Угол Невского и судьбы. Кафе «Сайгон» как метафора жизни
Сумерки «Сайгона» / Сост. и ред. Ю.М. Валиева. — СПб.: Zamizdat, 2009. — 832 с.
Как говаривал отставной титулярный советник Мармеладов, «ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Одним из таких мест, «куда пойти человеку» в Питере, некогда был «Сайгон» — кафе и символ эпохи, которому посвящён этот внушительный том, отличающийся изысканным оформлением (вклейки, внутритекстовые иллюстрации, эпиграфы и подписи, выполненные от руки), но страдающий отсутствием корректуры.
Том состоит из нескольких сотен фрагментов воспоминаний, интервью, беллетристических и поэтических осмыслений феномена «Сайгона»: кафе на углу Невского и Владимирского проспектов в Ленинграде, в течение двух декад — с середины 60-х по середину 80-х годов — бывшего одним из центров питерской неформальной культуры. В истории этого феномена, как водится, выделяют периоды рассвета, расцвета и заката, после которого кафе «позорно закрыли, превратив из места встречи творческой интеллигенции в магазин зарубежной сантехники» (В. Ширали).
Завсегдатаи и редкие гости «Сайгона», свидетели разных этапов его существования, предлагают широкий спектр эпитетов и оценок, разного рода характеристик этого заведения, зачастую весьма метафоричных — от символа «райского детства человечества» (Т. Горичева) до «неприятного гадюшника» (Умка), включая такие, как «судьба», «лучшая пора нашей жизни», «the dirtiest place of the East Europe», «творческий центр Северной столицы». Ну и «еврейское кафе» — куда же без этого.
Помимо цветистых дефиниций и конкретных историй, зачастую связанных с селебрити (как я пил кофе с Бродским, как я встретил в «Сайгоне» Старовойтову), это многообразие воспоминаний создаёт панораму не только интеллектуальной, но и повседневной жизни Ленинграда: какие были кофе-автоматы, где подавали шницели, где наливали и т.д. Более того, книга, по сути дела, воссоздаёт социальный портрет разных маргинальных кругов — от поэтической богемы до спекулянтов, фарцовщиков и мафии «немцев — немых, готовых убить любого рублей за триста» (В. Кривулин). А сквозь все детали явственнее с каждой страницей проступает портрет целого поколения — поколения сайгонавтов, которое некоторые его представители или наблюдатели считают своего рода lost generation, поколением потерянным и погибшим, — по контрасту с людьми типа «В.В. Путина, 1952 года рождения, не ходившего в «Сайгон» (Л. Лурье).
«Сумерки «Сайгона» — это бесценная антология для литературоведов, советологов, исследователей повседневности или контркультуры. Ну и просто для тех, кто готов уютными вечерами осваивать 800-страничный том разнокалиберных текстов об известных и неизвестных поэтах, о пирожных, портвейне и, конечно же, маленьком двойном кофе.
Критика:
Михаил Трофименков («Коммерсант»):
«Сумерки», состоящие в основном из десятков интервью, взятых составителем Юлией Валиевой, имеют сильный литературоцентричный уклон. На его страницах говорят по большей части литераторы. Мало музыкантов, хотя один из лучших текстов — рассказ Олега Гаркуши, как его «винтили» у «Сайгона», и притворно бесхитростные мемуары о начале 1980-х годов рок-ударницы, укрывшейся за псевдонимом Кэт Питерская. За исключением Эрика Горошевского и Николая Беляка, почти нет театральных людей, хотя среди «сайгонцев» были такие замечательные персонажи, как покойный режиссер и киновед Сергей Добротворский или главный режиссёр ТЮЗа Григорий Козлов. Немного художников — зато если уж художник раскрывает рот, многим литераторам стоит замолчать. Дорогого стоят хотя бы воспоминания гуру движения «новых диких» Бориса Кошелохова, интеллектуала-детдомовца военной поры, лукаво отвечавшего кагэбэшникам на расспросы, что он делает в «Сайгоне»: «Баб ищу»
Елена Алексеева, Николай Конашёнок (Фонтанка.ру):
«Книга «Сумерки «Сайгона» — наверное, первая честная попытка поговорить об этом пласте культуры позднего Ленинграда. Насколько это удалось — судить довольно сложно. Возможно, для того, чтобы дать оценку этому труду, надо подождать пару десятилетий. Но, во всяком случае, Юлия Валиева, составившая этот сборник воспоминаний, сумела не впасть ни в излишнюю восторженность, ни в морализаторство и попыталась показать все грани того явления, которое было принято называть «сайгоновской культурой»
Источник: http://www.chaskor.ru/
Материалы по теме: