«Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский)
На снимке: В. Мединский
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО
На ночь глядя прочел на сайте министерства культуры теплое приветствие министра В. Мединского в связи с отмечаемым сегодня Всемирным Днем Поэзии: «Поздравляю с этим праздником всех создателей поэтических строк, всех любителей прекрасных, проникновенных стихов!...У поэзии нет возраста, вечно юная, она всё так же увлекает своих поклонников, находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту».
Прекрасные слова, и да поможет поэзия самому министру в нынешние непростые для него минуты и дни, как помогала его коллегам-предшественникам и современникам…
А ведь сколь высокая культурная репутация была у нашего Отечества, когда СССР называли самой читающей страной. По части просвещения масс уже в первые советские годы мы достигли многого. Правда, В.Ленин держал трезвую позицию в оценке всероссийской программы «ликбеза» и просвещения. В беседе с Ю.Анненковым в 1921 году -- в голодную пору Гражданской войны он рисовал вождя в его рабочем кабинете,-- тот откровенно признался художнику: «Я.знаете, в искусстве не силен. Искусство для меня это что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль , необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык-дзык! – вырежем. За ненужностью… Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное знаете, я большой симпатии не питаю и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» не следует толковать как стремление к возрождению новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, , читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель –вполне практическая. Только и всего».
И все же нельзя недооценивать огромной значимости усилий тех, которые «управляли культурой» честно и самоотверженно, по внутреннему призванию, ибо душа их тоже стремилась к прекрасному. Первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский писал пьесы. В 1930-х годах ведомство искусства возглавил П. Керженцев, автор известной книги «Творческий театр». Он азартно громил МХАТ-2-й, Театра Мейерхольда, Камерный театр, художников, музыкантов, литераторов и поэтов – время-то было непростое… Да что скрывать – и И.Сталин в юности писал стихи, а в зрелые годы слыл ценителем прозы и поэзии, драмы, оперы и балета, живописи, ваяния и зодчества; и его авторитетные приговоры-суждения о прекрасном испытали на себе многие деятели культуры. В разные годы поэтическому творчеству отдали дань Л. Троцкий, Н. Бухарин, Ф. Дзержинский. Правда Троцкий счел стихи Дзержинского «из рук вон плохими» -- возможно, завидовал изяществу слога... И другие госруководители пробовали себя в искусстве – В.М. Молотов в юности не только писал стихи, но ещё играл на скрипке, занимался стихотворством и Л. Брежнев, а член Политбюро КПСС А. Лукьянов выступал поэтом под псевдонимом Осенев, руководитель КГБ , а потом партии и правительства Ю. Андропов тоже писал стихи. М. Горбачев, Б. Ельцин, как и В. Путин и Д. Медведев в художественном творчестве замечены не были.
Из нынешних видных госчиновников в литераторы вышли министр иностранных дел С. Лавров и министр культуры В. Мединский. Они отказались от псевдонимов, выступили с открытым забралом, отринув мещанский комплекс застенчивости: чего тут стесняться, у нас в стране всякий труд почетен! Исторические романы В. Мединского широко публикуются и инсценируются в подведомственных министерству культуры театрах. А С. Лавров в январе даже удостоился премии Союза Писателей России «Имперская культура» в номинации «События. Подвиги. Люди». Его поощрил за верность долгу и служение Отечеству председатель Союза Писателей России Валерий Ганичев (слышали о таком?), он авторитетно назвал МИД России «одним из самых высокоинтеллектуальных министерств нашей страны, а его руководителя -- одним из самых выдающихся министров иностранных дел в мире. Стихотворение С. Лаврова «Посольский приказ», полагает Ганичев, выдающийся пример служения народу. Похвала столь авторитетного профессионала-литератора дорогого стоит!
«В поле воин один – так бывает и это не ново. // Дипломат должен сам дать единственно верный ответ. // Должен он как поэт, находить только верное слово. // Крепко помня при этом, что пророков в отечестве нет».
Что говорить – и мудро, и в то же время пронзительно и проникновенно.
Публикуя сочинения в журнале «Русский пионер» С. Лавров объяснил: в стихах он хотел показать читателям «как тема заграницы воспринималась моим поколением на разных этапах формирования гражданской позиции». В 1989 году С. Лавров написал гимн своей «альма матер» -- Московского Государственного Института Международных отношений.
Поэзия украшает и облагораживает жизнь, а в особенности гимны. «Больше поэтов, хороших и разных!» -- восклицал В. Маяковский и его пламенный призыв сегодня услышан многими. Хотя , конечно, кроме хороших и разных поэтов существуют и разные жанры, и соответствовать им тоже не каждому художнику дано. Встречались, конечно, и у нас великие мастера-универсалы своего дела. Например, С. Михалков писал и басни, и детские песенки и поэмы, и сказки, и разоблачительные фельетоны, и страстные публицистические памфлеты. В историю он вошел как автор трех- вариантов Государственных гимнов нашего Отечества!
Теперь, когда возникла потребность оснастить нашу Госдуму достойным её торжественным песнопением, возникло затруднение. Природа решила передохнуть и нет у нас сегодня гимносоздателя, равного С. Михалкову. В 2013 году вспомнили, что у Первой Думы России существовал Гимн «Избранникам русского народа», написанный композитором Александром Глазуновым, тогда он торжественно прозвучал в исполнении депутата Иосифа Кобзона и Ансамбля песни и пляски МВД России. Депутаты слушали Гимн стоя.
Музыка А. Глазунова произвела хорошее впечатление, но выспренные казенные слова не удовлетворили многих думцев. Их, кстати, написал сто лет назад даже не поэт, а цензор Петербургского цензурного комитета Николай Соколов, фигура, в общем-то мрачная, травившая М. Горького, А. Куприна, Л. Андреева, З. Гиппиус. Текст Гимна явно требует серьезных корректив. Тут даже темперамент И.Кобзона не спасает… Вчитайтесь:
«Вам, избранникам народа, // Русь челом бьёт до земли! // Вольной волюшки желанной // Вы нам знамя принесли. // Долг священный, долг высокий // Шлет вас Родина свершить, //Путь широкий обновленья // Ей открыть и освятить // Знаньем, правдою засеять // Света ждавшие поля.// Да воспрянет к жизни новой //Днесь свободная земля!»
Признаемся: царскому цензору стихи не слишком удались, не хватило образности, мощи. А вот громкозвучному депутату И. Кобзону, Председателю российских писателей А. Ганичеву, министру культуры В. Мединскому и одаренным поэтам-госчиновникам стоило бы срочно исправить положение. Ведь хранится же у них неприкосновенный запас не отсыревшего поэтического пороха в объёмных творческих пороховницах!
Удачи!
С Всемирным Днем Поэзии!
И спокойной ночи!
В. Дмитриевский
**
См. ранее на Когита.ру:
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)