Дилором Ахмеджанова. Европейское образование взрослых
Европейское образование взрослых: общеевропейская политика и деятельность негосударственных организаций по интеграции мигрантов
Дилором Ахмеджанова - социолог, Европейский Университет в Санкт-ПетербургеИнтенсивная миграция в страны Европейского Союза началась с распадом колониальной системы, когда мигранты из бывших колоний начали перебираться в бывшие метрополии, во Францию – из стран Магриба, в Соединенное Королевство - из Индии. Причины для миграции в европейские страны имели и имеют как экономический, так и политический характер. Часть мигрантов перебралась в Европу в поисках «лучшей жизни», часть бежала от войн и этнических конфликтов, сопровождавших освобождение бывших колоний. Распад Советского Союза и падение «железного занавеса» также способствовали повышению миграционного потока в Европу. Войны, этнические и политические конфликты, экономическая отсталость и нестабильность в Азии и Африке, а также в некоторых странах бывшего Советского блока с одной стороны, и экономическое благополучие и политическая стабильность делают Европу привлекательным регионом для миграции.
Однако, различие культур и
религий, лингвистические барьеры, социальное неравенство и ряд других причин
повышают барьеры для интеграции мигрантов в европейское общество. Одним из
инструментов для снижения таких барьеров является система образования взрослых
в Европейском Союзе. Данный текст посвящен общеевропейской политике в этой
области и описанию конкретных примеров образовательных проектов для взрослых,
направленных на интеграцию мигрантов и реализуемых неправительственными
организациями.
Общеевропейская политика образования взрослых: цели, задачи и механизмы реализации.
Образование взрослых является частью общеевропейской политики как по развитию европейских стран в целом, так и образовательной политики Европейского Союза. На данный момент в Европе действует ряд программ по образованию взрослых, в которые включены учебные заведения и негосударственные организации.
Импульсом для развития концепции образования в течение всей жизни (life-long learning) стало принятие меморандума «О стратегии развития Европейского Союза»[1] в 2000 году. Но это вовсе не значит, что до 2000 года образование взрослых не рассматривалось как часть стратегии развития Европейского Союза. Просто с принятием стратегии «Лиссабон-2010» образование взрослых было официально признано одним из механизмов развития европейских стран, и программы в данной области стали одним из направлений поддержки со стороны Европейского сообщества.
Дальнейшее развитие образование взрослых получило в связи с проведением ряда исследований, направленных на изучение потребностей и механизмов реализации программ по обучению взрослых и принятием Европейской Комиссией ряда документов в области образования взрослых, например доклады «Образование взрослых. Учиться никогда не поздно» (2006) или «Для учебы не бывает неподходящего времени» (2007).[2] В этих документах обосновываются как прагматические причины развития системы образования взрослых, так и предлагается ряд мер по развитию этой системы – выработка критериев оценки и сертификации получаемых знаний, учет локальных и региональных потребностей, анализ ресурсов, разработка методов обучения взрослых.
Для развития системы образования взрослых в Европе имеется три предпосылки:
1) Усложнение системы навыков и знаний, требующее постоянной переподготовки и повышения квалификации уже состоявшихся специалистов и необходимость повышения производительности труда и уровня технологий.
2) Интенсивное старение населения в связи со спадом рождаемости и рост пенсионного бремени на экономически активное население.
3) Приток мигрантов.
В соответствии с причинами необходимости развития образования взрослых намечены и цели реализации программ в этой области.
Предполагается, что система образования взрослых и развитие концепции обучения в течение всей жизни положительным образом повлияют на европейскую экономику за счет повышения качества рабочей силы и даст «второй шанс» тем, кто закончил свое обучение с окончанием школы. Будет развиваться и распространяться явление так называемого «активного старения», при котором продлевается экономически активный возраст и повышается возраст выхода на пенсию за счет новых знаний и навыков, приобретаемых в результате реализации программ по обучению взрослых.
Кроме того, реализация программ обучения в течение всей жизни также призвана развивать активную гражданскую позицию и должна способствовать интеграции мигрантов общество. В данном контексте имеются в виду мигранты первого поколения, так как интеграцией детей мигрантов призвана заниматься система начального образования. Также образование взрослых призвано снизить уровень бедности и социальной исключенности для маргинализованных групп.
Следует отметить, что формально «образованием взрослых» считаются «все формы обучения, предпринимаемые взрослыми после окончания начального образования».[3] Однако, как показывает практика, не все мигранты могут иметь начальное образование, либо сертификаты об образовании из неевропейских стран могут не признаваться официально. Однако это вовсе не значит, что эта группа мигрантов не имеет доступа к образовательным программам.
При реализации программ по развитию образования взрослых намечено пять основных направлений работы Главного директората по образованию и культуре Европейской Комиссии: анализ эффекта реформ в других секторах образования взрослых (здесь имеется в виду начальное профессиональное и высшее образование), повышение качества обеспечения образовательных программ и обучающего персонала, повышение возможностей обучаемых по получению квалификации как минимум на один уровень выше предыдущего, ускорение процесса оценки и признания неформального и внеформального обучения для неблагополучных групп, усиление мониторинга образовательного сектора для взрослых.
До 1999 года основной программой в области реализации программ по обучению взрослых являлась программа «Сократ», с 2000 года эти же функции выполняет программа «Грюндвиг». Эта программа рассчитана как на обучаемых, так и на обучающих. В рамках программы, при поддержке Европейской Комиссии различные неправительственные и учебные заведения проводят мастер-классы, обучающие семинары, разрабатывают учебные программы для взрослых. Кроме того, ряд проектов программы направлен на подготовку, переподготовку и развитие волонтерских сетей в Европе.
Как уже упоминалось выше, мигранты являются одной из целевых групп концепции обучения в течение всей жизни. Причем, что важно, часть программ реализуется не только в странах европейского Союза, но и в соседних с ЕС странах, которые являются источником части мигрантов в ЕС.
Основную работу по реализации программ обучения взрослых и интеграции взрослых мигрантов через обучение выполняют учебные заведения различных уровней (в основном, среднего профессионального образования) и неправительственные организации. Эти неправительственные организации могут быть как непосредственно организациями по развитию образования взрослых, так и организациями по помощи мигрантам, реализующими образовательные программы для взрослых как компонент своей работы.
Неправительственные организации, занимающиеся интеграцией взрослых мигрантов через образование, в некоторых ситуациях могут быть более эффективными, чем учебные заведения. Это связано в первую очередь с тем, что такие организации по большей части работают в поле решения социальных проблем, то есть могут четко определить потребности взрослых мигрантов в образовании. Кроме того, помимо образовательных программ, неправительственные организации могут быть медиатором между мигрантами и различными социальными службами. То есть, НКО могут выполнять функции «одного окна», когда мигранты, обратившиеся за помощью, могут получить и консультации связанные с их юридическим статусом, и одновременно принять участие в программах по дополнительному обучению.
На данный момент деятельность большей части НКО в этой сфере направлена на выработку методологического и содержательного материала для обучения взрослых мигрантов. Однако, есть и множество случаев эффективного обучения мигрантов для увеличения возможностей их последующей интеграции.
Еще один немаловажный аспект, связан с признанием имеющихся у мигрантов сертификатов об образовании, либо с их не всегда легальным статусом. В таких ситуациях, НКО имеют больше возможностей, чем обычные учебные заведения, так как для внеформального обучения валидность предыдущих сертификатов и дипломов не столь важна. В случае с нелегальными мигрантами, именно НКО работают в сфере учета нелегальных мигрантов и помогают им со сбором необходимых документов для легализации их статуса. Такая гибкость и мобильность, а также поддержка доноров и опыт работы с мигрантами делают НКО эффективным механизмом по реализации программ обучения взрослых мигрантов.
В заключение этой части, хотелось бы отметить, что политика развития сектора образования для взрослых имеет системный и стратегический характер. Все документы, принимаемые на общеевропейском уровне, направлены на долгосрочную перспективу Европейского Союза. Реализация этой политики сопровождается постоянными мониторингами, в результатах которых критически осмысливается текущая ситуация и намечаются как краткосрочные, так и долгосрочные задачи. Механизмы и инструменты развития системы образования взрослых в ЕС также подвергаются тщательному анализу и конкретному описанию в документах Главного директората по образованию и культуре.
Европейская ассоциация образования взрослых
Европейская ассоциация образования взрослых существует с 1953 года, начав свою работу как Европейское бюро по образованию взрослых, и насчитывает на данный момент 131 организацию в 41 стране. Ассоциация выросла и является продолжателем традиции народных школ в странах северной Европы. Основной миссией ассоциации является развитие образования взрослых на европейском уровне через политику пропаганды образования в течение всей жизни, обеспечение информацией и ресурсами членов ассоциации, развитие практики обучения взрослых через проекты, публикации, тренинги, международное сотрудничество с другими заинтересованными сторонами в этой области.[4]
Ассоциация находится в тесном сотрудничестве с Главным директоратом по образованию и культуре Европейской Комиссии, проводит исследования системы образования взрослых для Директората, является основным организатором конкурса «Грюндвиг» по отбору и награждению лучших проектов образования взрослых. Также она исполняет роль посредника между Европейской Комиссией как правительственным органом и спонсором проектов и неправительственными организациями, учебными заведениями, занимающимися непосредственно проектами по образованию взрослых.
Круг социальных проблем, на решение которых направлена деятельность ассоциации и ее членов сходен с признанными проблемами на уровне европейского управления: старение населения, приток мигрантов, социальное неравенство и маргинализация части населения.
Важно отметить, что финансирование проектов ассоциации и ее членов осуществляется не только на средства Европейской Комиссии, но и Совета Министров Северных стран, ряда европейских и международных фондов и на добровольные пожертвования от частных лиц.
Помимо координационной и посреднической функции ассоциация имеет важное значение как ресурсный центр для обучающих организаций, являясь разработчиком в области методик и форм обучения, и экспертом по направлениям и содержимому для образовательных проектов.
Проекты, реализуемые ассоциацией, направлены на все сферы обучения взрослых, и на решение многих социальных проблем, в том числе, члены ассоциации реализуют проекты, направленные на интеграцию мигрантов в общество.
В частности в рамках общеевропейского года равных возможностей (2007) Ассоциацией была проведена конференция «Равные возможности для всех», на которой были обсуждены возможности и способы повышения шансов для исключенных групп, в частности мигрантов. Кроме того, члены ассоциации реализовали ряд проектов по обеспечению доступа к образованию взрослых таких групп как безработные, инвалиды, мигранты, заключенные. При содействии ассоциации и финансовой поддержке департамента культурных отношений и образования города Осло (Норвегия) был открыт специальный учебный класс для цыган. В рамках этой программы были запущены курсы норвежского языка для взрослых, что по замыслу организаторов должно способствовать повышению шансов цыган, которых в Осло на 2007 год было около 500 человек, на получение начального и среднего образования.
Также был реализован проект BRIDGES (building bridges for second language learning, culture and society – построение мостов для изучения второго языка, культуры и общества). Этот проект был реализован в рамках программ Сократ и Грюндвиг1. Проект был реализован в Норвегии, Великобритании, Италии и Болгарии. Основными задачами проекта были разработка методик и учебных материалов для преподавания языков стран их миграции и подготовка обучающего персонала.
Еще одним успешным проектом членов Европейской ассоциации образования взрослых стал проект NILE (Network for intercultural learning in Europe). Этот проект длившийся с 2002 по 2005 годы реализовывался в 20 странах Европы, и был направлен в первую очередь на организации занятые в сфере образования взрослых и обучающий персонал. Помимо методической и методологической работы, проект был сфокусирован на изучении нужд мигрантов и этнических меньшинств, необходимых структурных и организационных изменениях и необходимости расширения способов валидации результатов внеформального обучения.
Особенности проектов по обучению взрослых, направленных на адаптацию мигрантов
При анализе реализованных и реализуемых проектов, основной целью которых является помощь в адаптации мигрантов, можно выделить ряд общих черт присущих таким проектам.
Большинство проектов уже на стадии разработки обращены к анализу текущей ситуации – оцениваются как нужды мигрантов, так и ресурсы и барьеры для обучения.
Такие проекты могут быть направлены на три группы, имеющие то или иное отношение к сфере обучения взрослых. Первая группа непосредственно мигранты взрослого возраста. Вторая группа - обучающий персонал. Третья – организации, занимающиеся обучением взрослых. Есть еще и условная четвертая группа – органы власти от муниципального до общеевропейского уровня. В зависимости от масштабов проекта по итогам его реализации могут быть составлены рекомендации и ходатайства по поводу корректировки как миграционной политики в целом, так и политики в области адаптации мигрантов.
Дополнительной целевой аудиторией таких проектов является «местное» население, работники миграционных служб и потенциальные работодатели.
Задачи таких проектов имеют множество векторов – методики и методология обучения, способы оценки потребностей в обучении и его результатов. Также важным является создание таких условий, при который мигранты не будут «рабами социальной системы», как выразился Андреас Мюллер, глава Ассоциации цыган Норвегии[5], то есть не будут зависеть от социальных выплат и жить на пособие от государства, а смогут найти работу.
Другие, но не менее важные цели таких проектов это снижения уровня напряженности и неприязни со стороны «местного» населения и мигрантов, пропаганда межкультурного диалога и ценностей толерантности.
Большинство таких проектов ориентировано в первую очередь на подготовку обучающего персонала. Это вовсе не значит, что специалисты образовательных учреждений для взрослых пишут проекты «под себя» и «чтобы обеспечить самих себя работой». Дело в том, что, не смотря на многолетнюю традицию образования взрослых в Европе, до сих пор наблюдается дефицит квалифицированного персонала для обучения мигрантов и специальных программ для такого обучения. Это также связано с тем, что в последние годы обучение для мигрантов стало «с человеческим лицом», то есть учитываются не только потребности мигрантов в образовании, но и культурные особенности и специфика межкультурной коммуникации. Именно поэтому, большая часть проектов и программ по обучению взрослых мигрантов с целью их интеграции содержит большой методологический и содержательный блок, а также обязательной частью таких проектов становится обучение и подготовка преподавателей.
Основными барьерами для адаптации мигрантов и их трудоустройства являются в первую очередь языковые барьеры, дезориентация в сфере трудовой культуры в новой стране и негативные установки в отношении мигрантов.
Поэтому практически все проекты по обучению взрослых мигрантов содержат обучение языку и культурным особенностям новой страны. Часть проектов также рассчитана на создание таких называемых сетей поддержки, когда после прохождения обучения неправительственные организации помогают мигрантам с поисками работы или даже являются поручителями, так как зачастую мигранты не имеют необходимых для трудоустройства рекомендаций.
С одной стороны проекты по адаптации взрослых мигрантов выглядят благотворительностью, но на самом деле здесь есть заметный прагматический аспект: снижение ассигнований на выплату пособий и также снижение уровня бедности среди мигрантов и уровня напряжения в обществе по поводу притока мигрантов. То есть эти проекты направлены либо на то, чтобы «дать людям удочку», либо хотя бы разработать и протестировать способы получить эту «удочку».
Примеры проектов по обучению взрослых и интеграции мигрантов в Европе
Ряд проектов реализуется католической благотворительной организацией Каритас , при поддержке Европейской Комиссии и за счет частных пожертвований. Например, в Польше помимо социальной и юридической помощи, мигрантам также предоставляются курсы по изучению польского языка. В 2006-2007 годах, задействовав ряд других неправительственных организаций и учебных учреждений сформировала план по организации пунктов адаптации мигрантов и беженцев, которые призваны не только помогать с юридическими проблемами, но и стали центрами предварительной интеграции, с обязательным изучением польского языка, истории и культуры. Важной частью образовательной деятельности Каритас стал проект GET (Равное отношение при обеспечении благ и услуг. Защита от дискриминации в Польше). В рамках этого проекта был разработан ряд учебных материалов для работников миграционных служб с целью снижения уровня дискриминации по отношению к мигрантам в целом, и отдельным группам мигрантов.
Еще одним успешным примером может стать образованное в 2009 году партнерство[6] «Нигерийско-польская инициатива» включающее в себя польский фонд «Институт верховенства права» и «Службу поддержки людей» с нигерийской стороны. Обучение мигрантов в Польше польскому языку и расширение их профессиональных и культурных навыков и знаний являются одной из важных частей работы партнерства. Сотрудничество с нигерийским фондом помогает при составлении учебных программ для мигрантов. Деятельность фонда направлена на адаптацию и интеграцию, как нигерийских мигрантов, так и мигрантов из других стран. Пока о результатах деятельности партнерства судить сложно, однако заявленные им цели, могут быть успешно реализованы, и станут источником ценного опыта для других проектов по адаптации и интеграции мигрантов в Европе.
В Финляндии активным обучением мигрантов занимается Финская ассоциация профессионального образования взрослых в сотрудничестве с корпорацией AIKE. Проект по обучению мигрантов MANU предусматривает обучение таким специальностям как водитель автобуса, секретарь, квалифицированный уборщик. Для этой программы разработаны учебные материалы на английском и русском языке, также регулярно ведется дополнительное обучение для обучающего персонала.
Возможно, все эти примеры выглядят «пряничными домиками». Но на самом деле, даже при внушительном финансировании со стороны Европейской Комиссии и других фондов, при явном прагматическом интересе в интеграции мигрантов, образование взрослых мигрантов все же имеет ряд барьеров. К этим барьерам относятся не только языковые сложности и не всегда дружелюбное отношение к мигрантам. Одной из проблем на данный момент является недостаток учебных планов и методических материалов. Также сложности несут в себе сами мигранты, которые не всегда желают обучаться. Еще одной существенной проблемой является бюрократия, особенно сложно в этом случае работать с неучтенными и нелегальными мигрантами.
С другой стороны, проекты, реализуемые в сфере интеграции взрослых мигрантов через обучение в разных странах Европы, выглядят столь разнообразно, что может создаться впечатление хаотичного движения.
На самом деле, это не так, вся эта система подчиняется четкой логике осмысления текущих нужд, совместной выработке учебных программ. Разнообразие таких образовательных проектов продиктовано локальными потребностями отдельных регионов и даже внутри одной страны могут реализовываться разные проекты. Такая гибкость позволяет добиваться более заметных результатов.
На общеевропейском уровне все эти проекты и программы призваны решать одну задачу – интегрировать мигрантов в общество.
На данный момент наиболее важным достижением в этой области, является сам факт признания необходимости интеграции мигрантов первого поколения через систему образования взрослых. Ряд программ, проводимых различными НКО при поддержке Еврокомиссии, приносит свои результаты – все больше мигрантов получают возможность бесплатного обучения языку, истории и культуре страны пребывания. Помимо этого некоторые мигранты имеют возможность получить дополнительную квалификацию, повысив тем самым свои шансы на рынке труда.
Результатом многих проектов в сфере интеграции взрослых мигрантов через обучение стал массив методических материалов, также были разработаны учебные программы на нескольких языках, и подготовлен обучающий персонал. Но самое главное здесь, по моему мнению, это то, что необходимость обучения и переобучения взрослых мигрантов признана на уровне общеевропейской политики, не менее важным является осознание необходимости проводить обучение мигрантов в рамках межкультурной коммуникации, рассматривая особенности культуры страны выезда как неотъемлемую часть обучения взрослых мигрантов.
На фоне этой картины возникает вопрос о том, что же происходит в России? Некоторые неправительственные организации реализуют проекты по обучению мигрантов, но эти проекты малочисленны. На государственном уровне время от времени возникает идея введения обязательного изучения русского языка для мигрантов, после чего тут же подсчитывается возможная коррупционная емкость такого законопроекта.
К сожалению, на данный момент в стране недостаточно таких неправительственных организаций, которые могли бы организовать эти курсы. Государство не доверяет неправительственным организациям и не признает результаты внеформального обучения. А возможные государственные центры по обучению русскому языку могут стать еще одной печально известной своей коррупционностью государственной структурой. И дело вовсе не в том, что в России мало мигрантов, или нет необходимости их интегрировать в общество. Просто нет стратегии такой интеграции, не «стратегии», которые сейчас модно писать по поводу развития всего и вся, а стратегии, которая является четко структурированной и спланированной целью.
Сам факт наличия миграционной политики в России является спорным.[7] Основная задача тех мер, которые реализуются в рамках эфемерной миграционной политики сводится к попыткам легализации нелегальных мигрантов и контроля над миграционными потоками. На данный момент, речь об интеграции мигрантов в целом не идет, не говоря уже об интеграции через образование взрослых. Большая часть интеграционных функций выполняется либо национальными общинами, либо на уровне родственных связей. Причем, здесь речь идет больше об экономической интеграции, то есть и поиске рабочих мест. Отсутствие интеграционных механизмов на государственном уровне объясняется через специфику мигрантов в России – большая их часть из стран СНГ, поэтому считается, что все мигранты владеет русским языком на достаточном уровне, являются носителями «постсоветской» культуры и обладают примерно такими же социальными навыками, как и остальные россияне. Но здесь важно то, что снижение рождаемости и наличие мигрантов в стране, уже в ближайшие годы станут базисом для осознания необходимости обучения мигрантов первого поколения, с целью их дальнейшей интеграции в общество.
Необходимость введения обучения и переобучения взрослых мигрантов становится все более актуальной. Однако, возможно есть смысл рассмотреть европейские примеры и модели, где правительственные структуры (в лице Еврокомиссии или Совета Министров Северных Стран) определяют общий вектор образовательной политики взрослых и выделяют приоритеты, опираясь на экспертное мнение. А сами образовательные программы реализуются неправительственными организациями или учебными заведениями, профинансированными на конкурсной основе. Соревновательность при отборе тех или иных проектов становится одним из стимулов для поддержания качества обучения на должном уровне, обучение не является платным для мигрантов, что снижает уровень коррупции в этой сфере. С другой стороны, такое дополнительное обучение не является обязательным, а лишь призвано быть дополнительным инструментом, используемым для закрепления в новой стране – курсы, в рамках таких проектов, могут оказаться полезными при сдаче экзаменов на знание языка.
Да, все это означает дополнительные расходы для государства, но я полагаю, что расходы на нейтрализацию последствий неинтегрированности мигрантов в России могут быть намного больше.
[1] Этот документ более известен как «Стратегия Лиссабон-2010»
[2] Тексты этих документов доступны на сайте главного директората по образованию и культуре Европейской Комиссии
[3] European Commission. Communication from the Commission. Adult learning: It’s never too Late to Learn. Brussels, 23.10.2006. Текст документа на сайте законодательства Европейской Комиссии
[5] http://www.eaea.org/news.php?aid=17327
[6] Подробнее о партнерстве см. http://www.nigerianpolishinitiative.org/about.html
[7] См. например: Сергей
Градировский. Есть ли у России миграционная политика?
См. также на Когита!ру:
Дилором Ахмеджанова. Жилищная реформа по-польски и по-русски
Второй конкурс эссе: "Деятельность НКО в Европе и России"
Наш 2-й конкурс эссе собрал более 40 участников
О I-м Конкурсе статей и эссе «Гражданское общество и решение социальных проблем в Европе»
СМИ о Когита!ру: Польша в исследованиях молодых социальных аналитиков в Петербурге