«За вашу и нашу свободу!»
Репортаж о награждении победителей 25 ноября 2014 в Петербурге
В Варшаву я приехала в День Свободы Польши - 4 июня 2009 г. и на Краковском предместье сразу увидела плакат: «Serdecznie zapraszamy!» - приглашали посетить зал, где проходил легендарный Круглый стол 1989 года, открывший свободу Польше как Третьей Речи Посполитой. Огромный круглый стол как своеобразный символ польской демократии в точности воспроизводил накалённую обстановку и персональную ответственность за судьбу польского народа всех, кто в тот памятный день принял решение о новом историческом пути Польши.
Позже я отметила, что в Польше умеют так музеефицировать исторические реалии, как написаны слова Вышинского на фронтоне Powązkowskiego кладбища: «Когда затухает память людская – заговорят камни». Особенно впечатляют улицы столицы Польши в музее Варшавского восстания.
Самоидентификация народов Варшавского договора после провала коммунистического проекта СССР в 1989 году строилась на основе общего условия - обязанности за судьбу народа, его историю. Поиск ответа на запрос самоидентификации легла на плечи самого народа, его национальной интеллигенции и элиты. Проблема возрождения подлинности самоидентификации, преодолевая травмированную самооценку, и создания перспективы единого образа нации подняла ранее скрытые смыслы жизни народа. Необходимость выбора символов самоидентификации в процессе осознания собственной этнонациональной истории активизировала ключевые символы национальной памяти. Опора на национальную память в возрождении самоидентификации обнаружила, что этнонациональный мир был поделен на видимую и невидимую конструкцию самоидентичности народа. Видимый мир основывался на идеологии социалистической национальной политики. Невидимый мир не проявлялся под спудом всеобъемлющих форм власти и обнажился лишь после падения коммунистического режима.
Прошлое может быть воспроизведено двояким путем: как история или как воспоминание. Н.И.Бухарин в своей фундаментальной монографии «Россия. Польша. Опыт двадцатилетних отношений» (М.-СПб, 2014) замечательно описал сложную историю отношений двух государств. Прошлое как воспоминание хранится в виде коллективной памяти современников. Мне хотелось прочувствовать воспоминание поляков в образах, ставших видимыми и близкими к сибирской идентичности.
С поляками я была знакома ещё в Якутии, когда в начале 90-х годов приезжали студенты Варшавского университета, и я, как их коллега, занималась обустройством и содействием их исследованиям. Ныне все они стали известными учёными, государственными деятелями, политиками, сохранив благодарную память о Якутии, ставшей стартовой площадкой их профессиональной карьеры и зеркалом в осознании своей польскости.
Польша – как раскрытый учебник истории, нацеленной на борьбу «За вашу и нашу свободу!» Я с возрастающей любовью объехала её вдоль и поперёк, восхищаясь разнообразием историко-культурного наследия и современного проявления польскости. Сравнивала со своей родной Якутией – ведь Польша и Якутия связаны судьбой польских ссыльных на краю лесов и снегов, благодарной памятью якутян польским просветителям, стремлением к свободе после 1989 года. И находила очевидные подтверждения. Об этом и рассказ.
Польскость – качества вполне определенные и воспитываемые. Сначала на мой азиатский взгляд казалось, что поляки как европеоиды внешне ничем особо не отличаются от других европейских наций. По мере проникновения в их историю и психологию прояснилась привлекательность особой польскости, начертанной на стенах древнего костёла 14 века во Врославе: «Мы – поляки», «Вера наших отцов есть вера наших детей», «Поляк поляку брат», «Каждый день поляк служит народу», «Польша- мать наша и нельзя говорить о матери плохо».
Польскость как память и состояние души особо эмоционально осознаётся в старинных замках, костёлах и окраинных пограничных воеводствах. Польские ценности проявляются повсюду: в колокольном звоне костёлов, на кладбищах, в гнёздах аистов у Мазурских озёр, мемориалах, музеях, в школах, университетах, театрах, цветущих улицах городов, дорожных знаках и в памятнике из берёз, установленным нерожденным полякам-жертвам аборта. Польские ценности начертаны молодым современным ксёнзем на стенах костёла в старинном городе Збоншинь (Zbąszyń) Новотомыслского повята Великопольского воеводства, демонстрируются в памятнике Костюшко в Лодзи, экспозициях о Пилсудском в музее Закопане, этнографическом музее Познани и так везде, где живут поляки. И в Якутии установлены памятники полякам-исследователям Сибири.
Сибирская ссылка оставила глубокую борозду в памяти поляков, способствуя объединению региональных сообществ поляков в единую польскую политическую нацию. Сибирь устойчиво ассоцируется со ценностью «Свобода». Памятники польским ссыльным установлены, как правило, на площадях Свободы в разных воеводствах и гминах. Польские жители, и стар и млад, с интересом слушают о польских ссыльных в Сибири, о Сибири, о цивилизационном вкладе поляков в развитие сибирских народов. Многих тянет в Сибирь, чтоб прочувствовать истоки гордости своей принадлежностью к польской нации. Matka Syberyjska бережно охраняет молодых поляков у Католического университета Люблина, речка Сибирячка орошает поля Великопольского воеводства, на площади Matka Syberyjska Сибирска в Варшаве застыли рельсы с названиями сибирских городов, уставленных крестами заснеженных могил борцов за свободу.
Восприятие Сибири как места мученичества за свободу составляет специфику польской картины мира. Однажды я пригласила известного польского историка, профессора Варшавского университета Яна Кеневича совершить поездку по величественной реке Лена к природному шедевру мирового значения – Ленским столбам. Мы с ним любовались прекрасным северным пейзажем в свете незаходящего полярного дня, проплывающими суднами. Задумчиво внимая покою и широкому раздолью речной равнины, Ян Кеневич живо представил, как по Лене проплывали прокопчённые баржи с польскими ссыльными и что они чувствовали в пути, не предвещавшего возврата в любимый польский край.
В Польше даже школьники младших классов с воодушевлением поют патриотические песни, сложенные гренадёрами ещё в 15-17 веках и повстанцами 18-20 веков. В Варшаве горит вечный огонь в нише колоннад с начертанными названиями стран и мест, где воевали польские защитники свободы в разных странах мира.
Характерным проявлением польскости является сочетание охраны природы и сакральной архитектуры. Руинированные замки сливаются в особый ландшафт природно-культового почитания древней истории Польши. Особое впечатление производит Сеть святых мест – хранители польской истории и возвыщающего духа польскости. Очарование польского ландшафта исходит из взаимопереплетения светской, религиозной и языческой картины мира. Совместно с польскими коллегами я проездила по маршрутам Варминьского, Мазурского и Сувалкского поозерий, Курпевских земель, Краковско-Ченстоховской возвышенности, на Татрах, Малопольских и Великопольских святилищах, Келецко-Сандомежской возвышенности. Маршрут «Путь орлиных Гнезд» пролегает вдоль средневековых крепостей-замков и застав, сакральных объектов, овеянных легендами и беляющих останками стен на фоне юрских пейзажей. Особенностью польских водных путей является их непрерывная сеть, окутывающая польский ландшафт в единую систему исторических преданий и национальной идентичности.
Активно действующим культовым комплексом национального наследия является Монастырский ансабль Отцов Паулинов на Ясной Горе, основанный в 1382 году и остающийся одним из лучше всего сохранённых сакральных объектов в Польше. Главное сокровище Ясной Горы – икона Божьей Матери с Младенцем, названная Черной Мадонной – Matka Polska. Согласно легендам, она не раз спасала польскую Свободу. Традиции паломничества на Ясную Гору существуют свыше шести столетий. Есть особый день, когда сюда приходят члены всепольской организации «Сибиряки». Паломничество в августе и сентябре стало основным сельскохозяйственным праздником благодарения в Польше, когда приходят 200-300 тысяч земледельцев, принимают участие и Президент и премьер-министр республики. Ясная Гора – место всемирного паломничества к польской святыне.
В городе Новогруде, своеобразном центре древней Курпёвской культуры, создан музей под открытым небом «Курпёвский Скансен», открывающий мир лесного народа курпов, основным занятием которых был сбор мёда. Пчеловодство на деревьях – одна из самых древних профессий. Были 83 рода, имевших утвержденный старостой оригинальный родовой знак для метки деревьев с пчелиными ульями. Такой вот творческий трудолюбивый народ создавал польскость на северо-восточных рубежах Польши.
Польскость берегут и родные деревья. Знаменитым памятником природы Свентокшиских гор является почти тысячелетний дуб Бартек, одно из старейших деревьев в Польше. Охват его ствола у земли составляет 13, 4 м, а высота достигает 30 м. Растет в местности Загнаньск, в окрестностях города Кельце. Возраст от 700-1000 лет. В 1930-х решением специальной конкурсной комиссии дуб Бартек был признан самым большим и самым старым деревом в стране. Этот могучий дуб стал героем многих народных преданий. Одно из них гласит, что под кроной самого знаменитого польского дерева в средние века вершил суд могущественный король Казимир Великий. Красивая легенда сложилась и о Яне Собеском, отдыхавшим под его кронами с красавицей- женой и оставившем на память золотые сосуды в его дупле. Что особенно меня умилило, так это то, что у этого древнего дуба с польским именем, заботливо поддерживаемого подпорками, появляются сертифицированные наследники. Так, в историческом парке Збоншини растёт молоденький дубок «Дерево мира» - сын Бартека с сертификтом о своем знаменитом происхождении.
В Польше почитают память воинов- иностранцев, погибших за свободу Польши. Время сравнивает не только могильные холмы, но и образ врага и защитника. По заданию своих родственников я посетила Советское воинское кладбище в Цыбинке-Бялкуб воеводства Зелена Гура и совершила обряд почитания якута-связиста Д.Д.Попова, погибшего 5 мая 1945 года. Поразила ухоженность советского мемориала. По польским законам, за лето 5 раз косят траву, неусыпно охраняют и заботливо ухаживают за военными кладбищами. К мемориалу нас повезла женщина-таксист по имени Флора. Оказалось, что она родом из-под Львова, была переселена на Цыбинку после установления польских границ на бывших немецких территориях. И именно в этот день приехали к ней, точнее к её дому, навестить бывшие пожилые хозяева - немцы из Постдама. И мы – из Востока, тоже движимые памятью о войне. Флора, как истинная полька, сочетала Запад и Восток в своём мировоззрении, превратив память о войне в объединяющую нас историю судеб семей.
В прессе бывает информация, как вандалы глумятся над памятниками советским воинам. 9 мая я специально пошла навестить памятник советским воинам в Варшаве и увидела пожилую польку, с поклоном кладущую конфеты и печенье на длинный ряд советских могил. Познакомилась с ней. Её звали Анетта, она в детстве жила в деревне около Бреста и пережила там всю войну от начала до конца. Теперь живёт недалеко от этого мемориала. Сохранила благодарную память о советских солдатах и считает своим долгом ухаживать за могилами, сообщает властям, если увидит непорядок, молится за мир и дружбу между польским и российским народами. В благодарность за её народную дипломатию, я пригласила её совершить поездку по Мазовщине, тем более она была по специальности географом-землеустроителем и в молодости объездила эти места. Она с удовольствием составила нам компанию, и мы услышали много интересного о польских землях и судьбах поляков из территории бывшего Советского Союза.
25 лет – срок небольшой, чтоб наладить государственные отношения между разными цивилизациями. Но достаточный, чтобы выпестовать добрососедское поколение поляков и россиян, ценящих подвиг предшественников во имя свободы друг друга и выстраданную свободу своего народа.
11 октября 2014 г.