Свобода, не имеющая лица
Тремя годами раньше, в 2015-м, она получила такой же приз за лучшую режиссуру фильма «Тело» (Ciało). Но европейская слава и членство в Европейской киноакадемии настигли ее еще раньше – после выхода на экраны в 2000 году киноленты «Счастливый человек».
Чем смогла покорить видавших виды киноакадемиков молодая женщина-режиссер из Польши?
Несмотря на то, что фильмы Малгожаты рассказывают конкретные истории конкретных людей, рожденных, как и она, в Польше, картины эти повествуют об общечеловеческих недостатках и достоинствах. Эти фильмы глубоки, потому что Шумовска не просто по-женски остро чувствует беды и переломные моменты в судьбах героев. И хотя она не всегда анализирует их причины и следствия, но всегда находит в себе силы иронизировать над общечеловеческим бытием.
Фильм «Лицо», который вышел в российский прокат еще в конце апреля, в большей степени, чем другие, касается родины талантливого режиссера. Наблюдая жизнь польской глубинки, где живет герой – «первый парень на деревне» Яцек (его роль играет Матеуш Косцюкевич), Шумовская «припоминает» современной Польше все ее недостатки. Стремление молодежи при любой возможности покинуть страну (об этом мечтает и красавчик Яцек Калиштан), слепое следование католической богомольности, отсутствие в людях толерантности к иным (во всех смыслах – от вероисповедания до внешности), общую нецивилизованность – ограниченность интересов, инертность... Конечно, на подобные «увечья» можно кивать любому народу, но лента основана на реальных событиях. Так, история сооружения в польской глубинке гигантской статуи Христа (ныне самой высокой в мире) становится для главного героя поворотным моментом в судьбе, а для его односельчан – проверкой на прочность, которой они не выдерживают.
Яцек, работающий в интернациональной бригаде на сооружении «восьмого чуда света», окажется именно из-за своей богоугодной работы сначала физически, а после и морально, на грани жизни и смерти. Упав со строительных лесов внутрь бетонной громады Христа, он переломает не только тело. Он, в прямом смысле, утратит лицо. Но на деле человеческое лицо уже давно утратили его односельчане. Недавние близкие и друзья окажутся не в состоянии принять Яцека с внешностью постороннего человека (еще один реальный факт, лежащий в основе истории – первая пересадка лица польскому пациенту). Их предательство Яцек познает не только через свою невесту, зависимую от мнения матери простушку Дагмару (ее роль исполняет Малгожата Гороль), но и через собственную мать, которая, находясь в плену предрассудков, решает... изгнать дьявола из своего сына...
До трагедии Яцек/Косцюкевич – обладатель самой симпатичной физиономии из всех, что мелькают на экране. Выведенная Шумовской вереница весьма реалистичных некрасивых героев (исключение из нее, разве что, сестра Яцека) сродни картинам «малых голландцев» братьев Остаде, отображавших на своих полотнах человеческие пороки через внешнюю уродливость. Начиная с первых кадров фильма, показывающих рождественскую «голую распродажу», заставляющую людей позабыть обо всех нормах поведения, режиссер иронизирует, подсмеивается над некрасивыми, бесконечно сквернословящими персонажами, шаржирует их, доводя дело порой до выведения карикатурных образов, заставляя зрителя смеяться искренне, но невесело. Достается и представителям католицизма, одни из которых порочны и вороваты, как, например, сельский священник, а другие, как епископ, принимающий работы по возведению упомянутой статуи Христа, ограниченны и лживы.
Здесь лишь Яцек, живущий вне общих предрассудков и колейности (от слова «колея»), на фоне своих земляков и впрямь – сказочный принц в дениме и «на белом коне». Он носит длинные волосы и татуировки, гоняет на машине под громыхающий на всю округу «металл», красиво ухаживает за Дагмарой, «отрывается» с ней, шокируя пуритан-земляков, на сельских дискотеках... Будучи белой вороной среди инертных лицемеров, которые не в состоянии его ни понять, ни принять, а вот распять – запросто, он ею и останется, ничуть не изменив себе даже с чужим лицом. Но рядом с бывшим принцем окажется не принцесса, а лишь сестра, которую играет Агнешка Подсядлик...
Камера оператора Михала Энглерта словно пребывает в расфокусе, в большинстве кадров выбирая лишь одну четкую цель. Чаще всего сказочно расплывчатой оказывается красота польской природы, на фоне которой раскручивается сюжет. Но наравне с лесами и полями нечетким может стать интерьер гипермаркета или городской пейзаж, а четкими явятся лишь отдельные фигуры или детали, будь то человек, дерево, мертвая свиная голова, с которой играют дети или надпись «Польша» на трусах проходного героя. Камера работает «на режиссера», концентрируя смыслы в определенной точке экрана, заставляя обобщать, разгадывать символы и намеки. И находящийся после смерти деда вне фокуса Яцек, на рассвете войдет в абсолютно четкий автобус, за стеклом которого и сам станет четким, определившимся. Он уедет с расплывчато-прекрасной земли, над которой распростер руки четкий бетонный Христос, отнявший у него счастье и повернувший свое лицо в нужном католической церкви направлении. Противоположном тому, в котором уезжает Яцек.
Перепечатка текста возможна лишь с отдельного согласия автора и редакции Когита!ру
Другие рецензии Екатерины Омецинской на Когита!ру:
Прекрасный хирург, его жена и любовница
Уж лучше бы этот мир не кочевал...
Взрослая сказка для юных зрителей