«Общественно обсудили»…
На снимке: Министр образования и науки РФ Д. Ливанов
См. заметки Д.И. Ламдена на Когита.ру ранее:
Реформа РАН: некоторые нюансы и подспудные механизмы
Реформа РАН после второго чтения - победа, провал или правовая нелепица?
Из переписки с нашим корреспондентом
Здравствуй, Андрей!
Я, небось, тебе уже изрядно надоел
со своими околонаучными рефлексиями, но вот снова не могу
удержаться и не просветить по поводу одного широко распубликованного (по мнению
Миннауки) докУмента – может, ты с ним знаком, но
тогда ты - единственный из моих знакомых, кто знает о
его существовании и общественном обсуждении, закончившемся всего
три-четыре дня назад, после чего он вступает в силу с 1-го
сентября.
Итак, вниманию всех, надеющихся получить конкретную специальность в ВУЗ'е нашей
страны и желающих обучить кого-либо какой-либо специальности - специально для
вас и ваших ВУЗ'ов в Миннауки подготовлен, прошел широкое (!!) обсуждение и
готов к вступлению в законную силу с 1-го сентября с. г. документ «Об
утверждении перечней
специальностей и направлений подготовки высшего образования». Сюда входит все -
бакалавраты (их оказывается два - академический и прикладной), магистратуры,
специалитеты, аспирантуры (теперь тоже числятся за высшим образованием),
ординатуры и пр., и пр., и пр. - короче все, где бьют нескудеющие фонтаны
знаний.
В принципе - мелочь и я
бы не стал отвлекать твое внимание, если бы не на самом деле
фантастическое его безумие (имея в виду не столько медицинский смысл этого
термина, сколько способ составления данного документа, если только он не
готовился с единственной целью забить очередную порцию гвоздей в гроб высшего
образования). На всякий случай - вот ссылка на него:
http://regulation.gov.ru/project/4703.html?point=view_project&stage=2&stage_id=2254
(Единый портал раскрытия информации о
подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных
правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Так! - А. А.).
С чего бы это вдруг - так и это объяснено в специальной объяснительной
записке к документу (сама по себе тоже является документом невиданной убойной
силы и находится по тому же адресу) - это, оказывается, чтобы пристроиться к
зарубежным системам высшего образования - я их не знаю, но после знакомства с
документом возникло подозрение - не пора ли срочно помогать нашим зарубежным
«партнерам» выбраться из пещер... Но перейдем к документу.
Что там есть? Нет там ни Теоретической физики (но есть прикладная и отдельно
техническая(?)), ни Физиологии (но есть Сестринское дело, причем дважды и
исключительно в форме академического - но никак не прикладного! - бакалавра),
ни Правоведения (но есть Правовое обеспечение национальной безопасности), ни
Растениеводства (но есть Технология производства и переработки
сельскохозяйственной продукции), и т. д. и т. п. - подобным примерам
высочайшего профессионализма числа
нет. Впрочем, чего там, не было у нас ни Ландау, ни Павлова, ни Плевако, ни
Вавилова - все это так, мираж, уж кому, как не г-ну Ливанову этого не знать...
И притом, обсуждение закончилось четыре дня назад и документ вступит в силу с
нового учебного года - вот 1-го
сентября радость преподавателей, а особенно студентов будет немереная...
Вопрос, собственно один - почему
пока еще существующая и не отмененная РАН помалкивает, не выражает своего
мнения и, главное - не отстаивает его, ставя на карту весь свой авторитет?
Почему, позиционируя себя как главную научную организацию страны, РАН занимает
позицию «моя хата с краю, только не трогайте меня». Так было не только с
вышеуказанным документом, но и с ЕГЭ, с законами об образовании, еще с
бесчисленным числом замечательных актов, принимаемых Министерством и
Правительством - так чего же удивляться, что РАН теперь в грош не ставят не
только власть предержащие, но и свои сотрудники, замордованные дилетантскими
попытками управленцев РАН организовать бумажную видимость борьбы за в принципе
не существующее понятие «Эффективность науки» в угоду министерским «менагерам».
Так может пора, наконец, понять,
что надо не клянчить подачки и годами объяснять
пользу науки полуграмотным менагерам, видящим в науке лишь до сих пор не
перешедшие в их карманы здания на Ленинском проспекте, а выложив свои карты,
потребовать всеми доступными способами, опираясь на остатки авторитета науки,
прекратить все идиотские эксперименты над наукой и образованием в стране?
Ну вот, сцедил очередную порцию яда, впрочем, легче все равно не стало... На
всякий случай прикладываю сам докУмент и Пояснительную записку к нему, зная как
быстро исчезают с сайтов документы, «прошедшие всенародное обсуждение».
- Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования.
- Пояснительная записка к тексту проекта
Д. Ламден. 28.07.2013
**
Здравствуй, Дмитрий!
Я полистал исторические документы Минобрнауки (раньше не знал). Впечатление, действительно, некоторой безуминки. Что не лишает их (документы) официальности и «фундаментальности». Оно бы неплохо сравнить с ранее действовавшей «разблюдовкой» специальностей и направлений подготовки в вузах. Но наше дело в данном случает даже не столько анализировать, как привлекать общественное внимание и бить в колокол (который «звонит о тебе»). Пока колокольню не взорвали…
Дружески твой – Андр. Алексеев. 29.07.2013
**
…И опять же, Андрей, ну что сказать, ну что сказать...
Насчет действующей разблюдовки - если тут порыться, то все еще смешнее. Например, если та же физиология в действующем сегодня перечне присутствует, то, например, теоретическая физика - отсутствует не только в действующем перечне по высшему образованию, но и в самом ОКСО (это вещь мудреная, не всякому известная - потому расшифровываю - "Общероссийский классификатор специальностей по образованию"), во всяком случае в его последней редакции, а когда исчезла и по чьей воле - предмет отдельного исследования (расследования?).
Вопрос же, который я столь неосторожно ковырнул - был гораздо Уже - хотелось понять, почему Министерство образования и науки вместо того, чтобы действительно разобраться с хаосом, который имеет место в перечнях специальностей, занято переписыванием старых перечней со всеми их ошибками и недоразумениями, и лишь плюсуя к ним еще новые. При этом проводится еще дополнительная работа по распихиванию этой свалки по клеткам новоявленных ступеней образовательного процесса, все углубляющегося путем размножений (типа появлений отдельно академической и прикладной бакалавратуры - напоминаю - бакалавратура - это нижнее звено, представляешь, как можно размножить верхние, с ума сойти, какие перспективы у Миннауки!..), или присоединений (типа притягивания к высшему образованию аспирантуры, из-за чего, мелочь конечно, но научные институты лишаются аспирантуры напрочь) и т. п.
Надо сказать, что и поведение РАН
здесь достойно внимания. Например, когда
до руководства одного из ведущих Институтов РАН (из скромности не буду его
называть) в области теплофизики дошла информация о том, что, и теплофизика
теперь не то чтобы похоронена, а намертво привязана к Ядерной энергетике - так
вместе и пишется "Ядерная энергетика и теплофизика", - так ты не
поверишь, оно (руководство, стал-быть) написало письмо, где умоляет - не, ты не
подумай, не освободить их любимую науку, а переприковать к Теплоэнергетике (к
которой, впрочем, уже прикована теплотехника)...
Что касается
использования моих "Непричесанных мыслей" в Когите, то
действуй по собственному усмотрению...
Д.Л.
P. S. Ха-ха! Вокальное искусство (50.03.06) - это Академический бакалавр, а вот Хореографическое искусство (50.03.01) - это Прикладной бакалавр (наверное, как предлагал Райкин, - ее можно заставить крутить динамомашину; Ливанов, видать еще в детстве воспринял эту идею всерьез и теперь, наконец, нашел способ реализации).
P. P. S. Извини, зря я напраслину на Ливанова
- документ подготовил "Департамент государственной политики в сфере
высшего образования" - чувствуешь разницу - это уже результат заботы Государства
в лице поставленного им комиссара А.Б. Соболева о
правильном образовании своих граждан... Так что теперь мы знаем, что в Миннауке
есть не только Чапай - Ливанов, но и Фурманов - Соболев.