Юрий Линник. Министр постмодерна
См. ранее на Когита.ру:
- Пафос невежества на смену научному знанию
- Марина Шишкина: Историю нужно писать честно
- Оскорбление чувств Министра культуры В. Мединского
- Ответ Мединскому в рамках "философии зайца"
- Шпионские игры вокруг визита министра культуры в Зубовский институт
- Речевой автопортрет министра культуры
**
Юрий ЛИННИК
МИНИСТР ПОСТМОДЕРНА
С апологией Андрея Александровича Жданова недавно выступил министр культуры РФ – он же доктор исторических наук – Владимир Ростиславович Мединский.
Казалось бы, русский интеллигент никак не может поддерживать того, кто инициировал Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград" – но вот, пожалуйста.
Неординарный человек!
Недавно я его лягнул в своём альманахе «Пергам» за увольнение И.А. Антоновой.
Чувствую: перегнул.
Личность В.Р. Мединского всё больше притягивает меня. Для этого имею два объяснения:
1) Как нельзя лучше В.Р. Мединский иллюстрирует мысль А.Ф. Лосева о тотальности – бессмертии – мифа. Нам кажется: произошла демифологизация. На самом деле старые мифы заменились новыми. Такую трансформацию в своём творчестве осуществляет В.Р. Мединский.
Прогресса тут нет.
Наоборот: наличествует деградация.
Мифы мельчают, хиреют.
Тому прямое свидетельство – «Мифы о России» В.Р. Мединского.
Одни химеры замещаются другими.
Это не булавка.
Нисколько не критика!
Министр-писатель самобытно обнаруживает объективную тенденцию.
2) Скажу без всякой иронии, с полной серьёзностью: я всё больше ценю В.Р. Мединского за то, что он как никто другой – с полнотой и блеском – воплощает суть и дух постмодерна.
Безосность!
Принципиальная беспринципность!
Самодовлеющая, хорошо работающая на пиар парадоксальность!
И ещё: успех первее истины – эффект важнее смысла.
Философия постмодерна привлекает прямотой и бесстрашием своего цинизма. Размывая последние рациональные основания, она адаптирует нас к несовершенству бытия – к его дуплистости, трещиноватости.
Мечтаю написать книгу стихов на темы М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра.
Не подумайте, что я ставлю В.Р. Мединского в ряд этих великих имён – всё-таки в целом постмодерн у нас пока второсортный: так сказать, провинциального извода.
Тем не менее никто не поколеблет меня в том убеждении, что В.Р. Мединский – на всех своих уровнях от поведенческого до стилевого – есть удачный продукт эпохи постмодерна.
Повторю: весьма качественный – порой даже по мировым стандартам – продукт!
Много чего в нём намешано.
Но эта мешанина толково самоорганизуется по законам синергетики.
Я всегда любил эклектику в архитектуре.
Она предуготовляет модерн.
Что мы видим сегодня? Экспансию эклектики по всем направлениям!
Она – метод, она – стиль, она – дух.
Коллажи являются её любимой формой.
В.Р. Мединский эклектичен.
Он замечательный коллажист.
Возможно, на этой ниве с ним трудится большая артель, однако кухня – не наше дело.
Важен выход – интересен результат: он впечатляет своими масштабами. В.Р. Мединский исходит креативностью.
Другая грань модерна – экзистенциальная нота, переведённая в мажорный лад: мир неустойчив – всё колеблется и колышется – давайте раскачивать весёлые качели.
Обожаю мыльные пузыри.
Плёнка поверхностного натяжения!
Это настоящее чудо – и физическое, и оптическое.
В постмодерне мир пенится, пузырится.
Твёрдые формы ему решительно не нужны.
Где онтологическая прочность?
На фиг её!
Быть может, весь Универсум – огромный мыльный пузырь.
Примерно так считал индуизм с его концепцией мира-майи – мира-иллюзии.
Свои пузыри успешно плодит В.Р. Мединский. Действительность красиво ирридирует в них. Быстро лопаются? Ну и что! Тут же нарождаются другие.
Решения Госдумы – и посулы единороссов: их следует печатать на плёнке поверхностного натяжения.
Пустое, эфемерное!
Но это ткань времени – нашего времени.
Умный человек на этой основе может сделать много доброго. Ведь что здесь позитивно? Свобода – текучесть – вариативность: культура освободилась от лимитаций – наслаждается вседозволенностью – деет что хочет.
Перехлёстов тут будет много!
Но на их фоне может начаться Ренессанс.
Хотите видеть министром культуры личность типа Д.С. Лихачёва?
Его эпоха безвозвратно ушла.
Сейчас нужен министр в ключе постмодерна. Это отвечает нерву времени.
Когда-то В.Р. Мединский тесно сотрудничал с С.П. Мавроди. Этим его будут тыкать до конца дней.
Я воздержусь.
Почему?
Презирая финансовые пирамиды, я всё же любуюсь их миражной архитектурой – это шедевры постмодерна.
Его порождение!
Здесь нам явлены симулякры чистой воды.
Агностицизм является существеннейшим модусом постмодерна.
Имея в виду А.А. Жданова, В.Р. Мединский честно признаётся: «Вот, на нервах это, знаете, упитанность, вот. Поэтому в ноги поклониться организаторам обороны и эвакуации из Ленинграда. Я вообще не представляю, как они это делали» (Эхо Москвы. 31. I. 2014).
Не представляешь?
Так воздержись от аподиктических суждений! Иначе изменишь своей школе
Привожу эпистемологическое кредо постмодерна, ёмко и вразумительно выраженное В.Р. Мединским: «Я не знаю правды и боюсь, что никто не знает правды, но та цифра мне приятнее, она работает на мою концепцию» (Грани Ру. 03. I. 2012).
Субъективизм? Прагматизм? Релятивизм?
Ну и что!
Порой лишь благодаря этим установкам нам дано хоть чуть-чуть продвинуться в потёмках незнания.
Думается, что докторская диссертация В.Р. Мединского «Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV—XVII вв.» – знаю её отрывочно – вполне отвечает выбранной им методологии. Не желая обидеть сановитого автора, осторожно выскажу такое предположение: постмодерн тут замешан на «Домострое» – в квас подлито виски.
Это ли не эклектика?
Причём свежая, эпатажная!
Я бы осмелился так определить существо исследования: это своеобычная ксенофобия задним числом – перенос нынешней ненависти к Западу на давние времена.
Ущербное, болезненное!
Всё от зависти – от комплекса неполноценности!
Убеждён: когда-нибудь и российская власть в целом, и В.Р. Мединский одолеют этот недуг – вспомнят о петровых заветах.
В.Р. Мединский противоречив: нажимает на тормоза – а ведь любит форсаж.
Отсюда буксование.
Вся страна пробуксовывает.
Доколе?
Это осточертело: тупость и косность.
В.Р. Мединский усомнился в ценности западных свидетельств о России.
Вот лист из дорожного альбома Артура Мейерберга. Австрийский дипломат совершил своё путешествие по нашей стране в 1661 – 1662 гг. Он оказал неоценимую услугу историкам национального деревянного зодчества.
Перед нами крещатый шатровый храм.
Бесценное изображение!
Верю Мейербергу – Мединскому нет.
На посту министра культуры одна бездарность сменяла другую.
Я рад, что на этой должности оказался пусть не харизматический, но всё же относительно свежий человек – если он кончит полным фиаско, то это будет весьма бурлескная finite la commedia
В провальное время живём.
Не скучно.