мяса у традиционно настроенных россиян вызывает настороженность и неприятие. Между тем, вегетарианство в стране медленно, но верно распространяется. Почему некоторые россияне отказываются от традиционной мясной диеты? И как это связано с общественной жизнью и гражданскими инициативами?

 

Вегетарианство - это определенный образ жизни, ключевая характеристика которого - отказ от употребления в пищу мяса, рыбы, морепродуктов животного происхождения, иногда также яиц и молочных продуктов. Причины, по которым люди придерживаются вегетарианской диеты, могут быть принципиально разными: для кого-то это требование религии, для других - этическая норма, для третьих – метод контроля здоровья, а для кого-то – способ сэкономить. 

Причины, по которым люди придерживаются вегетарианской диеты, могут быть принципиально разными: для кого-то это требование религии, для других - этическая норма, для третьих – метод контроля здоровья, а для кого-то – способ сэкономить.

Часто вегетарианская диета сочетается с другими практиками отказа: от вещей, при изготовлении которых используются кожа, мех и другие результаты убийства животных, от искусственной, химической продукции и т.д. Вегетарианская диета в сочетании с отказом от потребления других продуктов и общественно-политической, религиозной активностью позволяет выделить разные группы людей, с разной идеологией и разными жизненными принципами, которых объединяет только неупотребление мяса.

Метод протеста № 1, индивидуальный: отказ от потребления

На западе к вегетарианству уже давно привыкли - оно стало модным и распространенным стилем питания, большинство заведений общепита предлагают вегетарианские меню. В то же время в России пока отношения к вегетарианству как к норме жизни еще не сформировалось, и попытки поесть вне дома для вегетарианца превращаются иногда в настоящее приключение. Можно сказать, что именно в России часто решение отказаться от мяса – это признак определенной продуманной позиции, а не просто дань моде. Ведь чтобы придерживаться избранной линии, человеку придется ежедневно бороться с общепитом, где в любом салате лежит кусок колбасы, с друзьями и родственниками, многие из которых будут смотреть с неодобрением на отказывающегося от угощения члена застолья, с общественным мнением, наконец.

Ведь чтобы придерживаться избранной линии, человеку придется ежедневно бороться с общепитом, где в любом салате лежит кусок колбасы, с друзьями и родственниками, многие из которых будут смотреть с неодобрением на отказывающегося от угощения члена застолья, с общественным мнением, наконец.

А общественное мнение приписывает вегетарианству самые удивительные характеристики, часто негативные. Традиционные представления о том, что жить и быть здоровым можно только употребляя мясо, достаточно сильны в российском обществе, и те, кто по непонятным причинам отказывается следовать этому привычному правилу, кажутся чужими и непонятными. В результате вегетарианство в худшем случае могут считать сектанством, связанным с опасной религией и вредом психологическому состоянию человека, а в лучшем - глупой блажью и отступничеством от национальных традиций.

Именно поэтому вегетарианство и связанные с ним практики отказа от потребления, а также формы социального активизма, в нашей стране можно считать формой социального протеста: человеку приходится действительно работать и оказывать сопротивление внешней среде, чтобы придерживаться избранного образа жизни. Причем речь идет не столько о прямом давлении и отторжении, которое тоже встречается, сколько о возникающих практических и повседневных трудностях, непонимании со стороны окружающих людей и т.п. Таким образом, вегетарианство и отказ от покупок меховых, кожаных вещей и другой продукции, при изготовлении которой используются вещества животного происхождения, можно считать видом индивидуального повседневного социального протеста против сложившейся системы.

Метод протеста №2, коллективный: общественный активизм

Иногда, однако, из индивидуального этот протест может перерастать и в более привычные формы социального протеста: различные движения за права животных, объединения вегетарианцев и т.д. существуют на территории России в достаточно большом количестве. Это и филиалы международных организаций, таких как PETA (http://www.peta.org/), и российская некоммерческая благотворительная организация «Вита», и Альянс за права животных  и другие.

Активисты движений за права животных в большинстве своем также придерживаются вегетарианской диеты и не покупают одежду из меха и натуральной кожи, однако, они стараются распространить свою точку зрения как можно шире, устраивая публичные акции, митинги, флешмобы, марши: зоозащитники действуют в Петербурге достаточно активно (см., например, материалы Когита!ру: "Жестокое убийство лисы в центре Петербурга", "День без покупок меха, или Fur-free-friday"). Например, буквально на днях, 17 марта, очередную акцию провела PETA против убийства детенышей гренландского тюленя в Канаде и импорта шкур в Россию.

Часто также антифашистские, антиконсюмеристские субкультуры и движения в качестве одного из элементов своего стиля жизни также выбирают вегетарианство в разных его формах.

Другой вариант общественной работы – забота о бездомных животных, поддержка разного рода приютов для собак и кошек, фондов: помощь может быть как финансовая, так и волонтерская (Благотворительный фонд «Помощь бездомным собакам»Центр помощи бездомным животным «Потеряшка» и другие).

Между тем, вегетарианский протест связан не только с правами животных: довольно часто это является проявлением протестной позиции, направленной против несправедливого устройства общества и государства как такового. Например, движение «Еда вместо бомб» (Когита!ру писала об этом ранее) в качестве основного объекта критики имеет социальное неравенство, голод. Часто также антифашистские, антиконсюмеристские субкультуры и движения в качестве одного из элементов своего стиля жизни также выбирают вегетарианство в разных его формах .

В России отказ от мяса – это поступок, связанный с ощутимыми ограничениями и возможный только при наличии у вегетарианца определенного осознанного мировоззрения.

Вегетарианство, таким образом, - лишь общая черта многих субкультур, стилей жизни и идеологий. Для многих из них свойствен протестный компонент, другие просто таким способом ведут здоровый образ жизни, однако в России отказ от мяса – это поступок, связанный с ощутимыми ограничениями и возможный только при наличии у вегетарианца определенного осознанного мировоззрения, которое он(а) готов защищать - будь то любовь к животным или к своему здоровью.

comments powered by Disqus