01.01.2014 | 00.00
Общественные новости Северо-Запада

Персональные инструменты

Лица

Лев Усыскин. Страны четвертого мира

Вы здесь: Главная / Лица / Мнения и комментарии / Лев Усыскин. Страны четвертого мира

Лев Усыскин. Страны четвертого мира

Автор: Лев Усыскин — Дата создания: 09.09.2009 — Последние изменение: 12.09.2009
Участники: Фото автора
Когита!ру
Прошедшим летом мне выпало отдохнуть в довольно странном месте, официально называемом (хотя и не всюду) Турецкой Республикой Северного Кипра. Место это во многих отношениях любопытное, там есть, на что посмотреть, есть, где позагорать и искупаться, есть где поесть и выпить – и все это стоит отдельного очерка, а то и нескольких. Я же для начала попробую сосредоточится лишь на одном частном, хотя и важном, обстоятельстве – а именно, на типологическом сходстве историко-политических реалий ТРСК и Абхазской Республики.

Итак, обе страны принадлежат к группе так называемых "непризнанных государств" – то есть, образований, не рассматриваемых международным сообществом в качестве полноценных государств: они не входят в ООН, в иные международные организации вроде Всемирного Почтового Союза, Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) и т.д.

При этом де-факто международное сообщество признает эти территории управляемыми ответственными администрациями, осуществляющими всю полноту власти и являющимися вполне надлежащими контрагентами для переговоров по гуманитарным, а зачастую и по экономическим вопросам.

Таких территорий в мире около полудюжины (Косово, Тайвань, Палестинская автономия, ТРСК, Абхазия, Приднестровье, Ю. Осетия, Нагорный Карабах, возможно, кто-то еще) , они имеют зачастую разную историю, разные основы и разную степень своей фактической независимости, разное представление своего населения о будущем идеальном состоянии своей государственности. Так, для одних это – признание фактической независимости мировым сообществом, для других же – присоединение к некоторой другой стране, для третьих – объединение с той же страной, от которой прежде откололись, но на иных, чем ранее основаниях…

Стоит, однако, отличать страны этого "четвертого мира" от т.н. "несостоятельных государств" вроде Сомали, Афганистана или Сектора Газа – где ответственная администрация отсутствует в принципе, а власть контролируют т.н. "полевые командиры", являющиеся по определению писателя Пелевина "начальниками всего сущего в радиусе прямой видимости".

И, наконец, последнее "общетеоретическое" утверждение: вообще говоря, текущий статус стран "четвертого мира" – фактический суверенитет при юридическом его отсутствии – является противоестественным, ибо это такое наказание, наложенное на все поголовно население страны неизвестно кем и неизвестно за что. Этот статус сам по себе способен гарантировать в таких странах нищету, коррупцию и авторитаризм. При отсутствии международной легитимности невозможны инвестиции, нормальное функционирование денежного оборота, полноценное транспортное сообщение, внешняя торговля и т.д. Взамен (людям ведь как-то надо жить!) расцветает контрабанда, варварское уничтожение природных и культурных ресурсов, вандализм. Неурегулированность отношений с соседями позволяет военным властям подчинять гражданские структуры, что не способствует появлению ответственной перед жителями администрации. Лишенные международной поддержки, "непризнанные республики" вынуждены также нести чудовищное бремя военных расходов – что тоже не способствует процветанию. То есть, голоса, так сказать, представителей мирового сообщества, утверждающее, что режимы этих непризнанных территорий ужасны и, потому, не достойны легитимации – по меньшей мере лицемерны, ибо намеренно путают причины и следствия.

sevkipr1А теперь посмотрим, как все это выглядит в конкретике – сравнивая ТРСК и Абхазию.

Итак.
1. Исторический аспект. В 1974 г. в Республике Кипр, получившей независимость от Великобритании в 1960 г., случился путч, организаторы которого намеревались присоединить Кипр к Греции. Путч был подавлен силами, верными президенту Макариосу, однако перед угрозой подобного аншлюса турки-киприоты обособились на территории, составляющей около 38 процентов острова. Им в этим сильно помогли турецкие войска, которые и ныне расквартированы на острове. Большая часть греческого населения Севера при этом была изгнана и лишена своей недвижимости. Разница с абхазской ситуацией состоит лишь в деталях: во-первых, с Южного Кипра точно также изгнали турок-киприотов, тогда как из Грузии абхазов не изгоняли ввиду отсутствия таковых. Тем не менее, даже и на Кипре ситуация асимметрична – греки на Севере имели до раздела много больше, чем турки на Юге. То есть, и в том и в другом случае провести так сказать, взаимозачет не представляется возможным. Во-вторых, Кипр в 1974 г. был нормальным государством с развитой частной собственностью, в отличие от постсоветской Абхазии 1992 г. То есть, с одной стороны – на Кипре больше частных жертв тогдашнего обособления, с другой же – более четко обозначенные титулы позволяют в принципе реализовать более прозрачные механизмы взаимокомпенсации.

2. Демографический аспект. Население обеих непризнанных республик составляет 200-300 тысяч человек. Однако в ТРСК оно довольно однородно: подавляющее большинство – турки. Тогда как в Абхазии доли абхазов и армян сравнимы, немалая часть жителей – грузины, есть достаточно русских пр. Тем не менее, все это – люди жившие в Абхазии до 1992 г. и их потомки. Напротив, в ТРСК сегодня довольно много переселенцев из материковой Турции. Причем, между этими людьми и турками-киприотами существует довольно заметное напряжение. Турки-киприоты считают, что растущее число этих переселенцев создает угрозу их турецко-киприотской идентичности, размывает их самобытность.

3. Политическая система. Любопытно, что политическая система ТРСК в различных международных рейтингах выглядит более демократичной, чем таковая в Турции. То, что политическая система Абхазии демократичнее российской – видно и невооруженным глазом.

4. Правовая система. Здесь прямой аналогии нет: если Абхазия после отделения взяла курс на унификацию своего законодательства с Российским, то ТРСК не стала вводить у себя турецкие законы, а, напротив, сохраняет прежнюю правовую систему, близкую к таковой Южного Кипра. Различия тем рельефнее, что на Кипре как в бывшей английской колонии правовая система англо-саксонского типа, а в Турции – континентального. Иначе говоря, в законодательном плане ТРСК ближе к Республике Кипр, чем к Турции. (Кстати говоря, на обеих частях острова – левостороннее движение автотранспорта!) И Абхазия и ТРСК имеют законодательные ограничения на приобретение недвижимости нерезидентами. причем, в Абхазии они даже жестче: если иностранец имеет в ТРСК право владеть лишь одной квартирой или домом, то Сухуми разрешает подобное лишь в форме совместного с гражданином Абхазии предприятия.

5. Помощь государства-покровителя. Как в Абхазии, так и в ТРСК расположены иностранные военные базы – России и Турции соответственно. Обе эти страны оказывают денежную помощь непризнанным республикам. Россия – в частности, выплачивая пенсии всем пенсионерам-владельцам российских паспортов. Турция – видимо, как бы в форме оплаты аренды военных баз. Понятно, что внешнеполитически Абхазия и ТРСК полностью  зависимы от России и Турции. Теперь о различиях. Россия раздала практически всем жителям Абхазии, в общем, полноценные паспорта граждан РФ. Что касается Турции, то выдаваемые от ее имени гражданам ТРСК паспорта годятся лишь для загранпутешествий последних: они считаются турецкими везде, кроме самой Турции, где никаких прав граждан Турции не дают. С другой (во всех смыслах) стороны – поскольку Грузия считает Абхазию, а Южный Кипр ТРСК своей законной территорией, то жители этих непризнанных государств вполне могут обзавестись паспортами бывших своих метрополий – во всяком случае, многие в ТРСК так поступают и становятся обладателями паспортов Республики Кипр, страны-члена ЕС, что довольно полезно.

Турция предоставляет ТРСК так сказать регистрационные услуги: так, почта на Северный Кипр идет через специальный турецкий почтовый ящик Мерсин, 10. Интернет–сайты ТРСК регистрируются в турецком домене первого уровня. Авиакомпания ТРСК – "Турецкие Авиалинии Кипра" – зарегистрирована в Турции, а потому присутствует в международных реестрах. Полеты лайнеров этой компании из северотурецкого аэропорта Эрджан во все страны, кроме Турции, идут с промежуточной, порой формальной, посадкой в каком-либо турецком аэропорту. Аналогичные "сервисы" для Абхазии Россия пока не оказывает, во всяком случае в сопоставимых объемах.

Излишне говорить, что через корсчета в российских банках работают банки Абхазии, также точно, как через корсчета в банках Турции – банки ТРСК. Естественно, и валюты в этих странах соответствующие: российский рубли и турецкая лира.

6. Экономика и жизнь. Традиционными сферами экономики для обоих государств являются туризм и сельское хозяйство. Что касается второго, то в ТРСК оно, похоже. обслуживает исключительно собственные потребности страны: экспортировать в Турцию смысла нет – там всего такого и так производят вдоволь. Абхазия в этом отношении находится в более выигрышной позиции – все, что там можно вырастить, Россия способна проглотить не моргнув глазом. И, тем не менее, урожаи в Абхазии едва ли составляют и половину довоенных – именно из-за отсутствия правильного сбыта. Любопытно, что, несмотря на благоприятные для этого природные условия, в обоих странах отсутствует сколько-нибудь приличное виноделие. В ТРСК везде пьют турецкие вина (очень неплохие, кстати), тогда как известные нам по полкам российских супермаркетов бутылки с надписью "Вина Абхазии" заполняются  хоть и в самой Абхазии, но преимущественно молдавскими и т.п. виноматериалами.sevkipr2

Туризм, как отрасль национальной экономики – абсолютная доминанта в обоих случаях. И в Абхазии и в ТРСК турбизнес принципиально заточен на строго определенные в плане страны происхождения категории клиентов. Для Абхазии это, разумеется, жители России. Для Северного Кипра же существует две различные, пространственно непересекающиеся категории туристов: это во-первых англичане, проводящие там с незапамятных времен отпуска, покупающие там недвижимость, живущие там кое-где целыми обособленными поселками. И во-вторых – турки с континента, привлеченные главным образом тем, что в ТРСК разрешен игорный бизнес (в самой Турции он под запретом с 1978 г.). Эти люди живут в больших отелях при казино и с англичанами едва соприкасаются. Отметим, что в России игорный бизнес попал под запрет этим летом, что, по идее, должно создать для Абхазии полностью аналогичный шанс…

Курортная инфраструктура в ТРСК вполне современна и благоустроена, цены не слишком высоки, хотя и низкими их назвать никак нельзя. Вообще, видно, что в страну даже в кризисном 2009 идут инвестиции – строек довольно много и они "живые" даже в июльскую жару. В целом, страна выглядит сравнительно благоустроенной – примерно на уровне государств Центральной Европы. Приличные дороги, современные магазины, автосалоны, разнообразные сервисы и пр. ВНП на душу населения по обменному курсу ( а не по паритету покупательной способности!) составляет ныне около US$ 15000. причем за последние 8 лет он более чем утроился. Все это разительно отличается от нынешней абхазской разрухи – когда туристический бизнес эксплуатирует главным образом наскоро подновленные фонды еще советского времени. И когда посреди Сухуми стоят дома, с вынутыми мародерами оконными коробками – словно бы война закончилась вчера, а не 15 лет назад. Почему такая разница? Я не знаю. Дело ли только в двадцатилетней форе – или есть еще что-то, мешающее инвестировать в Абхазию, но не мешающее – в Северный Кипр?

Кстати говоря, обе страны роднит еще и чистота моря у их берегов – что называется. нет худа без добра: непризнанность государства убивает судоходство, то, однако, весьма благоприятно для экологического состояния побережья.

Однако, имеется у ТРСК еще одна отрасль экспортной экономики – достаточно оригинальная и нетрадиционная, созданная уже после отделения в 1974 г. Это – экспорт образовательных услуг. На 250 примерно тысяч постоянных жителей ТРСК приходится 55 тысяч студентов шести университетов. Из этих студентов лишь 15% - киприоты. Остальные – иностранцы, большинство из Турции, но есть немало народу из прочих стран, включая Россию. Преподавание в университетах ТРСК происходит на английском языке – тогда как в Турции, само собой, на турецком. Это обстоятельство создает во-первых мотивацию для поступления в вузы ТРСК, а во-вторых – облегчает администрации этих вузов комплектование штата квалифицированных преподавателей. Иначе говоря, удачный маркетинговый ход генерирует как  спрос так и предложение.

Теперь попробуем сформулировать главные выводы. Итак, на примере ТРСК, мы видим, что даже сохраненный на долгие годы статус непризнанного государства, хоть и привносит серьезные осложнения в экономику и повседневную жизнь его граждан, однако не обязательно становится непреодолимым препятствием для экономического и социального развития. Кроме того, очевидно, что как Абхазия не использовала до сих пор все имеющиеся возможности зарабатывания российских денег, так и Россия по части инструментария помощи этой непризнанной республике находится в самом начале пути.

Станем же надеяться, что надлежащие шаги в обозримом времени будут сделаны.

 

Лев Усыскин

Специально для Когита!ру

Фото автора

См. также статью Льва Усыскина "Старший брат Абхазии" на Полит.ру

Лев Усыскин на Когита!ру:

Татьяна Толстая и квартирный вопрос

Школьный курс после выпаривания

In memorium: Лама Чжамьян Кенце

Лев Усыскин. Восхваление радуги

Лев Усыскин. Несколько случайных слов о фруктах

Лев Усыскин. Как я сотрудничал с женскими глянцевыми журналами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











comments powered by Disqus