01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Наука

Татьяна Куприянова: О проблемах инвалидов

Вы здесь: Главная / Наука / Исследования / Татьяна Куприянова: О проблемах инвалидов

Татьяна Куприянова: О проблемах инвалидов

Автор: Татьяна Куприянова, Чудово — Дата создания: 06.07.2010 — Последние изменение: 06.07.2010 Когита!ру
Наш автор Татьяна Куприянова, социолог и руководитель ГУСО «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» из города Чудова Новгородской области, анализирует проблемы инвалидов.


Ранее на Когита!ру статьи Татьяны Куприяновой о проблемах пожилых людей:

Пожилой человек, его проблемы и их решение

 

Декларация о правах инвалидов, провозглашенная резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 09.12.1975 г. определяет понятие «инвалид» следующим образом: понятие "инвалид" означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, (врожденного или приобретенного) физических или умственных способностей.

Также определение понятия «инвалид» содержится в статье 1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с этим, инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В социальной структуре Новгородского общества, лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, 11,8 процентов общей численности населения, что свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей как инклюзию инвалидов в общество, так и смену стереотипов.

В большинстве западных европейских стран сегодня термин «инвалид» не используется. Считается, что это понятие не приемлемо в обращении, так как очень категорично разделяет людей, нарушая равноправие в системе взаимоотношений. Использование в общении термина «инвалид» влияет на формирование отношения к гражданам этой категории, как к неполноценным людям, «иждивенцам».

Наиболее приемлемое название данной категории граждан - лица/граждане с ограниченными (физическими, психологическими и иными) возможностями или имеющими признаки ограничения жизнедеятельности.

Применяемое в лексике данное определение, не умаляет прав и достоинств человека, хотя и отражает его проблему. Исторические реалии таковы, что гражданское общество не сразу осознало, что демократия может существовать только тогда, когда всем гражданам обеспечены равные возможности и права, когда отсутствует социальная изоляция лиц с ограничениями в здоровье. Нигде благополучие инвалидов не пришло само по себе. За создание доступной среды и равные со всеми права инвалиды и их родные боролись разными методами, иногда пикетами и митингами.

В нашей стране основная масса населения инертна и по большей части каждый выживает сам, как может, а лицам с ограниченными возможностями в этом намного сложней и проблематичней.

В Российской Федерации общее и специальное законодательство, регулирующее и декларирующее права и защиту прав инвалидов сочетается. В нормативных правовых актах, относящихся к общему законодательству, права инвалидов отдельно не оговариваются, не выделяя их в отдельную когорту, а закрепляются за ними наряду с правами для всех граждан России.

В соответствии с  Конституцией Российской Федерации наша страна - социальное государство и Конституция гарантирует социальную поддержку и защиту всем своим гражданам без исключения. Инвалиды – полноправные граждане Российской Федерации, обладают всеми конституционными правами. Но согласно Конституции РФ, лица, имеющие ограниченные физические (и иные) возможности, имеют право требовать  особого внимания со стороны государства.

Общее законодательство в отношении этой категории граждан провозглашает принцип – никакой дискриминации. Специальное законодательство направлено на создание и регулирование условий для реализации прав инвалидов, и его принцип – обеспечение равных возможностей инвалидов наряду с другими гражданами Российской Федерации. Действующее законодательство, и общее, и специальное, предполагает создание мощного механизма социозащитных прав инвалидов.

Но всегда ли в реальности декларируемое совпадает с реальностью? 

В 2009 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, в связи с этим, все законодательные акты начали приводить в  соответствие международными требованиями.

При Президенте Российской Федерации создан координационный совет по делам инвалидов, который начал подготовку изменений, и есть надежды, что они могут быть исполнены в конкретные сроки.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В Новгородской области государственную гарантию социального обеспечения инвалидов их социальную защиту и поддержку осуществляют:
- Государственное учреждение  Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области;
- Государственное учреждение Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
-комитет социальной защиты населения Новгородской области и учреждения социального обслуживания.

Весной текущего года в Администрации Новгородской области состоялось заседание Совета по делам инвалидов при Губернаторе. В нем приняли участие руководители многих областных комитетов и представители общественных организаций.

Заседание Совета по делам инвалидов было посвящено принципиально важным вопросам организации жизнедеятельности  и поддержки данной категории граждан, забота о которых  в региональной политике требует особого внимания всех ветвей власти.

Уровень пенсионного обеспечения инвалидов до настоящего время оставляет желать лучшего. Хоть за два прошедших года почти в 2 раза повысились пенсии инвалидов, но все равно продолжают оставаться самыми низкими.

Весомую долю в материальном обеспечении этих граждан занимает ежемесячная денежная выплата, размер которой регулярно индексируется и в настоящее время составляет от 1359 рублей до 2378 рублей в зависимости от группы инвалидности.

С 1 апреля 2010 пенсии увеличились на  6,3 %, а с июля текущего года изменения затронули только социальные пенсии, которые увеличились всего на 3,5 %, что в среднем составляет около 15-18 рублей и носит больше декларативный характер, чем реальную материальную помощь.

Статистические данные ГУ Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области подтверждают факт низкого уровня среднего размера пенсии по инвалидности, которую получают около 32 тысяч граждан области.

С 2010 года инвалидам, которые имели трудовой стаж в советское время, при расчете размера пенсии был применен механизм валоризации - увеличение пенсионного капитала в соответствии со стажем работы за период до 1991 года.

Нововведения коснулись сроков установления пенсии по инвалидности: если прежде пенсия по инвалидности была пожизненной, то теперь по достижении 55 и 60 лет (соответствен¬но, для женщин и мужчин) инвалидов будут переводить на трудовую пенсию по старости, размер которой будет напрямую зависеть от трудового стажа и пенсионных накоплений. С этого года пенсию начали получать и инвалиды 3-й группы, которым раньше таковая не полагалась. Перевод с пенсии по инвалидности на пенсию по старости был автоматическим, в беззаявительном порядке, сохраняя при этом все льготы, которые предусмотрены инвалидам законодательством, в полном объеме.

В Новгородской области для улучшения социального положения, лицам с наличием группы инвалидности, делается практически все для своевременного и полного предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и областным законодательством. Так, стоимость набора социальных услуг, который получают 24 тысячи (или 30%) инвалидов с 1 апреля проиндексирована на 10 %. Всего на эти цели в 2009 году израсходовано 550 млн. рублей бюджетных средств, что на 18%  больше 2008 года. «В нынешнем году  уровень социальной поддержки инвалидов будет сохранен», - заверяют представители Комитета социальной защиты области.

Государство поворачивается лицом ко всем пенсионерам и к инвалидам в том числе, и следует отдать должное, – государственная поддержка ежегодно увеличивает и расширяет возможности через систему льгот, субсидий, компенсаций, предоставления адресной социальной помощи, оказания социальных услуг на базе учреждений социального обслуживания области, что значительно улучшает качество жизни инвалидов.

Инвалидам вследствие военной травмы, полученной в Афганистане или на территории Северо-Кавказского региона, областным законодательством с 2006 года выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. В 2010 году она проиндексирована на 8% и составляет 650 рублей, конечно мизер, но хоть что-то.
Одной из дополнительных мер социальной поддержки инвалидов является бесплатное зубопротезирование.

В прошлом году на эти цели в области израсходовано более 14 млн. рублей, в текущем году запланирована сумма с увеличением в 1,5 раза.

На ежегодной отчётно-выборной конференции Новгородской областной организации Всероссийского общества инвалидов ставятся вопросы о  недостаточном финансировании государственных обязательств по обеспечению инвалидов транспортными средствами, техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и тому подобное. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347 «Об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», регламентируется механизм получения технических средств реабилитации. Последнее время отмечаются значительные трудности в реализации данного распоряжения, что связано с большими временными затратами на получение индивидуальных реабилитационных карт и с низкой информированностью инвалидов о нормах и гарантиях своих прав и возможностей.

В 2009 году в Новгородской области завершена реализация Указа Президента Российской Федерации № 685 по предоставлению гражданам данной льготной категории транспортных средств: им выдано 266 легковых автомобилей, 582 человека получили денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей.

Федеральный закон от 24.10.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет основы социальной защиты инвалидов, и  реабилитацию как ведущее направление социальной политики в отношении граждан с ограниченными возможностями. В области активно идет процесс реорганизации учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Существующая сеть социальных учреждений дает возможность обслуживать на дому более 3,5 тыс. инвалидов и 1 тыс.857 инвалидов проживающих в домах-интернатах.

На данном этапе сеть реабилитационных учреждений и отделений в области недостаточно развита. У действующих учреждений социальной сферы встают проблемы оснащения их качественным современным реабилитационным оборудованием и обеспечением  квалифицированными кадрами. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья в целях социальной адаптации и инклюзии инвалидов в общество, а также достижение ими материальной независимости и получение полноценных возможностей самоутверждения в общественной среде.

Но и со стороны инвалидов должно быть желание и заинтересованность в изменении своего положения.

В частности на примере ГУСО «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», прослеживается тенденция вялой заботы о реабилитации своего собственного здоровья инвалидами. Так, в 2009 году из 123 человек, проходивших реабилитацию в отделении социальной реабилитации, только 11 инвалидов трудоспособного возраста регулярно посещали занятия, заботясь о восстановлении своего здоровья. Здесь, два прямо противоположных фактора: первый - необходимость поиска достойного заработка и в связи с этим отсутствие свободного времени для занятий в отделении реабилитации, и соответственно, второй - восстановление физических возможностей влечет снятие статуса инвалида и пенсионного обеспечения, что в современных условиях является значительным (если не единственным) средством существования.

Процесс получения льготных лекарственных средств остается длительным и утомительным. Большая часть инвалидов, проживающих в отдаленных деревнях Новгородской области, отказываются от социального пакета, в связи со снижением доступности медицинских учреждений: кустовые, маленькие сельские больницы, аптечные пункты закрыли, а сеть действующих ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) не восполняет запросы населения в полной мере. К сожалению, часто, вместо лекарств, к которым инвалиды привыкли, врачи выписывают аналоги, которые или более дорогостоящие или низкого качества. Остается не решенной задача обеспечения инвалидов абсорбирующим бельем в достаточных объемах, даже при наличии записи в индивидуальной программе реабилитации вопрос получения остается проблемным.

Также в Новгородской области отсутствуют учреждения хосписной службы и в программе социально-экономического развития области на ближайшее время организация подобных учреждений не предусматривается. Развитие негосударственных учреждений этой направленности и использование ресурсов общественных организаций в обеспечении хосписных услуг проблематично.

Конечно, рост инфляции и довольно низкий уровень пенсионного обеспечения, ставит вопрос о трудовой занятости инвалидов. Решение этой проблемы инвалидов на государственном уровне становится очевидной необходимостью. Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому право выбора рода деятельности и профессии и также свободно распоряжаться своими способностями к труду. Принцип, провозглашающий возможность инвалидам осуществлять свои права в сфере трудоустройства, общепризнан в современном обществе, но редко реально осуществим на самом деле. По сравнению с другими категориями населения инвалиды менее востребованы на рынке труда, больше подвержены риску увольнения и неконкурентоспособны при приеме на работу. На территории Новгородской области центрами занятости населения осуществляется работа по обеспечению прав инвалидов на труд в соответствии с областным законом от 05.11.2004 г. № 327-ОЗ «Об установлении на территории Новгородской области квоты для приема на работу инвалидов», вступившим в силу с 01.01.2005 г. В соответствии с данным законом, организациям и учреждениям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 3% от среднесписочной численности работников. Важную роль в этом процессе играет межведомственное взаимодействие социальных, медицинских учреждений и службы занятости населения. Однако в реальности этот закон может исполняться лишь в случае поступления заявок от работодателей на свободные рабочие места при наличии вакансий. В 2009 году в центры занятости населения нашей области работодателями заявлена всего 341 вакансия для трудоустройства инвалидов, что составляет 0,4% от общего количества заявленных вакансий. Вопрос трудовой занятости инвалидов связан с нежеланием работодателей их нанимать. Тут присутствуют два фактора: первый - экономический расчет (производительность труда инвалида ниже, чем производительность здорового человека), и второй - нежелание работодателей брать на себя дополнительную ответственность за соблюдение обязательств перед данной категорией граждан, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (в части оплаты больничных листов, организации сокращенного графика работы, особых условий работы и т.п.). На заседании совета по делам инвалидов при Губернаторе области 6 апреля этого года «Союзу промышленников и предпринимателей Новгородской области» совместно с работодателями Новгородской региона было дано задание: рассмотреть вопрос о создании и квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, комитету труда и занятости населения области подготовить законодательную инициативу, предусматривающую установление квоты для приема на работу инвалидов организациям с численностью работников более 30 человек вместо 100.

Вопросы трудоустройства напрямую взаимосвязаны с вопросами получения образования. Без решения вопросов качественного полного и профессионального образования вопрос трудоустройства инвалидов останется открытым. Уже не раз при губернаторе области ставился вопрос о создании условий для получения образования не на дому или в специализированных учреждениях, а в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми детьми. Ведь именно с этого и следует начинать социализацию.

Основную проблему с реализацией конституционного права инвалиды видят в разделении образования и исключения детей-инвалидов из сети общеобразовательных школ. Сегодня весь прогрессивный мир идёт по пути инклюзивного образования, когда государство обеспечивает равные  условия обучения всех детей. Формально и в Российской Федерации, и в Новгородской области, установленные законодательными актами нормы в сфере образования детей-инвалидов исполняются. Из всех детей-инвалидов около 90% проживают в семьях, ≈1%–воспитываются в доме ребёнка, ≈6% - проживают и обучаются в учреждениях системы образования и ≈3% – в учреждениях социальной защиты.

В Новгородской области накоплен огромный положительный опыт по созданию условий для получения образования детьми – инвалидами, которые преимущественно обучаются в специализированных коррекционных образовательных учреждениях или в коррекционных классах общеобразовательных школ и на дому. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах требует дополнительных финансовых и нематериальных затрат. В настоящее время общеобразовательные школы и детские сады не приспособлены к тому, чтобы в них находились дети-инвалиды. Архитектурная планировка зданий наших школ не обеспечивает доступность – нет пандусов и подъёмников для инвалидов-колясочников, нет удобно отрывающихся и доступных входов, у многих школ нет поручней для слабовидящих детей.

Опыт зарубежных стран, отдельных современных образовательных учреждений РФ показывает, что создание доступных школ и инклюзивное обучение способствуют социальной адаптации детей-инвалидов, воспитанию у них самостоятельности и независимости, а самое главное – изменяет общественное мнение об инвалидах, обучает «обычных детей» быть лояльными и толерантными.

В области организованы достаточно хорошие условия для обучения большинства детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях и школах (специальных и общеобразовательных). А вот получение дополнительного (музыкального, художественного и т.п.), начального, среднего и высшего профессионального образования для детей с ограниченными возможностями проблематично.

Необходимо также решать вопросы создания адаптированных специальных программ, специализированных средств обучения (в том числе, основанных на новых информационных технологиях); обеспечения беспрепятственного доступа к средствам обучения (особенно для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

Сами инвалиды недостаточно высоко оценивают качество своего общего, начального и среднего профессионального образования, что является препятствием для поступления в высшие учебные заведения. С сентября 2009 года в области начал работу федеральный проект дистанционного обучения детей-инвалидов с применением мультимедийного оборудования, в дополнение к традиционному педагогическому обучению на дому. 

Государственная программа сегодня взяла решение проблемы финансовой доступности использования Интернет и мобильной связи для инвалидов на себя. Это поможет раздвинуть границы общения инвалидов и увеличит шансы для получения достойного и качественного образования, и, возможно, станет залогом успешного профессионального будущего этих людей.

Статья 40 Конституции РФ гарантирует право на жилище, которое является одним из наиболее важных прав граждан России. Нормативно-правовая база, регламентирующая механизм реализации этой статьи, где каждый гражданин имеет право на жилище, разработана в достаточной мере, и политика государства в «жилищном» вопросе носит социальный характер, но, тем не менее, самым распространенным нарушением жилищного законодательства является нарушение права на получение жилья социально незащищёнными гражданами, в том числе инвалидами. Малоимущим, и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законодательством нормами.

Инвалиды, как льготная категория граждан обеспечивается жильём в соответствии с Федеральными законами от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». На региональном уровне, данная статья конституции подкрепляется, утверждённым постановлением Администрации Новгородской области от 05.05.2006 № 228, Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. На эти цели из федерального бюджета выделяются безвозмездные субсидии. Размер безвозмездной субсидии на гражданина – получателя рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, равной 18 кв. м, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья в области. Такой механизм расчёта субсидии уже ставит в неравное положение граждан, проживающих в различных районах Новгородской области, так как рыночная стоимость жилья в городах области значительно отличается от рыночной стоимости жилья в районных центрах, тем более, сельских поселениях. Но основной проблемой сегодня является катастрофическая нехватка средств, выделяемых на безвозмездную субсидию. А так как список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01.01.2005, насчитывает более 1,5 тысяч человек, то на реализацию права на жилище этим категориям граждан потребуется более 20 лет.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной поддержке инвалидов» в период с 2006 по 2009 год получили социальную выплату на улучшение жилищных условий 155 инвалидов и 6 семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете на 1 января 2005 года. На эти цели в области  израсходовано 55,9 млн. рублей. На 2010 год запланировано 37,8 млн. рублей. Этих средств достаточно для осуществления  выплат 80  инвалидам, что  в 2,7 раза превышает уровень 2009 года.

Конечно, можно воспользоваться ипотечным кредитованием, но развитие этого гражданско-правового института идёт слишком медленно, и условия кредитования для большинства граждан остаются неприемлемыми, в особенности для малоимущих граждан, в числе которых и инвалиды.

Государство вкладывает громадные средства в развитие нанотехнологий, военной техники, а осуществление специальных мер, направленных на обеспечение безопасности и удобства людей с ограниченными возможностями, в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для данной категории граждан не просто крыша над головой. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями также требует всестороннего рассмотрения: отечественное промышленное изготовление поручней, всевозможных механизмов и приспособлений для инвалидов фактически отсутствует.

Статья 44 Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст.48), Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.15) обязывает Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Пункт 3.2. областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы» предусматривает создание условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), беспрепятственного пользования (железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского) транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные пути и магистрали).

На территории нашей области, данные государственные гарантии практически не реализовываются. Согласно данным Новгородской областной организации Всероссийского общества инвалидов, по итогам обследования улиц областного и ряда районных центров на предмет доступности учреждений социальной инфраструктуры, совершенно недоступны для людей с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата большинство социально-значимых объектов (в их числе и комитет социальной защиты области и сама Администрация области).

К тому же в городах идет процесс реконструкции квартир, расположенных на 1-х этажах жилых домов, под магазины и офисы, которые также недоступны для инвалидов. Также остается до конца нерешенным вопрос доступности медицинских, спортивных, культурно-зрелищных, образовательных и торговых учреждений.

Из-за отсутствия финансирования пассажирский транспорт не обеспечен специальными устройствами для проезда людей с ограниченными возможностями. Предложения об установке звуковых приставок к светофорам, вот уже много лет внедряются соответствующими службами чрезвычайно мизерными темпами.

Реализация права инвалидам на получение необходимой информации гарантируется государством Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и  является актуальной проблемой в первую очередь для людей с нарушениями слуха и зрения. В реальной ситуации - у инвалидов по слуху идет частичное ограничение по доступу к части телевизионной информации. Большинство программ показываются без субтитрования и сурдоперевода.

Наиболее значимыми в телевещании инвалиды отмечают программы новостей, поэтому, понимая, сложности в трансляции программам с субтитрами, желали хотя бы часть эфирного времени сделать для них доступными. Новгородское региональное отделение Всероссийского общества глухих не раз обращалось с просьбой о внесении в областную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов» мероприятия по внедрению на областном канале бегущей строки (скрытого субтитрования) для людей с нарушением слуха. Решение этого вопроса крайне важно.

По итогам заседания новгородского областного Совета по делам инвалидов от 6 апреля 2010 принято решение подготовить проект областной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2015 годы». Комитету социальной защиты населения Новгородской области поручено проработать вопрос о включении мероприятий по созданию без барьерной среды для мало мобильных групп населения в Федеральную программу «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Комитету образования, науки и молодежной политики - подготовить предложения в Министерство образования и науки Российской Федерации об увеличении норматива часов для обучения детей-инвалидов на дому. ФГУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Новгородской области поручено увеличить количество выездных комиссий для освидетельствования граждан. Администрациям муниципальных районов рекомендовано провести мониторинг и составить перечень объектов социального назначения для обеспечения в них доступа мало мобильных граждан, а также создать рабочие группы по делам инвалидам.

В июне этого года в проект «Доступная среда» от районов области были собраны предложения по созданию без барьерной среды.

Так, от Чудовского района, на условиях софинансирования, было предложено пять пунктов: создание отдельного Центра для лиц с ограниченными возможностями, где предусмотрены помещения для клубной и кружковой работы, как для взрослых, так и для детей; строительство пандусов, поручней и подъездных дорожек к самым часто посещаемым учреждениям (Дом культуры, школа №1, районная поликлиника, Администрация района и т.п.); площадка для активного отдыха с малыми специализированными формами; пристройка к зданию ГУСО «Чудовский ЦСО» для создания Интернет-класса и улучшения условий работы действующего компьютерного класса); приобретение хотя бы одного специализированного автомобиля общего пользования. Но, что из предложенного выберут в региональную программу чиновники пока не известно.

Для снижения дискриминации и сегрегации инвалидов, предоставления инвалидам как полноправным гражданам Российской Федерации всех прав и возможностей, гарантированных Конституцией, очевидно, следует от законодательных деклараций переходить к  исполнению этих гарантий в полном объеме всеми государственными, региональными, муниципальными  и общественными структурами. Только совместная деятельность органов власти всех уровней, органов, призванных законом осуществлять контроль исполнения законодательства (в том числе в отношении людей-инвалидов), общественности, может стать реальной основой для создания благоприятной среды всем гражданам нашего государства без исключения.


Татьяна Куприянова, Чудово. Специально для Когита!ру


Другие статьи Татьяны Куприяновой на Когита!ру:
См. раздел "Чудовские заметки Татьяны Куприяновой"

Отдельные статьи Татьяны Куприяновой на Когита!ру:
Пожилой человек, его проблемы и их решение
Чудовская «служба спасения» для пожилых и инвалидов 

Проблемы реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов

Чудовский Красный Крест: советские традиции и постсоветская практика

Татьяна Куприянова: О проекте введения "социальных карт"

Пожилые - опекуны своих внуков

Рождественский подарок к 65-летию Победы

Нововведения 2010 для льготников и инвалидов

Отделение ВОИ в Чудово: Из жизни людей с ограниченными возможностями

Из хроники Чудовского совета ветеранов

Ответственность бизнеса: как это понимают в Чудово?

comments powered by Disqus