«Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником
На снимке: В. Портников
См. ранее на Когита.ру:
- «Каин, Каин, где брат твой, Авель?» - «Разве я сторож брату своему?»
- «Каин, Каин, где брат твой, Авель?» - «Разве я сторож брату своему?». Продолжение темы
- «Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент…»
- …Это ГЛУПОСТЬ. Это ЛОЖЬ. Это НАЦИЗМ
- Ксения Кириллова. Кто прав в конфликте россиян с украинцами?
- «Кому должна я, всем прощаю…»
**
Вчера, уже ближе к концу дня, получил рассылку от коллеги ЕС:
«…Это в продолжение моей дискуссии о безобразной статье Портникова двухнедельной давности… (В. Портников. К друзьям-москалям. – А. А.). Я бы на месте Георгия Кунадзе спросил также у Портникова, как он себе представляет, может ли любой житель России (даже при его большом желании) НЕ платить налоги, НЕ пользоваться общественным транспортом, НЕ совершать любые покупки в магазинах... и т.д. Я не хочу сейчас обсуждать вопрос о том, "мерзавец" ли наш герой, но то, что он просто заболтавшийся дурак, для меня несомненно...
Но, по моему мнению, и Георгий Кунадзе достаточно хорошо его "приложил". Е. С.)»
Прилагаю текст блога из портала «Эха Москвы», по ссылке, которую указал коллега.
Георгий Кунадзе, дипломат:
2 февраля 2016
Украинский журналист Виталий Портников, выступая сегодня в эфире Радио «Свобода» в очередной раз повторил свой известный тезис:
«Почему я считаю каждого российского гражданина ответственным за войну в нашей стране, в Украине, за гибель наших граждан? Потому что всякий раз, когда он платит налоги государству, когда он покупает трамвайный билетик,…он таким образом платит деньги за тот снаряд, который завтра, может быть, попадет в сердце его украинского родственника или друга.»
Я уже имел случай оценить этот тезис г-на Портникова как абсурдную и бесчестную демагогию, не делающую чести автору. Хотел бы публично задать ему три вопроса:
1. Получаете ли Вы, г-н Портников, за свои многочисленные публикации в российских СМИ гонорары, с которых, возможно без Вашего ведома, удерживают российские налоги?
2. Если получаете, не означает ли это, что и Вы, самопровозглашенный патриот Украины, несете ответственность за войну, которую Россия ведет в Украине?
3. Считаете ли Вы, г-н Портников, что ответственность за войну России в Украине наравне со всеми российскими гражданами несут также сотни тысяч, если не миллионы, украинских граждан, честно работающих в нашей стране и законопослушно платящих российские налоги?
Просил бы Вас по возможности честно ответить на поставленные вопросы, а сделав это, признать Ваш вздорный тезис ошибочным и публично его опровергнуть. В случае, если Вы не сочтете возможным выполнить мою просьбу или под каким-либо благовидным предлогом уклонитесь от ответа, я, Георгий Кунадзе, буду вынужден назвать Вас МЕРЗАВЦЕМ, и немедленно удалю из списка своих друзей.
Разместив вчера на своей странице в Фейсбуке «Вопросы к Виталию Портникову», я довольно быстро получил от него ответы, правда, в личном сообщении. Чтобы, как пояснил герой публикации, «не создавать мне рекламы». Полагаю, однако, что ответы г-на Портникова достойны внимания всех, кто видел мои вопросы. Вот что он мне написал, а я в скобках прокомментировал:
— «У меня нет никаких многочисленных публикаций в российских СМИ,
единственное издание, где они есть и где я мог бы теоретически получать деньги в России, это СЛОН, но я не получаю там денег».
(Это не совсем так, только за два последних месяца в российском Интернет-издании grani.ru (в России доступно по ссылке: mirror577.graniru.info ) опубликовано 14 содержательных статей г-на Портникова. Готов поверить, что денег он за них не получил, но не могу понять, зачем соврал. А ведь он соврал.)
— Я именно поэтому с 1991 года работаю на Радио «Свобода», чтобы никто не мог упрекнуть меня в уплате налогов стране, которая в любой момент могла уничтожить Украину»
(Это — неправда. До 1995 года г-н Портников работал обозревателем «Независимой газеты», очень известного московского издания. В 90-е годы он регулярно публиковался и в других российских газетах: «Русский телеграф», «Ведомости», «Время МН». И, конечно, исправно платил все российские налоги. Г-н Портников страдает амнезией? Или опять соврал?)
— «Считаю свою работу для российских СМИ работой для изменения сознания (российского — Г. К.) общества»
(Похвальное желание, спасибо. Но российским авторам, пишущим об Украине, Портников в своей нашумевшей статье «К друзьям-москалям», наоборот, советует «не учить украинцев жизни». Почему одним можно, а другим нельзя, непонятно.)
— «Ответственность за войну (России против Украины – Г. К.) несут украинские граждане, которые живут и работают в России. Считаю это разновидностью коллаборационизма. Считаю что эти люди (украинцы, работающие в России – Г. К.), которые платят налоги агрессору, оплачивают горе и смерть своих соотечественников. Публично и на закрытых совещаниях неоднократно призывал запретить украинцам работать в России.
Из двух миллионов (украинцев, работающих в России – Г. К.) все равно никто не вернется. Они — часть русского мира…, такие же наши враги как граждане России»
(Удивляет легкость, с которой г-н Портников призывает лишить миллионы работающих в России украинцев средств к существованию. И записывает их скопом во врагов Украины вместе со всеми гражданами самой России. По-моему, это циничная глупость не красит г-на Портникова.)
Не менее любопытны и нелицеприятные оценки, которые г-н Портников дал лично мне:
— «Вы — совковый идиот, который, …как это часто бывает с инородцами, больший шовинист чем сами русские. Из-за таких как вы все и происходит».
(«Совковый идиот» — сказано забавно. Что же до слов г-на Портникова обо мне как «инородце и большем шовинисте, чем сами русские», замечу, что в силу понятных причин, которые неловко разъяснять, эти слова кажутся мне парадоксальными. Кстати, эти слова г-на Портникова указывают на его неплохое знакомство с трудами В.И. Ленина. Криминала в этом нет, но любопытно)
— «Вы — не русский, а я — украинец, в этом большая разница. В Украине уже сложилась политическая нация, а в России она сложится только после краха РФ и появления настоящих государств»
(Крах путинского режима, полагаю, неизбежен. Однако, хорошо это или плохо, подавляющее большинство россиян воспринимают нынешнюю Россию именно как свое государство. Появится ли когда-нибудь на месте России несколько новых государств, не знаю. Знаю, зато, что не все жители Украины объединены общей целью и восприятием нынешней украинской власти как своей. Это, увы, факт.)
— «Вы меня добавили, чтобы меня читать. Я вас, уж простите, не читаю. Умели бы писать — выбрали бы другую профессию».
(Каюсь, статьи г-на Портникова иногда просматриваю на Гранях, кое-что нахожу интересным, хотя в последнее время все реже. Дальше как в старом советском анекдоте, помните: «Я Пастернака не читал, но его произведения осуждаю». Так и г-н Портников мои публикации не читал, но знает, что писать я не умею. Тоже анекдот, по-моему).
— «Ваш пост прочтут 10 ваших читателей и забудут. Если я начну отвечать на моей странице, это приведет к дискуссии, оскорблениям в ваш адрес, участию тысяч человек».
(За трогательную заботу признателен. Приглашаю читателей г-на Портникова прокомментировать мою подборку его лживых и провокационных высказываний. Оскорбления в свой адрес удалю, на содержательные комментарии отвечу.)
— «Всякий раз, когда он (российский гражданин – Г. К.)...покупает трамвайный билетик,…он платит деньги за тот снаряд, который завтра, может быть, попадет в сердце его украинского родственника или друга»
(Я желаю г-ну Портникову никогда не приезжать в Россию, а то купит он здесь ненароком трамвайный билетик и станет пособником российской агрессии против Украины).
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. Изучив полученные в личном сообщении ответы г-на Портникова на мои публично заданные вопросы, должен признать, что погорячился. На мерзавца г-н Портников не тянет. Он просто высокомерный, лживый и, по-моему, не очень умный человек. Его многократно повторенным заверениям в личной честности и порядочности я, уж увольте, не верю.
2. Попытки г-на Портникова научить своих украинских читателей ненависти ко всем гражданам России, равно как и его многократно повторенный тезис о том, что желающие Украине победы россияне стократно больше виноваты в российской агрессии, чем те, кто ее осуществил и поддержал, объективно играют на руку путинскому режиму. Позволяя ему посеять рознь и недоверие между друзьями Украины в России и самими украинцами. В этой связи думаю, не является ли г-н Портников глубоко законспирированным агентом Кремля? Извините за такое предположение. Но, как говорил, папаша Мюллер, маленькая ложь рождает большое подозрение.
По совокупности изложенных обстоятельств удаляю г-на Портникова из друзей, оставляя за собой право комментировать его новые провокационные публикации.
СЛАВА УКРАИНЕ».
Я счел уместным переслать эти материалы нескольким своим коллегам, с нижеследующим комментарием:
«Дорогие друзья!
Увы, экзамена на интеллектуализм-интеллигентность В. Портников не выдержал. С мифом о "лучшем украинском журналисте" придется проститься. Странно, что этой оголтелости у него не было раньше. Или мы не замечали? Уж не стану републиковать это на Когите. Ограничусь этой мини-рассылкой.
Ваш - Андр. Ал. 2.02.2016»
После чего несколько человек откликнулись на мою рассылку. См. ниже:
БД – А. Алексееву и др.
Да, конечно . Б. (2.02.2016)
ТК без комментариев прислала еще один текст В. Портникова:
ТК – А. Алексееву
«Виталий Портников
2.02.2016. Киев
«Вопят прохвосты-петухи, что виноватых нет…»
Многие российские читатели в последние недели были весьма возбуждены моей констатацией неминуемой гражданской ответственности каждого гражданина страны-агрессора за преступления своего государства. Конечно, поддержавших мою позицию - настоящих русских интеллигентов и граждан - тоже было немало. Но находились и такие - отставные чиновники, бывшие журналисты и прочие жители России - кто решительно не хотел соглашаться с самим фактом гражданской ответственности. Чем только эти люди не объясняли мою позицию - украинским национализмом, радикализмом, "военной травмой", стремлением выстроить новую идентичность на разрыве с Россией и прочими глупостями.
Между тем, причина моей позиции - в приверженности многовековым традициям вольной русской журналистики и литературы. В 1863 году Александр Герцен писал о России - "опозоренной матери" палачей Польского восстания и клеймил "молчание рабов": "Они, стоя в болоте польской крови, на грудах польских трупов, на пепле сожженных уездов, будут подзадоривать без того обезумевших солдат на месть - они будут доносить, клеветать, ругаться... А вы будете молчать?..
Вы должны говорить, чтоб мы ... не краснели, как краснеет сын опозоренной матери..." . В 1968 году Александр Галич отреагировал на оккупацию Чехословакии строками
Снова, снова - громом среди праздности,
Комом в горле, пулею в стволе:
- Граждане, Отечество в опасности!
Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле!
Вопят прохвосты-петухи,
Что виноватых нет,
Но за вранье и за грехи
Тебе держать ответ!
За каждый шаг и каждый сбой
Тебе держать ответ!
А если нет, так черт с тобой,
На нет и спроса нет!
Я бы хотел еще раз это подчеркнуть: тебе держать ответ. Тебе, а не только власти и ее аморальным сторонникам. Без этого ответа не может быть выздоровления.
В 1989 году я был свидетелем выступления Андрея Сахарова по поводу оккупации Афганистана на первом съезде народных депутатов СССР. И когда позже я спросил у Андрея Дмитриевича, должен ли именно он брать на себя ответственность за преступления советского режима и подвергаться травле "агрессивно-послушного большинства", услышал простые слова - за это отвечает каждый из нас. Я это тоже запомнил.
Моя позиция - не украинская, а российская. Она продиктована теми же мотивами, которые двигали Герценом, Галичем, Сахаровым. Большая часть их современников - в том числе и якобы либеральных, а на самом деле отравленных шовинизмом или просто связанных с Охранкой и КГБ - их тоже не понимала и травила. Так что нам не привыкать.
Ну а то, что в столь тревожный для России час продолжателем традиций вольной русской журналистики оказывается украинский журналист - не вина, а беда России».
Я ответил:
А. Алексеев – ТК и др.
Спасибо за дополнительную информацию. Небось из Фейсбука…
Я думаю, напрасно Портников пытается присоседиться к Герцену, Галичу и Сахарову. Мне его искренне жаль. АА. 2.02.2016.
Еще один отклик, тоже из Украины:
ВП – А. Алексееву и др.
Да, с Портниковым обидно получилось: вместо того, чтобы признать, что в
стремлении подчеркнуть какую-то мысль, он довел ее до абсурда, - он
стал доказывать, что прав и теперь выглядит совсем уже некрасиво. (2.02.2016)
Я ответил:
А. Алексеев – ВП и др.
Именно так, <…>! АА. 2.02.2016
Еще один отклик «перевел стрелки» с украинского журналиста на российского критика:
ЮЧ – А. Алексееву и др.
О Портникове - разговор отдельный. Но судья (или, скорее, обвинитель) кто? Напомню, как заканчивает своё исходное (публичное!) обращение к Портникову г-н Кунадзе:
«Просил бы Вас по возможности честно ответить на поставленные вопросы, а сделав это, признать Ваш вздорный тезис ошибочным и публично его опровергнуть. В случае, если Вы не сочтете возможным выполнить мою просьбу или под каким-либо благовидным предлогом уклонитесь от ответа, я, Георгий Кунадзе, буду вынужден назвать Вас МЕРЗАВЦЕМ, и немедленно удалю из списка своих друзей».
Поставьте себя на место получателя подобной... инвективы. Ведь нам всем приходится участвовать в дискуссиях, высказывая порой весьма спорные, а порой и резкие, суждения. Но, несмотря на возникающее напряжение, мы с вами стараемся держаться в рамках приличия. А здесь г-н Кунадзе, не дожидаясь ответа, заранее в ультимативной форме ТРЕБУЕТ от Портникова "признать Ваш ВЗДОРНЫЙ тезис ошибочным и ПУБЛИЧНО его ОПРОВЕРГНУТЬ". Затем, обозначив своё ультимативное требование как "просьбу", г-н прокурор предупреждает: если "под каким-либо благовидным предлогом уклонитесь от ответа, я, Георгий Кунадзе, буду ВЫНУЖДЕН назвать Вас МЕРЗАВЦЕМ (это слово, как видите, выделено им самим, - Ю.Ч.), и немедленно удалю из списка своих друзей". Не знаю, как Вы, а я, получив подобное "спаслание", как минимум, немедленно удалил бы отправителя (и ОТРАВИТЕЛЯ диалога) "из списка своих друзей". Что касается максимума, позвольте употребить фигуру умолчания. И тему не развивать, потому что... ну, это понятно из вышесказанного.
А отреагировал на действительно ВЗДОРНЫЙ диалог Кунадзе с Портниковым лишь из уважения к получателям этого моего письма.
С искренним уважением и добрыми пожеланиями, Ю. (2.02.2016).
ЮЧ побудил меня поинтересоваться личностью также и Г. Кунадзе. Оказалось – ученый-международник, а в прошлом – дипломат, заместитель министра иностранных дел России (1991-1993), чрезвычайный посол в Корее, зам. директора Института США и Канады… И я написал:
А. Алексеев – ЮЧ и др.
Да, коллеги, дипломат Кунадзе мог бы быть и подипломатичнее. Могу лишь выразить сожаление, что главный научный сотрудник ИМЭМО (см. Википедию) так дурно воспитан. Но Портникова культурный уровень обвинителя никак не реабилитирует. (Кстати, и тот называет своего оппонента «совковым идиотом»)
В том и беда, что ненавистные высказывания (неважно с какой стороны) провоцируют такие же (а иногда еще худшие) оскорбления. И тогда уже не имеет значение, кто первый начал.
Андр. Ал. 2.02.2016.
Последний из полученных мною в тот день откликов был от БД:
БД – А. Алексееву
По-моему, Андрей, ты нашел самое верное решение: закончить обсуждение этой темы... (2.02.2016)
Признаться, я не считаю обсуждение этой темы законченным. Можно закончить ее в нашей переписке, но в жизни происходит эскалация этой темы. И это очень печально.
Как тут не вспомнить мудрое замечание покойного Г. Померанца: «Стиль полемики важнее ее предмета».
А. Алексеев. 3.02.2016.
**
ПОСТСКРИПТУМ
Нижеследующая часть переписки велась уж только между мною и БД (без отправки копий коллегам) и после опубликовании вышеприведенного материала на Когита.ру:
БД – А. Алексееву
Андрей, посмотрел «Диалог» украинского публициста с российским ученым-международником... Это финал? Вся серьезная дискуссия уже превращается в фарс... Б. (3.02.2016)
А. Алексеев – БД
По возможности, поясни, что имеешь в виду. На мой взгляд, эта "дискуссия" Портникова и Кунадзе весьма показательна. Отворачивать глаза от реального разжигания и подстегивания национализмов - не стоит. АА. 3.02.2016
БД – А. Алексееву
Да, дискуссия была полезной, но последние материалы, например, о том, получает ли Портников деньги за его публикации в России - уже мелко... очень хорошо вчера написал ВП... Вот то, на мой взгляд, была точка., (3.02.2016)
А. Алексеев - БД
…В том-то и трагедия (а не фарс!), что интеллектуально-культурный уровень российского ученого-дипломата и популярного в Украине публициста, при всех их разногласиях, равно ущербен. Мой лаконичный комментарий - об этом. Может быть, следовало сказать об этом более отчетливо. АА. 3.02.2016.
БД – А. Алексееву
Я понял... Грустно!! (3.02.2016)