Александр Марголис. Очерки Града Петрова (10). Петербурговеды и первые градозащитники
На снимке: Н.П. Анциферов
См. ранее на Когита.ру:
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (1). Город всемирного наследия
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (2). Историко-культурные резонансы
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (3). «Единица Петербурга – площадь»
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (4). Дворцы Романовых
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (5). Феномен "коренного" петербуржца: мифы и реальность
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (6). Грибоедов в Петербурге. Памятник Багратиону
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (7). Петербургские тюрьмы
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (8). Записные книжки смотрителя тюрьмы Трубецкого бастиона
- Александр Марголис. Очерки Града Петрова (9). Память о красном терроре
**
ПЕТЕРБУРГОВЕДЫ ОТ АНДРЕЯ БОГДАНОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ
Основу петербургики заложили наряду с А.И. Богдановым (1692 - 1766), В.Г. Рубаном (1742 - 1795) и И.-Г. Георги (1729 -1802) авторы первых путеводителей, историко-художественных описаний, адресных книг и адрес-календарей XIX века (С.И. Аллер, А.А. Бахтиаров, А.П. Башуцкий, В.П. Бурнашев, С.Ф. Гаевский, А.Н. Греч, Ф.В. Домбровский, Е.П. Карнович, В.О. Михневич, К.М. Нистрем, П.П.Пекарский, П.Н.Петров, И.И.Пушкарев, М.И.Пыляев, Г.-Х.Реймерс, П.П. Свиньин, Н.И. Цылов, А.П. Червяков, Ф.А. Шредер, И.Ф. Яковкин и другие). Работы более тридцати петербурговедов появились до начала ХХ века (1).
В преддверии 200-летнего юбилея Петербурга возникли художественное объединение "Мир искусства" и Общество архитекторов-художников (ОАХ). Несколько лет деятельности входивших в их состав энтузиастов полностью перевернули отношение современников к Северной Пальмире. В 1902 году была опубликована статья Александра Николаевича Бенуа "Живописный Петербург" (2). Автор утверждал, что классический Петербург "удивительный город, имеющий мало себе подобных по красоте". Эта статья стала своеобразным манифестом общественного движения по изучению города на Неве и защите его архитектурного наследия. По свидетельству Г.К. Лукомского, "с тех пор увлечение Старым Петербургом непрерывно прогрессировало" (3). Подчеркнем, что с начала ХХ века петербурговедение становится не только отраслью гуманитарного знания, но и важным направлением общественной деятельности.
Именно А.Н. Бенуа возглавил созданную весной 1907 года общественную "Комиссию по изучению и описанию Старого Петербурга". Характерно, что "Комиссия" не имела "официального характера", т. е. была объединением неформальным, как и современные общественные организации петербурговедов, защитников памятников истории и культуры. Вокруг Бенуа объединились единомышленники, представители творческой интеллигенции столицы: архитекторы И.А. Фомин, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, художники М.В. Добужинский, Н.К. Рерих, К.А. Сомов, А.Ф. Гауш, искусствоведы П.П. Вейнер и Н.Н. Врангель, коллекционер В.Н. Аргутинский-Долгоруков, профессор химии В.Я. Курбатов и другие. Самым старшим из них - Бенуа и Сомову - было к этому времени 37 лет, самому младшему - Врангелю - 27. Многих из них связывала многолетняя дружба. В октябре 1907 года по инициативе "Комиссии" был учрежден Музей Старого Петербурга - первая общественная организация, целью которой стало систематическое комплектование и изучение материалов по истории города (4). Этот интереснейший центр петербурговедения возник и развивался не благодаря инициативе и поддержке государства и городских властей, но во многом вопреки их равнодушию и даже противодействию.
По мнению Д.С. Лихачева, основы городского краеведения (градоведения) были заложены профессором Петербургского университета историком Иваном Михайловичем Гревсом (1860 - 1941). "Ему принадлежит целый ряд трудов, посвященных созданному им "экскурсионному методу" обучения истории, который, по существу, мог бы быть причислен к методу [изучения] того, что Гревс называл "образом города" или, более эмоционально, "душой города" (5). Основатель отечественного градоведения так определял значение городов в истории человечества: " Город - центр, в одно время, культурного притяжения и лучеиспускания, самое яркое и наглядное мерило уровня культуры, а история города - прекраснейший путеводитель ее хода и судеб" (6).
Эти идеи были в полной мере восприняты учеником Гревса Николаем Павловичем Анциферовым, энтузиастом и страстным пропагандистом экскурсионного метода "наглядного показа истории". Вера во "власть местности над нашим духом" (7) пронизывает сочинения Анциферова, посвященные комплексному ("целокупному") изучению города как целостного культурно-исторического организма. В обширном творческом наследии Анциферова центральное место занимает книга "Душа Петербурга", вышедшая в 1922 в издательстве "Брокгауз-Ефрон".
В первое послеоктябрьское десятилетие отечественное краеведение переживало яркий расцвет. Именно Анциферов, ученый, педагог, экскурсовод и общественный деятель, является наиболее характерным представителем петербурговедения этого времени. За несколько лет им было опубликовано около 50-ти статей и монографий по истории Петербурга, основам градоведения, теории и практике экскурсионного дела. Он постоянно выступает с докладами и лекциями, разрабатывает и водит экскурсии, сотрудничает в Петроградском научно-исследовательском экскурсионном институте и Центральном бюро краеведения, преподает в Институте истории искусств...
В этот период краеведческая общественность Петрограда-Ленинграда группировалась вокруг научно-исторического общества "Старый Петербург", созданного в 1921 году участниками "Семинария по изучению Павловска" (с 1925 года Общество называлось "Старый Петербург - новый Ленинград"). Среди активных деятелей Общества, в центре внимания которого находились вопросы изучения, охраны и восстановления памятников истории и культуры, - Л.А. Ильин, А.Н. Бенуа, П.П. Вейнер, В.Я. Курбатов, П.Н. Столпянский, Н.П. Анциферов, И.А. Фомин, В.М. Лосев, Г.А. Боч, Ф.Г. Бернштам, А.П. Остроумова-Лебедева, С.П. Яремич, А.Г. Яцевич. В конце жизни художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева писала: "Мы любили наш город и с неослабевающим увлечением в продолжении многих лет изучали его со вниманием и терпением..." (8)
Именно в эти годы произошло сближение "большой" академической науки и краеведения. Под эгидой Академии наук создается Центральное бюро краеведения (ЦБК), которое до 1927 года возглавлял академик С.Ф. Ольденбург. Профессор Гревс заведовал научно-методическим отделом, который разрабатывал концепцию "гуманитарного краеведения". ЦБК курировало деятельность сотен краеведческих организаций в масштабах всей страны, издавало журнал "Краеведение" (1923 - 1929), бюллетень "Известия ЦБК", справочную и методическую литературу.
Краеведческое движение, как и многие другие живые начинания того времени, было раздавлено в годы "великого перелома". Среди жертв борьбы с "вредительством на историческом фронте" оказался и Анциферов. В апреле 1929 года он был арестован по делу ленинградского религиозно-философского кружка "Воскресение". Затем - пять лет в Соловецком лагере и на Беломорканале. В годы ежовщины его тюрьмами стали Бутырка, Таганка, лагерь на Дальнем Востоке. Аналогичная судьба постигла и многих его товарищей ( Б.П. Брюллов, А.А. Гизетти, Н.Н. Павлов-Сильванский, Г.Э. Петри, Б.Е. Райков, Д.О. Святский, А.П. Смирнов, Б.Ф. Чирсков, Г.А. Штерн и другие). Во второй половине 1930-х годов были окончательно ликвидированы ЦБК, общество "Старый Петербург - новый Ленинград" и Музей Города. (9) Вся краеведческая литература, выпущенная до 1930 года, подлежала тщательному пересмотру для изъятия "политически вредных изданий"10).
Постепенное возрождение петербурговедения началось после смерти Сталина и реабилитации осужденных по "Ленинградскому делу". В 1955 - 1957 годах, в связи с подготовкой к 250-летию Ленинграда (11), вышли три тома фундаментальных "Очерков истории Ленинграда" (12) и энциклопедический справочник "Ленинград" (13). Они были созданы на базе Ленинградского отделения Института истории (ЛОИИИ) АН СССР. В авторские коллективы этих изданий входили А.В. Предтеченский, В.В. Мавродин, С.П. Луппов, В.Н. Бернадский, А.Е. Сукновалов, А.И. Копанев, С.С. Волк, Б.С. Итенберг, Ш.М. Левин, С.Н. Валк, Б.М. Кочаков, Э.Э. Крузе, П.Я. Канн, П.Н. Берков, И.А. Бартенев, А.И. Гегелло, В.И. Пилявский, С.А. Рейсер и многие другие. Вновь, как и в начале 1920-х годов, петербурговедение максимально сблизилось с академической наукой.
В 1958 году вышло в свет первое издание "Памятников архитектуры Ленинграда" А.Н. Петрова, А.Е. Борисовой и А.П. Науменко (в дальнейшем книга выдержала еще 3 издания). В основу этого богато иллюстрированного справочника легли материалы научного архива Государственной инспекции по охране памятников (ГИОП) Ленинграда, которая по сей день остается одним из главных центров изучения петербургской архитектуры (среди его признанных специалистов наряду с авторами "Памятников" - Л.А. Медерский, Б.А. Розадеев, Р.Д. Люлина, А.Ф. Крашенинников, А.Г. Раскин, О.А. Шмелева, Ю.В.сНовиков, С.Б.сГорбатенко, М.С. Штиглиц, Б.М. Матвеев, В.А. Коренцвит, Г.В. Семенова, К.А. Колодезникова, В.И. Андреева, Т.И. Николаева, Б.М. Кириков, А.Л. Рейман, К.М. Плоткин) (14).
Наследником и продолжателем дела Музея Города, ликвидированного в 1930-х годах, стал Государственный музей истории Ленинграда (директор в 1954 - 1988 гг. Л.Н. Белова). В 1955 в особняке Румянцева открылась его первая экспозиция "История Петербурга-Петрограда-Ленинграда". С тех пор несколько поколений научных сотрудников Музея ( Т.И. Аврамова-Королькова, А.В. Повелихина, А.М. Сараева-Бондарь, Е.Н. Элькин, Л.А. Бориско, Р.А. Сомина, Е.П. Бусырева, А.И. Барабанова, А.М. Павелкина, О.А. Чеканова, В.С. Соломко, Г.П. Игнатьева, В.А. Витязева, Б.М. Кириков, Ю.М. Пирютко, А.Д. Марголис, В.А. Фролов, Л.Я. Лурье, А.М. Конечный, Г.Ю. Никитенко, В.Г. Авдеев, Г.Б. Васильева, М.Л. Макогонова, М.В. Вершевская, Л.А. Кирикова, Ю.Б. Демиденко и другие) внесли фундаментальный вклад в петербурговедение второй половины XX - начала XXI века. Следует отметить исключительно плодотворную деятельность секций общественного Совета содействия Музею истории города (С.М. Вяземский, Я.А. Покровская, А.Г. Петров, В.Д. Соболь, Е.И. Краснова, К.Э. Кузнецова и другие).
Новый подъем интереса к петербургскому культурному наследию проявился со второй половины 1960-х годов. В 1966 году было образовано Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЛГО ВООПИиК) во главе с Б.Б. Пиотровским и Л.П. Тихоновым. Особой популярностью пользовался лекторий ЛГО, где выступали многие ведущие петербурговеды (циклы лекций "История ленинградских улиц", "Русские архитекторы XVIII - начала XX вв.", "Дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда" и другие). В конце 1970-х годов при ЛГО был создан "Клуб знатоков Ленинграда" (первый председатель - Г.А. Богуславский), проводивший тематические заседания: "Из истории фабрик и заводов", "Жизнь города 100 лет назад", "Была война, была Блокада", "История театров Петербурга-Ленинграда", "Имя в истории города", "Жизнь и деятельность историков и краеведов Ленинграда". Совместно с Дворцом пионеров (с 1990 г. - Дворец творчества юных) организован ежегодный краеведческий конкурс старшеклассников "Ты - ленинградец", заложивший основы массового детско-юношеского краеведческого движения в городе.
С 1971 года краеведческая редакция Лениздата приступила к выпуску серии книг о выдающихся архитекторах Петербурга-Ленинграда. Творчество многих зодчих стало впервые объектом монографического исследования. В этой серии вышло 29 книг, среди авторов признанные специалисты по истории архитектуры: М.В. Иогансен, В.Г. Исаченко, Д.А. Кючарианц, В.Г. Лисовский, Т.И. Николаева, Г.А. Оль, Т.А. Петрова, Т.А. Славина, М.З. Тарановская, Т.Е. Тыжненко, В.К. Шуйский. Своеобразным итогом серии стал выпуск трехтомника "Зодчие Санкт-Петербурга" в 1997 - 2000 гг. Наряду с "Зодчими" краеведческая редакция издавала серии книг "Туристу о Ленинграде", "Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде", альманах "Белые ночи" (8 выпусков). Стали систематически выходить путеводители по городу, среди которых выделяется своей полнотой "Ленинград" (1986), составленный В.А. Витязевой и Б.М. Кириковым.
В городских периодических изданиях того времени (журналы "Блокнот агитатора" (15), "Архитектура и строительство Ленинграда", газеты "Ленинградская правда", "Вечерний Ленинград", "Смена") публикуются многочисленные статьи об истории улиц и площадей, выдающихся петербуржцах-ленинградцах, воспоминания и архивные документы.
Петербурговеды 1970-х - первой половины 1980-х годов, вопреки довольно жесткой идеологической цензуре, ввели в научный и общественный оборот значительный пласт новых исторических материалов, что позволило расширить представление о культурном наследии города, в частности, по-новому оценить значение петербургской архитектуры эпохи эклектики и модерна.
Общественный подъем второй половины 1980-х годов ознаменовался "возвращением" многих книг, составляющих "золотой фонд" петербурговедения. Вслед за "Душой Петербурга" Анциферова были впервые переизданы классические работы его современников В.Я. Курбатова, П.Н. Столпянского и Г.К. Лукомского, а также основоположников отечественной петербургианы А.И. Богданова и И.-Г. Георги. Важной вехой в истории современного петербургского краеведения стали "Анциферовские чтения", организованные Ленинградским отделением Советского фонда культуры в декабре 1989 года. На конференции, в которой приняли участие около 40 отечественных и зарубежных ученых, рассматривались различные аспекты концептуального подхода к историко-краеведческим исследованиям, заложенного в 1920-х годах. (16)
В годы горбачевской перестройки возросшая активность горожан проявилась в Ленинграде в деле спасения от разрушения старых домов, хранящих память о замечательных людях и событиях или просто составляющих необходимый элемент архитектурной среды в историческом центре. В основу общественного "культурно-экологического движения" тех лет легла "Экология культуры" Д.С. Лихачева (17). Первую массовую акцию защитники культурного наследия провели 19 октября 1986 года на Владимирской площади у предназначенного к сносу дома поэта Антона Дельвига. Митинг, в результате которого исторический памятник удалось отстоять, организовала молодежная "Группа спасения" во главе с Алексеем Ковалевым. Во всех подобных случаях академик Лихачев без колебаний становился на сторону услышавшей его призыв молодежи: "Чтобы сохранить памятники культуры, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной" (18).
В 1990 году по инициативе и под руководством проф. Т.А. Славиной при Международном благотворительном фонде спасения Петербурга-Ленинграда была создана Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга. В течение последнего десятилетия ХХ века Ассоциацией проводились ежегодные конференции "Петербургские чтения", по материалам которых (опубликовано 11 выпусков) можно судить о состоянии петербурговедения в этот период.(19)
В том же году оформилось движение "Юные - за возрождение Петербурга" (бессменный лидер школьного краеведения - В.И. Аксельрод). Одна из приоритетных программ движения - "Юный исследователь-краевед". Лучшие работы участников ежегодных городских краеведческих чтений учащихся публикуются в продолжающихся сборниках "Наследники великого города" (20).
С 1991 года существует общественная организация "Институт Петербурга", при которой действует учебное заведение непрерывного краеведческого образования - "Университет Петербурга" (руководители - Г.А. Богуславский и И.М. Сергеева) 21). Ежегодно проходят "Открытые слушания Института Петербурга", материалы которых публикуются в одноименных сборниках. Лекции в негосударственном Университете читают специалисты по истории и культуре Петербурга, сотрудники научных учреждений, преподаватели ведущих вузов города.
Наконец, в 1990-е годы учебный краеведческий курс "История и культура Санкт-Петербурга" был введен в школьную программу. В РГПУ им. А.И. Герцена создается кафедра истории города, а на историческом факультете СПбГУ - кафедра исторического регионоведения. Особо отметим деятельность кафедры истории России и факультета общественных профессий Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств), преподаватели которой с конца 1970-х годов читали первые в Ленинграде вузовские лекции по истории города.
В 1995 году по инициативе Фонда спасения Петербурга-Ленинграда и Балтийского гуманитарного фонда учреждена международная Анциферовская премия, которая присуждается каждые два года за лучшие научные и популярные работы о Петербурге, а также за общий вклад в современное петербурговедение (сопредседатели Анциферовского комитета А.В. Кобак и А.Д. Марголис). С 1996 по 2012 год на рассмотрение Жюри (председатель - С.О. Шмидт) свои работы представили около 500 авторов из Петербурга, Москвы, а также из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швеции. Одна из целей Анциферовского комитета - зафиксировать нынешний этап развития петербургики. Речь идет не только о книгах, но и о людях - тех, кто собирает сведения о городе, систематизирует, осмысливает и популяризирует их.
На современном этапе истории петербурговедения резко увеличилось количество различных периодических и продолжающихся изданий. Назовем лишь некоторые из них: сборники "Этнография Петербурга-Ленинграда" (с 1987 по 1994 гг.), историко-краеведческие сборники "Невский архив" (вып. I - X, 1993 - 2012), "Краеведческие записки" (с 1993 г.) и "Труды" (с 1996 г.) Музея истории Санкт-Петербурга, "Памятники истории и культуры Петербурга: Исследования и материалы", издаваемые с 1994 года КГИОП, материалы четырех международных конференций "Феномен Петербурга" (с 1999 г.), журналы "История Петербурга", "Топонимический журнал", "Адреса Петербурга", "Квартальный надзиратель" (приложение к журналу "СПб.Собака.RU), детский журнал "Автобус".
К лучшим научно-справочным изданиям конца ХХ - начала ХХI вв. следует отнести справочник-путеводитель "Исторические кладбища Петербурга" (авт.-сост. А.В. Кобак, Ю.М. Пирютко), справочник "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины ХIX - начала XX века" под ред. Б.М. Кирикова, историко-церковную энциклопедию "Святыни Санкт-Петербурга" В.В. Антонова и А.В. Кобака, обозрение-путеводитель "Театральный Петербург: начало XVIII в. - окт. 1917 г." И.Ф. Петровской и В.В. Соминой, "Топонимическую энциклопедию Санкт-Петербурга" под ред. А.Г. Владимировича, литературную энциклопедию "Самиздат Ленинграда. 1950-е - 1980-е" под ред. Д.Я. Северюхина, справочник "Историческая застройка Санкт-Петербурга: Перечень вновь выявленных объектов" под ред. Б.М. Кирикова.
Нельзя не отметить выход в 2000 году первого выпуска фундаментального многотомного путеводителя по источникам по истории дореволюционного Петербурга, подготовленного Библиотекой РАН. В нем учтена литература начиная с XVIII века, в том числе на иностранных языках. Издание включает подробные аннотации и систему вспомогательных указателей.
300-летний юбилей города стимулировал подготовку универсальных энциклопедических изданий. Они подвели своего рода итог многолетней работы сотен петербурговедов разных поколений В 2004 году вышла в свет однотомная энциклопедия "Санкт-Петербург" (гл. ред. А.Д.Марголис), в которую вошли около 3600 справочных статей и свыше 1000 иллюстраций по всем аспектам истории и современного состояния города. Приоритетом для составителей стала история мегаполиса в ХХ веке, которая сохраняет множество "белых пятен" и требует всестороннего осмысления. Печатное издание, переизданное в 2006 году, дополняет созданный Фондом имени Д.С. Лихачева Интернет-портал "Энциклопедия Санкт-Петербурга" (http://www.encspb.ru ), постоянно пополняемый новыми ресурсами. Многотомная энциклопедия "Три века Санкт-Петербурга" выпускается с 2003 года издательством филологического факультета СПбГУ (руководитель проекта В.В. Яковлев). К настоящему времени вышли 10 книг, посвященных истории и культуре Петербурга XVIII и XIX веков.
Еще одно юбилейное издание - "Санкт-Петербург: 300 лет истории" - было выпущено в 2003 году учеными Санкт-Петербургского института истории РАН. В авторский коллектив вошли Е.В. Анисимов, Е.М. Балашов, А.З. Ваксер, Р.Ш. Ганелин, А.Р. Дзенискевич, В.М. Ковальчук (ответственный редактор), А.П. Купайгородская, В.А. Нардова, А.С. Сухорукова, А.Н. Цамутали и А.Н. Чистиков. В коллективной монографии, которая продолжает "академическую" традицию в петербурговедении, широко использованы недоступные ранее архивные источники, а также новейшие публикации мемуаров и документов.
В 2003 году на базе ЦГПБ им. В.В. Маяковского создан информационный Центр петербурговедения (руководитель З.А. Рудая). Центр регулярно проводит научно-практические конференции и семинары, издает краеведческий альманах "Фонтанка", ведет базы данных по петербурговедческим ресурсам. Информационные материалы доступны в онлайновом режиме на созданном Центром портале "Мир Петербурга" (http://www.mirpeterburga.ru/lib/ ).
В марте 2008 года создана региональная общественная организация, призванная объединить все краеведческие силы города - "Санкт-Петербургский союз краеведов" (председатель - А.В. Кобак). Он ведет целенаправленную работу по подготовке биобиблиографического справочника "Петербургские краеведы". Первым шагом в этом направлении стала публикация "Материалов к библиографии петербургских краеведов" на страницах историко-краеведческих сборников "Невский архив": с 1999 года вышли автобиографии и списки работ по истории Петербурга Б.М. Кирикова, В.Г. Лисовского, Ю.М. Пирютко, А.П. Аспидова, В.Г. Исаченко, В.В. Антонова, Н.В. Мурашовой (Глинки), А.Ф. Векслера, Г.Ю. Никитенко, Л.И. Бройтман, Е.И. Красновой, М.Н. Микишатьева, А.Д. Марголиса. Издан аннотированный список всех 123-х лауреатов и дипломантов Анциферовской премии за лучшие работы о Петербурге с 1996 по 2012 год (22). В 2014 году выходит в свет Словник биобиблиографического справочника, в который включены имена более 1200 петербурговедов - от автора первого отечественного описания новой российской столицы Андрея Ивановича Богданова до наших молодых современников - краеведов XXI века.
Примечания
1) См.: История Санкт-Петербурга-Петрограда, 1703 - 1917: Путеводитель по источникам / отв. ред. В.П.Леонтьев, отв. сост. Л.А.Чуркина. СПб., 2000 - 2007. Т. 1, вып. 1-2; т. 3, вып. 1.
2) Бенуа А.Н. Живописный Петербург // Мир искусства. 1902. № 1.
3) Лукомский Г.К. Современный Петербург: Очерк истории возникновения и развития классического строительства (1900 - 1915 гг.). - СПб., 2002. С. 32.
4) В 1918 году Музей Старого Петербурга вошел на правах отдела в Музей города, преемником которого является нынешний Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
5) Лихачев Д.С. Образ города // Знание - сила. 1988. №5. С. 10.
6) Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921. № 1.
7) Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. - Пб., 1923. С.7.
8) Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. II. - М., 1974. С. 459 - 460.
9) Отдел "Музей Старого Петербурга" был упразднен еще в 1930 году. В 1933-м Музей Города переименован в Музей социалистической реконструкции города.
10) Филимонов С.Б. Краеведение и документальные памятники (1917 - 1929). - М., 1989. С. 22.
11)) Юбилей праздновался в 1957 году одновременно с 40-летием Октябрьской революции.
12)) К 1989 году вышли в свет 7 томов "Очерков"(история города доведена до 1980 года).
13) Первая городская энциклопедия в СССР.
14) ГИОП была организована в 1943 - 1944 г.г. под руководством Н.Н. Белехова. Сотрудники инспекции (с 1996 года Комитет по контролю, использованию и охране памятников) приступили к систематическому изучению культурного наследия Петербурга и пригородов, в частности к архивно-библиографическому и натурному исследованию городской застройки.
15) Рубрика "Из истории нашего города" в "Блокноте агитатора" появилась в 1959 году по инициативе краеведа С.М.Вяземского.
16) Анциферовские чтения: Материалы и тезисы конференции /сост. А.И.Добкин, А.В.Кобак. - Л., 1989.
17) Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества. М., 1980. № 2.
18) Там же. С.16.
19) Аналитическая роспись материалов всех конференций представлена в библиографической базе данных "Петербургские чтения" (1220 записей за 1992 - 1999 гг.), которая доступна в режиме он-лайн на сайте РНБ www.nlr.ru
20) В 1992 - 2012 гг. опубликованы 20 сборников "Наследники великого города" (свыше 400 докладов).
21) Сергеева И.М. Общественное объединение "Институт Петербурга" и его роль в возрождении петербурговедения // Первые открытые слушания "Института Петербурга". - СПб., 1994. С. 10 -12.
22) Анциферовские премии за лучшие работы о Петербурге. 1996 - 2012 гг. /Сост. А.Д. Марголис, А.В. Кобак, Н.Л. Иванова. СПб., 2012. С. 47 - 57.
**
ИЗ ИСТОРИИ «ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ И СОХРАНЕНИЯ В РОССИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА И СТАРИНЫ»
Современное общественное движение в защиту культурного наследия Петербурга имеет глубокие корни.
В апрельской книжке журнала «Старые годы» за 1907 год было опубликовано следующее извещение: «При петербургском «Обществе архитекторов-художников» образовалась особая Комиссия с целью борьбы против разрушения архитектурных памятников XVIII и начала XIX веков – как в Петербурге и его окрестностях, так и в других местах России. Комиссия не имеет официального характера, К участию в её трудах приглашаются все лица, преданные делу защиты произведений искусства от вандализма. /…/ Предполагается борьба всеми средствами с отечественными вандалами». Характерно, что «Комиссия по изучению и описанию Старого Петербурга», возникшая весной 1907 года, не имела «официального характера», то есть была объединением неформальным, как и современные общественные объединения защитников памятников истории и культуры.
Именно петербургскими «неформалами» начала ХХ века были созданы Музей Старого Петербурга (1907 – 1918) и Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909 – 1917).
Инициатором нового общественного объединения выступил в начале 1909 года историк искусства и коллекционер, активный деятель «Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга», член редакции журнала «Старые годы» барон Николай Николаевич Врангель (1880 – 1915). «Нигде не гибнет столько произведений искусства, как в России. Памятники художественной старины, последние остатки былой красоты исчезают бесследно, и никто не поддержит того, что составляло предмет восхищения современников», - писал он в журнале «Старые годы», призывая своих единомышленников сплотиться для противодействия этой гибельной тенденции.
Устав Общества был утвержден 20 октября 1909 года. В нем формулировалась цель организации: «препятствовать разрушению, поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, имеющих художественную или историческую ценность, независимо от эпохи их создания». Далее указывалось, что «для достижения своей задачи Общество будет возбуждать ходатайства перед правительством, учреждениями, частными лицами, общаться к содействию печати, делать доклады, собирать материалы, выпускать издания, приобретать и жертвовать в музеи предметы искусства и старины».
В Совет Общества, который возглавил великий князь Николай Михайлович, вошли А.Н. Бенуа и Е.Н. Волков (товарищи председателя), бар. Н.Н. Врангель (секретарь), кн. С.В. Оболенский (казначей), П.П. Вейнер, В.А. Верещагин, В.А. Волков, С.К. Маковский, А.Ф. Милютина, А.В. Муравьев, гр. В.В. Мусина-Пушкина, кн. О.А. Оболенская, кн. А.В. Оболенский, И.А. Фомин, А.В. Щусев. Общие собрания и заседания Совета проходили в Петербурге в Ново-Михайловском дворце (Дворцовая наб., 18), в доме Вейнеров (ныне пр. Чернышевского, 9/38), на квартире кн. Ольги Алексеевны Оболенской (Моховая ул., 5), в помещении Имп. Российского пожарного общества (Б.Морская ул., 8).
Отделения Общества вскоре возникли в Вильно (глава отделения В.П. Добужинский), Казани (А.Н. Баратынский), Ростове Великом (А.А. Титов), Туле (Ю.А. Олсуфьев), Ярославле (И.А. Иваньшин), а также в Вологде и Смоленске. К 1911 году организация насчитывала 380 членов, к 1914 – 590. Это были, главным образом, архитекторы, реставраторы, художники, искусствоведы, археологи и коллекционеры. Заметную роль играли меценаты, представители аристократии и высшего чиновничества (кроме уже упомянутых в составе Совета, назовем гр. П.Н.Апраксина, кн. В.Н.Аргутинского-Долгорукова, кн. М.К. Горчакова, гр. Н.Ф. Карлову, П.М. Кауфмана, А.Ф. Кони, бар. П.Ф. Мейендорфа, А.Ф. Милютину (урожд. гр. Сумарокова-Эльстон), М.А. Остроградского, А.А. Половцова (мл.), М.К. Тенишеву, Н.А. Хомякова, кн. Ф.Ф. Юсупова). Характер общественного движения в защиту культурного наследия определяло участие в нем видных деятелей науки и культуры начала ХХ века (Д.В. Айналов, А.И. Анисимов, А.П. Аплаксин, Е.Е. Баумгартен, В.А. Беклемишев, А.Е. Белогруд, Л.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, А.Ф. Гауш, П.П. Гнедич, И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, В.Я. Курбатов, Е.Е. Лансере, Н.Е. Лансере, Г.К. Лукомский, Ф.Ф. Нотгафт, П.Е. Рейнбот, Н.К. Рерих, П.Н. Столпянский, В.В. Суслов, П.Ю. Сюзор, К.Д. Чичагов, В.А. Щуко и другие).
Анализ ежегодных отчетов Общества показывает, что основное место в его деятельности занимали выявление, регистрация, фотофиксация и реставрация архитектурных памятников, а также борьба за сохранение предназначенных к сносу объектов культурного наследия в различных регионах страны. Назовем лишь некоторые конкретные дела, осуществленные по инициативе и при активном участии членов Общества всего лишь за пять лет. В Петербурге восстановлена историческая окраска зданий Двенадцати коллегий, Сената и Синода, Адмиралтейства, Биржи на стрелке Васильевского острова; сохранены предназначенные к сносу или радикальной перестройке павильоны Инженерного замка, усадьба Г.Р. Державина, дом Адамини, Новая Голландия, Тучков буян («дворец Бирона»), Чернышов (ныне Ломоносова) мост через Фонтанку; предотвращена застройка Таврического сада и Марсова поля, засыпка Лебяжьей канавки. В провинции отреставрированы дворец гр. К.Г. Разумовского в г. Батурине Черниговской губ. (1799 – 1803, арх. Ч. Камерон), дворец П.В. Завадовского в с. Ляличи под Брянском (1790 – 1797, арх. Д. Кваренги), собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, Екатерининский собор в Ямбурге (1762 - 1782 , арх. А. Ринальди), палаты бояр Ромодановских (XVIII в.) в Курске. Региональные отделения Общества боролись за сохранение архитектурных памятников Суздаля, дома купца К.И.Коробова (втор. пол. XVIII в.) в Калуге, Московских ворот в Иркутске (1811 – 1813, арх. Я.А. Кругликов) и т.д. Отметим плодотворную работу образованной при Обществе Комиссии по регистрации памятников искусства и старины Санкт-Петербургской губернии, в которую входили А.П. Аплаксин, А.Я. Белобородов, Н.Н. Врангель и Н.П. Репников.
Трудно переоценить выставочную и издательскую деятельность Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. В 1911 году были организованы выставки произведений А.Г. Венецианова и О.А. Кипренского из частных собраний (обе в Русском музее, куратор – Н.Н. Врангель), а также выставка художественно-архитектурных фотографий (работы Н.Г. Матвеева, В.Я. Курбатова, Н.Н. Павловича); в 1912 – «Ломоносов и Елизаветинское время» в залах Академии художеств (руководитель проекта - Н.Н. Врангель при участии А.Н. Бенуа, Н.Е. Лансере, Г.К. Лукомского и др.); в 1913 – выставка произведений изобразительного искусства из коллекции великой княгини Марии Николаевны; в 1914 – выставка «Памяти Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского» в Эрмитаже. Ярким событием в культурной жизни страны стала «Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности», открытая 12 марта 1911 года в Академии художеств (председатель – П.Ю.Сюзор, главный комиссар И.А.Фомин, оформители А.Н.Бенуа и А.Ф.Гауш). Общество содействовало изданию многотомной «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, очерков Н.Н. Врангеля «Помещичья Россия», монографии В.Я. Курбатова «Петербург», выпускало научные каталоги своих выставок. Работа Общества регулярно освещалась на страницах журналов «Старые годы» и «Аполлон», публиковались ежегодные «Отчеты о деятельности Общества».
На собраниях в Петербурге регулярно обсуждались доклады, посвященные вопросам изучения и реставрации памятников, а также борьбе против «современного архитектурного вандализма». Тематика этих докладов дает представление о круге интересов участников движения. Приведем названия некоторых сообщений: В.Т. Георгиевский «Живое изучение памятников старины – залог успеха их защиты», В.В. Суслов «Церковь Василия Блаженного в Москве: значение памятника и его современное состояние», И.А. Фомин «По поводу юбилея А.Захарова», А.Я. Белобородов «Отчет о регистрации в 1912 году памятников старины Гдовского уезда», А.Я. Боравский «Значение реставраторских приемов в живописи, скульптуре и прикладном искусстве», А.П. Аплаксин «Русский зодчий Андрей Воронихин – его жизнь и труды», А.И. Анисимов «Текущие нужды охраны Новгородской художественной старины», А.В. Оболенский и А.Г. Вальтер «Ферапонтов монастырь и его восстановление», Б.Н. фон Эдинг «Поездки по Вологодской и Архангельской губерниям в 1914 году», Г.К. Лукомский «Наш архитектурный вандализм и борьба с ним» и т. д. Особое внимание уделялось критике правительственного законопроекта об охране памятников («Положение об охране древностей»), внесенному в Государственную думу.
С началом Первой мировой войны деятельность Общества постепенно свертывалась и в 1917 году была прекращена. Помимо очевидных объективных причин завершения первого этапа отечественного движения в защиту культурного наследия (война и революция), нельзя не назвать очень важную субъективную причину: в июне 1915 года умер Николай Врангель, который был инициатором, главным деятелем и «душою» Общества. Воспоминания Александра Бенуа содержат пронзительные строки, посвященные его ученику и сподвижнику: «Врангель скончался, находясь во время Первой мировой войны в качестве добровольца на санитарном фронте, от острого воспаления почек. Произошло это далеко от Петербурга, и весть об его кончине поразила всех своей неожиданностью. Но мне кажется, что сам он чувствовал в себе того гложущего червя, который так рано подточил его физические силы. Именно этим сознанием своей ранней обреченности можно объяснить то, что Врангель находился всегда в состоянии чрезвычайной возбужденности, какой-то спешки, его точно что-то нудило торопиться, чтобы успеть все сделать, что он себе наметил. Что-то тревожное и беспокойное было в его взоре, что-то особенно порывистое в движениях. А может быть, подгоняло его и то чувство, которое руководило, но в темпе менее «ударном» и мной, и некоторыми нашими друзьями, т. е. ощущение близости конца всей той культуры, продуктом которой мы были сами и служить на пользу которой мы считали своим радостным долгом. В этом отношении судьба оказалась милостива к Врангелю – она не дала ему увидеть всю «мерзость запустения» и крушение всего нашего мира. Он не познал и этого чувства никчемности, выброшенности за борт, которое отравило нам жизнь с самого начала 1917 года».
Источники и литература
Научный архив ИИМК РАН. Ф. 68 (Фонд Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины).
Устав Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. СПб., 1910.
Отчет о деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины со дня основания по 1 января 1912 года. СПб., 1912; Отчет о деятельности… за 1912 год. СПб., 1913; Отчет о деятельности… за 1913 год. Пг., 1914.
Рудаков В. Охрана памятников старины // Исторический вестник. 1912. Вып. 7.
Лукомский Г.К. Общество защиты памятников искусства // Аполлон. 1913. № 4.
О деятельности Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины // Голос минувшего. 1913. № 4.
Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн. IV – V. М.,1990.
Медведева М.В. Из истории «Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» // Археологические Вести. № 14. М., 2007.