Любищевский университет
На снимке: А. А. Любищев
См. ранее на Когита ру:
- А. Алексеев, А. Марасов. «Человек на все времена» (начало)
- А. Алексеев, А. Марасов. «Человек на все времена» (продолжение)
- А. Алексеев, А. Марасов. «Человек на все времена» (окончание)
**
Анатолий Марасов. Из книги «Университеты» (2001, 2016)
<…>
11. ЛЮБИЩЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Вначале вкратце о самом А.А. Любищеве.
Александр Александрович Любищев родился в Санкт-Петербурге в богатой семье лесопромышленника в самом конце золотого века России – в 1890 г, в 1911 г окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета; ещё в реальном училище овладел французским и немецким языками, но, как он сам считал, лучше всего он овладел английским языком, уже позднее, как и ещё несколькими европейскими.
За границей побывал лишь в молодости – в «царское время». Непосредственной сферой интересов было практическое изучение морских беспозвоночных, затем, уже в советское время, сельскохозяйственная энтомология; за цикл работ о насекомых вредителях с/х в 1936 г без защиты ему присудили докторскую степень.
За свою долгую жизнь, оставаясь практическим энтомологом, Любищев работал (последовательно) в научных и учебных учреждениях Симферополя, Перми, Саратова, Ленинграда, Киева, Пржевальска и Ульяновска.
Но с «самого начала» Любищева интересовали наиболее общие вопросы биологии, и до середины 20-х годов он напечатал свои первые общебиологические (и общефилософские) работы. Интересовали его и «общенаучные» вопросы, и «общие» вопросы культуры… Однако ввиду идеологического диктата, вплоть до середины 60-х годов Любищев своими теоретическими работами оставался неизвестным широкой публике (работы не печатали); учёный, мыслитель и энциклопедист был известен (открыт) лишь своим эпистолярным творчеством, переписываясь одновременно с сотнями (!) корреспондентов – учёными, писателями, «просто» интеллигентами, «простыми» людьми (всего около 700 человек, более 4500 писем!). В его 100-томном наследии эти письма занимают почти 30 томов; особенностью его писем были развёрнутые научные трактаты на исторические, философские, литературные, этические, биологические и другие темы объёмом иногда превышающие 50 и более машинописных страниц.
Нужно отметить, что А.А., как говорили в последние десятилетия советского времени, всю свою долгую жизнь отличался последовательной критичной (и высоконравственной) позицией не только по отношению к острым вопросам науки, но и к злободневным вопросам жизни (и политики); именно по этим вопросам он профессионально и обстоятельно высказывался во многих письмах, направляя их в многочисленные редакции газет и журналов того времени, в партийные и советские органы, в том числе и в ЦК партии и даже «лично» Н.С.Хрущёву. И при этом в выражениях не стеснялся, например, он так выразился в одном из своих гневных писем инструктору ЦК КПСС: «Я к партии сыновних чувств не питаю».
Но, несмотря на свой «ген дискутизма» (и мужества), для широкой публики Любищев всё же оставался неизвестным, пока писатель Д. Гранин (с подачи математика Р.Баранцева) в 1974 г в первых номерах ленинградского журнала «Аврора» не опубликовал свою знаменитую повесть «Эта странная жизнь»…
И брешь была пробита!
…Любищев умер в 1972 г, но до последних дней сохранял интеллектуальную активность. Например, именно с середины 60-х годов он начал писать фундаментальный труд по истории философии «Линии Демокрита и Платона в истории культуры» (ныне опубликован). Десятилетием раньше он был «занят» беспримерным разоблачительным памфлетом в несколько сот страниц «О монополии Лысенко в биологии». Ныне также опубликована. Открытая борьба за чистоту науки ставила «отставного профессора» в советском ХХ веке в один ряд с Сахаровым и Солженицыным…
Но, по моим данным, к сегодняшнему дню (на 2016 г) опубликовано лишь около трети (или чуть более четверти) всех работ энциклопедиста.
Основную работу по увековечиванию памяти Любищева проделали энтомолог Р.В.Наумов, математик Р.Г.Баранцев, эволюционист С.В.Мейен, генетик М.Д Голубовский, философ Ю.А.Шрейдер, поэт и философ Ю.В.Линник и эволюционист Ю.В.Чайковский, которые сохранили его гигантский архив, напечатали основные произведения и «включили» его имя и взгляды в культурный (научный и духовный) диалог…
Усилиями же оргкомитета по Любищевским чтениям в Ульяновске опубликованы: «Курс дарвинизма», 1997; «Мысли о многом», 1997; «Диалог о биополе», 1998; «Этика учёного», 1999; Архив А.А. Любищева в Ульяновском краеведческом музее», 2001; «Творческий портрет А.А. Любищева», 2001; «О монополии Т.Д. Лысенко в биологии», 2004, 2006; «О природе наследственных факторов», 2004; «Философия социализма», 2008; «К дискуссии о дарвинизме», 2009; «О положении в средней школе», 2010; «Избранные работы по этике», 2011.
Все указанные работы прошли «через мои руки», чём я горжусь. Кроме того, были напечатаны в сборниках научных докладов конференции «Любищевские чтения» (с 1992 г по 2009 г включительно) около 20 других работ; искренне сожалею только о том, что в составе оргкомитета сегодня нет любищеведов.
Я думаю, что к заслугам оргкомитета Любищевских Чтений в Ульяновске (в основном, конечно, Р.В.Наумова) следует отнести и тот факт, что «отставной профессор» (как сам себя называл Любищев), «идеалист и виталист», властью Ульяновской власти (!) ныне признан как один из тех, кем может гордиться Ульяновская область, и барельеф его украшает старое здание Ульяновского педуниверситета, а большой портрет его, вместе с портретами других знаменитых людей нашего края – Ульяновский губернаторский Дворец…
(знали бы власти, какого титана свободолюбия они «почитают»!)
*
Почему я считаю, что есть «Любищевский университет»? Во-первых, потому, что настоящий мыслитель и энциклопедист, коих в мире считанное число, предлагает систему взглядов, которая выводит рядовых людей на такой уровень, откуда просматриваются достойные человеку горизонты…
Они останутся недосягаемы, но Дух захватывает от простора!
Во-вторых, даже в таком ряду мыслителей «всех времён и всех народов» Любищев стоял бы особняком: необыкновенный, даже беспрецедентный дух критицизма пронизывает все работы мыслителя, всё эпистолярное наследие. «Подвергай всё сомнению»! Вслед за Сократом этот принцип познания повторяли многие выдающиеся люди, но, думаю, с таким запасом ретроспективы и перспективы никто из небожителей не «работал» и не жил…
Уму непостижимо, как в такой до предела идеологизированной стране, как Советский Союз, дожил до старости человек и свободно (в письмах) излагал свои идеалистические (и по сути антисоветские) взгляды. Но известно, что, по крайней мере, дважды (в 1937 г. и в 60-е гг.) Любищева могли посадить.
Что включает в себя система взглядов Любищева?
1. Историю и «географию» вопроса, т.е., последовательность и широту подхода; и, оказывается, всем известная «предистория» вопроса выводит на неоцениваемую до «конца» точку отсчёта: «прошлое науки (оказывается!) не кладбище с могильными плитами над навеки похороненными заблуждениями, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей...» (!).
2. Не замалчивание «мелочей». Во многих работах и письмах, и в особенности в «Уроках истории науки», Любищев напоминает, что на пороге ХХ века даже самые крупные учёные не могли предсказать возникновение квантовой физики, и лорд Кельвин тогда высказал мнение, что «в физике основные проблемы уже решены и остаётся доделать “детали”»…
Сколько же «мелочей» (тем более, «неудобных» фактов) не видят представители других естественных, и, тем более, гуманитарных наук!
3. «Объективность» при изучении вопроса. Как Любищев любил приводить в своих работах и письмах стихотворение А.К.Толстого «Двух станов не боец, но только гость случайный…
<….> …я знамени врага отстаивал бы честь»!
И как это злободневно в сегодняшний общественно-политический (очередной) кризис!
Как следствие объективного подхода к решению любого вопроса, Любищев выдвигал лозунг: «Принцип борьбы не является фактором прогресса», всесторонне обосновываемый в разных работах, но особенно ярко в трактате «Расцвет и упадок цивилизаций». Мы видим, что это «убеждение разума, а не чувства» может привести (к сожалению, только может!) к кардинально иным выводам и науки, и жизни…
4. Наконец, по Любищеву, философия – не общее рассуждение (как общие выводы в школьном сочинении) после того, как работа окончена, а стратегия самого исследования, стратегия мышления (С.В. Мейен).
… и знание оказывалось единым, целостным…
Оказывалось бы
*
Указанные мною особенности системы взглядов Любищева очерчены жёстко (вкратце), но с самого начала знакомства с работами Любищева (примерно с 1970 г или чуть позднее) я чувствовал в них полнокровность, внутреннюю свободу, и отсюда – ясность. И я заметил, что Любищев «притягивал» к себе далеко «не всех» – только внутренне свободных людей, и при этом он (Любищев) наполнял эту свободу (!!) «содержанием» (!)…
Может быть такое?
О Любищеве я узнал только в аспирантуре, а за пять лет студенчества при мне мои преподаватели, лично знавшие А.А., и словом не обмолвились о его существовании (ученики берегли Его)… И вот, уже осенью 1971 г как аспирант, я пришёл к нему домой с частным вопросом по биометрии, предварительно не позвонив…
Но была и другая причина, которая должна была меня вывести на Любищева, она вытекала из характера моих описаний природы (этюдов), в которых словно присутствовала какая-то неосознаваемая мною реальность. Те три года (1970-1972) природа дня и ночи, природа времён года в наибольшей степени оказывали влияние на меня; тогда я переживал великое «погружение» в физическое противостояние лунного света и земной поверхности, голубой дневной свободы неба и земной невесомой тяжести…
Сила влияния природы на мои чувства была столь большой, а я столь наивен и самоуверен, что намеревался приобрести… сейф, чтобы сохранить в нём свои тетрадки с описаниями природы, ведь опубликовать описания (это я понимал) было желанием несбыточным…
Но прийти с этими описаниями, со своими неясными (и даже сейчас!) вопросами к Любищеву я не успел, как не смог прийти на его публичную лекцию в краеведческом музее в 1971 г…
Постепенно и понемногу мой вузовский преподаватель Р.В. Наумов (ученик Любищева) задолго до моей работы в вузе стал «снабжать» меня рукописями самого Любищева, которые я конспектировал, перепечатывал, а появляющиеся после повести Гранина многочисленные отклики на повесть (и посмертные публикации Любищева) впервые «доставал» в Ульяновске именно я; и с тех пор вёл списки опубликованных статей о Любищеве и списки его напечатанных работ…
Любищев учил точнее ставить вопросы, он постоянно напоминал, что в храме науки, точнее, в храме Разума не может быть затхлого воздуха, храм должен быть светлым и открытым
Имя Любищева для меня ассоциируется с таким пониманием свободы, при котором знания расширяются, а ответственность возрастает, и не случайно, в наброске 1943 г «Программа моей философской системы» этике уделено подобающее место. Это много позже я познакомлюсь, например, со взглядами Альберта Швейцера…
Любищевский университет я бы назвал университетом свободомыслия.
Поэтому естественным для меня стало участие в Чтениях памяти А.А.Любищева в Ульяновском пединституте с 1987 г; до 1994 г включительно я читал доклады только по материалам трудов Любищева, но с 1995 г и по тематике, так или иначе трактующей собственные взгляды.
При оценке Чтений, «оглядываясь» назад, я должен сказать, что наиболее эффективно Оргкомитет Любищевских Чтений работал в таком составе: Р.В. Наумов, В.А. Гуркин и А.Н. Марасов, т.е. с 1994 по 2003 гг.
А с 1997 г мы стали издавать «настоящие» книги Любищева!
По моим подсчётам, с 1987 г на Чтениях только в Ульяновске (а Чтения памяти Любищева проводились в Москве, проводятся раз в 5 лет в Тольятти, где Любищев похоронен) заслушано более 1000 докладов…
Так, есть ли Любищевский университет?
Университет – это не только количество обучающихся в нём людей, но, прежде всего, целостность знания. И здесь позиции Любищева гораздо более сильные: ядро его взглядов – этика, и этическими проблемами насыщена его философия, этика и эстетика пронизывают все работы (и письма) Любищева, ну, а моральная сторона «самого» Любищева проявилась в его беспримерной борьбе против лысенковщины…
и какие факультеты я бы «открыл» в Любищевском университете? – физико-математический, биологический, сельскохозяйственный, исторический, филологический, юридический, философский, педагогический…
Что мне даёт Любищевский университет?
Вести диалог.
Ведь человека вообще создаёт не только ответ, но и, повторяю, вопрос, который, действительно, нужно задавать не вслепую…
**
Об авторе. Анатолий Марасов
Родился 13.06.1947г в с. Ундоры Ульяновской области.
В 1969 г окончил естественно-географический факультет УГПИ, в 1977 г в Ленинградском университете защитил кандидатскую диссертацию. С 1987 по 2009 г. вместе с коллегами организовывал научную конференцию «Любищевские чтения» и выпускал научные сборники (от «Симбирской книги» в 2004 г. – диплом за лучшее научное издание), вместе с коллегами подготовил к изданию 13 книг А.А. Любищева, в том числе в Москве. С 2003 г. являлся Председателем Российской конференции «Любищевские чтения».
За научные исследования, вносящие существенный вклад в развитие естественных наук, в 2009 г. награжден почётным званием и медалью «Лауреат областной премии имени А.А.Любищева».
Член Союза писателей России. Автор многих книг философской прозы, на которые имеются отклики, как в ульяновских, так и в российских изданиях.
Проработав в системе народного образования 41 год, около 10 лет руководил Областными олимпиадами по биологии, обобщал опыт ульяновских учителей биологов.
Среди изданных в последние годы книг – «Этюды к описанию сознания», 2012; «Сочинения о природе», 2013; «Мир твой», 2014.
**