01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

А. Марасов: «Сможем ли мы прочесть самих себя?»

Вы здесь: Главная / Блог А.Н.Алексеева / Тексты других авторов, впервые опубликованные А.Н.Алексеевым / А. Марасов: «Сможем ли мы прочесть самих себя?»

А. Марасов: «Сможем ли мы прочесть самих себя?»

Автор: А. Марасов — Дата создания: 10.11.2015 — Последние изменение: 10.11.2015
Участники: А. Алексеев
Извлечения из книги А.Н. Марасова «Человек и Бог» (2015).

 

 

 

 

 

 

 

 

Недавно мой друг, ульяновский биолог и философ Анатолий Марасов  сообщил мне, что завершил работу над своим трактатом (так я предпочел бы это называть) «Человек и Бог». Наряду с другими философическими произведениями А.Н. Марасова (Сочинения о природе; Этюды к описанию сознания; Мир твой) этот текст уже вывешен на портале Проза.ру.

Я знакомился с частями настоящей работы по мере их возникновения и два раздела из нее: «О душе» и «Человек – Бог» в свое время были помещены мною на  Когита.ру.

Сегодня воспроизвожу еще три раздела из сочинения А. Марасова «Человек и Бог». Желающих ознакомиться с этим (замечу, вовсе не теологическим) трактатом целиком – адресую на страницу автора на Проза.ру

**

 

ИЗ КНИГИ А. МАРАСОВА «ЧЕЛОВЕК И БОГ» (2015)

 

Человек как трагическое существо

 Человек – трагическое существо потому, что он осознаёт, что живёт в какой-то целостности, но какой – не знает; в нас постоянно чувство какой-то утраты… мы никак не можем осознать себя как «часть»: давным-давно мы осознаём себя (лишь!) как некий центр, осознаём (и боимся этого?), но, с другой «стороны», в одних ситуациях мы смеёмся и смех – это проявление какой-то глубинной нашей силы, в других ситуациях мы «даже» чувствуем себя счастливыми – наиболее полное осознание собственной необходимости… (какие союзники есть у нас!). Это – противоречие чувства утраты…

В нас изначальные противоречия: мы не можем СТАТЬ людьми в одиночестве в детстве, по существу мы не можем и БЫТЬ в одиночестве в зрелые годы. Человек – общественное существо (в обществе – с кем?), но и уже в «единственном» числе несёт все те же запросы и заботы других людей…

Может быть, трагизм в том, что мы, поэтому, несвободны: понятие свободы всегда подразумевает нашу ответственность, и «степень» свободы увеличивается со степенью ответственности.

Осознание противопоставляет нас всей природе (да и всем людям), всему внешнему миру, и, прежде всего, мы осознаём собственные слабые знания «всего»: главное изначальное противоречие именно в этом – в противопоставлении себя и внешнего мира. Этот трагизм вовсе не унижает (и не может унижать), иные и не задумываются о нём, справедливо считая весь внешний мир лишь ареной их собственной жизни, где ожидаются события, проявляются эмоции, вершатся судьбы, и где единственной жизнью считается жизнь внутреннего мира, а всё внешнее – лишь доказывает эту жизнь.

Странное положение!

Странность в эгоцентризме осознания: отчего? не достаёт знаний?

Трагизм и в том, что мы чувствуем красоту Мира, а некоторые люди даже творят по «законам» красоты, не подозревая, что это сама основа Мира проявляется «сквозь» деяния человека… И свой, земной, мир мы считаем прекрасным потому, что жизнь и красота – синонимы… Весь Мир и красота – синонимы!

но мы останавливаемся в поисках прямых доказательств на полпути, и красота вокруг остаётся непрочитанной, например, красота снежной и ветреной весны, красота дня и ночи, и остаётся тревога, сейчас под светлым пасмурным небом… Именно тревога «переворачивает» все напластования времени в тебе, «теснит грудь» по выражению поэта, тревога – словно тот ветер за окнами, неистовый, с беззащитными снежинками, с усиливающимся шумом… Тревожно на сердце, в мыслях…

тревожно потому, что к непонятному совершенству путь наш тернист, мы, осознающие себя, словно в пути без «конца и края» – с неизвестного нам Начала (!) к неизвестному нам будущему…

как узнать себя? что мы знаем?

Прав Б. Паскаль: человек «знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает… всё наше достоинство заключено в мысли»

«Мыслящая тростинка» не может не тревожиться:

человек постоянно должен находиться «в форме», в напряжении, с максимально «готовым» ответом на неожиданности, ибо он «включён» в великую и непонятную иерархию событий и ценностей

человек осознаёт, и в этом вся суть

 

Совесть

 Отчего есть «нравственный закон во мне»? от кого мне весть?

Может быть, действительно, со-весть – это мысль соотнесения себя самого со всеми другими людьми, со всем другим вне себя? и мысль эта – оценка?

Кто ты есть в этом мире? Что ты можешь? «Напрасный ли дар» тебе жизнь

…совесть – это мысль-самооценка

Но словари говорят, что совесть – это чувство (!) нравственной ответственности за своё поведение… Так, мысль или чувство? Не знаю, но знаю, что совесть – предельная соотнесённость самого себя с окружающим миром, которая…окружает твоё существование, к которой ты апеллируешь (!)… Но правда и в том, что всегда (постоянно) под знаком со-вести ты не сможешь: ты просто забываешься в необходимых «житейских» делах, но «всё равно» «пробивается» к тебе сквозь твою жизнь эта весть, пробивается чаще тогда, когда встают перед тобою принципиальные нравственные вопросы… Откуда?

Весть мне – от мира, создавшего меня! Совесть неизбежна для разумного существа – как обратная связь: как же язык чуток! И эта мысль – оценка; совесть – оценка, и тебя в мире, и иного, происходящего вне тебя… И мир (Вселенная) един вместе с тобой – вот, что я хочу сказать…Только не удаётся полностью осознать (понять, описать) эту связь начальных причин и конечных следствий…

Ведь наше Я не определяет совесть!, напротив, оно «спасается» ею; совесть не есть нечто неуловимое и единовременное, но – прочное (!), слабое, но прочное! совесть есть проступающая «подсказка» сквозь немыслимое нагромождения фактов и событий… И, в конце концов, именно совесть и может «вести» тебя! И человеку словно подсказывают (Моисею – в скрижалях, Иисусу – в заповедях), как поступать нам всем в жизни…

Совсем не случайное выражение – «пробудить совесть»! Может быть, наше Я и со-весть – «разного» происхождения, совесть явно родственна душе, а Я – духу…

совесть – великое доказательство целостности Мира: воссоздаётся целое – и в большом и малом! Зависимость наша человеческая очевидна: в нас – не только человечество, но и вся природа Земли, вся Вселенная, ибо «всё на свете» пронизано одними и теми же (многообразными) силами…

Мы – не центр мира! (что так страстно утверждал палеонтолог и богослов Тейяр де Шарден), «сквозь» наше тело, «сквозь» наш внутренний мир (формируя его) проходят силы Земные, силы Вселенские: мы прекрасно зависимы от «высших» сил, создавших весь мир…

А «наше» Я – что? Что - Я? Копия «начальных» причинно-следственных» связей? Но – «конечных» ли?

великое Равновесие есть в человеке; сможем ли мы прочесть самих себя?

 …

 

Дух

«Дух дышит, где хочет» (Ин,3:8). «Синоним неизвестной силы», Дух, значит, и живёт, где «хочет»…

…Дух твой (?), непокорный и свободный, всегда спускается (возвращается?) к людям, на землю, – чтобы найти новые силы?

…и есть высоты, где Дух противостоит всему телесному, откуда видны все земные препятствия: Дух твой, хоть минуты, но бывает там, и достаточно тех минут, чтобы оценить земную суету…

Неуничтожим Дух твой, пока жив ты, пока живы другие, Дух – протест, Дух – разрушитель, но и Дух – созидатель! Это твоё Я, но со «свитою»: с «утвердившимися» немногими мыслями, с тем твоим внутренним, которое всегда с тобой…

«Свитой» могут быть разные мысли: как ты держать будешь их уровень?

Дух – это какая-то твоя высота, обретённая тобой, и с которой твоё Я «командует». И чем больше высота, тем возвышеннее Дух твой, тем дальше видишь ты, тем крепче убеждения твои… И каким же осмысленным становится время твоё, труд твой!

Дух – твои аргументы, твоя защита, и всё «найдено» твоим Я: что есть Дух? Предельно абстрактное (Я) и предельно конкретное (что?), или – наоборот? И Я твоё обретает Дух в твоём же внутреннем мире!

и Дух настолько «силён», что одной мысли несогласия достаточно, чтобы переиначить твоё же мироотношение…(«Одно слово правды весь мир перетянет»!)

Это – твоё «лицо», наконец, это то, что уже может доказываться в делах и поступках

Получается так, что Дух – «какое-то» «сцепление» в твоём внутреннем мире? Какое (но несомненно, что Дух – обретение)? Т.е. «одного» Я недостаточно!! Ведь Я твоё может и «забываться», и рассеянность – не такая уж редкая наша характеристика; Я твоё мгновенное – недоказуемо!(?), а Дух (более «медленный»?) – уже! Потому что там, где Дух, там – ориентация, «нацеленность», готовность к действиям… К делам. К свершениям.

Но как всё «на самом деле»?

…именно Дух перестраивает твою жизнь, вообще жизнь; какие тяжести всегда над свободным (!) Духом? И «чувствует» ли Он их?

Дух перестраивает твоё тело, создаёт твой внутренний мир (!), выстраивает твою жизнь, – всё вопреки каким-то «ветрам», наперекор какому-то распаду… Наперекор всему! Дух – это твоё самоутверждение

Но Дух обладает инерцией движения, инерцией покоя: всё в нашем внутреннем мире имеет инерцию, кроме Я (?)

Силы ты черпаешь в собственном Духе: это твоя нравственная и интеллектуальная высота…

Что цементирует личность? Собирает её? Не Дух ли? Не Дух ли основа со-знания? всего внутреннего мира?

Дух – это твоё Я, но победное

И потому «Он дышит, где хочет»

**

 

См. ранее на Когита.ру:

- А. Марасов. О душе

- «Человек родил Бога, но человечество всё никак до Него не может дорасти…»

- А. Марасов. Из книги «Мир твой» (1)

- А. Марасов. Из книги «Мир твой» (2)

 

относится к: ,
comments powered by Disqus