Общественное вторжение в городское планирование на примере Гамбурга
Об авторе: Пётр Жеребцов живет, работает и учится в Новосибирске. Пишет диплом специалиста на Факультете Иностранных Языков Сибирского Независимого Института.
Это эссе было представлено Петром на 4-й конкурс эссе «Общественные инициативы в городах Европы и России».
Общественное вторжение в городское планирование на примере Гамбурга
Проекты: “Park Fiction” и движение по борьбе джентрификацией “Es regnet Kaviar!”, NoBNQ, UNSER! AREAL
Общественные движения и их инициативы как явление принимают самые разнообразные формы взаимодействия индивидов. Теоретические основы этих процессов тщательно прорабатывались социологами на протяжении всего XX века. В данной же работе приведена попытка осветить практические действия и опыт необыкновенно социально активного городского сообщества в Гамбурге и на отрезке в 20 лет проследить развитие идей, побуждающих людей к действию.
География распространения движений преимущественно затрагивает неблагополучные районы Гамбурга, в частности Сант-Паули – некогда беднейший район во всей западной Германии. Населённый иммигрантами и богемой, он оказался благоприятной средой для развития сообщества, готового отстаивать свои права перед лицом властей и крупного капитала не самыми ординарными способами - вместо забастовок и демонстраций, которые, тем не менее, тоже имели место быть, жители самоорганизовывались на началах совместного созидания(“производства, как они сами говорят”) городской среды.
Первой подобной инициативой в Гамбурге явился проект “Park Fiction”.
Основным импульсом, как и в последующие годы, стали планы застройки: единственный оставшийся пустырь, вид с которого открывался на порт, был продан городом частному инвестору. Естественно, такое положение вещей совсем не устраивало жителей квартала красных фонарей, которым исторически является Сант-Паули, но “вместо прямой конфронтации с властями они начали с коллективного “производства желаний””. Это цитата из лекции Кристофа Шефера в Массачусетском Технологическом Институте, он – один из идеологов и руководителей проекта “Park Fiction”.
Кристоф Шефер на фоне Park Fiction
Скульптор, концептуальный и видеохудожник, ситуацинонист, Шефер, основываясь на идеях французского социолога Анри Лефевра, развивает урбанистическую концепцию “города как фабрики”. Город воспринимается как общность разного типа пространств, провоцирующих людей совершать действия, заданные рамками ситуации и места. Соответственно, одним из продуктов этой “фабрики” могут быть желания. Не углубляясь в теоретическое обоснование работы, можно сказать, что коллективным желанием обитателей Сант-Паули стало создание парка на месте будущей застройки. Кристоф Шеффер присоединился к проекту в 1995 году, и именно тогда события вокруг 4х гектаров земли с видом на Эльбу стали развиваться стремительно.
Прежде всего, сложилась устойчивая инициативная группа, состоявшая из музыкантов, художников–резидентов интервенции, священнослужителей, владельцев кафе, барменов, сквоттеров, детей, психолога, директора школы и повара.
Проводились регулярные еженедельные собрания, на которых, помимо обычных в такой практике опросников, разрабатывались направления по работе:
o Информирование населения через сеть продвижения процесса планирования, которая охватила школу, церковь, детский дом, улицу на набережной Хафен Штрассе и клуб “Golden Pudel”
o Сотрудничество с советом по культуре города Гамбурга, впоследствии выделившим грант на частичное покрытие расходов на строительство
o Создание инвентаря “Park Fiction” – организация планирования в игровой форме
Кроме того, одним из основных подготовительных этапов построения новой среды явилась просветительская деятельность на основах инфотеинмента: серии лекций и кинопоказов по истории парковой культуры, городского планирования и смежных тем. Помимо этого проводилась более интерактивная деятельность – выставки, воркшопы и экскурсии в открытом пространстве. Участники проекта называют этот опыт параллельным процессом самообучения.
Подготовительный этап также выразился и в менее традиционных формах деятельности – на место будущего парка привезли “Контейнер для планирования”, после чего начался рейв. По словам Шефера, это предвосхищало появление “Park Fiction”, т.е. по сути являлось проигрыванием сценариев событий, происходящих в парках.
Шефер демонстритует Экшн Кит и Архив Желаний
Говоря о взаимодействии с местными жителями, активно поддерживающими проект, нельзя не упомянуть об инвентаре “Park Fiction”, главным инструментом которого стали “Архив желаний” и “Экшн Кит”(от англ. Action Kit – Набор действия). Первый представляет собой набор черновиков и набросков идей жителей о виде и тематике парка. Второй же – портативный набор для разработки планов буквально на коленке. Помимо этого, участники группы сделали пиджаки с символикой “Park Fiction”, что позволяло им собирать идеи прямо на улице, поскольку жители начинали реагировать на появление людей с узнаваемым логотипом.
“Парк состоит из разных островов, - говорит Шефер, - так как идея заключалась в том, что вместо однородного парка мы получим место, где люди могут видеть друг-друга, где на различиях делается акцент». Действительно, перечислять все объекты инфраструктуры парка, уместившего на 4 гектарах их более 20 единиц, не входит в рамки эссе. Среди основных: лужайка “Ковёр-самолёт”, “Демократическая лужайка”, сцена “Зелёный театр”, сад для собак (“Такое впечатление, что у каждого второго жителя Сант-Паули есть собака”, - Шефер), площадка “Поле Тюльпанов”, а также небольшие грядки на территории церкви, уходом за которыми занимаются воспитанники детского сада.
Строительство продолжалось с 1993 по 1999 год, хотя планы города были окончательно отозваны лишь в 1997. Полную “ратификацию” властями проект получил лишь в 2003 году.
Набросок “Контейнера для планирования” так и не ставшего архивом Park Fiction
После окончания строительства основной части парка, накопилось большое количество информации и печатных материалов, что вызвало необходимость сооружения отдельного архива. Этому не было дано свершиться, т.к. местные власти, тщательно отслеживающие все процессы формирования нового пространства, запретили его возведение, даже не смотря на то, что совет по культуре одобрил это решение. Архив временно перенесли на первый этаж клуба Golden Pudel, где он находится по сей день. Так происходило со многими планами “Park Fiction”, в связи с чем, ими была выработана методика «перепланирования» - во всех дискуссиях с властями группировка предлагала большое количество похожих вариантов и решений, заведомо зная, что половина из них будет отвергнута.
Такой метод в целом характеризует подход и отношение к властям в Сант-Паули. В принципе, эта смесь иронии, недоверия и снисходительности к чиновникам достаточно типична для многих стран. Тем не менее, проект, изначально построенный на конфликте, вряд ли может перерасти в полнокровное взаимное сотрудничество. Сложившаяся ситуация получила своё развитие и в последующие годы, когда “Park Fiction” уже превратился в выставочный проект, а материально был свершившимся фактом.
О “Park Fiction” снято несколько документальных фильмов. Самые известные - это “Empire St.Pauli”, 2009 и “Desire Will Leave the House and Take to the Streets”, 1998.
"Нет сносу" - гласит типичный для фасадов Сант-Паули плакат
В 2000х местному сообществу пришлось принять новые вызовы, диктуемые уже общегородской политикой джентрификации территорий. В Сант-Паули пришли инвесторы, готовые вкладываться в переустройство района из самобытного сообщества в высококлассные фешенебельные апартаменты для белых воротничков и “креативного класса” (Образ последнего, кстати, стал культовым для местной административной верхушки после массового прочтения одноимённой книги американца Питера Флориды). Также для работников нематериального труда необходима соответствующая их статусу инфраструктура: новые рестораны, и популярные во всех крупных немецких городах пляжные клубы. Стоимость аренды стала заметно расти, и многим жителям пришлось переселяться в отдалённые районы Гамбурга. По неофициальной информации численность иммигрантов в Сант-Паули в те годы снизилась на 30%, что является большой цифрой, поскольку в 90ые примерно половину населения района составляли выходцы из других стран.
Непосредственное вовлечение жителей в процесс формирования среды их собственного обитания на протяжении более чем 15 лет привело к тому, что им стали ясны механизмы проявления своей гражданской позиции. Отработанные приёмы и накопленный опыт такого рода работы, которая стала восприниматься в качестве своего личного долга. Соответственно, реакция на процесс джентрификации последовала практически незамедлительно: было решено "Окружить город проектами". Члены группировки проекта “Park Fiction” устроили серию акций “Es regnet Kaviar!”(нем. – Икорный дождь идёт!), - преимущественно спонтанные шествия и пикеты. Также, сработав в своей манере, Шефер разработал “Deval Kit” (от англ. Devaluation - Девальвация) или иначе “Набор антиджентрификации”. Конечно, это была больше промоутерская концепция, для которой был снят весьма ироничный ролик. Приведённые в нём советы по борьбе с растущей рентой вряд ли нашли своих прямых последователей, хотя их нельзя назвать необоснованными.
Инструментарий и методы “Deval Kit”:
o Установка спутниковых антенн - они портят внешний вид фасадов
o Вывешивание маек-“алкоголичек” на балконах
o Применение “эффекта разбитых окон” (предварительно склеенных на скотч)
o Таблички с имена иностранцев под дверным звонком. По неофициальной информации – в какой-то момент основное ведомство занимающееся расселением, просто перестало принимать заявки от людей с фамилиями не-немецкого происхождения
o Использование пакетов из дешёвых супермаркетов
Общее положение вещей говорило о тенденции к обострению конфликтов между властями и жителями неблагополучных районов, среди которых, помимо Сант-Паули, можно отметить Сант-Георг, Вильямсбург и Брамфельд. Движения недовольных разрастались, что привело к созданию единой организации “Recht auf Stadt” (нем. –Права – городу!) в июне 2009 года. Имея консолидирующий характер, это движение быстро вобрало в себя большое количество проектов-участников, и его влияние стало ощутимо в других немецких городах – Бремене, Берлине и Франкфурте. Всё же рассмотрим примеры из Гамбурга.
NoBNQ
Весной 2009, буквально в 200х метрах от “Park Fiction” была выкуплена половина жилого квартала. Инвесторы намеривались выселить старых арендаторов, дома модернизировать, построив 82 дорогостоящих кондоминиума, а после - перепродать весь комплекс(название – Бернард Нохт Квотер, BNQ).
Новость быстро распространилась по округе, и жители основали NoBNQ. Группа проводит большое количество акций, нацеленных против планов новых владельцев квартала: от похищения рекламных стендов компании до вечеринок протеста. Параллельно был запущен процесс альтернативного планирования территории. NoBNQ разработало комплексную концепцию: создание кооперативного жилья с низкой арендой, новый тип использования коммерческих пространств и Fab Lab – общественный открытый цифровой воркшоп в качестве основного элемента устройства. Вокруг него же создаётся социально-коммерческая инфраструктура в виде небольших компаний, обслуживающих нужды сообщества. Городской совет, тем не менее, не одобрил идею. Концепция мирного захвата не может быть реализована в нынешних условиях.
С другой стороны, планы инвесторов сильно видоизменились: из-за оказанного давления все арендаторы получили гарантию на десять лет (аренда заморожена до 2021). Вместо 82 кодндоминиумов в зданиях разместят 67 сдаваемых квартир, плюс 40 социальных квартир в кооперативном доме.
Gängeviertel
В августе 2009 около двухсот художников захватили несколько зданий в одном из центральных районов Гамбурга, и полиция их не выгнала ни в тот же день, ни на следующий, ни даже через год. Спонтанная акция, как поначалу осветили её местные СМИ, превратившая пустующие здания в целый сквот-квартал, эдакий берлинский Тахелес на метаболиках, на самом деле имела предысторию. Старые дома были проданы голландскому инвестору для возведения офисов и люксовых апартаментов на их месте, но экономический кризис 2008 года сильно ударил по компании, и снос домов откладывался. Движение “Recht auf Stadt” очевидно способствовало организации акции, но никак не могло предположить, как события развернутся дальше.
К новым жителям сквота обратились чиновники из отдела по туризму, и о том, как творческие люди на это отреагировали, однозначной информации нет. Зато постоянное присутствие толп туристов на территории сквота говорит само за себя. В этом контексте соседство квартала со зданиями Unilever и издательства Axel Springer становится пожалуй даже саркастичным.
Здание Axel Springer возвышается над сквотом Gangeviertel
UNSER! AREAL
Как заявляет группировка: “UNSER! AREAL присваивает процесс планирования для здания Альте Риндермарктхалле(бывший мясной рынок) в Гамбургском районе Сант-Паули как концептуально, так и физически”.
Проект существует с 2010 года. В концептуальном плане он явно вдохновлён “Park Fiction”, о чём его создатели прямо сообщают. Unser!Areal помог людям, проживающим в округе, поделиться своими идеями будущего Альте Риндермарктхалле в зале Совместного производства желаний. Все пожелания, собранные посредством анкетного опроса 18000 местных жителей, были им высланы обратно в виде так называемых “телефонных книг”. Большинство жителей высказалось против изначальных планов города превратить строение в развлекательный центр, предлагая свои альтернативные предложения касательно новых функций здания. Естественно, они имели преимущественно социально-ориентированный характер.
Физически Unser! Areal существует в форме интервенции в городское пространство пяти “планировочных кубов”. Деревянные, по два метра в ширину каждый, они служат площадкой для общения жителей и инициаторов проекта. По определённым дням кубы раскрывают и получается небольшой крытый павильон, в котором ведётся процесс совместного городского планирования. Съёмки, обсуждения и семинары сопутствуют процессу.
Планировочные кубы UNSER! AREAL
До сих пор городские власти воздерживаются от сноса нелегальных построек. Планы застройщиков уже скорректированы – предлагается переоборудовать здание в гипермаркет. Дискуссия ведётся.
Подводя итог этому небольшому обзору, хотелось бы ещё раз обозначить круг проблем, с которыми сталкиваются горожане: набравшая обороты джентрификация, негласный имущественный ценз в участии принятия решений по городскому планированию и отсутствие полноценного диалога власть-жители. Хотя последнее, как видно на примере Gängeviertel, постепенно становится на рельсы полноценного взаимодействия. Стоит также отметить, что динамика городских процессов нарастает. Это видно не только на примере Гамбурга. Рассматривать такого рода явления уже возможно в более масштабном ключе – затрагивая явления глобализации в Европе. Либо же наоборот – спустившись на микросоциологический уровень, если не до изучения отдельно взятых малых групп.
Так в чём же секрет гамбургского чуда? Ответ оказывается, как и всё гениальное, простым: помимо публичного проявления недовольства очередными административными нововведениями, горожане всегда выдвигают реальные альтернативы обозначенных проблем. Безусловно, это является качественной характеристикой гражданского и городского самосознания, что достаточно естественно для богатого ганзейского города с многовековой историей. Чтож, процесс идёт, и люди продолжают его направлять. Инициатива всегда обладает своим вектором, который задаётся гипермотивированными индивидами или группами индивидов. Ведь второй составляющей наравне с “желанием”, Лефевр выделяет “страсть” как основу взаимодействия в городской среде. Представленные сообщества несомненно ею обладают.
Участники гостевой программы Института им.Гёте на территории Park Fiction
Ссылки:
http://www.soclexicon.ru/dzhentrifikaciya
http://www.spiegel.de/international/germany/0,1518,670600,00.html
https://experimentalgeographies.wordpress.com/tag/squatting-in-hamburg/
http://das-gaengeviertel.info/
http://unser-areal.rindermarkthalle.de/
Автор выражает большую благодарность Варваре Кашкаровой за предоставленные фотографии, а также Институту им.Гёте (Новосибирск) и лично Юлии Ханске за организацию поездки.
Пётр Жеребцов, объединение "Одушевлённые Предметы"
См. также на Когита!ру:
Четвертый конкурс эссе: «Общественные инициативы в городах Европы и России»
Поздравляем победителей 4 конкурса эссе!
Градозащитное движение в городах Европы и России
Общественные инициативы против ям на дорогах России и Европы
Студенческие организации в Бельгии и России: европейский опыт и зарождающиеся инициативы
Материалы предыдущих конкурсов эссе: