01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Дневник 9-летнего. Окончание

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Дневник 9-летнего. Окончание

Дневник 9-летнего. Окончание

Автор: А. Алексеев — Дата создания: 19.07.2016 — Последние изменение: 19.07.2016
А. Алексеев публикует текст своего дневника, писаного в 9-летнем возрасте (1943-1944 гг.). Из цикла: «АА: детство, отрочество, юность» (4).

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. Бесценный дар от матери,

- Бесценный дар от матери. Обсуждение

- Дневник 9-летнего

**

 

<…>

 1944 г.

37.

 

Суббота 1 января 1944 г. 18 ч.

31 декабря мы вместе празднуем новый год. Папа приготовил настойку из водки и я пил тоже.

Кроме статей о Гольфштроме и Магеллане я написал еще 2 статьи: пустыня Кара-Кум и происхождение земли. К тому же Папа предложил мне написать очерк о поверхности С.С.С.Р. (7). Я думаю завтра приступить к этой работе. Вот план:

1) Европейская часть С.С.С.Р.

2) Сибирь

3) Дальный Восток

Теперь я завел себе целую тетрадь для научных очерков и статей.

В школе у меня по все предметам отлично и только по военному делу посредственно. Только у Вити Семенова по всем предметам и по военному делу

38.

отлично. Это военное дело мне все портит. Мне в подарок Папа принес коробочку с дедом Морозом нарисованным на крышке. Но эту коробочку делал не он. Мама сделала мне подарок еще лучше: она нарисовала четыре очень красивых поздравительных открытки. В последнее время я очень увлекаюсь Тургеневым. Почти во всех его рассказах чувствуется ирония на русских помещиков. Особенно мне понравился «Касьян с Красивой-Мечи». В этом рассказе показывается крестьянин любящий природу и не позволяющий себе убивать каких-нибудь животных или птиц. Вот выдержка которая мне особенно понравилась: «Кровь… (нрзб. – А. А.)

39.

Великий грех показать миру кровь, великий грех и страх!.. Ох великий!» Не верится что эти слова говорит простой русский мужик! Эти слова может сказать только тот человек, который любит природу, и любит искренно.

 

Воскресение 2 января 1944 г. 18 ч.

Сегодня я начал писать очерк о поверхности СССР.

Сегодня я ходил в школу на елку но оказалось что там уже все кончилось. Но елка там никуда не годная; наша ленинградская елка в трое лучше.

 

Суббота 8 января 1944 г. 14 ч.

Вчера я и Мама ходили в цирк.

В библиотеке я взял три книги по астрономии.

Погода

Очень холодно.

40.

 

Понедельник 10 января 1944 г. 18 ч.

Я начал писать мой «Геолого-географический настольный словарь» и объяснил уже 25 слов. Теперь я завел себе специальную тетрад где я пишу мои научные очерки и статьи.

Сегодня последний день каникул; завтра я пойду в школу.

 

Вторник 11 января 1944 г. 10 ч. 30 м.

Сегодня я иду в школу. В III четверти начнется история.

 

Воскресение 16 января 1944 г. 20 ч.

В библиотеке я взял три книги по астрономии, среди которых самая замечательная «Движние миров» Джинса (автора гипотезы о происхождении земли). Эта книга написана понятным языком и я все в ней хорошо понимаю.

41.

Однако в ней встречаются и трудные места которые я понимаю только с помощью Папы. Здесь очень красочно описано происхождение земли. К тому же часто встречаются примеры, простые и запоминающиеся, которые помогают понять трудные проблемы. В ней есть карта звездного неба в северном полушарии; я хочу ею воспользоваться чтобы разыскивать на небе разные созвездия.

Остальные книги «Занимательная астрономия» Перельмана и «Популярная астрономия» Фламмариона не такие интересные.

В школе наша учительница Лидия Петровна заболела и занятий не было.

Природа

Сильный мороз но ясное небо.

 

Пятница 21 января 1944 г. 15 ч.

Сейчас я уже пришел из школы. Я

42.

хожу в школу не к 14 часам, как обычно, а к 11 часам. Поэтому я прихожу так рано.

Это время у меня ничего не получалось с немецким; немецкие слова не шли мне в голову. Но я думаю (по вразумлению Мамы), что я просто не хочу. Я решил подтянуться с немецким, чтобы не осрамить Маму на экзамене. Дело в том, что Мама хочет чтобы я сдал экзамен по немецкому и французскому языкам за V класс. Вчера я сочинял на словах рассказ «Зимний день». Сегодня я думаю его написать.

 

Суббота 22 января 1944 г. 18 ч. 30 м.

Сегодня я не иду в школу и у Папы выходной.

43.

 

Четверг 27 января 1944 г. 18 ч 30 м.

Эти дни я не хожу в школу потому что простудился. Но как всегда то время когда я сижу дома не пропадает даром. Я усиленно занимаюсь языками. Сегодня получил 5 по французскому языку. В французском я уже добился пяти за чтение. Сегодня я начал читать Маме вслух «Le tour de France par deux enfants» par G. Bruno («Путешествие двоих детей по Франции» Ж. Брюно. – А. А.). Я уже кончил читать «Tartarain de Tarascon» par Daudet («Тартарен из Тараскона» Доде. – А. А.). Теперь я читаю французские книги для удовольствия и если они легкие, я читаю их с таким же интересом как и русские. Сейчас мне надо подготовлятся к завтрашней немецкой диктовке и у меня нету больше времени писать.

44.

21 ч.

Сейчас я приготовился к немецкой диктовке и свободен. Мама мне теперь читает «Diloy le chemineau» par Segur  («Бродяга Дилой» Сегюр. – А. А.). В этой книге хорошо видна насмешка над гордыми богатыми людьми. Эту книгу Мама купила в книжном магазине и она наша собственная.

Погода

Сильный мороз.

Пяттница (так! – А. А.) 28 января 1944 г. 14 ч. 30 м.

Сегодня я написал немецкую диктовку на 5. Я также просклонял три слова.

У меня есть «Сибирская советская энциклопедию». Эту книгу я имею уже давно.  (Эти две фразы почему-то зачеркнуты. – А. А.)

45.

 

16  февраля 1944 г.

План работы на время каникул с 1/IV по 10/IV.

1) Наблюдать прилет первых грачей, ледоход на Иртыше, появление насекомых etc.

2) Начать вести наблюдения над погодой, отмечая признаки приближения весны.

3) Вести наблюдения за появлением цветов и трав.

4) Сделать чертеж строения земной (пункт 4 зачеркнут. – А. А.)

5) Сходить в краеведческий музей

6) Прочитать и выбрать материалы из книги Пинкевича «Строение земной коры».

----------------

Maintenant  je suis un eleve de quatrieme. L’ eleve de quatrieme est malade. («Я теперь являюсь учеником четвертого класса. Ученик четвертого ласа заболел». фр. – А. А.)

46.

 

Воскресение 27 февраля 1944 г. 18 ч.

Мне пришлось много догонять.

По арифметике я не знаю геометрии, задач на предположение etc. По истории я вообще ничего не знал, даже за 3 класс. Но теперь меня начали уже спрашивать и ставят оценки. У меня еще нет оценок ниже 4. Однако уроков задают очень много и я теперь редко отдыхаю и занимаюсь своими делами. Даже в воскресение у меня много работы. Через 20 дней будет конец четверти. К концу четверти я буду держать экзамен по французскому и немецком языкам. В 4 классе по арифметике сейчас проходят Н.О.К. Хотя я замечаю, что бы ни проходили очень долго сидет на одном месте. Это будет я уверен и в 10 классе. (Последняя фраза зачеркнута. – А. А.)

47.

 

Суббота 4 марта 1944 г. 14 ч. 30 м.

Природа

Оттепель

 

Воскресенье 5 марта 1944 г. 20 ч.

C’est le printemps qui vient. Il ne fait plus froid, et les oiseaux chantent comme en printemps. Hier j’ai ecris l’exercice allemand. J’ai recu 5. (Наступает весна. Уже не холодно, и птицы поют по-весеннему. Вчера я писал упражнение по немецкому. Получил пятерку». фр. – А. А.).

 

9 марта 1944 г. 14 ч. 30 м.

Сейчас я снова заболел. Но завтра я уже наверное пойду в школу.

Однако как быстро проходит время. Вот уже март; а давно ли был новый год.

Я с нетерпением жду начала каникул, когда смогу

48.

заняться исполнением всех пунктов моего «Плана работы».

 

Вторник 21 марта 1944 г. 14 ч. 30 м.

Скоро я буду держать экзамен по французкому (так! – А. А.) языку. Так что сейчас у меня идут диктовки по всему курсу. В школе скоро кончается четверть. Я думаю что по всем предметам будет пять.

 

Воскресенье 26 марта 1944 г. 16 ч.

23 я держал экзамен  по французскому языку за 5 кл. Я получил пять. Теперь можно приняться за 6 кл. но прежде нужно сдать экзамен по немецки.

Что касается моего «плана работы, то мне его не удастся сделать: во-первых мне нужно как следует отдохнуть, а во-вторых каникулы длятся не с 1/IV по 10/IV, а с 26/III по 3/IV. Поэтому большинство отделов не выполнимо.

Сейчас я читаю биографию Кулибина, а до этого биографию Магеллана.

25/III кончилась четверть и нам объявили отметки. Я стал отличником.

49.

 

27 марта 1944 г.

«А жизнь как посмотришь с холодным вниманием вокруг есть такая пустая и глупая штука» Лермонтов (Эта запись замазана чернилами, как видно, позднее. – А. А.).

 

31 марта 1944 г.

Появилась первая травка.

 

3 мая 1944 г.

На деревьях появились листья. Скоро экзамены. Сдал экзамен по немецкому яз. за 5 кл. на 5.

 

Пятница 19 мая 1944 г.

В настоящее время я пишу биографический очерк «Жизнь и деятельность Магеллана» кроме того я делаю карту на которой указан путь кораблей Магеллана. Самым главным источником от-

50.

Куда я беру материалы является «Биография Магеллана» Кунина.

51

 

20 мая 1944 г. 14 ч.

Впервые я хочу записать мою заветную мечту: я не хочу чтобы обо мне узнало человечество теперь. Я хочу только чтобы я был известен в будущем. Я хочу чтобы потомки собрали материалы о великих открытиях, о происхождении земли, о происхождении наук и т. д. из моих трудов. Чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины.

Природа     16 ч. 30 м.

Везде много травы. На деревьях листья

52.

 

Воскресение 4 июня 1944 г. 19 ч.

Давно я не писал и вместе с тем произошло много важных событий. Я написал очерк «Жизнь и деятельность Магеллана» с географической картой, на которой я отметил путь кораблей Магеллана. План этого очерка следующий:

1)  Заслуги Магеллана перед человечеством

2) Характеристика положения

3) Родина Магеллана

4) Индийская служба Магеллана

5) Марроканская служба

6) Великий замысел

7) Магеллан обижен Маноэлем

8) Магеллан покидает родину

9) Новые друзья Магеллана

10) Снаряжение экспедиции

11) Отплытие

53.

12) Плавание по Атлантике

13) Бунт

14) Гибель «Сант-Яго»

15) Зимовка

16) Открытие Магелланова пролива

17) Пересечение Тихого океана

18) Смерть Машеллана

19) Сожжение «Конспеннсиона»

20) Гибель командиров

21) Судьба «Тринидада»

22) Судьба «Виктории»

23) Заключение

Главным источником, откуда я почерпал сведения является биография Магеллана написанная Куниным. Собственно говоря я сделал пересказ этой книги, но интересно: я написал все по памяти, запомним («запомнив». – А. А.) главнейшие даты и почти все имена. Папа этому

 

54.

очень удивляется. Мама же хвалит в нем то, что я сумел изложить кратко и понятно на 30 стр. то, что было написано в 4 книгах, которые я читал о Магеллане. В конце описания смерти Магеллана я написал: «Навсегда на страницах истории запечатлеется имя моряка и настойчивого исследователя Магеллана». Вообще Магеллан мой любимый герой.

Расскажу забавный случай в школе на выпускном утреннике 31 мая. Еще в начале мая я говорил нашей учительнице Евстолии Леонидовне о том, что я пишу реферат о Магеллане, и что я могу сделать о Магеллане доклад. Она сказала мне, что я его могу сделать на выпускном утреннике; но она не поин-

55.

тересовалась даже, что это за доклад. Затем я показал реферат заучу. Но чувствую, что больше не могу писать: слишком устал. Докончу завтра.   20 ч.30 м.

 

Понедельник 5 июня 1944 г. 16 ч.

Зауч (Ореадна Евграфьевна) отнеслась к моему реферату благосклонно но сказала, что мой доклад в программу утренника не может быть включен из-за сильной перегруженности последнего. Я не стал подготавливать доклада. На утреннике программа оказалась очень короткой (большая часть ее принадлежала девочкам из другой школы) и Е. Л. бегала от одного ученика к другого и спрашивала каждого, не сможет («ли». – А. А.) он выступить. Подходила она и ко мне, спрашивая про доклад, но я счел это за насмешку отказался. Вообще я замечаю в нашей учи

56.

тельнице много недостатков. Например она ставит 5 ученику, который вместо того чтобы написать 5 Х 10 : 2 = пишет 5 Х 10 = 50 : 2 = 25. Разве 50 равны 25? Когда я поправил ученика она сказала. что у него правильно написано. Или она утверждает, что пишется «на яблони» вместо «на яблоне». Когда однажды ученик спросил ее о том, что она не знала, она ответила:

«Это я не буду сейчас вам (ученикам) объяснять, слишком трудно будет вам это все сразу».

Но я прекрасно понял, что она ответила это, только для того, чтобы не терять свой авторитет. Сама она этого не знала.

Теперь, когда я кончил писать Магеллана, я принялся за новый научный, но написанный понятным языком труд «Разрушительная и созидательная работа воды и ветра».

 

Среда 7 июня 1944 г.

Сейчас я очень много читаю, как называется запоем. В настоящее время я читаю еже-

57.

месячный журнал для детей «Костер». Этот журнал очень интересный и мне он очень понравился.

В школе я получил 4 учебника для 5 кл. Это хрестоматия, география, сборник арифметических задач и «Арифметика» Киселева. География – никуда негодный учебник. Там все бестолково объяснено, а главное нет точной формулировки. Там рассказывается про террасы, рельеф, землетрясения и не говорится, что это такое. Другое дело «Арифметика» Киселева. Там все толково объяснено и есть точная формулировка определения. В географии же нет ни одного точного определения. Киселева же по выражению Мамы можно считать классиком преподавания математики. Хорошо написана и хрестоматия. Там хорошо подобраны рассказы и даже иллюстрации. 10 июня я должен получить и остальные учебники.

Природа

Кончилась весна – началось лето. Уже цвели и отцвели сирень и яблоня, но все же теперь холодно. Почти все время идет дождь.

 

16 июня 1944 г.

(На этом записи в тетради 1 обрываются. Далее - листы, вложенные в тетрадь 1. – А. А.)

 

17/VI Выписать старинные задачи из журнала «Костер». Долисать сочинение «Наш кот». Продолжить сочинение «Воспоминания цыпленка».

18/VI Выписать наиболее интересные отрывки из «Уголка античной литературы». Составить немые карты.

19/VI и 20/VI 21/VI Заняться французским отделом.

22/VI Заняться оформлением I главы «Воды и ветра». Продолжить «Воспоминания цыпленка».

 

(Вложенный лист 1. – А. А.)

Даты рождения и смерти великих исследователей.

      Путешественники средних веков.

Карпини 1182 г. -1252 г.

Рубруквис 1215 г. – 1270 г.

Марко Поло 1254 г. – 1324 г.

      Португальцы.

Генрих Мореплаватель 1394 г. – 1460 г.

Бартеломеу Диаи де-Новаш ум. в 1500 г.

Васко да-Гама 1460 г. – 1524 г.

Педро-Альвареш Кабраль 1460 г. – 1524 г.

      Испанцы

Христофор Колумб 1451 г. – 1506 г. (открыл Новый свет)

Фердинанд Магеллан 1480 г. – 1521 г. (сделал кругосветное путешествие)

Эрнандо Кортес 1485 г. – 1547 г.

Кабеса де-Вака 1490 г. – 1564 г.

Франциско-Васкес де-Коронадо 1500 г. – 1547 г.

(вложенный лист 2. – А. А.)

      Испанцы

Эрнандо де-Сото 1496 г. – 1542 г.

Франциско Писсаро 1471 г. – 1541 г.

Диэго де-Альмагро 1475 г. – 1538 г

Педро де-Вальдивиа ум. в 1554 г

Гонсало Писсаро ум. в 1548 г.

Франциско де-Орельяна 1511 г. – 1646 г.

Гонсало де-Кесада 1499 г. – 1591 г.

      Исследователи Северной Америки

Джон Кабот 1450 г. – 1498 г.

Джованни де Веррациано ум в 1527 г.

Жак Картье 1491 г. 1557 г.

Фробишер 1535 г. – 1594 г.

Генри Гудсон 1550 г. – 1611 г.

Этьен Брюле 1592 гю – 1633 г.

Де-Ласаль 1643 г. – 1687 г.

Сэтюэль Хири 1745 г. – 1792 г.

Мэккензи 1763 г. – 1820 г.

(вложенный лист 3. – А. А.)

      Исследователи Северной Америки.

Давид Томпсон 1770 г – 1857 г.

Льюис 1774 г – 1809 г.

Кларк 1770 г. – 1838 г.

Пайк 1779 г – 1813 г.

Фремонт 1813 г. – 1890 г.

      Исследователи Южной Америки.

Ралей 1552 г. – 1618 г.

Схаутен 1580 г. – 1625 г.

Де-Лакондамин 1701 г. – 1775 г.

Гумбольдт 1769 г. – 1859 г.

Чарль Дарвин 1809 г. – 1882 г.

Бэйтс 1825 г. – 1892 г.

Уоллес 1823 г – 1913 г.

      Исследователи Африки

Мунго Парк 1771 г. – 1806 г.

Бэкер 1821 г. – 1893 г.

Давид Ливингстон 1813 г. – 1873 г. (исследовал р. Замбези, открыл водопад Викторию, исследовал пустыню Калахари)

Генри-Мортон Стэнли 1841 г. – 1904 г.

(вложенный лист 4 – А. А.)

      Исследователи Австралии.

Кирос 1565 г. – 1614 г. (Объехал вокруг Австралии ни разу не видя материка).

Абель Тасман 1603 г. – 1659 г.

Бугенвиль 1729 г. – 1811 г.

Джемс Кук 1728 г. – 1799 г.

Лаперуз 1741 г. – 1788 г.

      Исследователи Арктики

Виллем Баренц ум. в 1597 г.

Франклин 1786 г. – 1847 г.

Норденшельд 1832 г. – 1901 г.

Фритиоф Нансен 1861 г. – 1932 г.

Руал Амундсен 1872 г. – 1928 г. (Достиг Южного полюса, исследовал Арктику)

Роберт Пири 1856 г. – 1920 г. (Достиг Северного полюса)

Стифансон род. В 1879 г.

      Исследователи Антарктики

Беллингсгаузен 1779 г. – 1852 г.

Джемс Росс 1800 г. - 1856 г.

Джон Росс 1777 г. - 1856 г.

Отто Норденшельд 1869 г. – 1928 г.

(вложенный лист 5. – А. А.)

Эрнст Шекльтон 1874 г. – 1922 г.

Скотт 1868 г. – 1911 г.

      Декабрь 1943 г. Андрей Алексеев

Материалы из книги Аусвейта «Как открывали земной шар»

 

(Вложенный лист. – А. А.)

Геология

ТОПАЗ: драгоценный камень употребляемый для украшений.

БЕРИЛ: тоже что топаз

КВАРЦ: непрозрачный обыкновенный кварц применяется в стекольной промышленности. Он используется также для выделки фосфора (вероятно, имеется в виду фарфор. – А. А.) и фаянса.

ИСЛАНДСКИЙ ШПАТ: используется в оптических приборах.

ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ: тоже, что и исландский шпат.

ЯШМА: цветной кмень. Из негоделают украшения.

ЖЕЛЕЗНЫЙ БЛЕСК: сырье для металлургии. Содержит 70% железа.

СЕРНЫЙ КОЛЧЕДАН: из него добывают серу и серну. Кислоту.

 

(вложенный лист. – А. А.)

Зоология

ОНДАТРА (или американская водяная крыса – американская выхухоль): семейство мышей. Питается водяными растениями. Обитает по берегам рек и озер.

ОРЛАН БЕЛОХВОСТ: один из самых сильных представителей всего отряда хищных птиц. Семейство соколиных. Гнездится на прибрежных скалах, на высоких деревьях и в степи.

 

(вложенный лист. – А. А.)

Количество метерии («материи»? – А. А.) составляющей тело, называется МАССОЙ.

---------------

Расстояние которое луч света проходит в год называется СВЕТОВЫМ ГОДОМ.

---------------

ПОПЕРЕЧНИК СОЛНЦА = 700000 Х 2 = 140000000 км

---------------

Солнце каждую секунду теряет на излучение 4 Х 10(6) тонн своей материи.

---------------

МАССА Солнца равна 2Х 10(27) тонн.

---------------

ТЕМПЕРАТУРА НА СОЛНЦЕ в его центре равняется 4 Х 10(60) С

---------------

ЛУНА НЕ ИМЕЕТ АТМОСФЕРЫ из-за своей маленькой величины. Ее масса недостаточно велика чтобы удержать атмосферу у поверхности. Происходит это потому что на Луне достаточна скорость в 2 ½ км в сек. Чтобы улететь от нее. Молекулу воздуха могут двигаться с такой быстротой (даже при средней температуре). На Земле нужна скорость в 11 км в сек. чтобы отделиться от нее. Такой

(оборот лиска. – А. А.)

же скорости молекулы могут достигнуть только при очень большой температуре которой на земле не может существовать.

-------------------

До ближайших шаровых скоплений звезд 20000 световых лет.

-------------------

В одну секунду световые волны проходят 300000 км.

-------------------

Расстояние от Земли до Солнца = 150 Х 10(6) км.

-------------------

Расстояние от Луны до Земли  = 4 Х 10(5) км.

-------------------

Звуковые вольны распространяются в пространстве со скоростью 340 км в сек.

-------------------

Земля образовалась около 3 Х 10(12) лет назад

 

(«Общая тетрадь». В ней только одна запись. Стр. 1. – А. А.)

У подножью Андов, в Чили растут пальмы, из сока которых выделываю вещество по вкусу очень похожее на патоку. Вот что рассказывает об этом Дарвин в своей книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»: «Здешние пальмы по сравнению с другими видами этого семейства довольно безобразны. Ствол их чрезмерно толст и очень странной формы: Посередине он толще чем у основания и у вершины. В некоторых местах Чили этих пальм чрезвычайно много, и ими дорожат, так как из их сока выделяется нечто вроде патоки.

Ежегодно ранней весной в августе (к этому месту примечание внизу страницы: «В южном полушарии во время нашего лета – зима, а во время осени – весна». – А. А.) , срубают множество этих деревьев, и повалив ствол на землю, срезают лиственный (нрзб. – А. А.) . Сок тотчас же начинает течь с верх-

(стр 2. – А. А.)

него конца и течет непрерывно в течение нескольких месяцев; необходимо, однако, срезывать каждое утро тонкую пластинку с этого конца чтобы освежить поверхность. Хорошее дерево дает по 45 л. сока – какое громадно количество жидкости содержится в сосудах ствола, который кажется совершенно сухим! Говорят, что сок течет гораздо скорее в сухие дни; утверждают также, что при необходимо при срубке дерева наблюдать, чтобы оно падало по скату (нрзб. – А. А.)  вершиной вверх.

      По Дарвину

(стр. 3. – А. А.)

Основные даты жизни Магеллана

1480 (предположительно) – рождение

(Эта запись зачеркнута. – А. А.)

 

(Тетрадь 2-я. Обложка. Наверху - подпись: «А. Алексеев». Далее: «Дневник. Тетрадь вторая. Андрей Алексеев. 9 августа 1944 г – 15 июня 1946 г.»)

 

1.

Начиная с 20 июля открылся иностранный отдел (библиотеки. – А. А.), что было для меня большой радостью. Я с больщим удовольствием принялся за книги bibliotheque rose («Розовая библиотека» - название издательской серии рубежа XIX и XX вв. для детей. – А. А.). Эти книги кроме удовольствия причиняют мне большую пользу.

Вообще по французски (если это интересная книга) я читаю с такой же быстротой и удовольствием как по русски.

Я кончил свой труд «Разрушительная и созидательная работа воды и ветра». Про ветер я ничего не написал. Я решил написать в другой раз. Также я хочу приняться за новую работу, небольшую драму «Спор человека с природой». Будучи в п-лагере («пионерлагере». – А. А.) я имел мысль написать большой роман «Приключения Джона Дрока» но врятли я буду его писать.

Природа

Становится холодно. Дни пасмурные и только изредка выглядывает солнце. Все время сильный ветер. Не в один из последних дней не было неба чистого от туч. Изредка идет дождь. Листья на деревьях начинают

2.

желтеть. Земля усыпана желтыми листьями и сухими стручками акаций. Но еще не начался осенний период дождей. Весь этот печальный но красивый пейзаж наводит неизмеримую тоску. В моменты такой тоски ничто не радует и все кажется скучным и надоевшим. Это однообразие дней сильно действует на мое моральное состояние.

…Вчера мы ходили на огород. Торопиться нам было некуда и мы присели на берегу небольшого заболачивающегося озера. Однако в этом озере водилась мелкая рыба. … (нрзб. – А. А.)   птицы очень похожие на чаек. С каким изяществом носились они над водой, то чуть не окунаясь в воду озера, то набирая высоту, то камнем падая вниз.

3.

(Рисунок. Название: «Уголок сада. 9/VIII 1944» На рисунке: деревья, скамейка , вкопанный шест со скворечником. За всем этим – забор». – А. А.).

 

10 августа 1944 г.

Недавно я взял в библиотеке книгу Брэма «Жизнь животных». Читая ее я убеждался что очень пригодилась бы мне эта книга если бы иметь ее у себя, как настольную книгу. В ней очень много определений животных, их образ жизни и их повадки. Кроме того там есть рисунок почити каждого животного. Жаль только что иллюстрации не крашеные, так как трудно определить цвет меха каждого животного. Сейчас у меня имеются почти все чертежные приборы за исключением цыркуля. Когда Папа мне достанет цыркуль я  буду делать солнечные часы.

(Далее на странице рисунок, не оконченный: ствол дерева, с отходящим от него ответвлением.; без листьев. – А. А.)

 

Не успел закончить из-за выезда из Омска в Ленинград. (Похоже, эта запись сделана позже. А. А.).

5.

 

1 сентявря (так! – А. А.) 1944 г.

Новостей куча, а я так ничего и не записал. Мама поступила на работу во 2ое ГСПИ которое едет в Ленинград. Но когда мы едем – неизвестно. Может-быть завтра, а может-быть и через две недели. Так что мы с Мамой начинаем собираться. Кота мы берем с собой и Папа останется здесь один. Между прочим Кота зовут Beau Minon. У меня изменились мысли насчет Джона Дрока. Я решил его написать (уже в Ленинграде) но написать по французки. Также изменилось у меня в голове содержание этого романа. Называться он будет «Le fils de l’espoir trompe» («Сын обманутой надежды». – А. А.) . Сейчас я написал два французских рассказа которые относятся

6.

к серии «Les contes populairs des pinsons» Народные сказки зябликов». – А. А.). Это – «Les … (нрзб. – А. А.) du vieux pinson» (по-видимому: «Уроки старого зяблика». – А. А.) и «Le jeune pinson en Afrique» («Молодой зяблик в Африке». – А. А.). В скором будущем я буду писать рассказ из той же серии «L’anneau miisterieux» («Таинственное кольцо». – А. А.) . Но я отвлекся от Джона Дрока. Этот роман будет состоять из двух частей: «Les misters des entrailles» (перевод затруднителен ввиду неправильного употребления автором французского слова «entrailles». По-видимому, имелось в виду: «Тайны земных глубин». – А. А.) и «Au milieu d’Orient Indien» («Посреди индийского Востока». – А. А.). Там рассказывается как Джон Дрок и трое его спутников спустились в кратер вулкана Везувия, где нашли руду неизвестного металла L’aimant ionisant (ионизирующий магнит. – А. А.) . Взяв образцы этой руды они выбрались на поверхность, где ничего не опубликовывая отправились на ита-

7.

льянском корабле в Англию. На этом кончается первая часть.

 

12 сентября 1944 г.

Пишу уже сидя в поезде  в «теплушках» которые в скором времени могут превратиться в «холоднушки», так-как печек в вагоне нет. Это товарные вагоны с построенными в два ряда нарами. Теснота страшная – 33 чел. в вагоне. Наше место у окна, и во время пути я могу смотреть в окно. Дело в том что мы не едем, а стоим на путях. Время от времени мы «катаемся», то есть переезжаем с одного путя на другой. Это катание сопровождается сильными толчками.

19 сентября 1944 г.

Пишу уже в Свердлоске (так! - А. А.). Едем мы так медленно из-за длительных остановок. Сегодня появился первый снег. Местность кругом

8.

холмистая во многих местах встречаются большие камни и скалы. Часто встречаются естественные геологические разрезы верхним слоем является черная почва которая по моим соображениям является черноземом. Затем белый слой состав которого мне неизвестен. Третий и последний слой красного цвета является по моиму особым видом глины. Другие слои в этом разрезе не видны. До Кургана почва была солончаковая. Во многих местах видны отчетливые белые пятна. Сначала когда мы только выехали природа вокруг представляла собой лесостепь. Затем она перешла в березовые леса. Постепено среди березы стали попадаться небольшие и редкие сосенки. Вскоре пошли почти одни сосны. Ели встречаются редко и очень мелкие. Сосновый лес состоит из очень прямых сосен ценных для судостроения. Одним словом … (нрзб. – А. А.). В то время когда мы проезжали … (нрзб. – А. А.)

9.

березовых лесов листья пестрели самыми разнообразными цветами от ярко-красного до светло-желтого. До Калинина очень часто встречалась красные трава сухих местностей. У нее очень короткие корни. Наибольшая ее величина 5 см, наименьшая 5 мм. Она состоит из тонкого стебля сероватого цвета начиная от середины которого расположены красные мясистые наросты покрытые небольшими волосками как листья … (нрзб. – А. А.). Эти наросты срослись между собой и отделяются друг от друга только небольшими бороздами. Чем ближе к вершине стебля, тем больше наросты. Эта трава приспособлена к сухим местностям и хорошо переносит засуху.

 

21 сентября 1944 г      Утро

Какая досада! Вчера ночью мы миновали перевал и столб «Европа – Азия» и я ничего этого не видел. Сейчас мы стоим недалеко от Вятки (Кирова). Мы переехали реку Каму. Обнажения красной глины встречаются все чаще. Часто встречаются глинистые сланцы. Как бы я хотел иметь образцы глины, глинистых

10.

сланцах. Но пока это невозможно.

 

25 сентября 1944 г.

Мы едем уже не далеко от Ленинграда. Вокруг нас уже ленинградская природа. Кругом леса. Светлые и живые цвета осины и березы и темные пятна сосен и елей. Мой гербарий пополнился несколькими экземплярами розового клевера.

 

31 декабря 1944 г.

Сколько времени я ничего не записывал, а между тем сколько за это время было событий, мыслей и воспоминаний. Наша комната цела (в этой комнате в коммунальной  квартире в доме на углу улиц Некрасова и Восстания пережил блокаду муж родной сестры моей матери – Владимир Васильевич Абрашкевич. - А. А.). и  вот уже несколько месяцев как мы с Мамой в ней живем. Я уже освоился с Ленинградом, и Мама не боится больше пускать меня в школу на ул. Пестеля. В школу я хожу уже три недели. Однако в школе меня сильно обижают мальчишки. По арифметике я получил двойку за четверть. С сегодняшнего дня начинаются каникулы, и я свободен до 11-го. Сейчас я догоняю историю учебник которой Маме удалось достать.

11.

В школе у нас очень хорошая учительница  (истории. – А. А.). После ее уроков я заинтересовался этой наукой, и я полюбил историю. Жаль только что ее уроки бывают только два раз в неделю. Когда в конце ее урока зазвенит звонок мне просто не хочется уходить. По арифметике же у нас учительница очень плохая. Она объясняет все так что ничего не понять и к тому же она очень часто сама делает ошибки, и ее же ученики поправляют ее больше, нежели она их.

----------------

Мама последнее время нездорова у нее повышенная температура и часто кружится голова. К тому же у нее очень плохое моральное состояние. У нее очень нервное состояние и часто она сердится на меня ни за что ни про что. Я вспыливаю и говорю ей дерзости, отчего еще больше

12.

огорчаю ее. Это конечно очень плохо с моей стороны, но…

Плохо что я никак не могу ее утешить. Нужно только то, чтобы приехал Папа и тогда настроение у нее несомненно поднимется. Но, увы, это пока невозможно.

(Это последняя запись в 1944 г. – А. А.)

**

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ,

ИЛИ КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ К «ДНЕВНИКУ 9-ЛЕТНЕГО»

 

В этом «человеческом документе» переплетены черты общего и особенного, которые стоит выделить и разграничить. ОБЩЕЕ – то, что можно определить как «детская психология», естественный наив ребенка «младшего школьного возраста», открывающего для себя мир и впервые определяющего для себя свое место в нем. ОСОБЕННОЕ видится в следующем.

 

1. Сам по себе факт более или менее регулярного писания дневника в столь раннем возрасте. В детском дневнике отражены события не только «внешней», но отчасти и внутренней жизни: мысли, переживания и даже «воспоминания». Причем не в стрессовой, а в относительно благополучной жизненной ситуации.

2. Относительная камерность «жизненного мира» автора-героя, включающего в себя лишь его самого, отца и мать. Других социализационных контактов практически нет (школа появляется не сразу, и как бы на периферии этого мира). Что отображено и в дневнике.

3. Специфика установок и практики домашнего воспитания, происходящая от матери и совершенно не укладывающаяся в тогдашние социальные (социализационные) стандарты (одно домашнее обучение иностранным языкам чего стоит!).

4. Внимательный читатель не мог не заметить, что война (1943-1944 гг.) практически отсутствует в «жизненном мире» автора и главного героя жизнеописания. Можно сказать, что это детство – в суровые военные годы – было.

 безоблачным. Все тяготы повседневной жизни родители принимали на себя, не позволяя «давлению среды» как-либо затронуть детский быт и / или психику.

5. Существенными компонентами «жизненного мира» 9-летнего ребенка, как хорошо видно из дневника, в данном случае оказываются: а) книги и б) природа. Само по себе это не является чем-то «особенным», но неординарна, специфична увлеченность «сочинительством»: писание детских «повестей» и «рассказов» (героями которых обычно оказываются «очеловеченные» животные), а также рефератов на темы истории географических открытийв и / или  на

естественно-научные темы).

6. Автор дневника – ребенок - смутно ощущает что-то вроде противопоставления себя «человеческому» миру за пределами родительского круга, природы и книг. Сверстники в школе и старшие – школьные учителя – вызывают у него скорее язвительные замечания.

7. Понятно, что все эти «особенности» следует отнести за счет уникальной материнской воспитательной практики.

 

Здесь не станем комментировать отдельные сюжеты и стилистику документа, отражающего соответствующий этап формирования личности в данном семейном и социальном контексте. Предоставим читателю свободу интерпретации «Дневника 9-летнего»

 

P.S. Лишь на одну запись ребенка, даже еще не достигшего 10-летия (20.05.1944), обратим особое внимание, как на ранний инсайт и чуть ли не предвосхищение «жизненной программы»:

«…Впервые я хочу записать мою заветную мечту: я не хочу чтобы обо мне узнало человечество теперь. Я хочу только чтобы я был известен в будущем. Я хочу чтобы потомки собрали материалы о великих открытиях, о происхождении земли, о происхождении наук и т. д. из моих трудов. Чтобы мои вещи и книги были помещены в музей как образцы старины…».

Надо же!

 

А. Алексеев. 19.07.2016.

 

comments powered by Disqus