01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Среда

Тенденции развития гражданского общества: Новгородский регион. Часть 2

Вы здесь: Главная / Среда / Регионы / Великий Новгород / Тенденции развития гражданского общества: Новгородский регион. Часть 2

Тенденции развития гражданского общества: Новгородский регион. Часть 2

Автор: Елена Луковицкая — Дата создания: 05.07.2009 — Последние изменение: 27.07.2009
Участники: www.novgorod.ru: фото
Когита.ру
Продолжение статьи Елены Луковицкой о гражданском обществе Новгорода, его особенностях, трендах и динамике. Руководитель РОО "Новгородский Гендерный Центр"

 


Консультативные органы региона

Помимо Общественной палаты, другими Консультативными органами на территории Новгородского региона являются:

  • Комиссия по правам человека при Губернаторе области (с 1997), сформированная Губернатором преимущественно из представителей общественных правозащитных организаций и профессиональных юристов.
  • Совет по взаимодействию с религиозными объединениями (с 1997), также сформированная по решению Губернатора. В состав Совета входят 17 руководителей религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию.
  • Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, состоящая из представителей Администрации области, союза работодателей (общественный фонд "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Новгородской области") и Областной Федерации независимых профсоюзов.
  • Комиссия соотечественников при губернаторе была создана в соответствии с федеральным законом и состояла из переселенцев из стран бывшего зарубежья. Её целью являлась поддержка соотечественников за рубежом.
  • Совет ветеранских организаций при Администрации области состоит из представителей различных организаций ветеранов.
  • Комиссия по вопросам семьи, детей и молодежи при Новгородской областной Думе, созданная в 2000 году по инициативе женских организаций области, под руководством заместителя председателя Думы. Комиссия состоит из представителей женских, социальных, благотворительных организаций, а также некоторых наиболее важных социальных учреждений в области – государственных и муниципальных
  • Общественная палата малого и среднего бизнеса при первом заместителе Главы администрации области - внесла немало законопроектов на заседаниях областной Думы от имени Губернатора

Из перечисленных комиссий только одна была создана по инициативе общественности (женской) – по делам семьи, детей и молодежи. В названии этой новгородской комиссии так и не прижилось слово «гендер», которое есть в комиссиях многих других регионов. В одном из проведенных социологами НовГУ интервью, посвященном «учету гендерных интересов в принятии решений» в 2001 году, один из представителей власти упорно говорил «тендер», хотя исследователями для ознакомления был представлен  соответствующий глоссарий.

Опять же по инициативе властных структур в Концепцию социально-экономического развития области на 2006 год впервые был включен раздел «Взаимодействие власти и общественных институтов». В рамках данного раздела был разработан проект целевой Программы "Развитие гражданского общества на территории Новгородской области на 2006-2008 годы" и в данный момент уже действует следующая целевая программа – на 2008-2010 годы, за которую отвечает Информационный комитет Администрации Области. Программой запланированы организация и проведение гражданских Форумов, круглых столов, направленных на развитие институтов гражданского общества, проведение социологических исследований, информационная поддержка общественных объединений - подготовка и выпуск справочно-информационных изданий (последнее вышло в 2008 году). В Великом Новгороде уже прошли два Гражданских Форума, организованных Информационным комитетом Администрации области (второй - при участии нового общественного ресурсного центра для НКО) - в 2006 году и в 2008 году (всего 46 НКО-участников, из них 27 участников выставки-ярмарки НКО).

А результаты предполагаемых по программе Информационного комитета социологических исследований гражданского общества региона пока не обнаружены на сайте комитета – на мой запрос о наличии и результатах социсследований в Интернет-приемную (2 недели назад)  ответа я не получила.

 

Институт Уполномоченного по правам человека

Другой важный правовой институт Новгородского региона –Аппарат Уполномоченного по правам человека, который  появился в регионе в 2005 году. Опытный руководитель Г. С. Матвеева - бывший вице-мэр и заместитель Губернатора области по культуре, была назначена на эту должность Новгородской областной Думой 21 декабря 2005 года сроком на 5 лет. В рамках своей деятельности Уполномоченный ведет прием устных и письменных обращений граждан. Анализ этих обращений показал, что наибольшее количество проблем у граждан связано с проблемами жилищно-коммунального хозяйства, а также тарифами на услуги ЖКЖ и решением жилищного вопроса. По вопросам предоставления льгот и социальных услуг в основном обращаются пенсионеры. Много было обращений граждан по вопросам защиты прав детей, в основном – имущественных прав. По результатам анализа обращений Уполномоченный по правам человека направляла запросы в различные инстанции – в прокуратуру, суды, Управление внутренних дел, администрации муниципальных районов и Великого Новгорода.

Уполномоченный по правам человека активно работает со многими общественными объединениями города и области, опираясь на личностные ресурсы и грантовые средства. Так, например, в 2008 году Аппарат Уполномоченного инициировал проведение Международного женского Форума совместно с РОО «Новгородский Гендерный Центр»,  ОРД «Женский Парламент», Торгово-Промышленной Палатой, общественной организацией «Леди-Лидер» и др.  На форуме, посвященном 100 летней годовщине первого женского съезда, было поднято много проблем, связанных с женским предпринимательством, дискриминацией женщин на рынке труда, охране репродуктивного здоровья  населения и др.

Аппарат Уполномоченного по правам человека достаточно быстро реагирует на проблемные зоны регионального сообщества, а также  сделанные государством акценты, делая объектом своего внимания семью, права женщин и молодежи, кризисное состояние предприятий. Им были инициированы и проведены конструктивные семинары по теме банкротства региональных предприятий с участием органов юстиции, кризисных управляющих и общественных организаций.


Динамика развития общественных объединений в регионе.

Рассмотрим более подробно предпосылки возникновения и динамику деятельности Общественных объединений Новгородского региона как одного из важнейших индикаторов гражданского общества.

Рост активности общественных объединений начался в регионе после создания федеральной нормативной базы - выхода в мае 1995 года Федерального закона «Об общественных объединениях» - так стали возникать партии, общественные движения, организации. Именно в 1995 году были сформированы такие общественные объединения как Общественное Региональное Движение «Новгородский женский Парламент», фонд «Здоровье и Жизнь», в структурных рамках которого возникла Автономная некоммерческая организация "Северо-западный Центр Общественного Развития", осуществлявшая свою деятельность с 1997 по март 2001 как Новгородский Центр поддержки НКО (официально зарегистрирована в 2001 г. и постепенно свернувшая свою деятельность в 2006 г.).

В конце 90-х годов в Новгородской области реально действовало около 500 общественных организаций, где работали на постоянной основе около 800 человек, а привлекались к деятельности и участию в реальных программах несколько тысяч человек. Постоянными клиентами Центра поддержки НКО были более 250 общественных и некоммерческих организаций. При содействии Центра и его региональных представительств за 1998-2000 гг. было зарегистрировано свыше 80 НКО. Как видно из рисунка, из всех общественных объединений в основном преобладали некоммерческие [7].

Рис. 1. Структура общественных объединений в Новгородской области на 2005 г.(%)

Через Центр поддержки НКО многие лидеры НКО и желающие создать НКО смогли пройти стажировки в Швеции, в Народной Академии Гетеборга, где прослушали курс лекций зарубежных преподавателей по менеджменту и PR НКО (2001, 2002). Организованная центром система обучения участников и руководителей НКО, а также взаимодействие с зарубежными НКО позволили сделать деятельность новгородских НКО более профессиональной, и они начали составлять реальную конкуренцию государственным учреждениям и организациям, стимулируя их быстрее внедрять в практику более прогрессивные технологии и формы работы с населением.

Конец XX века, по словам председателя Информационной политики И. Верходанова [9], стал для новгородских НКО «грантовым бумом» - в среднем 38,6% от бюджета организаций составляли поступления от зарубежных фондов, поскольку в 1997 году область стала одним из четырех регионов РФ, которые в рамках специальной программы региональной инвестиционной инициативы Госдепартамента США получили помощь от Агентства международного развития США (USAID) через фонд "Евразия". Американская помощь была направлена не только на поддержку Администрации области, но и в большей степени на развитие негосударственных некоммерческих организаций.

В результате Великий Новгород и Новгородская область стали для зарубежных фондов пилотным регионом, на котором проверялась эффективность разного рода программ и вложений в «третий сектор», отслеживались изменения внутри сообщества НКО, изменения во взаимоотношениях между НКО, властью и бизнесом. В рамках российско-американской программы «Партнерство во имя свободы. Великий Новгород» 60 проектов получили около $2 млн. от фонда «Евразия», 30 проектов - около $800 тыс. от Фонда Сороса; еще больше проектов финансировалось «IREX» - каждый на сумму от 60 до 150 тыс. долларов [9].

«Грантовый бум» привел к  активному развитию правозащитных и женских  организаций,  обществ инвалидов. Граждане региона стали создавать организации, исходя из социальных потребностей и интересов как малых социальных групп, так и больших. Например, в городе была создана общественная организация «Аллергик» (Мальчук И.), поскольку государственная социальная система не могла в полной мере удовлетворить потребности родителей, дети которых больны аллергией. Создание организации привело к увеличению социальных связей между  родителями таких детей  - они стали активнее обмениваться информацией о лечении детей, проводить совместные семейные мероприятия.

Весьма активна в новгородском регионе общественная организация, созданная для поддержки многодетных семей (Соколова Т.). Поскольку материальное положение большинства многодетных семей в регионе оставляет желать лучшего, данная общественная организация поддерживает такие семьи, например, через поддержку социальной столовой, организацию мероприятий для детей, распределением получаемой от благотворителей одежды и т.д.

На данный момент в связи с уменьшением финансирования НКО и ухода западных фондов с российского поля, заметно снизилась активность и количество региональных общественных объединений. Часть из них ликвидировалась. На недавно проведенном Информационным комитетом области семинаре для НКО (июнь 2009) представители новгородских НКО довольно пессимистично высказывались о возможности получения российских грантовых средств, поскольку «процентов на 70 они остаются в Москве».

На 2009 год в области было зарегистрировано (согласно данным информационного комитета Администрации области) всего 742 общественных объединения, из них 356 –профсоюзные, 126 – религиозные организации, 7 политических партий, 253 – другие некоммерческие объединения.

Показательно, что в книге, изданной комитетом информационной политики Областной Администрации в 2009 году, только 225 организаций дали о себе обратную связь для публикации в справочнике общественных объединений.

Показательно, что в книге, изданной комитетом информационной политики Областной Администрации в 2009 году, только 225 организаций дали о себе обратную связь для публикации в справочнике общественных объединений.

Рис. 1. Структура общественных объединений в Новгородской области на 2009 г.(%)

Из представленных диаграмм мы видим, что произошли структурные изменения в направленности общественных объединений – количество профсоюзных и религиозных объединений к настоящему времени увеличилось, особенно религиозных – появилось 10 новых организаций, тогда как количество политических и некоммерческих общественных объединений уменьшилось практически вдвое.

В целом активность общественных объединений в регионе заметно снизилась как количественно, так и качественно – уменьшилось, например, количество осуществляемых НКО проектов. В последнем справочно-информационном издании «НКО Новгородской области» (2008) представлено всего 18 действующих в настоящее время общественных проектов [8].

Данные репрезентативного социологического исследования в регионе [10] показывают, что почти 40% жителей Новгородской области не готовы принимать участие в работе общественных организаций. Из тех, кто готов к общественной деятельности, чаще всего не против участвовать в движениях по благоустройству жилых территорий (20,3%), спортивных клубах (16,4%), благотворительных акциях (11%), культурных, краеведческих и природоохранительных организациях (10,1%). Анализ данных опроса по полу показал, что мужчины оказались менее склонными к участию в общественной деятельности – во всех возрастных группах среди мужчин доля не желающих участвовать в общественной деятельности выше, чем среди аналогичных групп женщин. Мужчины предпочитают спортивные клубы.

Гендерный анализ состава лидеров общественных организаций показывает, что среди зарегистрированных организаций мужчины-лидеры составляют более 65%, а женщины – около 35%. В некоторых малонаселенных районах региона женщины составляют более 60% лидеров НКО. Впрочем, эта тенденция характерна и для государственных структур  - в этих районах женщины являются лидерами большинства государственных организаций.


СМИ общественных объединений

Общественными объединениями города с 1991 по 2006 год выпускалось всего семь периодических  изданий, отражающих их деятельность. Это были издания очень разной направленности [11]:

  • газета «Женский парламент» (с 2000 - 2008). Редактор газеты - Председатель ОРД «Женский Парламент» Уртаева И.Б., имеющая большой опыт общественной работы и взаимодействия с органами власти.
  • издание «Страна Огней» Азербайджанского культурного центра «Бакинец» (2001)
  • информационный вестник Красного креста (2003)
  • информационный бюллетень – «Сообщество» пресс-службы В.Новгорода (2004)
  • «Третий глаз» (скаутское движение)

Самую длительную историю существования имеет Газета Регионального женского движения «Женский Парламент», которая первоначально выходила в малом формате и небольшим тиражом – например, для участников конференции. В целом тираж газеты колебался от 999 до 11 тысяч экземпляров. В большой степени тираж этой газеты зависит от финансирования - поддержки областной администрации (строка в целевой областной программе «Улучшение положения женщин») или грантовой деятельности организации.

Газета представляет собой  общественно-политическое издание, ориентированное на представителей власти, бизнеса и НКО. Издание поднимает разнообразные вопросы – от гендерного равенства и повышения престижности отцовства до обсуждения пенсионной реформы и закона о «социальном заказе». Газета «Женский Парламент» работает в основном с информационными жанрами и далеко не всегда имеет возможность публиковать аналитические статьи, комплексно раскрывающие поднимаемые проблемы.

Ценность данной газеты состоит в освещении проблем НКО в достаточно большом объеме и разнообразии по сравнению с другими региональными изданиями. К другим изданиям у НКО значительно меньший доступ, например, наиболее распространенная в городе бесплатная газета «Новгород», согласно опросу  представителей НКО, практически не доступна для публикаций о деятельности НКО.

В целом в регионе существует проблема отражения деятельности общественных организаций на новгородском телевидении и в других СМИ. Об этом написано в отчетном докладе новгородской Общественной палаты за 2007 год – «с экранов ушли интерактивные телепередачи «Точка зрения», «На вашей стороне», которые ранее готовились общественной организацией «Центр общественного телевидения» с целью обсуждения наиболее важных социальных проблем сообщества»[12].


Формы взаимодействия НКО и власти: на пути к развитию

Наиболее распространенная форма контактов НКО с местными органами власти - кооперация деятельности с департаментами, отделами и управлениями социального профиля - по проблемам молодежи, образования, труда и социальной защиты. Многие лидеры НКО отмечают потребность в таких контактах и консультировании специалистов, имеющих большой опыт работы в различных секторах социального обслуживания.

До сих пор в регионе происходит налаживание технологий решения социальных проблем на основе социального заказа - программ, обеспеченных контрактами, грантами, тендерами, получаемыми соискателями на конкурсной основе. В 1998 году в городской Администрации было принято прогрессивное для того времени Положение о муниципальных грантах Великого Новгорода, согласно которому НКО могли участвовать на конкурсной основе в целевых городских программах, что стимулировало НКО к участию в ряде социальных программ.

Больной темой для общественников стало обсуждение закона о социальном заказе. Долгое время общественниками дискутировался и готовился вопрос о принятии областного закона о социальном заказе, один из вариантов которого был подготовлен ОРД «Женский Парламент». Такой закон должен приниматься Областной Думой, однако до выдвижения проекта закона на голосование дело так и не дошло. В отчетном докладе членов общественной палаты за 2007 год звучит лейтмотивом – «нужен закон о социальном заказе», однако вопрос о принятии закона в регионе так и остался  без ответа…

В заключении следует отметить, что неправительственные организации оказали позитивное воздействие на гражданское самосознание регионального сообщества. Они способствовали самозанятости и самоорганизации (например, ТСЖ) определенной части населения в трудное перестроечное время, а также помогли осознанию и решению таких социальных проблем, как положение детей-сирот, инвалидов, насилие в семье, гендерное не равенство на рынке труда, в образовании и политике, репродуктивное здоровье населения, гражданское образование.


Литература

[7] Отчет АНО "Северо-западный Центр Общественного Развития" (2005)

[8] Справочно-информационное издание «НКО Новгородской области». - Великий Новгород: Новгородский региональный общественный фонд содействия некоммерческим проектам, 2008.

[9] Верходанов И.В. 15 лет развития институтов гражданского общества на территории Новгородской области (за период с 1991 по 2006 год). – Доклад к 1-му Гражданскому Форуму. – 1.06.2006. Великий Новгород.

[10] Отчет по результатам социологического исследования «Женщина в российском обществе». – Женский Форум, Великий Новгород, 2008.

[11] Петрова Е. С. Периодические издания общественных организаций и движений В.Новгорода». Дипломная работа. – НовГУ, 2009.

[12] Отчетный доклад членов Новгородской Общественной палаты за 2007 год.

Об авторе:
Елена Геннадьевна Луковицкая,
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии Новгородского государственного университета; руководитель РОО "Новгородский Гендерный Центр".

 

 

comments powered by Disqus