«Это даже хорошо, что пока нам плохо!». На ночь глядя (20)
На ночь глядя в новостном обзоре прочел я на сайте Союза театральных деятелей РФ тревожное заявление Александра Калягина об угрозе введения в практику культурной жизни оценки деятельности театров по «показателю эффективности», в зависимости от которого и будет определяться дотация, что в конечном счете чревато сокращением театров в Москве. Тревогу лидера нашего творческого сообщества разделяют многие. Тем более, что показатель «эффективности» в наших условиях понимается весьма широко и произвольно применяется в разных отраслях, что часто приносит противоречивые результаты.
Вот, например, уже третий век размышляют, как в России преодолеть два главных препятствия – разрушительную деятельность дураков и никудышные дороги. Впрочем, это весьма неполное представление о нынешней нашей реальности. У нас накопилось немало нерешенных проблем. К тому же можно посчитать, что вброшенная в наш разговорный быт каким-то заезжим иностранцем корявая фраза о дураках и дорогах всего лишь «фигура речи», не слишком удачное «мо», как говорят французы. Но тут вдруг услышал я по каналу «Эха Москвы» поразившее меня откровение высокого чиновника дорожного министерства. Он вполне серьезно утверждал, что упрек его ведомству в том, что дороги в России строятся медленно и ремонтируются некачественно, по сути дела совершенно неправомерен, о чем объективно свидетельствует сухая статистика катастроф. Ведь на хороших магистралях их гораздо больше, чем на плохих, потому что на хороших допускается повышенный скоростной режим, а какой же русский, как известно, не любит безоглядной быстрой езды, как утверждал классик ещё в доавтомобильную эпоху. И вот – печальный результат – множество смертельных случаев, а об инвалидах и говорить нечего. До чего уже дошло: как свидетельствует Росстат, в минувшем 2015 году показатели всех видов услуг показали устойчивое падение и лишь ритуальная сфера обеспечила рост на 0,5%!
Приходится признать: на плохих дорогах те же отчаянные русские ездят осторожно, объезжают ямы и колдобины, предусмотрительно соотносят свои экипажи с глубиной и широтой луж, с крутизной оврагов, с прочностью понтонных переездов и т.п., чем и обеспечивают общую и личную безопасность.
Ну конечно, в этих условиях мы несем потери в скоростном передвижении, а время, как известно, деньги. А ставка в конечном счете человеческая жизнь…
Что совершенно очевидно -- нужно четче определиться в ценностных ориентирах и соответствовать им. Не будем примитивными ортодоксами. Конечно, совершенствовать окружающую нас среду – и культурную, и материальную, и духовную – необходимо. Нужно – но в меру, чтобы не потерять стимулы совершенствования. в рамках, так сказать, разумной необходимости.
Городничий в гоголевском «Ревизоре» мудро утверждал: «Чем больше ломки – тем больше означает деятельность государства». И ещё важная народная мудрость: «Тише едешь – дальше будешь!»
Меру полезно соблюдать во всем. В театре – не доводить качества спектаклей до уровня художественного шедевра, так сказать -- вовремя остановиться в своих амбициях, быть скромным, не раздражать коллег разными там новациями. В здравоохранении, например, не вылечивать больного до стадии полного выздоровления, нужно, чтобы у него оставался мощный личный стимул выживания. В этом направлении тоже наблюдаются сдвиги. В градостроительстве широко распространена сдача жильцам недостроенных домов без налаженной канализации, энергоснабжения и пр. – тут тоже много возможностей для реализации собственных конструктивных замыслов. И так во всём: совершенствуй ум, накачивай мышцы – в жизни всегда есть место подвигу! Сказал же Козьма Прутков: «И терпентин на что-нибудь полезен!». Созидай, трудись, но никогда не доводи дело до конца, чтобы не утерять творческой энергетики. Иначе наступит стагнация.
Тут очень важно помнить о древнем принципе «нон финито» – незаконченного замысла, отложенного финала. Недосказанность, незавершенность рождает воображение, любопытство, наконец, желание, как сегодня говорят, «оптимизировать ситуацию». Как там Айболит - О.Ефремов в фильме Р.Быкова –«Это даже хорошо, что пока нам плохо!». Вот в Министерстве культуры горюют, конечно, о свершившимся коррупционном скандале. Однако чиновники нашли в себе силы и мужество на расширенном заседании Коллегии вполне единодушно –святая солдатская смычка: сам пропадай, но товарища выручай! -- «призвать милость к падшим» и просить соответствующие инстанции не дожидаясь окончания следствия и суда заменить унылое пребывание в СИЗО замминистра Г. Пирумову и его трем соратникам на домашний арест. Конечно, сподвижники министра не оправдали его высокого доверия, погрязли в жульничестве в особо крупных размерах, уж очень не интеллигентно как-то всё получилось. Но сам министр благороден, не помнит коварства подчиненного, озабочен судьбой споткнувшихся коллег и стремится по мере своих возможностей облегчить их нынешнее плачевное положение. Как там у С .Маршака в «Кошкином доме»? -- «А свинья хоть и свинья, но зато она своя».
А тут и новая информация подоспела: передать контроль по работе цирков от арестованного ныне замминистра Г. Пирумова благополучно функционирующему замминистру А. Аристархову. И это правильно. Аристархов специалист в сфере культуры опытный, пришел в ведомство закончив кроме Казанского авиационного института Православный Свято-Тихоновский университет, кандидат исторических наук и кандидат богословия. Потому профессиональная и личная репутация его, надо полагать, безупречна и с управлением цирками он-то уж точно хорошо справится.
А что касается заключенных в СИЗО коллег министра, есть все основания думать -- суд над ними будет, может быть, и суров, но, безусловно, справедлив. Нужно только не терять веры в наше правосудие. Как писал поэт Федор Тютчев -- «Умом Россию не понять. Аршином общим не измерить. У ней -- особенная стать. В Россию можно только верить». И в правосудие тоже.
Я верю!
Спокойной ночи!
В. Дмитриевский
**
См. ранее на Когита.ру:
- Из новогоднего дневника социолога-театроведа. На ночь глядя (1)
- Про Тигра Амура и козла Тимура. На ночь глядя (2)
- Без библиотек, зато с бюстами. На ночь глядя (3)
- Культурная политика или политика культуры? На ночь глядя (4)
- О животных, драматургах и мошенниках. На ночь глядя (5)
- Можно и надорваться, если все высокие предписания исполнять… На ночь глядя (6)
- Отмеченный свыше. На ночь глядя (7)
- «Главное все-таки в том заключается, чтобы не размышлять…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). На ночь глядя (8)
- Оборотная сторона бдительности. На ночь глядя (9)
- Всероссийские масштабы борьбы за нравственное здоровье. На ночь глядя (10)
- В. Дмитриевский: «Спокойной ночи!». На ночь глядя (11)
- О памятниках. На ночь глядя (12)
- «…Если бы мне изменила женщина, я бы всегда сказал, что виноват я, а не она…» (Ив. Пущин) . На ночь глядя (13)
- Кинорежиссер Всея Руси. На ночь глядя (14)
- День Театра в День внутренних войск МВД, или наоборот. На ночь глядя (15)
- «Поэзия находит отклик в душах миллионов людей и помогает в сложную минуту…» (В. Мединский). На ночь глядя (16)
- Растут ряды оскорбленных. На ночь глядя (17)
- Кому повезло, кому не повезло… На ночь глядя (18)
- «Веселится и ликует весь народ!». На ночь глядя (19)