Прощание с Завеном Аршакуни
См. ранее на Когита.ру: Умер художник Завен Аршакуни
Из Живого журнала Андрея Чернова:
О РАДОСТИ ЗЕМНОЙ И МАРШАХ КАННИБАЛОВ
November 4th, 16:38
14 июня 1995 года боевики Басаева
захватили роддом в Будённовске.
И прошло дней десять.
Под вечер погожего петербургского дня живописец Завен Петросович Аршакуни возвращался из мастерской в однокомнатную свою квартиру, где жил с женой Ниной и сыном Петькой, тогда еще даже и не школьником. По Наличной (д. 36, корпус 5) от Смоленки, до угла с Малым проспектом – это совсем рядом.
Но пройти те полтора км ему не дали. Встретили тут же, за углом. Один, помоложе, убивал, другой, матерый, вдумчиво инструктировал, как это сподручней сделать голой рукой. То ли ученик был малопродвинутый, то ли еще не пришло ему время стать убийцей, но Завен выжил. Это о таких случаях говорят, что врачи достали его с того света.
В те белые (не иначе как от Нинкиных слёз) ночи, смерть согласилась подождать. Как и за полвека до этого, в блокадном городе, защищая который на Пулковских высотах пал отец и умерла мать Завена. А он, девятилетний, ушел из дома, потому что догадался, что сосед с соседкой задумали его съесть. Он пошел к своей учительнице. И та его спасла.
Но почему я не могу отделаться от мысли, что убивали Завена не абы кто, а внуки тех людоедов из блокадной коммуналки.
Завен умер вечером 2 ноября 2012.
Отпоют его 6 ноября в 12.00 в церкви на Смоленском кладбище. Там, рядом с Ксенией Петербургской, и похоронят.
А 8 ноября в Манеже откроется (на все два этажа) выставка его работ «О радости земной». Работать она будет до 24-го.
**
Из афиши ЦВЗ «Манеж»:
«О РАДОСТИ ЗЕМНОЙ» . 8
- 24 ноября 2012 года.
Организуемая к 80-летнему юбилею мастера выставка в ЦВЗ «Манеж» «О
радости земной...» - не повтор ей подобных, состоявшихся на разных
площадках Санкт-Петербурга и Москвы на протяжении его долгой творческой
жизни. Это первая наиболее полная и представительная экспозиция,
вбирающая живопись, графику (станковую и книжную), театральные эскизы
(многочисленные театральные спектакли, балетные постановки остались в истории
искусства благодаря художественному оформлению Аршакуни), произведения
декоративно-прикладного искусства. Это широкая ретроспектива творчества,
демонстрирующая масштаб дарования, размах разностороннего таланта мастера
на примере 300 произведений, собранных из основных музейных собраний России:
Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея,
Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального
искусства, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Вологодской
областной галереи, Петрозаводского музея изобразительных искусств, Ярославского
художественного музея и многих частных коллекций.
Сама эпоха, в которую творил Аршакуни, начиная с 1960-х годов, отдалилась от нас уже на полстолетия. Она предстает перед нами на выставке в новом освещении, так же как и само искусство художника, вобравшего в себя это время, его переживания, надежды, мечты... о Радости земной. Выставка в Манеже - своеобразное «воскрешение» творчества Завена Аршакуни, соприкосновение с осмысленным миром художника, полного сердечного тепла и человечности, лирической страстности и духовного величия. Завен Аршакуни всегда отличался невероятной скромностью. Вся его насыщенная творческая жизнь прошла в стороне от какого-либо публичного представительства и саморекламы. У этого художника нет ни званий, ни правительственных наград. Его единственными наградами являются медаль жителя блокадного Ленинграда, Серебряная медаль, полученная в 2003 году от Российской Академии художеств и звание член-корреспондента той же Российской Академии художеств, присужденное ему совсем недавно - в 2007 году. Однако тот вклад, который Завен Аршакуни внес своим творчеством в развитие отечественного, и в особенности петербургского искусства, не сопоставим ни с одной из правительственных наград.
Экспозиция представляет произведения различных жанров - портреты, пейзажи, натюрморты, композиции на библейские сюжеты, масштабные работы эпического характера. Помимо живописных полотен и графических листов на выставке будет воссоздан интерьер мастерской - размещены различные предметы мебели, вырезанные из дерева и раскрашенные самим художником. На выставке также будет демонстрироваться документальный фильм, посвященный жизни и творчеству художника.
ОТКРЫТИЕ - 8 ноября (четверг) в 16.00
**
Из старой тетрадки Андрея Чернова:
ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ ЗАВЕНУ АРШАКУНИ
I
Поперхнешься воздухом пушистым,
оттолкнешь ладонями окно:
Упаси родиться пейзажистом!
Это ремесло обречено,
если вопреки пределу зренья
укрупняет самый ближний план
целый таз вишневого варенья,
с кручи опрокинутый в туман.
Надо быть любителем отпетым,
чтобы в простоте возревновать
то, что было воздухом и светом,
словом или цветом называть.
II
Особенно когда зеленого в избытке
над заводью в тени... И тянет, тянет так,
что стоит разогнуть заглотыш этой пытки, –
душа сойдет с крючка и канет в облаках.
А все же длится для – запоминанья, что ли? –
купание громов и мальчиковый стыд:
чего он там торчит, как военрук при школе
опережением всего, что предстоит?
Особенно шатры и шпицеры проспекта
в сошествии огня средь рыхлых воздусей –
негаданный урон нетронутого лета,
свивание завес из зданий и снастей.
И то, и то, и то, что с мясом выдирает
невесть чего клочок и метит без следа –
дарит исподтишка да втихаря спасает,
особенно когда, особенно когда.
III
Портрет жены художника
в небесно-голубом:
В одном окне Остоженка,
да Лиговка в другом.
Два города, два чайника,
конфорки включены –
портрет любви печальника,
почти и не жены,
а те, которым завидно,
сходили б за него!...
Портрет семьи хозяина
себя не самого,
влекомого, ведомого
по ниточке ножа,
портрет судьбы бездомного
домашнего бомжа.
Портрет жены художника –
почти автопортрет.
Венок из подорожника
сплетен, да не надет.
1981–1989