Бесценный дар от матери. Обсуждение
На снимке; Варвара Петровна Пузанова с сыном (середина 1930-х гг.)
Наша публикация: А. Алексеев. Бесценный дар от матери, - на Когита.ру вызвала живой отклик друзей и коллег автора. Публикуем здесь фрагменты переписки на эту тему. А. Алексеев.
**
А. Алексеев - коллегам
Уважаемые друзья!
Посылаю вам ссылку на опубликованный на Когита.ру первый очерк из цикла «АА: детство, отрочество, юность».
06.07.2016 | 14:48
А. Алексеев. Бесценный дар от матери
Надеюсь, Вы усмотрите за автобиографизмом не нарциссизм, а социологическое любопытство, предметом которого может быть и собственная персона в раннем возрасте. Во всем причудливом сочетании ее типичных и атипичных черт. Предъявление последних, впрочем, не менее, а, может, даже более информативно, с точки зрения характеристики жизненной обстановки, обстоятельств семейного и школьного воспитания, исторического места и времени становления личности.
Посылаю не персонально каждому, а «веерной рассылкой», однако относительно узкому кругу лиц, внимание которых ценю и мнением которых дорожу. Если кто-либо из моих нынешних адресатов удостоит это послание откликом, автор будет признателен.
Андр. Алексеев. 6.07.2016.
**
(1)
Р. Ленчовский – А. Алексееву
Добрый вечер, дорогой Андрей!
Прочитал - "проглотил" - с большим удовольствием! Я всё же отвлёкся от иного своего "неотложного" - соблазнился именно жанром, темой МАТЕРИНСКОГО ДАРА...
Это очень здорово - "вслух" сказать, как Ты благодарен своей Маме! Тем паче - такие Тебе-ребёнку материнские ДАРЫ...
Особенно ценным в этом ДАРЕ представляется мне ДОМАШНЕЕ воспитание и образование почти до средней школы (5-го класса. – А. А.) , до предпубертата, когда совсем ранние, особенно сензитивные, уязвимые годы проживаются в тёплой семейной атмосфере, а НЕ в сверхжёсткой среде принудительного "коллективизма" целиком огосударствленной школы, тем более - советского типа, тем более - той отнюдь "не вегетарианской" поры...
На пороге подростковости, в 9-10 лет, личностное "Я" уже может сопротивляться, может отличать собственно "своё" и "чужое", Добро и Зло... Что не дано в ясельно-детсадовской и начальных классов "пластелинности"... В твоём случае "глина" созревающей личностности успела "обжечься" - только на домашнем очаге, до всяческих школьных и иных советско-режимных испытаний! Редчайшее исключение - при "пресс-штамповке", "отливке", "формовке" - "нового человека"... Исключение, такое естественное для твоей Мамы - ещё "старорежимной" гимназистки... Настойчиво убеждавшей советских бюрократов (вполне возможно, что искренне, что плоды подобной исключительности должны (!) быть для советской школы повсеместными - при дОлжном усердии родителей и их чад, при дОлжном попечительстве школьного персонала...
И ёщё сверхценно в этом Тебе материнском ДАРЕ - гуманитарно-гуманистическое, европейско-просвещённое (ваши домашние и / или библиотечные "французы"), наполнение той ВОЛИ, что становится культурно СВОБОДНОЙ, а не вырождается в вольницу "подворотни" (другого, более типичного для того нашего быта антипода официозу "советского детства"; "подворотни", школой которой по сей день гордится ваш нынешний президент). Именно Мама ОТКРЫЛА Тебе дорогу человека с родовым ("врождённым") личностным ДОСТОИНСТВОМ - против насаждаемой сверху, "квадратно-гнездовой" техникой, массовой подлянки...
Конечно, в поколении твоих "дореволюционных" родителей, из тех, кому удалось избежать ленинско-сталинских мясорубок, они - исключение, так сказать, не единственное (при всей редкости...); потому, собственно, и была возможна "Оттепель", потому и воспрянули духом шестидесятники - дети тех, кто в большевисткую чуму сумел сохранить и передать вам "гены" нравственного здоровья...
Здоровое начало во многих Лицах твоего (и чуть раньше или чуть позже) поколения (во многих, - но, увы, ваша численность в той поколенческой когорте отнюдь не "критична"; потому и срабатывает страшный "негативный отбор", всё более и более, с природной сменой поколений, чувствительный...), как и ваши жизненные пути, понятно, весьма разнообразны... Скажем, Сергей Сергеевич Аверинцев, как и Ты наслаждавшийся домашним воспитанием и образованием - с дореволюционными корнями (интересно, когда вас осенило - впервые - понимание отличия ваших истоков от "среднестатистических"?) пошёл "другим путём" (если позволительно будет прибегнуть здесь к выражению, что приписывается советским мифом так же "царскому", как и ваши родители, гимназисту - всемирно и, увы, печально, как для многих и многих, прославившемуся...). Разные пути - почти у всех: у Тебя - через "школу коммунистических бригад"; у С. Аверинцева - через совсем иные тернии, хотя, при всей своей отдалённости от официоза, С.А. не мог избежать "премии Ленинского комсомола" (за свой первый шедевр - о поэтике ранневизантийской литературы)...
Итак, домашнее воспитание и образование, три или больше иностранных языка (всё как у гимназистов старого времени)... Но и ещё какие-то "ферменты", благодаря которым (а часто - и вопреки!) - такое человеческое многообразие... и даже "слишком человеческое", по Ницше...
Вот - родительские Дары; вот - дети, которых Эти Дары отличают от других детей, что не получали в семье ничего подобного... А вот дети, что получают схожее воспитание-образование, но идут такими разными путями... Как, например, сыновья-гимназитсы двух просвещённых царских сановников - И. Ульянова и Керенского-старшего... Есть что исследовать - в отношении каждого!!! И ауто-социорефлексологам, вроде Тебя, и автоэтнологам, как Анна Готлиб, и биокритикам, если последуют за Дм. Шалиным... Благо Боря Докторов собрал более чем сотенный массив биоинтервью российских социологов всех послевоенных поколений: профессиональное, нравственное, мировоззренческое и прочее человеческое единство и разнообразие - до полярности, как и учили классики Гегелевой школы!
А от Тебя, дорогой Андрей, подсказка ВСЕМ: загляните в ваши семейные архивы!!! Наверняка там найдутся такие ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ "детали", что станут поводом для каждого из нас проанализировать, продумать и прочувствовать неизбежные в жизни "допуски" и "посадки", без которых не представимы никакие "размерные связи" известных нам "социальных механизмов"... А как же иначе составить "рабочие чертежи" пропаханных нами "траекторий", как не проставляя искомые "размерности" Событий, в коих мы принимали участие?! Как без "деталей" определить нам наш собственный человеческий "масштаб" - заодно с "масштабированием" прямо или косвенно причастных к нашей жизни Персонажей, как Добрых, так и, увы, Злых?!...
Спасибо, Андрей!
Обнимаю и жму руку!
Твой Роман (6.07.2016)
А. Алексеев – Р. Ленчовскому
Дорогой Роман!
Я благодарен Тебе за то, что Ты "соблазнился" не только немедленно прочитать (отложив все неотложные дела), но и так содержательно откликнуться на мое семейно-архивное изыскание. Твой отклик существенно эксплицирует то, что я в этом тексте загнал "в подтекст", а ты проявил как симпатические чернила над огнем.
Да, мне суждено было "безоблачное" детство, с большим интеллектуальным и нравственным вложением от Матери, получившей свой собственный гимназический "аттестат зрелости" в 1918 г. (Ее младшие сестры заканчивали уже раннесоветскую школу). Я был убережен судьбой и от полусиротства (репрессии не коснулись самых близких), и от раннего казенного (дошкольного и школьного) воспитания, и даже от материального неблагополучия в голодное военное время (т.е. оно, конечно, было, но не ощущалось мною). При этом наряду с очень ранним "академическим" развитием (я уже добрался до дневника себя 9-летнего, это предмет будущего очерка), - чрезвычайный социальный инфантилизм, изживавшийся уже в зрелом возрасте.
Не зря я себя потом называл "запоздалым" или "дурным шестидесятником". Мать наверняка была "внутренним диссидентом", но мое общественно-политическое созревание происходило совершенно без ее участия. Зато ядро общечеловеческих ценностей было заложено именно ею.
Сейчас не стану углубляться в историко-биографические подробности и социально-песихологическую рефлексию, тем более, что многое уже отражено в семейной хронике, на которую я ссылаюсь. В данном очерке я осветил лишь одну черту моей Матери - ее педагогический гений.
Еще раз - спасибо Тебе за столь подробную и концептуальную "рецензию".
Твой - Андр. Ал. 6.07.2016
(2)
В. Дмитриевский – А. Алексееву
Дорогой Андрей!
Спасибо за присланный текст. Интересно безумно по множеству параметров. Например: сама ситуация семейного воспитания и личностного становления, она мой взгляд, совершенно уникальна, исключительна, а по восприятию ее участников -- обычная, бытовая, житейская. Таков взгляд изнутри, в этом угадывается особая духовная значимость, природная незаурядность "действующих лиц", разумеется, ими самими не ощущаемая. Смысловой центр -- письмо в РОНО. Столько в нем глубинного этического смысла и одновременно органичной природной естестветнности такого духовного посыла-поступка, перед которым другие "обычные" люди теряются, столбенеют, оказываются просто обезоруженными. Такой диалог дорогого стоит! М.б., потому, что он оказывается в конечном счете в обобщенном смысле конструктивен. Хотя, конечно, он не каждому по силам и предполагает природный дар и приобретенную способнрость к нравственному сопротивлению. Спасибо! Обнимаю. Виталий. (7.07.2016)
А. Алексеев – В. Дмитриевскому
Дорогой Виталий!
Рад твоему отклику на мой мемуарный очерк о матери и благодарен за него.
Действительно, в нем, и особенно в предъявленном в нем документе. переплетаются многие смыслы: педагогические, исторические, этические.
Стоит заметить, что, при всем нонконформизме и "асистемном" мышлении и поведении моей матери (позднее дитя XIX века - родилась за две недели до его окончания), она вовсе не была социальным дезадаптантом.
Ей удалось овладеть и еще одним, уж всяко "иностранным" для нее языком - советским новоязом. Вот, посмотри:
"...Если я всегда внимательно руководила и руковожу занятиями моего сына, приучила его планировать и разумно использовать свое внешкольное время (благодаря чему он, учась все время на «отлично», сумел получить дополнительные знания), уметь сочетать учебную работу с общественными обязанностями (он – комсомолец, хотя ему не исполнилось еще 15 лет) и с разумным отдыхом, умственное развитие с физическим развитием (он занимается еще и в спортшколе, сдал БГТО), то, мне кажется, всем этим я помогаю школе создать для нашей Родины возможно более полноценного советского человека...".
Этим новоязом впоследствии овладел и я, едва ли не в совершенстве. Но мне, родившемуся в 1934 г. было легче, чем ей.
Ее "письмо в редакцию" (какую? каково было его дальнейшее продвижение?) поставило в тупик тогдашних чиновников, которые тогда еще не достигли наглости и цинизма современных. В самом деле, что возразить, на подобное патриотическое заявление?
Интересно, что писалось это письмо еще в первой половине 1949 г. (мне нет еще 15), т. е. сын еще в 9-м классе, а она уже начала осаду "наробраза", который к моменту экзаменов на аттестат зрелости (весна 1950-го), капитулировал перед В.П. Пузановой.
При всем видимом "простодушии" ее аргументации, здесь - "булатный" сплав интеллектуализма и интеллигентности.
Ты употребил очень значимый термин: "нравственное сопротивление". Он как нельзя более точно характеризует мотивацию и смысл поведения главного действующего лица и всей ситуации.
Обнимаю!
Твой - Андр. Ал. 7.07.2016
(3)
А. Кетегат – А. Алексееву Спасибо, Андрей, за вести из детства. Читал с почтением к твоей матери и ретроспективной завистью тебе… Обнимаю тебя и Зину. Анри. (7.07.2016)
А. Алексеев – А. Кетегату Дорогой Анри! …Мама моя, действительно заслуживает глубокого почтения. Ее инвестиция в мою персону была не просто весомой, но долговременной. Надо сказать, что впоследствии я многое из нее растранжирил и лишь в позднем возрасте стал остатки приумножать. Или, скажем так, семена "проросли". Мое военное детство, пожалуй, достойно зависти. Насчет послевоенного отрочества - затрудняюсь сказать. А вот комсомольской юности 50-х - впору (мне) стыдиться. Обнимаю! Твой - АА. 7.07.2016.
(4)
А. Марасов – А. Алексееву Дорогой Андрей Николаевич! Я прочёл и благодарю Вас за то, что Вы когда-то восприняли и сохранили от Вашей мамы. Это эстафета... А отклик свой я оставил в комментарии на Когите. Ваш Марасов. (7.07.2016) *
А. Алексеев – А. Марасову |
Дорогой А. Н.!
Спасибо за отклик на мое сочинение-воспоминание. В самом деле, это - на ключевую, в частности, для моих профессиональных занятий, тему: "взаимоотношения личности и социальных институтов". Тем ценнее, что с оптимистическим финалом.
Ситуация поистине "модельная": контроверза личностного и казенного воспитания, при господстве казенного, при значимости личностного.
Я думаю, говоря о "прекрасном русском языке" документа, Вы имели в виду прежде всего язык и стиль маминого обращения в "инстанции". Это и впрямь -"классика жанра".
На очереди в этом мемуарном цикле - детский дневник "маминого сына" (9-10 лет). Сейчас я занят его набором.
Ваш - АА. 7.07.2016
А. Марасов – А. Алексееву
Нет, Андрей Николаевич, "прекрасный русский язык" относится ко всему тексту, и непосредственно написанному Варварой Петровной и Андреем Николаевичем... Я заметил, что подобным ясным языком Вы пишите не только воспоминания, но и статьи по социологии. К сожалению, мой русский (в виде текста) упорно старается включить между предложениями какую-то тревогу, даже трагедию, словно слова я скрепляю не родственным раствором... У меня словно в семантике ветер гуляет и обдувает каждое слово... А у Вас - "кладка" слов выстраивает (и может выстроить) задумываемое Вами же любое здание, даже дворец. Когда же я пишу текст, я не знаю, что будет выстроено словами...
А. Алексеев – А. Марасову
Дорогой А. Н. ! Дело тут, наверное, в том, что Вы - поэт (в прозе). Устами настоящих поэтов говорит Бог, все время задающий загадки и задачи человечеству. Я же - и впрямь строитель, или архитектор, озабоченный тем чтобы его произведение было ладно скроено и крепко сшито. я - апологет ясности, точности, дисциплины мысли и слова.
Кстати, такая установка (да, пожалуй, и уменье) появилась уже на склоне лет. Ваш - А. А. 7.06.2016.
(5)
Н. Шустрова – А. Алексееву
Дорогой Андрей, с большой заинтересованностью прочла Твой очерк "Бесценный дар матери". Узнала много нового о Тебе, например - о дворянских корнях, трех иностр. языках, ну, и много чего другого...Самое большое впечатление оставил наполненный любовью и благодарностью рассказ о матери.
Читая этот текст, я еще раз убедилась, что мы, многие из нас, и я в том числе, бываем зачастую столь ленивы и нелюбопытны, что находясь с кем-то в многолетнем общении и даже дружбе, почти ничего не знаем о его background и, следовательно, недостаточно знаем, а, возможно, и не вполне правильно понимаем и оцениваем его самого.
Впервые я задумалась об этом сравнительно недавно, когда мне было уже за 50 , но с тех пор начала расспрашивать старых и новых друзей об их прошлом, и в конце концов, стала писать свой "мемуар". В какой-то степени к тому подтолкнули и Твои рекомендации.
Плохо, когда от человека остаются, как говорил в фильме "Доживем до понедельника" (одном из самых моих любимых) учитель Мельников " лишь тире между двумя датами". К тому же, нередко совершенно незаслуженно - лишь по той причине, о которой я веду здесь речь.
Спасибо. Буду ждать продолжения. С приветом Н.
А. Алексеев – Н. Шустровой
Дорогая Нина!
Спасибо за отклик на мой мемуарный очерк.
Новая для Тебя информация о моей персоне там попутна. Главное ДЕЙСТВУЮЮЩЕЕ лицо - моя мать. Здесь новым является разысканный мною документ - ее "Письмо в редакцию", с этаким педагогическим манифестом, поставившим в затруднительное положение РОНО, ГОРОНО и т. п. Все остальное описано, в частности в моей "Семейной хронике" ("Коротка моя память..."), которая неоднократно публиковалась (см. ссылки в тексте нынешней публикации). Я думал, Ты с нею знакома. Ан, оказывается, нет. Почитай.
Две семейных хроники - моя и Зинина, да еще с теоретическими соображениями об "эстафете памяти" и т. п., опубликованы, в частности, в известных Тебе "Семи искусствах":
Твой - Андр. Ал. 8.07.2016
**
(6)
А. Алексеев - НН
См. ранее на Когита.ру в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)
- Переписка «романтика» и «реалиста»
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)
- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера
- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)
- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)
- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)
- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)
- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)
- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)
- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)
- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)
- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)
- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)
- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)
- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)
- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)
- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)
- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)
- Из переписки с друзьями и коллегами (20)
- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)
- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"
- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)
- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)