01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

Из переписки с друзьями: «Моя жилищная история»; «Секрет Полишинеля - 2»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Колонка Андрея Алексеева / Из переписки с друзьями: «Моя жилищная история»; «Секрет Полишинеля - 2»

Из переписки с друзьями: «Моя жилищная история»; «Секрет Полишинеля - 2»

Автор: А. Алексеев; В. Дмитриевский; Н. Доровская Р. Ленчовский; Б. Докторов; Ю. Линник; О. Старовойтова; В. Захаров; Д. Бродский; В. Беляков; Л. Ткаченко; М. К. — Дата создания: 02.11.2016 — Последние изменение: 19.12.2016
Цикл «Выбранные места из переписки с друзьями». Выпуск 35. А. Алексеев.

 

 

 

 

 

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Алексеев. Моя жилищная история

- Заблокированные веб-порталы, или секрет Полишинеля - 2

**

 

(1)

 

Виталий Дмитриевский – А. Алексееву

…Д. прислал мне "Телескоп" со своей и Твоей статьей («Моя жилищная история». – А. А.) . Потрясающий материал!. Я читал как роман. Поздравляю! Какой разветвленный и в то же время композиционно строго выстроенный сюжет! Об анализе и глубинном обобщении событий и смыслов поступков я не говорю. В данном случае меня особенно увлекла фабула с ее выходами и входами в непредсказуемые часто событийные и психологические ситуации, провоцирующие активную реакцию, действия, поступки, движение жизни. Это производит впечатление… (24.10.2016)

 

А. Алексеев – В. Дмитриевскому

"Моя жилищная история" мне и самому нравится. Я придержал ее публикацию на Когите, чтобы М. Илле в "Телескопе" опубликовал ее первым. Вообще же - лишнее свидетельство того, что господь-бог - лучший сценарист и режиссер, и лишь гении могут с ним соревноваться в своих импровизациях…

Интересно, что я еще в раннем возрасте осознал, что у меня не хватает фантазии для произведений fiction. С тех пор пишу только non fiction... 24.10.2016

*

 

А. Алексеев – в разные адреса

Уважаемые коллеги!
Возможно. Вам будет интересен опубликованный на Когита.ру (а еще раньше – в журнале «Телескоп») материал; А. Алексеев. Моя жилищная история - http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/a-alekseev-moya-zhilischnaya-istoriya
В нем предпринята попытка разработки модели социологического описания одного из важнейших аспектов образа жизни и жизненного процесса индивида, на примере собственной биографии.
Буду рад, если своим примером сподвигну кого-либо из вас на аналогичный опыт тематически фокусированного автобиографического повествования. В таком случае – дайте знать, я свяжу вас с организаторами предполагаемого сборника таких «тематизированных автобиографий», заинтересованными в пополнении портфеля этого издания.
Ваш – Андрей Алексеев. 25.10.2016.

*

 

Виктор Захаров – А. Алексееву

Андрей, спасибо!

…На протяжении почти двух лет  (1969-1970) А.Н. Алексеев проживал в аспирантском общежитии Новосибирского академгородка, имея маленькую, но персональную комнату в здании с коридорной системой".

Не помнишь, общ. № 2, сразу за зданием ун-та?

"Из Новосибирска случались поездки в отпуск на Телецкое озеро и на Байкал"

Я тоже ездил на Байкал и в Бурятские Белки. И еще на Столбы. А жили мы там с Люсей в 1969-72 в общ. № 7, Пирогова, 18.

Последнее время где-то раз в 2 года бываю в Академгородке.

Вот такие дела. Витя

 

А. Алексеев – В. Захарову

Витя! Получается, что мы жили в Новосибирском академгородке в одно и то же время. И даже, возможно, в одном общежитии. "Пирогова, 18" - что-то знакомое. Мое общежитие было на углу пр. Науки и какой-то улицы, примерно в километре от здания СО АН, в сторону Обского моря. А каким ветром Тебя туда занесло? АА. 26.10.2016

 

В. Захаров – А. Алексееву

Получается так.

Я там с осени 1969 по весну 1970 был на практике, а в августе 1970 приехал туда по распределению.

Как выяснилось, это была ошибка. Жилья я там не получил, а по возвращении в Питер выяснилось, что права молодого специалиста я уже потерял. А молодым специалистам тогда давали право вступить в кооператив. И потом мы 6 лет мыкались без жилья и прописки, потом еще 7 лет в малюсенькой комнате в коммуналке. Но я рад, что судьба занесла меня в Н-ск.

Ты пишешь: «Мое общежитие было на углу пр. Науки и какой-то улицы,..». Пирогова, 18 - это вглубь, перпендикулярно пр. Науки. Это было общежитие НГУ. А Ты жил в общежитии СО АН. На углу Науки и какой-то улицы - я думаю, это была ул. Жемчужная… (27.10.2016)

 

А. Алексеев – В. Захарову

Да, Витя, интересные пересечения... Ул. Жемчужная - тоже что-то знакомое. А не хочешь ли написать свою "жилищную историю"? Я бы опубликовал на Когите. И связал бы Тебя с Божковым, который грозится выпустить сборник таких историй.

Можно ли использовать твое письмо (включая схожие с моими перипетии "жилищной истории") в обзоре откликов на эту мою публикацию?

АА. 27.10.2016

 

В. Захаров – А. Алексееву

Когда-нибудь, когда буду посвободнее. (27.10.2016).

*

 

Наталья  Доровская – А. Адексееву

Здравствуйте, Андрей Николаевич.
Меня зовут Наталья Михайловна Доровская, я так же как и Вы независимый
исследователь, по первой профессии социолог, сейчас уже психоаналитик.
Занималась также генеалогией, историей семьи.
Спасибо Вам за статью о жилищной истории, за очень интересный взгляд,
ракурс. Я уже поймала себя на том, что стала называть Вашу идею
"жилищной истории" "жилищной биографией", конечно стану использовать
это в своей работе. Здесь есть над чем размышлять. Спасибо.
С уважением… (25.10.2016)

 

А. Алексеев – Н. Доровской

Здравствуйте, Наталья Михайловна!
Тронут Вашим письмом. Социологи не избалованы инициативными откликами на свои сочинения от незнакомых людей, да еще таких понимающих. Лестно профессионально пригодиться... специалисту по психоанализу, вот уж не ожидал. А ведь и впрямь "жилишная биография" очень даже формообразует личность. даже в самых потаенных ее уголках.... 26.10.2016

*

 

Роман Ленчовский – А. Алексееву, Борису Докторову

Дорогой Андрей! Дорогой Борис! 

Пишу одновременно к обоим: как авторам отличных текстов, основного и "последней точки" там, в виде концептуально-ассоциативного "послесловия" (вписывания темы "жилища" в социологию повседневности с отсылкой к собственной "квартирной биографии").

Прежде всего: 

(1) Всё сие весьма актуально: в силу самой существенной  в последние четверть века (полный поколенческий "шаг"!) трансформации  всего жизненного уклада бывших советских граждан - вместе с "растворением" в большом историческом времени в  целом всей "советской эпохи"...

Жилищно-квартирная "натура" времён совка, вместе со всеми иными экзистенциальными, так сказать, потрохами, превращается с нарастающей скоростью в "уходящую натуру"...

(2) О концептуальном значении как этой темы, так и её воплощения в "случае Андрея Алексеева" - в двух словах не скажешь, для начала можно констатировать лишь их уникальный характер: и в плане типическом, и в плане персонально-нарративном. Удачны авторские заключительные обобщения, которые ещё развивать и развивать - в силу и сюжетных и проблемно-содержательных  перспектив...

Вот несколько дополняющих моментов - из тех, что сразу же пришли мне в голову (по Андрееву повествованию, перемноженному на собственный и наблюдаемый опыт).

(1) Монопольное владение государством почти всем городским жилищным фондом - мощнейший инструмент подчинения граждан как логике "социалистического строительства", так и его "темпам". Почти сразу же с Октябрьского переворота, монополизации большевиками госвласти, ликвидации "вредных" классов и персон, с началом национализаций, "уплотнений"... 

Тут важно, что лояльность населения (уже не свободных граждан!) выбивалась на всех уровнях "Левиафана" (о котором так уместно вспоминается в тексте Андрея)... От уровней общегосударственного и поселенческого "учёта и контроля" до локальных квартирно-соседских "домоуправств" и "вороньих слободок", с одной стороны, и, с другой, - отдельных "трудовых коллективов", которые ведали основными ресурсами "общественного распределения жилплощади"… Снова-таки, на всех их этажах, от почти абсолютного подчинения каждого работника административно-партийно-профсоюзным "треугольникам"  предприятий и учреждений до "общинной" круговой поруки и взаимоконтроля-соглядатайства с неизбежной конкуренцией - в цехах, бригадах, на участках...

Если "молотом"  для выковывания "морально-политического единства советского народа" была монополизация квазирынка труда, рабочих мест, то "наковальней" оказывался "советский быт", для которого так или иначе необходима была каждому хоть какая-то крыша над головой (но практически  во всех случаях контролируемая государством - через институт прописки, механику изменения жилищных условий в таком советском изобретении, как "очередь", и т. д., и т. п.). Для такой "кузнецы" полагалась и "жаровня" - ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, одним словом - "органы"... Для нужд которых могли служить, кроме всего прочего, индивидуальные квартирные телефоны - заменившие соседей за стенкой (при "улучшении бытусловий").

(2) Андрей не мог вспомнить, где и как умывались в их коммуналке в годы его детства... Позже была у него радость лейки душа в потолке "ванной"... 

А ведь сюжетные линии ТЕЛА, условий для интимной жизни, уход за телом, гигиена и т.п. - одни из ведущих для нашего быта, повседневности... 

Мой вполне городской киевский быт:  ежедневно мылись в тазике, в комнате, где спали, ели, готовили на дровяной, как и у Андрея, плите... В комнате единственной, 9 кв. м. на троих - до "получения" двухкомнатной хрущёвки в 1965-м (когда мне стукнуло 17; маме - 43; дедушке - 62)... 

Зато по субботам - баня!!! 

Вот была роскошь - два больших общих зала с парилками (и то уже хорошо, что не  "М" по чётным, например, а "Ж" - по нечётным, как часто бывало в иных банях)... Были там и "семейные ванные" (много дороже, как для нас). Взрослым парам в эти "семейки" требовались паспорта, и не просто так, ас брачными печатями!  Или трёшка - смотрительнице... (Смеётесь? А в Питере что - не так было?). 

Правда, в бане - большие очереди... Это при том, что в нашем микрорайоне - огромный завод, с литейными цехами, и два поменьше, два вуза, включая наибольший в Киеве - Политехнический, Киностудия... А домов с ванными там, до начала 60-х, - несколько "сталинок"...У сталеваров, понятно, душ после смены, а их родне – тазики?

"Удобства" для нашего дома - отдельная сага: во дворе, с выгребной ямой... (И это - середина 60-х, третья столица – в тогдашней совимперской иерархии! В двух шагах от роскошной новой станции метро…)Там же, в дворовом сортире, я, ещё совсем наивный, утопил свой школьный дневник, весь раскрашенный красными учительскими чернилами... Дедушка мой, когда чистил то деликатное заведение, наткнулся, вытянул, как-то очистил, высушил... (Хорошо, что семья такая - покачали головой, но тут же, помнится, посмеялись...)

А где и как стирали? Где сушили? Когда появились холодильники – вместо авосек за зимним окном? Пылесосы?

Женщины, озабоченные бытом, вспомнят явно больше нас, мужчин, далеко не всегда, особенно в молодости, этим бытом себя обременявших...

...Читаем, однако, питерские мемуары Иосифа Бродского: в относительно большой общей комнате отгородил себе "стеной" из чемоданов угол, где мог молодечествовать - с одноклассницами и постарше...

...Московские мемуары Майи Плисецкой: детство и юность - в коммуналке на более десятка семей, в единственном, естественно, туалете  зажигают больше десяти лампочек: у каждой семьи - своя (или это - про общий длинный коридор, не вспомню точнее...)

Впрочем, наша детская и молодая память часто достаточно бодрая  по отношению к быту... весёлая... Переплетенная с тогдашними радужными надеждами, что, правда, порой и сбывались, хоть отчасти... 

Хорошо, что "квартирный вопрос" испортил не всех... Во всяком случае - не моих здесь корреспондентов... Надеюсь, и не меня...

 (…)

До связи, Роман (27.10.2016)

 

А. Алексеев – Р. Ленчовскому. Копия – Б. Докторову

Дорогой Роман!

Очень признателен Тебе за этот отклик. Он и концептуален, и информационно насыщен. Таня Протасенко (она, наряду с Олегом Божковым, навела меня на эту тему, инициировав конкурс "жилищных историй" в одном из питерских журналов), в телефонном разговоре заметила: в моем опусе переплетаются две темы: а) человек и государство и б) повседневность (быт, жизненный уклад). Ты своим откликом развил тему повседневности.

Да, и семья из 3--х чел., умудряющаяся разместиться на 9 кв. м., и десяток персональных звонков на входной двери квартиры (соответственно десяток лампочек в туалете), и "удобства" во дворе барака и т. д. - все это картины совсем еще недавнего прошлого, а отчасти и настоящего, без чего немыслима полноценная социальная история.

Чем можем - будем помогать потомкам представлять все это "вживе".

Твой отклик - не единственный. На днях опубликую их собрание-обозрение.

Обнимаю. Твой - Андр. Ал. 27.10.2016.

 

Б. Докторов – А. Алексееву. Копия – Р. Ленчовскому

…Жду (собрание откликов. – А. А.) с интересом… (27.10.2016).

 

Р. Ленчовский – А. Алексееву

Добрый вечер, Андрей!

Тема, означенная у Тебя в "итогах" («Моей жилищной истории». - А. А.), в пункте "И", как "человек (...) и государство", для меня всё же исходная, определяющая по отношению ко всему советскому повседневному жилищно-житейскому быту (в твоём ко мне первом ответе в связи с моим подходом мне увиделся несколько иной акцент).  

Вообще государство новейшего времени через жилищную политику (как только таковая появляется) и соответствующее законодательство (в той или иной степени согласующиеся с "естественным правом", обычаями, традициями) задаёт здесь нормативные рамки. Советский режим своей тотальной опёкой, мелочным и часто унизительным регулированием всего и вся в сфере, где определяющим принципом должна была бы быть как раз приватность, резко порвал и с прошлым страны, и с соседствующей Западной цивилизацией, восходящей к античному различению публичного и приватного (на "Восточные", обобщённо говоря, нормы и практики в этой сфере нам здесь нет необходимости отвлекаться). 

Процесс становления советской жилищной политики был, конечно, не одномоментным, но (бес-) поворотной оказалась, насколько я помню наши учебники и прочую литературу, национализация (экспроприация) дореволюционного жилищного фонда, точнее, национализация всей земли (весь "приватный сектор", включая колхозы, арендовал у государства "общенародную" землю под всё квазиприватное жильё).

Без погружения в исторические и специально историко-правовые, историко-этнографические и проч. исследования "жилищного вопроса в СССР" мы не можем разбирать генезис замыслов, деклараций и реальной практики большевиков... А всё сие восходит к тому же к спорам немецких социал-демократов 70-х годов предшествовавшего века - с канонизацией большевиками некогда популярной Энгельсовой брошюры "К жилищному вопросу" (1872) ...

Да это и не было задачей работы, предложенной О. Божковым и Т. Протасенко. Однако, коль скоро Ты задался целью построить одну из возможных моделей  социологического описания (много-) семейных жилищных историй, то для концептуальной основы таковой модели я и предлагаю взять для периода после 1917-го., с первых декретов соввласти и образования СССР до конца 1991-го, советскую государственную жилищную политику. 

Именно "госжилполитику" - с теми или иными её историческими и местными модификациями... И в сложнейшем переплетениями таковой с индивидуально-семейными жилищно-бытовыми стратегиями ("частной инициативой") - там и настолько, где и насколько было возможно не только следование правилам, но и отклонения от них. Точнее: здесь предлагается иметь в поле зрения эту политику вместе с её общими, локальными и индивидуальными вариациями и метаморфозами - при описании и, в особенности, при концептуализации  собственной жилищно-семейной бытовой истории. 

Думается, что наши с Тобой подходы в отношении данной методологической  основы указанной модели - практически совпадают.

***

Должен признаться, что на чтении твоего описания своей "жилищно-семейной истории" и на весь этот мой отклик (и даже на энтузиазм, меня при сём вдохновлявший!) непосредственно наложилось глубочайшее впечатление  от знакомства  буквально за несколько дней до того с пронзительнейшими,  "для памяти", страницами Ларисы Иосифовны Богораз и Анатолия Тихоновича Марченко "Мы здесь живём"... (В составе посмертно опубликованных воспоминаний  Ларисы Иосифовны "Сны памяти", Харьков, 2009, стр. 218 - 249; одна из интернетссылок -  http://library.khpg.org/files/docs/1268298676.pdf ) 

Бывают же такие смысловые и времннЫе совпадения! Уникальные точнейшие наблюдения и рефлексии - и  прямёхонько на нашу здесь "ЗАДАННУЮ ТЕМУ"! Тут-то я и увидел один из экстремальных вариантов  манипулятивно-репрессивной роли государства  в приватном житии-бытии советских граждан... Практику советского"Левиафана", как Ты напоминаешь о метафоре-определении государствау Гоббса (и в одноименном замечательном фильме В. Звягинцева, увы, не получившим «Оскара». – А. А.),   максимально использовать потребность каждого в "крыше над головой" - для институализации не просто грубейшего вторжения в частную жизнь человека, но и для жёсткого регулирования нашей гражданской активности... Попытка советской репрессивно-бюрократической машины "организовать лояльность" с помощью "ключей от квартиры", даже в "приватном секторе", в случае известнейших советских диссидентов, естественно, провалилась... А, вот, "Сортирная сюита", увековеченная в той части рукописных набросков "Мы здесь живём", которая была написана А.Марченко  (там же, с.218-227) стала для меня  амбре-эмблемой СССР - "от Москвы до самых до окраин"... 

До связи!

(...)

(1.11.2016) 

 

Постскриптум...

 

...Я таки начал перелистывать "К жилищному вопросу" Энгельса:

 

"(...) Как разрешить жилищный вопрос? (...) Как решит этот вопрос социальная революция (...) Несомненно одно, - именно, что уже теперь в больших городах достаточно (!) жилых зданий , чтобы тотчас (!) помочь действительной "нужде в жилищах" (эти кавычки Ф. Э. и иронический курсив отсылают к полемическому контексту - спору с Прудоном и прудонистами. Здесь и ниже восклицания в скобках - мои. - Р.Л.) при разумном использовании этих зданий. Это осуществимо, разумеется, лишь посредством экспроприации теперешних владельцев и посредством поселения в этих домах (!) бездомных рабочих или рабочих, живущих теперь в слишком перенаселенных квартирах. И как только пролетариат завоюет политическую власть, подобная мера, предписываемая интересами общественной пользы, будет столь же легко (!) выполнима, как и прочие (!) экспроприации и занятие квартир современным государством". 

К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Изд. 2-е. - Т.18. - С. 221. (Есть в Сети.)

 

...Что тут скажешь? (В последнем случае у Ф.Э. речь, похоже, уже не о жилплощади для рабочих, а о "нужде" в квадратных метрах, включая дворцы и проч., именно для нового "пролетарского государства", например, для ВЧК-ОГПУ и т.д. и т.п...)

При любом раскладе я увидел в этом классическом фрагменте  указание к действию для вскоре пришедших в России к власти как бы единоверцев... Что и было воплощено незамедлительно...

И ещё: эта цитата из канона - чем не первый эпиграф для всей здесь темы наших жилищно-семейных историй (на их советском этапе). А эпиграфы другие, что сами собою «просятся», найдём в избытке и в "Котловане" Андрея Платонова, и в упоминавшейся уже "Сортирной сюите" А. Марченко... И в самих наших "стори", в особенности, "на заре нашей юности"...

(2.11.2016)

Р. Л.

 

А. Алексеев – Р. Ленчовскому

Дорогой Роман!

Я в самом деле недооценил твое первое письмо в плане темы «человек и государство» (или «жилищный вопрос»). Именно эта тема первична, а все «прелести» советского быта отсюда, в конечном счете, производны.

Я согласен и с твоим вторым письмом (развивающим тему первого) – по всем пунктам.

Да, и моя «жилищная история» это лишний раз подтверждает: «квартирный вопрос» в СССР есть лишь часть более широкого вопроса государственного подавления личности («от Москвы до самых до окраин», как Ты напоминаешь).

Кстати сказать, и современная приватизация жилья вовсе не  сняла эту проблему. Вытеснить человека из собственного дома «в государственных интересах» сегодня немногим сложнее, чем отобрать бизнес. Силовое принуждение ныне успешно дополняется экономическим. Ну, это отдельная тема.

Твой – АА. 2.11.2016  

*

 

Ольга Старовойтова – А. Алексееву

Андрей, прочла твою "жилищную историю" не отрываясь, с большим интересом.
Захотелось написать и свою... Думаю, я сделаю это вскоре, в течение, например, месяца - как пойдет...
Послезавтра я уезжаю на 10 дней, потом и начну, не помолясь...
Прерваться придется на несколько дней вокруг 20 ноября, это "Галин день", а потом, не знаю когда, но до конца года должен, наконец, начаться так называемый суд... Кумарину будет предъявлено обвинение. Я не знаю, готово ли уже "обвинительное заключение" следствия, как раз завтра иду к следователю. Однако суд будет в Москве (как и предыдущие три суда над Кумариным, видимо, до сих пор петербургские суды под влиянием "тамбовских"? Не знаю, но предполагаю). Прежние суды были от СКР, хотя сидит он давно в изоляторе
ФСБ, во дворе у Большого дома... Однако суды - в Москве. Скорее всего, я не стану ездить туда. Возможно, на начало и ближе к концу, разве что...
Вот такие дела.
Писать буду. Тем более, что давно пора... обещала маме, надо продолжать, ведь она написала книжку только до времени наших с Галей свадеб... Даже про внуков не успела. Я я всё "собираюсь"... А тут такой стимул...
Постараюсь писать именно "жилищную историю", но ведь в ней и много вокруг...
Привет Зине. Спасибо. Обнимаю, Оля. (27.10.2016)

 

А. Алексеев – О. Старовойтовой

Дорогая Оля!

Лучшего подарка автору, как принятие его сочинения за модель и обещания последовать его примеру, - Ты придумать не могла. И наверняка выйдет хорошо. Вспоминаю твой отклик-мемуар, вошедший в мою "Драматическую социологию" 10 с лишним лет назад. У Тебя легкая рука и живое перо.

Жанр "жилищной истории" имеет то преимущество перед другими автобиографическими (типа - о времени и о себе), что совсем не претенциозен, как бы - не так ответственен, но при этом чрезвычайно информативен - и биографически, и исторически. Ты точно ставишь задачу: "Постараюсь писать именно "жилищную историю", но ведь в ней и много вокруг..." Когда справишься с ней - с удовольствием опубликую на Когите, а Олег Божков наверняка включит с предполагаемый им сборник.

Твой - Андр. Ал. 27.10.2016.

*

 

Юрий Линник – А. Алексееву

Квартира - эпос.

И фракталь: в малом - наше всё.

Здорово. (27.10.2016)

 

А. Алексеев - Ю. Линнику

Дорогой Ю.В.!

Ваш отзыв (на "Мою жилищную историю"), как всегда, суперлаконичен и сверхёмок. Спасибо! … (27.10.2016)

*

 

Дмитрий Бродский – А. Алексееву

 Дорогой А.Н.! Я бы мог предложить провести подобное описание своим друзьям на фейсбуке и среди членов РГО (Российское гуманитарное общество. - А. А.).
Не думаю, что желающих будет много, но всё равно, возможно, это кого-то побудит к опыту жизнеописания, и, чем чёрт не шутит, даже к саморефлексии... У меня тут есть, и биологи, и психологи, и программисты, и математики, и, даже, философы… (27.10.2016)

 

А. Алексеев – Д. Бродскому

А что, Дима, вдруг заинтересуются... Я бы мог открыть соответствующую рубрику на Когите. А сами не хотите сочинить что-нибудь подобное? АА. 27.10.2016

*

 

Владимир Беляков – А. Алексееву

Дорогой А.Н.!
С немалым интересом прочитал Вашу живо написанную жилищную историю. У меня остались смутные воспоминания о пребывании в Вашей квартире на Наличной. Похоже, это было во времена начала работы клуба "Перестройка". Помню только множество книг и Ваши печали по поводу того, что в квартире жить стало  невозможно, она превратилась в "штаб революции" - постоянные звонки по телефону, постоянно малоизвестные люди и т.п. Впервые узнал про Вашу вторую жену - там я её не видел.

 

А. Алексеев - В. Белякову

Дорогой Володя!

Спасибо за за отклик и воспоминание. Признаться, тот период конца 80-х (мое внезапное превращение в "прораба", "аргумента" и чуть ли не "символа" перестройки) плохо сохранился в моей памяти. Нелли Крюкова в ту пору скорее всего жила на даче у сына.

АА. 29.10.2016.

*


Лидия Ткаченко – А. Алексееву

 Дорогой Андрей Н.!

У меня появилась возможность прочитать Вашу жилищную  историю. Нового и интересного оказалось для меня мало <…>.  Наверное, написанное - для тех, кто раньше Вас мало читал.
 Вот тут я устыдилась и замолчала... Вместо того, чтобы похвалить Вас за
 нестандартный труд, я видите ли... (точки наполняйте сами).
 Выражу лучше своё удивление-восхищение тем, что Вы годам не поддаётесь
 и пишете связно, экономно, почти всё помня. <…>

Примите мой поклон! А я буду молиться (как умею), чтоб Вы не были наказаны судьбой за свои  уходы от жён, и Зина оставалась бы с Вами навсегда. Л.Т.

 

А. Алексеев – Л. Ткаченко

 Дорогая Лиля!
Вы, как видно, искали новое (для себя) в моей более или менее известной Вам биографии А я-то не за тем писал свою "жилищную историю", а чтобы показать, сколь информативны такие истории для сохранения памяти и понимания времени, в котором мы жили. Понятно, что жилищная история тесно переплетена с семейной, Можно сказать, что она была бы куда менее драматичной, если бы не два развода, после каждого из которых приходилось заново строить свой дом. В этом смысле судьбой я был уже наказан, так что молиться во избежание дополнительных наказаний незачем.
Ну, и упрекнуть себя в жизни есть за что, но вряд ли за случившиеся разрывы семейных уз. Всех причин и обстоятельств я здесь не касался, ибо не склонен к публичным исповедям.
Благодарю за высокую оценку ясности моего сознания. Признаков старческого многословия. сумбура и эгоцентризма и впрямь не наблюдается.
Ваш - АА. 31.10.2016.

 

(2)


А. Алексеев – в разные адреса

Уважаемые коллеги!
Рекомендую вам обратить внимание на публикацию «Заблокированные веб-порталы, или секрет Полишинеля – 2» - http://www.cogita.ru/a.n.-alekseev/andrei-alekseev-1/zablokirovannye-veb-portaly-ili-sekret-polishinelya-2, на Когита.ру.
Допускаю, что «секретные» адреса трех неугодных российскому истэблишменту порталов: «Ежедневный журнал», «Грани» и Каспаров.ру (давно заблокированных Роскомнадзором), -  кому-то из вас неизвестны.
Тем самым, для некоторых из вас сужен доступ к достоверной новостной информации и качественной социальной аналитике.
В таком случае, перепишите для себя эти сетевые адреса и пользуйтесь ими на здоровье.
Ежедневный журнал - http://ej2015.ru/?a=inner или http://ej2015.ru/
Грани.ру - http://m5zgc3tjfzzhk.dresk.ru/
Каспаров.ру - http://o53xo.nnqxg4dbojxxmltsou.dresk.ru/
Ваш – Андр. Алексеев. 28.10.2016

 

М. К. - А. Алексееву

Дорогой А. Н., спасибо за присланную подборку. Сегодня весь день, а не 1 час, "шарюсь" по интернету, начав с академиков и Райкина и заканчивая разными перлами правосудия, а тут ещё и Вы добавочку прислали... Удивительно гадостный дух распространяется в нашем отечестве. И ничем хорошим это не закончится. И воспрепятствовать этому, думаю, невозможно. Можно только обозначить свою гражданскую позицию и гордо "умирать на баррикадах". Жесточайшее противостояние власти вкупе с уголовниками, олигархами, байкерами и подлецами всех мастей, с одной стороны, и жалкой горсткой способных к мыследеятельности и действительно любящих свою страну людей на фоне общего обыдления населения - горькая и обидная реальность. Власть своего не уступит, ей просто деваться некуда, кроме как <…>  по заслугам, поэтому перспективы понятны. Источниками информации, которые Вы обозначили, я пока не пользовалась, но уверяю Вас, что и общедоступные источники, за исключением разных параноидальных, дают аналогичную картину российской жизни. Жуть и оторопь берут. <,,,>.
С добрыми пожеланиями,.. 28.10.2016

 

А. Алексеев – М. К.

Дорогая Марина!

Согласен с Вашей оценкой общественной ситуации, хоть и не считаю ее такой безнадежной. История движется не линейно, а скорее зигзагами. Она также "пульсирует".

Вон, даже наш "национальный лидер" пытается изобразить "задний ход" - http://www.svoboda.org/a/28080194.html?ltflags=mailer . Это, разумеется тактический ход, а не стратегический поворот.

Вы ничего не сообщаете о себе. Как теперь складывается Ваша жизнь?

Ваш - Андр. Ал. 29.10.2016

**

 

См. ранее на Когита.ру (в цикле «Выбранные места из переписки с друзьями»)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (1)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на горячие темы (2)

- Переписка «романтика» и «реалиста»

- Из новогоднего дневника социолога-театроведа

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями на разные, в том числе горячие, темы (3)

- Новогодний привет - от нашего корреспондента-волонтера

- «К добру и злу постыдно равнодушны…»?! Из переписки с друзьями (4)

- А. Алексеев. Из переписки с друзьями (5)

- А. Алексеев. Из новогодней переписки с друзьями (6)

- «Вот это фильм!». Из переписки с друзьями (7)

- «Преображение» Александра Невзорова. Из переписки с друзьями (8)

- Драматический документализм. Из переписки с друзьями (9)

- «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником. Из переписки с друзьями (10)

- А. Алексеев. Выбранные места из переписки с друзьями (11)

- Поздравление с днем рождения не бывает ни преждевременным, ни запоздалым. Из переписки с друзьями (12)

- О многофакторной модели становления современного режима. Из переписки с друзьями (13)

- Каспаров – Шейнис, на «Свободе». Комментарий А. Алексеева. Из переписки с друзьями (14)

- Тест на гражданственность (А. Алексеев). Освоение как фактор эволюции (Д. Бродский). Из переписки с друзьями (15)

- А. Алексеев. Познание действием… Из переписки (16)

- Обратная связь. Из переписки с друзьями (17)

- А. Алексеев. Из переписки с московским коллегой (18)

- О Крыме. Об «иноагентах». Выбранные места из переписки с друзьями (19)

- Из переписки с друзьями и коллегами (20)

- «Драматическая социология», «социологическая ауторефлексия» и «автоэтнография». Из переписки (21)

- Из переписки с друзьями – 22. Случай "Накануне.RU"

- Коллективный портрет Бориса Докторова (из переписки с друзьями – 23)

- Социологи – это кто? И – что считать искусством? (из переписки с друзьями – 24)

- Бесценный дар от матери. Обсуждение (из переписки с друзьями -25)

- Из семейной переписки (из переписки – 26)

- Дневник 9-летнего и 73 года спустя (из переписки – 27)

- Шаги вверх по «лестнице потребностей» (из переписки – 28)

- «100 вопросов о Вашей жизни» 40 лет спустя (из переписки – 29)

- «Кушать подано!» (из переписки – 30)

- «Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку» (Вольтер) (из переписки – 31)

- «Я иногда чувствую себя учеником, а иногда просветителем, и даже психотерапевтом…» (из переписки – 32)

- Чему научил Аристотель Александра Македонского (из переписки – 33)

- «Валить» или «жить в оккупации»? (из переписки – 34)