«Человек родил Бога, но человечество всё никак до Него не может дорасти…»
См. ранее на Когита.ру:
Биолог А.Н. Марасов, философические размышления которого мы недавно публиковали (см. А. Марасов. Мир твой»: (1) и (2)), а также фрагмент из книги «Человек и Бог» - «О душе» - над которой он сейчас работает, прислал нам еще один фрагмент этой книги,
При желании, кликните: http://www.proza.ru/avtor/amarasov , и Вы сможете прикоснуться к уже изданным психо- и натурфилософским трудам А. Марасова: «Этюды к описанию сознания», «Сочинения о природе», «Бытие», «Мир твой».
**
Из переписки:
А. Марасов – А. Алексееву
А. Н., моя работа продвигается, один из последних отрывков – Вам… (5.10.2015)
А. Алексеев – А. Марасову
…Я порадовался Вашему «теологически-атеистическому» тексту. Если не возражаете, опубликовал бы его на Когите. Бог как отношение… Такого еще нигде не встречал…. 8.10.2015.
А. Марасов – А. Алексееву
Мне самому этот отрывок понравился, потому на радостях я и выслал его Вам....
Но вообще вся работа идёт уже который месяц, не помню... Вот, сегодня мучаюсь с утра с отрывком "Дух".
Я и сам многое узнаю! (почти по Любищеву: размышляя, можно понять нечто ранее даже недоступное)
Держит работа, она и смысл придаёт...
А если по существу ответить Вам, то я верю в то, что основатели мировых религий были реальными людьми с необыкновенно сильной верой в других людей.
Если разместите на Когите, буду гордиться… (8.10.2015)
**
Из книги А. Марасова «Человек и Бог»:
ЧЕЛОВЕК – БОГ
Все тайны, конечно же, в нас самих (А.Шопенгауэр):
в отличие от остального мира («всей Вселенной») мы знаем, что живём, и живём не вечно, и мы осознаём себя по сравнению с другими людьми как непохожие ни на кого (т.е., «знание» как бы за нашим Я! от кого?), уже знаем и боль утраты, и осознаём (или осознавали) мгновения счастья, и можем оценивать и себя и остальной мир, в который мы как будто помещены…
Нам многое дано – не животного! – страдающего!, но никак всё не можем доказать очевидного, что достойны мы все лучшей жизни…И в минуты откровения другой человек – нам Бог! И, может быть, эти горстки времени всю нашу неприподъёмную жизнь и окрашивают… Сказал же философ, что « человек не измерен никем и ничем»!
Божественное – это то, целостное, которое, действительно, можем мы охватить только в редкие минуты. Только в редкие минуты прозрения видим мы своё же высшее предназначение, – в других, конечно же, в других…
И никуда не деться от себя (от совести!): мы постоянно перепроверяем себя, свою жизнь, – она горит под нашими оценками… Мы – судьи сами себе.
Общественные макроритмы устанавливаются медленно, они инертны, и единственная «скорая помощь» приходит нам от совершенно конкретных людей. Человек родил Бога, но человечество всё никак до Него не может дорасти, и какие муки от этого!
Бог – это нравственное совершенство: возможно ли оно? возможно ли нравственное совершенство человека? Языческие боги – более боги плоти, Бог единый – Бог духа. В спорах и сетованиях мы чаще всего ведём поиск справедливости, но почему её мы так часто связываем с равенством и братством?
Мы равны перед Богом (перед верой, перед будущим!), но братья мы только по крови; таинственное начало всех нас (духовное) – разное, и братьев по духу мы определяем сами – исходя из собственного выбора! Равнять нас в жизни и считать братьями – значит не брать во внимание нашу свободу, наш Дух, и какой-либо полинезиец в этом смысле может быть «ближе» европейцу, чем его ближайший сосед…
Бог – это таинство, может быть, самое великое из всех, потому что в нём тайна рождения и смерти, Слова и Числа, в нём таинство нашего Я… Бог потому всегда неизвестен человеку, ибо Бог – ордината развития, наше желание, стремление быть людьми, наше напряжение держать уровень человека. Может быть, человек становился человеком не тогда, когда он изготавливал орудия труда, но тогда, когда «выдумывал» богов…
И единый Бог становится самой объединяющей силой, ибо вера и знание, искусство, – все действуют заодно, вместе. История человеческая оказывается жёстко стянутой прямыми и обратными связями: ведь всегда находятся люди с наибольшей степенью отвечающие каким-то чаяниям справедливости… Но как же трагично развёртывается история, когда отрывают веру от знания (из-за большинства голосов что ли?)
…теряет время единственное направление! Вера в справедливость приобретает решающее значение, и легко, возвышенно обозначается всё то, что человека делает именно человеком… Не религия ли «сделала» нас такими, какие мы есть сейчас?
Отвергая божественное, мы отвергаем самостоятельность любого целого, например, того же человека: человек – не один! (целое – это мы все…), наше поведение не есть простое развитие животной природы, но привнесение неизвестных нам сейчас Начал, «достраивающих» это таинственное Целое…
Бог есть связь между всем и вся, есть наше отношение.
Ко всему на свете
*
…какая природа кружит наше Я? вращает внутренний мир, соприкасая с миром внешним? Какое божественное с нами всегда?
**
ПОСТСКРИПТУМ
Из комментариев:
Это не "философические" размышления, а философские. Автор - философ, а не дилетант; это очевидно.. Здесь концептуально, на мой взгляд, следующее: 1. Бог = порождение человека (видимо, сознания); 2. Отвергается самостоятельность человека как такового, - единичного в своей конечности; 3. Бог = связь между.. кем?.. чем?. Автор поставил замечательные вопросы.
Не только связь, но и оценка.
..Я бы, например, остереглась так резво давать дефиницию категории "Бог". И ещё более бы остереглась заявлять , что у меня "понятийное сознание"; куда в нём девать иррациональное, вот ужас! Может, у Делёза спросим, спровадив его "хаосмос" в рамки определённости?.. Мне представляется, что БОГ вовсе не "идея". Подумать.. то бишь, - помыслить надо мне, чтоб с ходу однозначностью разить.
«Человек родил Бога, но человечество всё никак до Него не может дорасти…"
"Бог человека таков, каков САМ человек..."
(Л. ван Фейербах).
Так до какого "бога" не может дорасти человек? Люди же бесконечно разнообразны...
А значит и их "бог" бесконечно разнообразен по своим параметрам и качествам...
Моё мнение: "бог" - это плод метафорического сознания индивидуума, ищущего субъективную систему уверенности с чертами универсальности
Для сравнения (к примеру), таким как я, обладающим понятийным сознанием, идея "бога" просто бесполезна...
Мне достаточно таких понятий, отражающих реальность, как Мироздание и Человечество (объективная система уверенности).
Благодарю за отклики. Ответ Дмитрию: Внимательно нужно читать. Если человек родил Бога (как написано), то выражать недоумение по поводу Его же непонимания уже поздно; а вот с человечеством нужно договариваться, а не навязывать ему (человечеству) своего Бога! Не потому ли все конфликты среди людей, что одни люди навязывают другим свои ценности?
Ответ Олесе: сознание - это далеко не только система понятий, тем более, чётких и строгих, как, положим, в математике. Если бы! Тогда между человеком и машиной (построенной по законам физики) не будет разницы. У Любищева есть одна работа (Можно ли создать гомункулуса?), напечатанная оргкомитетом Любищевских Чтений (куда я входил)( в 1992 г по этому поводу. Сознание - тайна. Великая.
Человек создан. Создан по лекалам Вселенной. Чтобы далее не распространяться в данных комментариях, отсылаю к своим текстам, например, к "Миру твоему". И если создан, то он не одинок! Но я спрямляю сюжет ответа...
Ещё раз спасибо за отклики.