01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Блог А.Н.Алексеева

«Общественно обсудили»…

«Общественно обсудили»…

Автор: Д. Ламден — Дата создания: 29.07.2013 — Последние изменение: 29.07.2013
Участники: А. Алексеев
Реплика от Дмитрия Ламдена, независимого аналитика новых и пока мало кем замеченных инициатив Минобрнауки.

 

 

На снимке: Министр образования и науки РФ Д. Ливанов

 

См. заметки Д.И. Ламдена на Когита.ру ранее:

Реформа РАН: некоторые нюансы и подспудные механизмы

Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица?

Из переписки с нашим корреспондентом

 

Здравствуй, Андрей!

Я, небось, тебе уже изрядно надоел со  своими  околонаучными рефлексиями, но вот снова не могу удержаться и не просветить по поводу одного широко распубликованного (по мнению Миннауки) докУмента – может, ты  с  ним  знаком,  но  тогда ты - единственный из моих знакомых, кто знает   о   его   существовании   и  общественном  обсуждении, закончившемся  всего  три-четыре  дня  назад, после чего он вступает в силу с 1-го сентября.
Итак, вниманию всех, надеющихся получить конкретную специальность в ВУЗ'е нашей страны и желающих обучить кого-либо какой-либо специальности - специально для вас и ваших ВУЗ'ов в Миннауки подготовлен, прошел широкое (!!) обсуждение и готов к вступлению в законную силу с 1-го сентября с. г. документ «Об утверждении перечней
специальностей и направлений подготовки высшего образования». Сюда входит все - бакалавраты (их оказывается два - академический и прикладной), магистратуры, специалитеты, аспирантуры (теперь тоже числятся за высшим образованием), ординатуры и пр., и пр., и пр. - короче все, где бьют нескудеющие фонтаны знаний.

В принципе - мелочь и я бы не стал отвлекать твое внимание, если бы не на самом деле
фантастическое его безумие (имея в виду не столько медицинский смысл этого термина, сколько способ составления данного документа, если только он не готовился с единственной целью забить очередную порцию гвоздей в гроб высшего образования). На всякий случай - вот ссылка на него:
http://regulation.gov.ru/project/4703.html?point=view_project&stage=2&stage_id=2254 (Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Так! - А. А.).
С чего бы это вдруг - так и это объяснено в специальной объяснительной записке к документу (сама по себе тоже является документом невиданной убойной силы и находится по тому же адресу) - это, оказывается, чтобы пристроиться к зарубежным системам высшего образования - я их не знаю, но после знакомства с документом возникло подозрение - не пора ли срочно помогать нашим зарубежным «партнерам» выбраться из пещер... Но перейдем к документу.
Что там есть? Нет там ни Теоретической физики (но есть прикладная и отдельно техническая(?)), ни Физиологии (но есть Сестринское дело, причем дважды и исключительно в форме академического - но никак не прикладного! - бакалавра), ни Правоведения (но есть Правовое обеспечение национальной безопасности), ни Растениеводства (но есть Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции), и т. д. и т. п. - подобным примерам высочайшего профессионализма числа
нет. Впрочем, чего там, не было у нас ни Ландау, ни Павлова, ни Плевако, ни Вавилова - все это так, мираж, уж кому, как не г-ну Ливанову этого не знать... И притом, обсуждение закончилось четыре дня назад и документ вступит в силу с нового учебного года - вот 1-го
сентября радость преподавателей, а особенно студентов будет немереная...

Вопрос, собственно один - почему пока еще существующая и не отмененная РАН помалкивает, не выражает своего мнения и, главное - не отстаивает его, ставя на карту весь свой авторитет? Почему, позиционируя себя как главную научную организацию страны, РАН занимает позицию «моя хата с краю, только не трогайте меня». Так было не только с вышеуказанным документом, но и с ЕГЭ, с законами об образовании, еще с бесчисленным числом замечательных актов, принимаемых Министерством и
Правительством - так чего же удивляться, что РАН теперь в грош не ставят не только власть предержащие, но и свои сотрудники, замордованные дилетантскими попытками управленцев РАН организовать бумажную видимость борьбы за в принципе не существующее понятие «Эффективность науки» в угоду министерским «менагерам».

Так может пора, наконец, понять, что надо не клянчить подачки и годами объяснять
пользу науки полуграмотным менагерам, видящим в науке лишь до сих пор не перешедшие в их карманы здания на Ленинском проспекте, а выложив свои карты, потребовать всеми доступными способами, опираясь на остатки авторитета науки, прекратить все идиотские эксперименты над наукой и образованием в стране?
Ну вот, сцедил очередную порцию яда, впрочем, легче все равно не стало... На всякий случай прикладываю сам докУмент и Пояснительную записку к нему, зная как быстро исчезают с сайтов документы, «прошедшие всенародное обсуждение».

- Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования.

- Пояснительная записка к тексту проекта

Д. Ламден. 28.07.2013

**

 

Здравствуй, Дмитрий!

Я полистал исторические документы Минобрнауки (раньше не знал).  Впечатление, действительно, некоторой безуминки. Что не лишает их (документы) официальности и «фундаментальности». Оно бы неплохо сравнить с ранее действовавшей  «разблюдовкой» специальностей и направлений подготовки в вузах. Но наше дело в данном случает даже не столько анализировать, как привлекать общественное внимание и бить в колокол (который «звонит о тебе»). Пока колокольню не взорвали…

Дружески твой – Андр. Алексеев. 29.07.2013

**

 

…И опять же, Андрей, ну что сказать, ну что сказать...

Насчет действующей разблюдовки - если тут порыться, то все еще смешнее. Например, если та же физиология в действующем сегодня перечне присутствует, то, например, теоретическая физика - отсутствует не только в действующем перечне по высшему образованию, но и в самом ОКСО (это вещь мудреная, не всякому известная - потому расшифровываю - "Общероссийский классификатор специальностей по образованию"), во всяком случае в его последней редакции, а когда исчезла и по чьей воле - предмет отдельного исследования (расследования?).

Вопрос же, который я столь неосторожно ковырнул - был гораздо Уже - хотелось понять, почему Министерство образования и науки вместо того, чтобы действительно разобраться с хаосом, который имеет место в перечнях специальностей, занято переписыванием старых перечней со всеми их ошибками и недоразумениями, и лишь плюсуя к ним еще новые. При этом проводится еще дополнительная работа по распихиванию этой свалки по клеткам новоявленных ступеней образовательного процесса, все углубляющегося путем размножений (типа появлений отдельно академической и прикладной бакалавратуры - напоминаю - бакалавратура - это  нижнее  звено, представляешь, как можно размножить верхние, с ума сойти, какие перспективы у Миннауки!..), или присоединений (типа притягивания к высшему образованию аспирантуры, из-за чего, мелочь конечно, но научные институты лишаются аспирантуры напрочь) и т. п.

Надо сказать, что и поведение РАН здесь достойно внимания. Например, когда
до руководства одного из ведущих Институтов РАН (из скромности не буду его называть) в области теплофизики дошла информация о том, что, и теплофизика теперь не то чтобы похоронена, а намертво привязана к Ядерной энергетике - так вместе и пишется "Ядерная энергетика и теплофизика", - так ты не поверишь, оно (руководство, стал-быть) написало письмо, где умоляет - не, ты не подумай, не освободить их любимую науку, а переприковать к Теплоэнергетике (к которой, впрочем, уже прикована теплотехника)...

Что  касается  использования  моих "Непричесанных мыслей" в Когите, то
действуй по собственному усмотрению...

Д.Л.

P. S. Ха-ха! Вокальное искусство (50.03.06) - это Академический бакалавр, а вот Хореографическое искусство (50.03.01) - это Прикладной бакалавр (наверное, как предлагал Райкин, - ее можно заставить крутить динамомашину; Ливанов, видать еще в детстве воспринял эту идею всерьез и теперь, наконец, нашел способ реализации).

P. P. S. Извини, зря я напраслину на Ливанова - документ подготовил "Департамент государственной политики в сфере высшего образования" - чувствуешь разницу - это уже результат заботы Государства в лице поставленного им комиссара А.Б. Соболева о
правильном образовании своих граждан... Так что теперь мы знаем, что в Миннауке есть не только Чапай - Ливанов, но и Фурманов - Соболев.